|
|
|
О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о государственных закупках
Состояние современной системы государственных закупок в Республике Казахстан характеризует наличие определённых сложностей и проблем, тормозящих её развитие. В рассматриваемой теме предлагаю уделить внимание на некоторые проблемы в сфере государственных закупок, а также возможные варианты их решения, для чего необходимо совершенствование законодательства. Нормативными правовыми актами, регулирующими рассматриваемые правоотношения являются Гражданский процессуальный кодекс, Закон «О государственных закупках» от 04 декабря 2015 года № 434-V, Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года № 5 «О применении судами законодательства о государственных закупках», Правила осуществления государственных закупок, утверждённые приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648. Основополагающими принципами государственных закупок являются принципы оптимального и эффективного расходования государственных денежных средств, предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок, добросовестной конкуренции, гласности и прозрачности процесса государственных закупок и поддержки отечественных предпринимателей. Как при осуществлении любой другой деятельности, при осуществлении государственных закупок встречаются проблемы, например, такие как необходимость непосредственного участия суда в признании участника государственных закупок (потенциального поставщика) недобросовестным участником государственных закупок (Глава 1 статья 12 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках»), а также обязательность досудебного урегулирования при обжаловании действий (бездействия), решений заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок (Глава 9, статьи 47, 48 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках»). В отношении обязательности направления иска в суд о признании потенциальных поставщиков или поставщиков, предоставивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение, а также поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках, думается, назрела необходимость самостоятельного внесения уполномоченным органом их в реестр недобросовестных поставщиков. В случае несогласия включения в реестр, участник государственных закупок вправе обжаловать данное решение уполномоченного органа в суд. Данный вывод основан на изучении судебной практики, которой в большинстве своём подтверждаются доводы истца о недобросовестности ответчика, сравнительно небольшом количестве апелляционных жалоб ответчиков по указанной категории, а также большей частью неявки в судебное заседание ответчиков. В отношении досудебного урегулирования законодателем ставилась задача уменьшения количества судебных споров по данной категории, исходя из смысла внесённых изменений согласно Закона Республики Казахстан от 26 декабря 2018 года № 202-VІ ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора». С 01 января 2019 года статьёй 47 Закона «О государственных закупках» предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора между потенциальными поставщиками и заказчиком, организатором государственных закупок, единым организатором государственных закупок, комиссий, экспертом, единым оператора в сфере государственных закупок. Согласно пункта 2 статьи 47 Закона «О государственных закупках» в случае обжалования действий (бездействия), решений заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок в уполномоченный орган не позднее пяти рабочих дней со дня размещения протокола об итогах государственных закупок способом конкурса (аукциона) срок заключения договора о государственных закупках приостанавливается до окончания срока рассмотрения жалобы. Думается, что законодателем данная мера направлена на выяснение всех обстоятельств жалобы уполномоченным органом с возможным её удовлетворением. В любом случае итогом рассмотрения жалобы является уведомление уполномоченного органа, на которое организатор вправе направить возражение в адрес Апелляционной комиссии Комитета государственных закупок, рассматриваемая в течение 15 рабочих дней. При этом Апелляционная комиссия при рассмотрении возражения вправе запрашивать от государственных органов, должностных и иных физических и юридических лиц, а также от компетентных органов иностранных государств информацию или документы по вопросам, изложенным в возражении. Срок рассмотрения возражения, установленный пунктом 1 настоящей статьи, приостанавливается в случае направления запроса в государственные органы, должностным и иным физическим и юридическим лицам, а также в компетентные органы иностранных государств до момента получения ответа, о чем сообщается объекту государственного аудита в течение трёх рабочих дней со дня приостановления срока рассмотрения. В случае представления объектом государственного аудита дополнений к возражению срок рассмотрения возражения, установленный пунктом 1 настоящей статьи, продлевается на пятнадцать рабочих дней, о чем сообщается объекту государственного аудита в течение трёх рабочих дней со дня продления срока рассмотрения. Таким образом, Апелляционная комиссия вправе рассмотреть возражение в общей сложности свыше 30 рабочих дней. Апелляционное урегулирование является обязательным, при обжаловании документов, принимаемых по результатам государственного аудита и камерального контроля уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту. То есть, при отказе в удовлетворении возражения, организатор обязан исполнить уведомление, к примеру, путём заключения договора о государственных закупках с участником, который, по его мнению, не является победителем. Однако, как показывает судебная практика, данная мера не лишает прав других участников государственных закупок обжаловать решение Апелляционной комиссии в суд, при этом законодателем чётко не отрегулировано право организатора либо отсутствие такого права на обжалование этого решения в суде. При поступлении иска, как правило, перед судом ставятся требования о признании недействительным уже заключенного договора о государственных закупках с ходатайством о приостановлении его исполнения. Данная мера не лишена логики, поскольку при рассмотрении дела, договор может быть полностью либо частично исполнен и потерять для истца финансовую привлекательность. Процессуальный срок рассмотрения дел этой категории составляет два месяца со дня назначения судебного разбирательства. Срок вступления решения суда в законную силу 30 дней. Срок рассмотрения в апелляционной инстанции 2 месяца со дня поступления дела. Следствием вышеуказанных действий является потеря времени для использования бюджетных средств, особенно это касается сезонных видов работ и услуг, к примеру, строительство и ремонт, а также возможным отказом организаторов от финансирования запланированных видов работ по той же причине - потере времени. Между тем, статьёй 183 части 2 ГПК Республики Казахстан предусмотрен срок рассмотрения дел об оспаривании решений, заключений, предписаний уполномоченного органа по итогам проверки проведения государственных закупок в течении 10 рабочих дней со дня окончания досудебной подготовки. Частью 4 статьи 403 ГПК предусмотрен срок подачи апелляционной жалобы, ходатайства прокурора 10 рабочих дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Статья 415 ГПК устанавливает 10-дневный срок рассмотрения апелляционной жалобы, ходатайства прокурора с момента поступления дела в суд апелляционной инстанции. Возможным вариантом решения этой проблемы, на мой взгляд, является внесение изменений в статью 47 Закона путём сокращения срока рассмотрения жалобы уполномоченным органом внутреннего государственного аудита с 10-ти до 5-ти рабочих дней, а также исключением права подачи возражения на уведомление об устранений нарушений, выявленных в ходе камерального контроля с возможностью обращения напрямую в суд. Для участников установить срок для подачи иска о признании недействительным протокола об итогах государственных закупок в суд участником государственных закупок в течение 5 рабочих дней с момента утверждения протокола с исключением права обжалования заключенного договора о государственных закупках в случае упущения этого срока. Данная мера позволит исключить потерю времени для исполнения условий договора в сроки, предусмотренные заказчиком.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |