|
|
|
Обзор поправок по управлению данными
Игорь Лоскутов, медиаюрист
По заказу ОФ «Human Rights Consulting Group» при поддержке проекта «Greater Internet Freedom»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Законом Республики Казахстан от 14 июля 2022 года № 141-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам стимулирования инноваций, развития цифровизации, информационной безопасности и образования»[1] была заложена правовая основа для организации процесса по управлению данными. Объяснялось это тем, что информационные и коммуникационные технологии больше не являются конкретным сектором, а являются основой всех современных инновационных экономических систем и обществ. Данные находятся в центре этих систем и могут принести большую пользу при анализе или сочетании с услугами и продуктами. Цепочки создания стоимости данных построены на различных действиях с данными: · создание и сбор данных; · агрегирование и организация данных; · анализ данных, маркетинг и распространение; · использование и повторное использование данных. Эффективное и действенное функционирование обработки данных является фундаментальным строительным блоком в любой цепочке создания ценности данных. Правовая неопределенность в отношении степени законных и незаконных требований к обороту данных ограничивает выбор, доступный участникам рынка и государственному сектору в отношении объема и места обработки данных. В то же время мобильность данных также сдерживается частными ограничениями: юридические, договорные и технические проблемы, мешающие или не позволяющие пользователям служб обработки данных переносить свои данные от одного поставщика услуг к другому или обратно в свои собственные информационные технологии. Сочетание этих препятствий приводит к отсутствию конкуренции между поставщиками облачных услуг, проблемам с привязкой к различным поставщикам и серьезной нехватке мобильности данных. Точно так же политика ограничений обработки данных подрывает способность научно-исследовательских и опытно-конструкторских компаний содействовать сотрудничеству между субъектами предпринимательства, университетами и другими исследовательскими организациями с целью стимулирования инноваций. Расширяющийся Интернет вещей, искусственный интеллект и машинное обучение представляют собой основные источники неличных данных, например, в результате их использования в автоматизированных процессах промышленного производства. Конкретные примеры неличных данных включают агрегированные и анонимные наборы данных, используемые для анализа больших данных, данные о точном земледелии, которые могут помочь контролировать и оптимизировать использование пестицидов и воды, или данные о потребностях в обслуживании промышленных машин. В связи с чем, признано необходимым, соблюдение принципа свободного оборота неличных данных, за исключением случаев, когда ограничение или запрет оправдано соображениями общественной безопасности или национальной безопасности. Предполагается, что свободный поток данных будет играть важную роль в достижении роста и инноваций на основе данных. Подобно предприятиям и потребителям, государственные органы могут получить выгоду от большей свободы выбора в отношении поставщиков услуг, основанных на данных, от более конкурентоспособных цен и более эффективного предоставления услуг гражданам. Законодательством до последнего времени никак не был урегулирован вопрос управления государственными данными, который очень актуален на сегодняшний день. В эпоху глобальной цифровизации использование данных является одним из ключевых факторов повышения качества информации, эффективности предиктивной аналитики, трансформации и цифровизации бизнес-процессов. В этой связи, работу с государственными данными необходимо пересмотреть через призму цифровизации путем внесения соответствующих поправок по управлению и владению государственными данными с введением понятий, определением компетенции уполномоченного органа, который будет осуществляет руководство и обеспечивать реализацию государственной политики. Учитывая большие объемы данных, которые обрабатывают государственные органы важно, чтобы они подавали пример, принимая сторонние услуги по обработке данных.
ПОНЯТИЕ «ДАННЫЕ»
Авторами законопроекта, при определении термина «данные» использовались формулировки международных стандартов: ISO/IEC/IEEE 24765-2010: «данные - зарегистрированная информация, представление фактов, понятий или инструкций в форме, приемлемой для общения, интерпретации, или обработки человеком или с помощью автоматических средств»; ISO/IEC 2382:2015: «Данные - поддающееся многократной интерпретации представление информации в формализованном виде, пригодном для передачи, связи или обработки». Надо отметить, что в национальном стандарте СТ РК 34.005-2002 [2] дана следующая формулировка: «данные: представленная в цифровой форме информация, включающая речь, текст, факсимильные сообщения, динамические изображения (видео) и т.п.». В Законе Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 401-V «О доступе к информации»[3], до рассматриваемых поправок, исходя из формулировки «открытые данные - общедоступные электронные информационные ресурсы, представленные в машиночитаемом виде и предназначенные для дальнейшего использования, повторной публикации в неизменном виде» - данные приравнивались к информационным ресурсам. Законом Республики Казахстан от 14 июля 2022 года № 141-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам стимулирования инноваций, развития цифровизации, информационной безопасности и образования»[4] понятие «данные» определено в Кодексе Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан»[5] как информация в формализованном виде, пригодная для обработки. Теперь в остальных нормативных правовых актах используется понятие «данные» в указанном значении. В Законе Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 401-V «О доступе к информации»[6], информация определена как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, зафиксированных в любой форме. То есть, в отношении формализованного вида (от латинского forma — вид, образ) мы имеем, ставший уже традиционным для казахстанских законодателей, набор повторов.
УПРАВЛЕНИЕ ДАННЫМИ
Под «управлением данными» в Административном процедурно-процессуальном кодексе Республики Казахстан»[7] понимается процесс, связанный с определением, созданием, сбором, накоплением, хранением, распространением, уничтожением, поддержкой данных, а также обеспечением их аналитики, качества, доступности, защиты. Согласно внесенным поправкам, теперь уполномоченный орган по управлению данными (Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан): 1) осуществляет руководство и обеспечивает реализацию государственной политики управления данными; 2) разрабатывает и утверждает требования по управлению данными; 3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Кодексом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. Приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 14 октября 2022 года № 385/НҚ[8] утверждены Требования по управлению данными (далее – Требования). Положения Требований обязательны для применения следующими организациями (далее – Организации): государственными органами, государственными юридическими лицами в отношении всех собираемых и обрабатываемых ими данных, за исключением Национального Банка Республики Казахстан и организаций, входящих в его структуру; лицами, уполномоченными законодательством Республики Казахстан на управление отдельными категориями данных. Положения Требований субъектами квазигосударственного сектора применяются на добровольной основе. Требования направлены на обеспечение: дифференцированного подхода при установлении требований к управлению данными с учетом отраслевой специфики; возможности однократного предоставления и многократного использования данных при осуществлении государственных функций и оказания вытекающих их них услуг; единства информационно-коммуникационной инфраструктуры и способов взаимодействия Организаций при осуществлении деятельности по управлению данными; персонифицированной ответственности за предоставление данных, соответствующих требованиям к качеству; недискриминационного доступа физических и юридических лиц к данным, относящимся к общедоступной информации; упорядочивания данных по сходству или различию присущих им характеристик, унификации структурных элементов данных и форматов их представления; систематизации описания данных и связей между ними; учета прав на получение (предоставление) данных в процессе информационного взаимодействия (интеграции объектов информатизации); приведения одних данных в соответствие с данными аналогичного вида путем применения способов гармонизации; преимущественного использования электронных способов управления данными; соблюдения предусмотренных законодательством прав обладателей, ограничений на доступ к данным, отнесенными к конфиденциальной информации и иной охраняемой законом тайне по обеспечению защиты данных; соответствия порядка использования данных этическим нормам; контроль качества данных; онтологического единства данных, содержащихся в объектах информатизации «электронного правительства»; баланса между своевременным внедрением цифровых технологий обработки данных и защитой прав граждан, включая право на личную и семейную тайну; централизации управления данными с учетом коллегиальности принятия решений и согласованности действий по управлению данными; гибкости подходов к управлению жизненным циклом данных; ориентации на пользователя данных. Здесь, прежде всего, привлекает внимание провозглашённое «онтологическое единство данных, содержащихся в объектах информатизации «электронного правительства». Онтологическое единство подразумевает, что все сущее едино от природы, и среди всего разнообразия форм, у сущего все равно есть первичное общее. Что за первичное общее у всех объектов информатизации «электронного правительства» - не совсем понятно. Согласно Закону Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 418-V «Об информатизации»[9], объекты информатизации «электронного правительства» это государственные электронные информационные ресурсы, программное обеспечение государственных органов, интернет-ресурс государственного органа, объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства», в том числе объекты информатизации иных лиц, предназначенные для формирования государственных электронных информационных ресурсов, осуществления государственных функций и оказания государственных услуг. Возможно, это уже упомянутое там же, в перечне: «единство информационно-коммуникационной инфраструктуры и способов взаимодействия Организаций при осуществлении деятельности по управлению данными». Относительно формализованного вида в Требованиях пояснено, что данные могут фиксироваться на электронном и бумажном носителе. Но, Организации в рамках управления данными должны обеспечивать перевод данных, необходимых для осуществления государственных функций и оказания государственных услуг, и их аналитики, в электронную форму (оцифровку данных). По характеру организации данные подразделяют на: 1) неструктурированные данные – данные, в неформализованном виде, сложном или непригодном для обработки; 2) структурированные данные - упорядоченные данные, пригодные для обработки. Под обработкой данных понимаются действия, направленные на накопление, хранение, изменение, дополнение, использование, распространение, анонимизацию, псевдонимизацию, блокирование, архивирование и уничтожение данных. Есть также аналитика данных – процесс обработки данных с целью получения информации и выводов для принятия решения. Жизненный цикл данных состоит из следующих этапов: создание/сбор данных; хранение данных и их ведение; использование данных; управление качеством данных; архивирование данных (или их уничтожение). В целях управления данными, Организации должны назначить главного офицера по данным (Chief Data Officer - CDO), ответственного за управление данными в курируемой отрасли, стратегические направления и определение политики управления данными, и (или) его функции возлагаются на офицера, ответственного за цифровую трансформацию (Chief Digital Transformation Officer - CDTO) в соответствии с правилами цифровой трансформации государственного управления, утверждёнными постановлением Правительства Республики Казахстан. В прямом подчинении СDO назначаются: 1) ответственное лицо за управление данными внутри Организации (Дата стюард), в функции которого входит: мониторинг за соблюдением настоящих Требований и политикой управления данными Организации; координация за своевременным наполнением баз данных актуальными, полными и аутентичными сведениями соответствующими ответственными лицами; проведение внутреннего контроля на предмет аутентичности данных в SDU с аналогичными данными, размещаемыми в единой платформе интернет-ресурсов государственных органов и интернет-портале открытых данных; осуществление мониторинга за своевременным внесением посредством интеграционного взаимодействия, сведений по показателям (отраслевым данным) в SDU; обеспечение размещения интеграционных сервисов в реестре сервисов; координация работы по заполнению паспортов данных, описанию видов данных, и их связей во всех базах данных Организации; разработка и согласование внутренних актов по управлению данными Организации; проверка проектной и технической документации на создание и развитие объектов информатизации на соответствие настоящим Требованиям; проведение мероприятий по обучению и повышению уровня квалификации сотрудников в части управления данными; обеспечение бесперебойного функционирование, принадлежащих Организации баз данных; обеспечение внедрения технологий управления данными; организация соблюдения требований по информационной безопасности в рамках всего жизненного цикла данных; обеспечение автоматизированного подсчёта и публикации на архитектурном портале «электронного правительства» статистики использования данных по количеству обращений к каждой базе данных; 2) ответственное лицо по качеству данных, в обязанности которого входит обеспечение качества данных, формирование правил проверки и обеспечения качества данных, и их совершенствование. Внутренние акты Организаций должны разрабатываться в соответствии с Требованиями, и спецификой управления отдельными категориями данных, определёнными законами Республики Казахстан. Требованиями предусмотрено, что в целях определения данных, содержащихся в базах данных Организаций, формируется и ведется Каталог данных (далее – Каталог), являющийся систематизированным перечнем сведений о видах данных, связях между ними. Каталог формируется и ведется на архитектурном портале «электронного правительства». Формирование Каталога осуществляется на основании паспортов данных и описанных видов данных Организаций, включающих следующие сведения: наименование данных (указание на базу данных, объект информатизации содержащий указанные данные); сведения об Организации и ее статус по отношению к данным - собственник и (или) владелец данных; правовые основания ведения данных; правовые основания создания и функционирования объектов информатизации, посредством которых обеспечивается ведение данных; сведения, предусмотренные паспортом данных и описание видов данных. В Каталог включаются сведения об эталонных данных. Эталонные данные используются для сверки с ними аналогичного вида данных в целях выявления и фиксирования наличия противоречий между эталонными данными и данными, содержащимися в объектах информатизации и последующего устранения противоречий. Доступ к сведениям, содержащимся в Каталоге, предоставляется государственным органам на безвозмездной основе. Доступ к сведениям о видах данных, сформированных в Каталоге на основе сведений, являющихся общедоступной информацией размещаемой в форме открытых данных, предоставляется физическим и юридическим лицам на безвозмездной основе. Сведения Каталога, отнесенные к конфиденциальной информации, предоставляются в соответствии с предусмотренными нормативными правовыми актами Республики Казахстан правами доступа к таким сведениям. Согласно Требованиям, создание, сбор и накопление данных Организациями осуществляется в объеме необходимом и достаточном для выполнения возложенных на них функций и задач. В целях поддержки качества данных Организация регламентирует, организует и проводит следующие мероприятия: 1) постоянный мониторинг качества данных, направленный на: отработку инцидентов качества данных (устранение выявленных ошибок и несоответствий данных); выявление ошибок и несоответствий данных; совершенствование (усиление) форматно-логического контроля при обработке данных; оптимизацию процессов обработки данных; систематизацию и гармонизацию данных; 2) обучение (повышение квалификации) персонала, участвующего в обработке данных; 3) организацию оценки качества данных. Аналитика данных осуществляется Организациями самостоятельно и (или) путем привлечения поставщиков. Аналитика данных, отнесенных к конфиденциальной информации осуществляется при условии их анонимизации Организацией. В целях защиты данных Организации обеспечивают: определение степени необходимости защиты данных в зависимости от класса данных, который присваивается в соответствии с их масштабом, целостностью и критичностью, в соответствии с классификатором объектов информатизации; сбор и анализ данных о состоянии информационной безопасности в Организации; оценку рисков и планирование мер по обработке рисков при возможной утечке (разглашении), искажении, удалении (потери) данных; реализацию и внедрение соответствующих механизмов контроля, распределение ролей и ответственности, обучение сотрудников, оперативную работу по осуществлению защитных мероприятий; мониторинг функционирования механизмов контроля, оценку их эффективности и соответствующие корректирующие воздействия; соблюдение Единых требований в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832[10] и иныхтребований, установленных законодательством Республики Казахстан. Обеспечение изготовления резервной копии государственных данных является обязательным для Организаций. Способ изготовления и хранения резервной копии, содержащей государственные данные, обеспечивает сохранность данных до изготовления следующей резервной копии. Периодичность резервного копирования государственных данных устанавливается технической документацией на объект информатизации «электронного правительства». Данные, подвергнутые псевдонимизации, рассматриваются в качестве информации об идентифицируемом объекте описания и защищается в соответствии с особенностями установленными законодательными актами Республики Казахстан. В целях установления объекта описания идентификации, учитываются способы (извлечение записей, относящихся к данному объекту описания), технологии, доступные на момент обработки данных, в отношении которых существует вероятность, что они будут использованы третьими лицами в целях прямой или косвенной идентификации объекта описания. В соответствии с Требованиями, в целях разграничения ответственности и функций в сфере обеспечения информационной безопасности в Организации должно создаваться подразделение информационной безопасности, являющееся структурным подразделением, обособленным от структурных подразделений, и (или) определяется должностное лицо, ответственное за обеспечение информационной безопасности, установленной ЕТ и нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области информатизации. Решение об отсутствии необходимости дальнейшего использования данных принимается Организацией с уведомлением собственников и (или) владельцев объектов информатизации «электронного правительства», с которыми интегрирован объект информатизации «электронного правительства», сервисного интегратора «электронного правительства» о порядке и сроках прекращения использования данных. Отсутствие необходимости дальнейшего использования данных влечет изменение сведений в Каталоге данных. Данные, использование которых прекратилось, подлежат передаче в архив в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Срок хранения данных определяется датой достижения целей их сбора и обработки. По истечению срока хранения, данные подлежат уничтожению в соответствии с законодательством Республики Казахстан. При осуществлении государственных функций и оказании вытекающих из них государственных услуг согласие государственных органов на доступ к данным, содержащимся в объектах информатизации «электронного правительства» не требуется. Организации обеспечивают доступ к данным для целей осуществления государственных функций и оказания государственных услуг на безвозмездной основе.
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВ НА ДАННЫЕ
Что касается информации с ограниченным доступом, то в Требованиях заявлено соблюдение «предусмотренных законодательством прав обладателей, ограничений на доступ к данным, отнесенными к конфиденциальной информации и иной охраняемой законом тайне по обеспечению защиты данных», «баланса между своевременным внедрением цифровых технологий обработки данных и защитой прав граждан, включая право на личную и семейную тайну». Также установлено, что: «Управление данными, отнесенными к конфиденциальной информации осуществляется в соответствии с настоящими Требованиями и с учетом особенностей, установленных законодательными актами Республики Казахстан». Здесь непонятен упор именно на конфиденциальную информацию. Определения этому понятию в Требованиях не дается. Очевидно, оно употребляется в значении, установленном в Законе Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 418-V «Об информатизации»[11]: «Электронные информационные ресурсы, содержащие сведения, не составляющие государственные секреты, но доступ к которым ограничен законами Республики Казахстан либо их собственником или владельцем, являются конфиденциальными электронными информационными ресурсами». Доступ и распространение данных, отнесенных к конфиденциальной информации осуществляется в соответствии с предусмотренными нормативными правовыми актами Республики Казахстан правами доступа к таким данным. Использование данных пользователями допускается только в рамках установленных законных целей. Согласно Требованиям, управление данными Организациями осуществляется исходя из их права собственности или владения данными – собственник и (или) владелец. Право собственности на объект информатизации не создает права собственности на создаваемые с их помощью и (или) размещенные в них данные, принадлежащие собственникам или владельцам данных. Собственник или владелец данных может изымать принадлежащие ему данные, создаваемые и (или) размещенные в объектах информатизации, принадлежащих собственнику или владельцу объекта информатизации, в структурированном и машиночитаемом формате. При этом, под владельцем данных понимается субъект, которому собственник данных предоставил права владения и пользования данными в определенных законом или соглашением в пределах и порядке, а под собственником данных – субъект, реализующий в соответствии с законами Республики Казахстан право владения, пользования и распоряжения данными. Собственником данных, создаваемых, накапливаемых и приобретаемых за счет бюджетных средств, полученных иными способами, установленными законами Республики Казахстан, является государство. Государственные данные, подлежат учету и защите в составе государственного имущества. Здесь мы наблюдаем, явно прослеживающуюся в последние годы в законодательстве об информатизации, тенденцию включения информации (к которой относятся и данные) в состав имущества. Насколько это корректно? Согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан к имущественным благам и правам (имуществу) относятся: вещи, деньги, в том числе иностранная валюта, финансовые инструменты, работы, услуги, объективированные результаты творческой интеллектуальной деятельности, фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации изделий, имущественные права, цифровые активы и другое имущество. Информации в этом перечне - нет. А право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.[12]. Соответственно отнести информацию к объекту права собственности, с этой позиции – невозможно. Право собственности является вещным правом, а объектом права собственности является материальный объект. Информация не является материальным объектом, но она неразрывно связана с материальным носителем. Это - человеческий мозг или отчужденные от человека материальные носители (запоминающие устройства). Нормы об объектах права собственности не подходят к информации как к объекту правоотношений. Здесь сложно выделить индивидуально-определенный объект, нельзя четко обозначить владение – ведь информация переходит из рук в руки не через передачу формы, а через обмен содержанием. Как контролировать такой оборот? Закрепление права на информацию, а не на носитель информации за неким собственником, – пока не решенная в казахстанском законодательстве задача. Статья 33 Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 418-V «Об информатизации»[13] устанавливает, что основания возникновения, изменения и прекращения права собственности и иных имущественных прав на электронные информационные ресурсы устанавливаются гражданским законодательством Республики Казахстан. Электронные информационные ресурсы, являющиеся собственностью юридического лица, включаются в состав его имущества в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан. Здесь важно отметить, что в данном законе под электронными информационными ресурсами понимается информация в электронно-цифровой форме, содержащаяся на электронном носителе и в объектах информатизации. Распространяя на информационные ресурсы институт собственности, казахстанский законодатель, по сути дела, регулирует только отношения собственности на носитель информации и оставляет без внимания отношения, возникающие при использовании информации, отраженной на носителе. В случае с управлением данными мы имеем дело с любой информацией в формализованном виде. Суть права вещной собственности заключается в том, что конкретная вещь может принадлежать одновременно только одному лицу – собственнику. Однако свойство информации – распространяемость – говорит о том, что одна и та же информация (ее содержание, сведения о чем-либо или о ком-либо) может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц (т. е. ею может обладать или знать ее содержание неограниченный круг лиц). Поэтому правовое регулирование имущественных отношений по поводу данных должно строиться из того, что сами данные не являются оборотоспособным объектом – свойство оборотоспособности может признаваться только за имущественными правами на данные. Здесь можно провести аналогию с объектами интеллектуальных прав, которые включаются в состав имущества как объективированные результаты творческой интеллектуальной деятельности (статья 115 ГК РК). Таким образом, наблюдаемые попытки закрепить в казахстанском законодательстве основы гражданско-правового режима информации явно противоречат отечественной правовой доктрине. Формирующееся информационное право относится к подотрасли административного права, что исключает возможность закрепления в нем гражданско-правового режима данных – этот вопрос должен решаться инструментарием права гражданского. Можно ли при этом будет говорить об информационном собственнике и об его исключительном праве владения, пользования и распоряжения информацией? Здесь представляется верным следующий подход[14], выделяющий правомочия субъекта, обладающего исключительными правами на информацию. Три составляющих права собственности: право владения, пользования, распоряжения, применительно к рассматриваемому вопросу будут рассматриваться следующим образом: · Право владения по отношению к информации, точнее, ее содержанию, может означать право знать это содержание. · Право пользования информацией (ее содержанием), может означать право применять информацию в собственной личной деятельности, главным образом для принятия решений и управления. · Право распоряжения информацией в смысле ее гражданского оборота, т.е. с целью реализации исключительного права на это содержание может означать право тиражировать и распространять информацию, прежде всего, в коммерческих целях. Тогда собственники информационных объектов (информационных вещей) или информационные собственники могут быть трех видов: Собственник информационного объекта – производитель информации, отображенной в этом информационном объекте. Это производитель информации, обладающий всеми информационными правомочиями, и одновременно собственник оригинала информационного объекта, на котором созданная им информация содержится. Информационные правомочия и право собственности на оригинал информационного объекта он приобретает по факту создания информации. Собственник (или владелец) информационного объекта – обладатель (держатель) информации, отображенной в этом информационном объекте. Это субъект, обладающий определенным объемом информационных правомочий в определенных законом или соглашением пределах и порядке. Одновременно, в соответствии с условиями соглашения, он является собственником либо оригинала произведения (при передаче ему всех информационных правомочий), либо учтенной копии информационного объекта (при передаче части таких правомочий). Собственник информационного объекта – пользователь (потребитель) информации, отображенной на этом объекте. Это субъект, обладающий информационными правомочиями в объеме права знать и применять в личной деятельности содержания информации, отображенной в приобретенном им информационном объекте, на условиях договора купли-продажи или иным образом. Все перечисленные выше собственники могут в полной мере осуществлять правомочия вещного собственника по отношению к информационному объекту, который им принадлежит на праве собственности, т.е. продать его, дарить, наследовать и осуществлять другие аналогичные действия. Однако при этом должны выполняться условия договора на переданные ему информационные правомочия, устанавливающие право использования содержания информации, отображенной на этом объекте. Для информации право распоряжения подразумевает исключительное право (т.е. никто другой, кроме собственника) определять, кому эта информация может быть предоставлена (во владение и пользование). Право владения подразумевает иметь эту информацию в неизменном виде. Право пользования - использовать эту информацию в своих интересах. Следует отметить, что информационные объекты, находящиеся в собственности этих субъектов, не всегда одни и те же вещи, т.е. это не всегда один и тот же носитель информации. Это, конечно, может быть физически и один и тот же объект, но могут быть и информационные объекты как вещи принципиально разные. А «объединяются» они только через содержание информации, отображенной на этих носителях. При применении такой правовой конструкции отсутствует необходимость перекраивать все гражданское законодательство под нужды информационного права. Сохраняется возможность без больших изменений использовать гражданское законодательство, законодательство об интеллектуальной собственности и информационное законодательство. Для достижения этой цели представляется необходимым: · ввести в состав объектов гражданского права «информационную вещь» или «информационный объект», прописав ее правовой режим; · ввести в информационное законодательство такое же понятие информационного объекта (материальный носитель с отображенной на нем документированной информацией) и определить понятие информационного ресурса через понятие информационного объекта. Актуальность решения данной задачи приобретает особенное значение в свете ведущихся в настоящее время работ по созданию Информационного кодекса Республики Казахстан.
[1] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33516174 [2] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=335161741047341 [3] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=3351617439415981 [4] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33516174 [5] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35132264 [6] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=3351617439415981 [7] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35132264 [8] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=3351617432326427 [9] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=3351617433885902 [10] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=3351617436091505 [11] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=3351617433885902 [12] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=335161741006061 [13] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=3351617433885902 [14] Колобанов Данил Вячеславович. Информация как объект гражданского права http://www.yurclub.ru/docs/civil/article112.html?ysclid=l9mg4pncw8612534870
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |