|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 18. Административные правонарушения в области промышленности, использования тепловой, электрической и атомной энергии
В главе 18 КоАП содержатся составы административных правонарушений в области промышленности, использования тепловой, электрической и атомной энергии. Родовым объектом административных правонарушений в области промышленности, использования тепловой, электрической и атомной энергии является общественные отношения, регулируемые Законом РК от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите», Законом РК от 14 января 2016 года «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Законом РК от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике», Законом РК от 4 июля 2009 года «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», Законом РК от 9 января 2012 года «О газе и газоснабжении» и др. Многие составы административных правонарушений в данной главе посвящены промышленной безопасности. Промышленная безопасность – состояние защищенности физических и юридических лиц, окружающей среды от вредного воздействия опасных производственных факторов[1083]. Основной целью промышленной безопасности является предотвращение, минимизация последствий аварий на опасных производственных объектах. Кроме того в данной главе содержатся составы административных правонарушений в области использования тепловой, электрической и атомной энергии. Стремительное развитие энергетики в последнее столетие стало основой быстрого развития экономики и повышения качества жизни людей. Кроме того, в последнее время проводится политика для обеспечения приоритета энергии, вырабатываемой за счет возобновляемых источников энергии. Нарушение правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, техники безопасности на электростанциях и тепловых сетей, технической эксплуатации электроустановок потребителей, а также нарушение установленных режимов энергопотребления может привести как к снижению энергоэффективности, так и к непоправимым авариям. В целях укрепления законности и правопорядка в данной области, кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за правонарушения в соответствующих сферах.
Статья 297. Нарушение требований безопасности при обращении с взрывчатыми материалами, радиоактивными и иными экологически опасными веществами 1. Нарушение требований безопасности при производстве, хранении, захоронении, уничтожении, использовании, утилизации, транспортировке или ином обращении с взрывчатыми материалами, пиротехническими веществами, радиоактивными, бактериологическими, химическими и иными экологически опасными веществами и отходами в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам надзора, за исключением случаев, предусмотренных статьей 416 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, – влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей. 2. Нарушение установленных правил производства, хранения, захоронения, использования, утилизации, транспортировки или иного обращения ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и изделий двойного назначения, имеющих отношение к ядерной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 416 настоящего Кодекса, – влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства – в размере шестидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двухсот месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Общим объектом правонарушения является порядок обеспечения производства, хранения, захоронения, уничтожения, использования и иного обращения взрывчатых материалов, пиротехнических веществ, радиоактивных, бактериологических, химических и иных экологически опасных веществ и отходов в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам надзора. Соблюдение правил, стандартов, нормативов в области промышленности, использование тепловой, электрической энергии является одним из условий безопасности при использовании энергии. Действующее законодательство подробно определяет условия работы субьектов в области использования энергии, перечень тех органов, которые правомочны устанавливать правила, стандарты, нормы безопасности и, соответственно, ответственность за нарушение действующих требований. Часть 1. Объективная сторона деяния проявляется в противоправных действиях (бездействии) путем нарушения правил, регулирующих вопросы безопасности. Проблемы безопасности регулируются специальными правилами, поскольку отношения, связанные с производством, хранением, захоронением, уничтожением, использованием, утилизацией, транспортировкой взрывчатых, пиротехнических, радиационных, бактериологических, химических и иных опасных веществ подлежит лицензированию. Субъектами данного правонарушения могут быть физические и юридические лица. Субъективная сторона деяния - умысел либо неосторожность. Часть 2 комментируемой статьи содержит взыскания, которые могут быть применены за нарушение установленных правил производства, хранения, захоронения, использования, утилизации, транспортировки или иного обращения ядерных материалов, специальных неядерных материалов и изделий двойного назначения, имеющих отношение к ядерной деятельности. Установление правил производства, хранения, захоронения, использования, утилизации, транспортировки или иного обращения ядерных материалов и изделий, имеющих отношение к ядерной деятельности, регулируется нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Объективная сторона проявляется в противоправных действиях (бездействии)путем: 1) нарушения правил производства; 2) нарушения правил хранения; 3) нарушения правил захоронения, использования, утилизации; 4) нарушения правил транспортировки или иного обращения. Субъектами правонарушения в комментируемой статье могут быть физические и юридические лица, нарушающие установленные правила. Субъективная сторона данного деяния характеризуется умыслом либо неосторожностью. Хотя, на наш взгляд, надлежащие охранительно-запретительные надписи и другие обозначения безопасности должны исключать неосторожность.
Статья 297-1. Ввоз на территорию Республики Казахстан и вывоз с территории Республики Казахстан драгоценных металлов, драгоценных камней, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней 1. Ввоз на территорию Республики Казахстан и вывоз с территории Республики Казахстан драгоценных металлов, драгоценных камней, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней с нарушением законодательства Республики Казахстан - влекут штраф на физических лиц в размере тридцати, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства - в размере ста пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере четырехсот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере одной тысячи месячных расчетных показателей. 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на физических лиц в размере пятидесяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства - в размере ста восьмидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере семисот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двух тысяч месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Часть 1 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа за ввоз на территорию Республики Казахстан и вывоз с территории Республики Казахстан драгоценных металлов, драгоценных камней, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней с нарушением законодательства Республики Казахстан. Непосредственным объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 комментируемой статьи, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения порядка ввоза на территорию Республики Казахстан и вывоза с территории Республики Казахстан драгоценных металлов, драгоценных камней, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Предметом состава административного правонарушения являются драгоценные металлы, драгоценные камни, сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней. Согласно Закону РК от 14 января 2016 года «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным металлам относится золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии и виде. К драгоценным камням относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования. К сырьевым товарам, содержащие драгоценные металлы относятся необработанные драгоценные металлы (в том числе сплав Доре в виде слитка, катодные металлы), цинковые осадки, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов, руды, концентраты и зола цветных металлов, полупродукты производства цветных металлов, содержащие драгоценные металлы. К ювелирным и другим изделиям из драгоценных металлов и драгоценных камней относятся изделия, за исключением монет из драгоценных металлов, изготовленные из драгоценных камней, драгоценных металлов и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных камней и других материалов природного или искусственного происхождения либо без них, применяемые в качестве различных украшений, утилитарных предметов быта и (или) для культовых и декоративных целей[1084]. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 297-1 КоАП характеризуется действием, а именно: - ввоз на территорию Республики Казахстан драгоценных металлов, драгоценных камней, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней с нарушением законодательства Республики Казахстан - вывоз с территории Республики Казахстан драгоценных металлов, драгоценных камней, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней с нарушением законодательства Республики Казахстан. Статья 7 закона содержит особенности ввоза на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывоза с территории Республики Казахстан в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, ювелирных и других изделий. Ввоз на территорию Республики Казахстан и вывоз с территории Республики Казахстан необработанных природных алмазов осуществляются в соответствии со схемой сертификации Кимберлийского процесса (п. 5 ст. 7 Закона). Сертификат Кимберлийского процесса означает защищенный от подделки документ определенного формата, который идентифицирует партию необработанных алмазов как соответствующую требованиям схемы сертификации[1085]. Порядок государственного контроля драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, осуществляется согласно Правилам ввоза на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывоза с территории Республики Казахстан в эти страны драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы[1086]. Согласно п. 6 Правил, при ввозе драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы государственный контроль включает в себя: 1) проверку партии товаров, содержащих драгоценные металлы, на соответствие данным, указанным в сопроводительной документации, в том числе нормативно-технической и (или) технической документации; 2) определение источника происхождения товаров, содержащих драгоценные металлы; 3) оценку стоимости драгоценных металлов с учетом цен мирового рынка; 4) контроль соблюдения требований законодательства Республики Казахстан при совершении сделок с товарами, содержащими драгоценные металлы; 5) контроль содержания драгоценных металлов и сопутствующих извлекаемых металлов в сырьевых товарах, содержащих драгоценные металлы. Результаты государственного контроля при ввозе оформляются уполномоченным органом: 1) для товаров, содержащих драгоценные металлы: при ввозе – в форме акта государственного контроля, выданного на каждую партию товара; при ввозе на переработку – в форме акта государственного контроля, выданного на каждую партию товара, а также документа об условиях переработки товаров; 2) для руд, концентратов и золы цветных металлов, полупродуктов производства цветных металлов, содержащих драгоценные металлы: при ввозе на переработку – в форме документа об условиях переработки товаров. Результаты государственного контроля при вывозе оформляются уполномоченным органом: 1) для товаров, содержащих драгоценные металлы: при вывозе – в форме акта государственного контроля, выданного на каждую партию товара, лицензии на экспорт и заключения о возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в Республике Казахстан; при вывозе на переработку – в форме акта государственного контроля, выданного на каждую партию товара, документа об условиях переработки товаров, заключения об экономической нецелесообразности или невозможности переработки сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, на территории Республики Казахстан; 2) для руд, концентратов и золы цветных металлов, полупродуктов производства цветных металлов, содержащих драгоценные металлы: при вывозе – в форме лицензии на экспорт, заключения о возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в Республике Казахстан. при вывозе на переработку – в форме документа об условиях переработки товаров, заключения об экономической нецелесообразности или невозможности переработки сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, на территории Республики Казахстан. Порядок государственного контроля при ввозе и вывозе драгоценных камней, ювелирных и других изделий, осуществляется согласно Правилам ввоза на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывоза с территории Республики Казахстан в эти страны драгоценных камней, ювелирных и других изделий.[1087] Согласно пункту 3 Правил, при ввозе на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Союз, драгоценных камней, ювелирных и других изделий до совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и таможенной очисткой, проводится экспертиза уполномоченной организацией. Акт государственного контроля оформляется и выдается заявителю в течение одного рабочего дня с момента получения документов. Порядок государственного контроля необработанных природных алмазов осуществляется согласно Правилам ввоза на территорию Республики Казахстан и вывоза с территории Республики Казахстан необработанных природных алмазов с учетом схемы сертификации Кимберлийского процесса[1088]. Субъектом административного правонарушения являются физические, должностные лица и субъекты предпринимательства. Субъективная сторона деяний характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности. Состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является формальным, то есть считается оконченным с момента обнаружения контролирующим органом факта правонарушения и не требуется установления факта причинения материального вреда. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает более строгое наказание за повторное совершение правонарушения в течение года после наложения административного взыскания. Согласно ст. 698-1 КоАП, дела об административном правонарушении по ст. 297-1 КоАП рассматривает уполномоченный орган в области регулирования производства драгоценных металлов и оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Статья 298. Нарушение правил по безопасному ведению работ 1. Нарушение установленных требований по безопасному ведению работ в отраслях промышленности, горных и строительных работ либо на объектах, поднадзорных уполномоченному органу в области промышленной безопасности и другим государственным органам контроля и надзора, если это не повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, – влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей. 2. Нарушение требований промышленной безопасности при разработке проектов строительства, реконструкции, модернизации, ликвидации опасных производственных объектов – влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства – в размере сорока пяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере семидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей. 3. Сокрытие факта аварии, инцидента на опасном производственном объекте – влечет штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства – в размере ста пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двухсот месячных расчетных показателей. 4. Действие (бездействие), предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влечет штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере двухсот, на субъектов среднего предпринимательства – в размере трехсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере четырехсот месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1 комментируемой статьи предусматривает ответственность за нарушение установленных требований по безопасному ведению работ в отраслях промышленности, горных и строительных работ либо на объектах, поднадзорных уполномоченному органу в области промышленной безопасности и другим государственным органам контроля и надзора, если это не повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. В части промышленной безопасности объектом данного правонарушения является порядок обеспечения промышленной безопасности при ведении работ в отраслях промышленности, горных и строительных работах либо на объектах, подконтрольных уполномоченному органу в сфере гражданской защиты. Общим объектом правонарушения является установленный порядок обеспечения безопасного ведения работ. Объективная сторона деяния выражается в противоправных действиях (бездействии), нарушающих требования промышленной безопасности при ведении работ в отраслях промышленности, горных и строительных работ на объектах, поднадзорных уполномоченному органу в области промышленной безопасности. Субъектами данного правонарушения могут быть физические и юридические лица, осуществляющие работы в отраслях промышленности, горные и строительные работы на объектах, поднадзорных уполномоченному органу в области промышленной безопасности. Субъективная сторона деяния может быть в форме умысла либо неосторожности. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности при разработке проектов строительства, реконструкции, модернизации, ликвидации опасных производственных объектов. Объектом данного правонарушения является порядок обеспечения промышленной безопасности при разработке проектов строительства, реконструкции, модернизации, ликвидации опасных производственных объектов. Объективная сторона деяния выражается в противоправных действиях (бездействии), нарушающих требования промышленной безопасности при разработке проектов строительства, реконструкции, модернизации, ликвидации опасных производственных объектов. Субъектами данного правонарушения могут быть физические и юридические лица, осуществляющие деятельность по разработке проектов строительства, реконструкции, модернизации, ликвидации опасных производственных объектов. Субъективная сторона деяния может быть в форме умысла либо неосторожности. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность за сокрытие факта аварии, инцидента, произошедшего на опасном производственном объекте. Объектом данного правонарушения является порядок информирования уполномоченного органа в области промышленной безопасности о факте аварии, инцидента на опасном производственном объекте. Объективная сторона деяния выражается в противоправных действиях (бездействии) по порядку информирования уполномоченного органа в области промышленной безопасности о факте аварии, инцидента на опасном производственном объекте. Субъектами данного правонарушения могут быть должностные и юридические лица, осуществляющие деятельность на опасных производственных объектах. Субъективная сторона деяния может быть в форме умысла. Сокрытие факта аварии, инцидента на опасном производственном объекте может привести к увеличению количества аварий и непринятию своевременных мер по ликвидации их последствий. Кроме того в случае сокрытия невозможно будет установить причины их возникновения и разработать мероприятия по их недопущению в дальнейшем. Примерами сокрытия инцидентов и аварий является сокрытие фактов, связанных с отслоением горной массы в подземных выработках, аварийным отключением вентиляционных систем в шахтах, падением башенных кранов при строительстве, случаев падения лифтов в жилых домах, а также розливов серной кислоты и продуктивных растворов на уранодобывающих предприятиях. Часть 4 комментируемой статьи закрепляет ответственность за действие (бездействие), предусмотренное частью третьей данной статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания. Субъектами данного правонарушения могут быть должностные и юридические лица, осуществляющие деятельность на опасных производственных объектах, повторно совершившие правонарушения, предусмотренные частью третьей комментируемой статьи.
Статья 299. Нарушение законодательства Республики Казахстан при проведении аттестуемых видов работ в области промышленной безопасности и безопасности плотин 1. Нарушение законодательства Республики Казахстан при проведении аттестуемых видов работ в области промышленной безопасности и безопасности плотин, совершенное в виде: 1) выдачи экспертных заключений, в том числе в области взрывных работ, содержащих неполную и (или) недостоверную информацию о соответствии (несоответствии) объекта экспертизы по результатам проведенных экспертиз в области промышленной безопасности; 2) разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, несоответствующих требованиям промышленной безопасности; 3) несоответствия подготовки, переподготовки специалистов, работников опасных производственных объектов требованиям промышленной безопасности; 4) проведения технического обслуживания газопотребляющих систем, не обеспечивающего их исправное состояние; 5) выдачи экспертных заключений, разработки деклараций безопасности плотин, содержащих неполную и (или) недостоверную информацию о их соответствии (несоответствии) требованиям, установленным водным законодательством Республики Казахстан, – влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей, с приостановлением действия аттестата либо без такового. 2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, а равно неустранение нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, – влекут штраф на субъектов малого предпринимательства в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двухсот месячных расчетных показателей, с лишением аттестата.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1 комментируемой статьи предусматривает ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан при проведении аттестуемых видов работ в области промышленной безопасности. В целях конкретизации нормы законодатель предусмотрел, что данное нарушение может выражаться в виде: 1) выдачи экспертных заключений, в том числе в области взрывных работ, содержащих неполную и (или) недостоверную информацию о соответствии (несоответствии) объекта экспертизы по результатам проведенных экспертиз в области промышленной безопасности; 2) разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, несоответствующих требованиям промышленной безопасности; 3) несоответствия подготовки, переподготовки специалистов, работников опасных производственных объектов требованиям промышленной безопасности; 4) проведения технического обслуживания газопотребляющих систем, не обеспечивающего их исправное состояние; 5) выдачи экспертных заключений, разработки деклараций безопасности плотин, содержащих неполную и (или) недостоверную информацию о их соответствии (несоответствии) требованиям, установленным водным законодательством Республики Казахстан. Объектом данного правонарушения является порядок соблюдения требований промышленной безопасности при проведении аттестуемых видов работ в области промышленной безопасности. Объективная сторона деяния выражается в противоправных действиях (бездействии), нарушающих требования промышленной безопасности при проведении аттестуемых видов работ в области промышленной безопасности. Субъектами данного правонарушения могут быть юридические лица, осуществляющие аттестуемые виды работ в области промышленной безопасности. Субъективная сторона деяния может быть в форме умысла либо неосторожности. Работы в области промышленной безопасности проводятся на опасных производственных объектах, на которых имеется угроза возникновения аварий и инцидентов, причиняющих вред (ущерб) физическим и юридическим лицам, окружающей среде. Кроме того, некачественное проведение аттестуемых в области промышленной безопасности работ выражается в некачественной разработке деклараций промышленной безопасности, при отсутствии в ней сведений, предусмотренных стандартом государственной услуги «Регистрация деклараций промышленной безопасности», некачественной подготовки, переподготовки специалистов, работников в области промышленной безопасности, выражающиеся в формальном проведении обучения и проверки знаний работников опасных производственных объектов, и некачественном проведении технического обслуживания газопотребляющих систем с нарушением требований промышленной безопасности. Административная ответственность по данной статье позволяет повысить качество проведения работ в области промышленной безопасности и снизить риск возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах. Часть 2 комментируемой статьи учитывает действия (бездействие), предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, а равно неустранение нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи. Субъектами данного правонарушения могут быть юридические лица, осуществляющие аттестуемые виды работ в области промышленной безопасности, повторно совершившие правонарушения, предусмотренные частью первой комментируемой статьи, а равно не устранившие нарушения, предусмотренные частью первой комментируемой статьи. Субъективная сторона деяния выражается в форме умысла. В соответствии со ст. 698 КоАП дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 299 КоАП рассматривает уполномоченный орган в области промышленной безопасности, за исключением безопасности плотин. Также согласно ст. 708 КоАП рассматривает уполномоченный орган в области использования и охраны водного фонда, за исключением промышленной безопасности. По части 2 рассматривает суд.
Статья 300. Нарушение утвержденных правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей, технической эксплуатации электроустановок потребителей, а также нарушение установленных режимов энергопотребления Нарушение утвержденных правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей, технической эксплуатации электроустановок потребителей, приведшее к состоянию, угрожающему аварией, загрязнением окружающей среды, пожаром или опасному для жизни обслуживающего персонала, а также нарушение установленных режимов энергопотребления, повлекшее ограничения и (или) отключения других потребителей энергии, – влекут штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства – в размере пятидесяти пяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двухсот месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе производства, эксплуатации, передачи и потребления электрической и тепловой энергии. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении: - правил технической эксплуатации электрических станций и сетей; - правил техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей; - правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, приведшие к состоянию, угрожающему аварией, загрязнением окружающей среды, пожаром или опасному для жизни обслуживающего персонала; - установленных режимов энергопотребления, повлекшее ограничения и (или) отключения других потребителей энергии. Согласно ст. 6 Закона РК от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике», контроль в области электроэнергетики осуществляется государственным органом по государственному энергетическому надзору и контролю и местными исполнительными органами. Орган по государственному энергетическому надзору и контролю осуществляет контроль за: 1) соблюдением требований нормативных правовых актов Республики Казахстан в области электроэнергетики; 2) эксплуатацией и техническим состоянием энергетического оборудования электрических станций, электрических сетей, электрических установок потребителей; 3) надежностью и безопасностью производства, передачи, снабжения и потребления электрической энергии; 4) недопуском или отстранением от работы на электрических установках персонала, не прошедшего проверку знаний правил технической эксплуатации и правил техники безопасности в области электроэнергетики. Местные исполнительные органы осуществляют контроль за: 1) эксплуатацией и техническим состоянием котельных, тепловых сетей и теплоиспользующих установок потребителей; 2) подготовкой и осуществлением ремонтно-восстановительных работ по котельным, тепловым сетям и их функционированием в осенне-зимний период. Государственный энергетический контроль в области электроэнергетики осуществляется в форме проверки и профилактического контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом. Субъектом правонарушения может быть как физическое, так и юридическое лицо. Субъективная сторона проявляется в форме умысла и неосторожности. Рассматривают дела об административных правонарушениях по ст. 300 КоАП местные исполнительные органы в части котельных всех мощностей, тепловых сетей и потребителей тепловой энергии (ст. 729 КоАП) и органы по государственному энергетическому надзору и контролю (ст. 690 КоАП).
Статья 300-1. Превышение энергопередающими организациями утвержденных нормативных значений показателей надежности электроснабжения Превышение энергопередающей организацией нормативных значений показателей надежности электроснабжения - влечет штраф на должностное лицо энергопередающей организации в размере ста двадцати пяти месячных расчетных показателей. Примечание. Под должностным лицом энергопередающей организации в настоящей статье следует понимать первого руководителя энергопередающей организации или лицо, исполняющее его обязанности.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Непосредственным объектом административного правонарушения комментируемой статьи, является установленный законодательством и охраняемый государством порядок соблюдения нормативных значений показателей надежности электроснабжения. Согласно п. 3 Нормативных значений показателей надежности электроснабжения, а также правил их определения, утвержденные приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 20 мая 2016 года № 214, в качестве показателей надежности электроснабжения применяются средний показатель количества отключений электрической энергии на одного потребителя за один календарный год и средний показатель продолжительности отключений на одного потребителя за один календарный год. Согласно Закону РК от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» (далее - Закон) энергопередающей организацией является организация, оказывающая на основе договоров услугу по передаче электрической или тепловой энергии. Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием, а именно, превышение энергопередающей организацией нормативных значений показателей надежности электроснабжения. Согласно п. 7 ст. 12 Закона, энергопередающие организации обязаны не превышать нормативные значения показателей надежности электроснабжения, утвержденные уполномоченным органом. Субъектом административного правонарушения являются должностное лицо (специальный субъект). В примечании к данной статье указано, что под должностным лицом энергопередающей организации в статье следует понимать первого руководителя энергопередающей организации или лицо, исполняющее его обязанности. Санкция предусматривает административная ответственность в виде административного штрафа. Субъективная сторона деяний характеризуется виной в форме умысла.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |