В частности, в правила внесены следующие изменения: пункт 11 изложить в следующей редакции: «11. Подлинник лицензии банка на проведение банковских операций по основаниям, предусмотренным банковским законодательством, подлежит возврату в уполномоченный орган в порядке и сроки, установленные в пункте 2 статьи 35 Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».»; пункт 22 изложить в следующей редакции: «22. С даты назначения ликвидационная комиссия проводит следующие мероприятия: 1) в течение первого рабочего дня: знакомит под роспись руководство банка и (или) временную администрацию (временного администратора) банка с документом, подтверждающим возложение на ликвидационную комиссию обязанностей по проведению ликвидационного процесса в банке; истребует от руководства банка либо от временной администрации (временного администратора) банка штампы, печати, электронные носители информации, программное обеспечение, бланки и учредительные документы банка с составлением актов приема-передачи; проводит инвентаризацию кассы банка; 2) в течение 3 (трех) рабочих дней: размещает объявление о принятом судом решении о принудительной ликвидации банка или о принятом уполномоченным органом решении о лишении лицензии на проведение банковских и иных операций филиала банка-нерезидента Республики Казахстан и назначении уполномоченным органом ликвидационной комиссии, а также о принятом решении суда о принудительном прекращении деятельности филиала банка-нерезидента Республики Казахстан в случае, предусмотренном частью второй пункта 4 статьи 74-5 Закона о банках, в месте, доступном для обозрения, а также на интернет-ресурсе банка; представляет в Национальный Банк Республики Казахстан и (или) в банки второго уровня, в которых имеются банковские счета ликвидируемого банка, документ с образцами подписей по форме приложения 3 к Правилам открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов, утвержденным постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 207, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14422 (далее - Правила № 207); информирует Государственную корпорацию «Правительство для граждан» и органы государственных доходов о принудительной ликвидации банка; информирует органы, осуществляющие регистрацию имущества и сделок с ним, акционерные общества «Казахстанская фондовая биржа» (далее - фондовая биржа), «Клиринговый центр KASE», «Центральный депозитарий ценных бумаг» (далее - центральный депозитарий) и кредитные бюро о принудительной ликвидации банка, о назначении ликвидационной комиссии банка и переходе к ней полномочий по завершению дел банка и обеспечению расчетов с его кредиторами; запрашивает у центрального депозитария реестр держателей ценных бумаг банка по состоянию на дату вступления в законную силу решения суда о принудительной ликвидации банка; распечатывает отчет об остатках на балансовых и внебалансовых счетах банка второго уровня по форме согласно приложению 2 к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 21 апреля 2020 года № 54 «Об утверждении перечня, форм, сроков и Правил представления отчетности банками второго уровня», зарегистрированному в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20474, или отчет об активах и обязательствах по форме согласно приложению 1 к Правилам представления отчетности по данным бухгалтерского учета филиалами банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалами страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалами страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 21 сентября 2020 года № 107, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21278, имеющиеся в электронном виде, на дату назначения ликвидационной комиссии с копированием данных учетной автоматизированной системы или центра обработки данных (сервера) на отдельный электронный носитель (резервные копии). При отсутствии данной информации в электронном виде за основу берется информация, имеющаяся на бумажном носителе; определяет круг лиц, несущих полную материальную ответственность, в том числе лиц, имеющих доступ к электронной системе ведения бухгалтерского учета и обработки финансовой и иной отчетности ликвидируемого банка или отчетности по данным бухгалтерского учета и иной отчетности принудительно прекращающего деятельность филиала банка-нерезидента Республики Казахстан, и заключает с ними договор о полной материальной ответственности; 3) в течение 10 (десяти) рабочих дней: публикует информацию о принудительной ликвидации банка в официальных печатных изданиях Министерства юстиции Республики Казахстан на казахском и русском языках с обязательным указанием порядка, сроков заявления претензий и адресов, при наличии филиальной сети - адресов филиалов, по которым (адресам) кредиторы предъявляют свои требования; формирует смету ликвидационных расходов и представляет ее для согласования в уполномоченный орган; производит сверку корреспондентских счетов банка, закрывает корреспондентские счета банка и открывает текущие счета ликвидируемого банка в тенге и, при необходимости, в иностранной валюте в порядке, предусмотренном Правилами № 207; осуществляет мероприятия, предусмотренные частью второй пункта 1 статьи 73 Закона о банках (для ликвидируемого банка), и мероприятия, предусмотренные подпунктом 2) пункта 5 статьи 74-5 Закона о банках (для принудительно прекращающего деятельность филиала банка-нерезидента Республики Казахстан); составляет список кредиторов, устанавливает их адреса по имеющимся данным автоматизированной банковской информационной системы или центра обработки данных (сервера); 4) в течение всего периода ликвидации банка: принимает меры по сохранности имущества и документов ликвидируемого банка; выявляет активы ликвидируемого банка; распоряжается активами ликвидируемого банка в соответствии с целями его ликвидации; предъявляет требования и выступает в суде от имени ликвидируемого банка; обеспечивает сохранность программного обеспечения и электронных носителей информации, а также другой информации ликвидируемого банка; осуществляет мероприятия в соответствии с совместными постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 сентября 2023 года № 78 и приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов Республики Казахстан от 4 октября 2023 года № 1054 «Об утверждении Правил осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан», зарегистрированными в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 33512; формирует штатное расписание; для обеспечения выполнения своих функций и обязанностей принимает на работу лиц по трудовым договорам, договорам возмездного оказания услуг; представляет уполномоченному органу отчеты о проделанной работе по форме и в сроки, установленные постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 14 декабря 2020 года № 116 «Об утверждении формы, сроков и периодичности предоставления ликвидационными комиссиями отчетов и дополнительной информации добровольно и принудительно ликвидируемых банков, добровольно и принудительно прекращающих деятельность филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21834; по итогам квартала представляет уполномоченному органу до 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за отчетным периодом, для опубликования на его официальном интернет-ресурсе информацию об основных показателях ликвидационного производства; при выявлении ликвидационной комиссией депозитов, подлежащих гарантированию, но не включенных в расчет временной администрацией (временным администратором), а также выявлении иных несоответствий в расчете, ликвидационная комиссия вносит изменения и (или) дополнения в расчет возмещения по депозитам и информирует организацию по гарантированию не позднее дня, следующего за днем внесения изменений и (или) дополнений в расчет возмещения по депозитам. Сверка расчета возмещения по депозитам проводится ликвидационной комиссией с организацией по гарантированию в первом квартале календарного года, следующего за отчетным, и оформляется в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон; по требованию уполномоченного органа представляет сведения, касающиеся ликвидационного производства; составляет отчет о ликвидации, ликвидационный баланс банка и направляет их на согласование в уполномоченный орган. До составления отчета о ликвидации в окончательной форме проект отчета о ликвидации предоставляется в уполномоченный орган на ежегодной основе для сведения в сроки, определенные Планом работы ликвидационной комиссии; в целях аннулирования выпусков ценных бумаг банка представляет в уполномоченный орган документы для аннулирования выпусков акций и (или) облигаций; по завершению ликвидации банка передает документы Национального архивного фонда и по личному составу в упорядоченном виде на хранение в государственный архив по согласованию с уполномоченным государственным органом в области архивного дела и документационного обеспечения управления и уведомляет об этом уполномоченный орган.»; пункт 26 изложить в следующей редакции: «26. Расходы, связанные с ликвидационным производством, в том числе по обеспечению деятельности ликвидационной комиссии, а также расходы, вытекающие из необходимости обеспечения основных функций ликвидируемого банка, производятся вне очереди и постоянно из средств ликвидируемого банка в пределах сметы, утвержденной комитетом кредиторов. Расходы ликвидационного производства оплачиваются из ликвидационной массы по мере их возникновения. Не допускается нецелевое расходование ликвидационной массы, а также резервирование средств на ликвидационные расходы на срок более 90 (девяносто) календарных дней.»; пункт 35 изложить в следующей редакции: «35. Административные расходы включают затраты на: 1) услуги по найму транспорта для служебных и хозяйственных нужд; 2) услуги связи (телекоммуникационные расходы, абонентская плата за пользование телефоном, телеграфом, расходы по междугородним и международным переговорам, услугам почтовых и справочных служб, расходы за пользование сетью интернет); 3) услуги по охране и сигнализации зданий и сооружений (собственного и залогового имущества); 4) услуги по охране транспорта; 5) услуги по предоставлению стоянки для транспорта; 6) услуги по регистрации транспорта; 7) услуги по техническому осмотру транспорта; 8) услуги по страхованию транспорта; 9) оплату страховой премии по обязательному страхованию работников от несчастных случаев при исполнении ими трудовых (служебных) обязанностей; 10) коммунальные услуги; 11) работы по текущему ремонту, техническому, сервисному обслуживанию (осмотру) основных средств, осуществляемых подрядным способом; 12) аренду помещения; 13) услуги по регистрации недвижимости и соответствующей документации в регистрирующих органах; 14) услуги по оценке имущества; 15) услуги по публикации в средствах массовой информации; 16) услуги по подготовке отопительной системы к запуску; 17) сантехнические работы; 18) услуги по хранению имущества; 19) оплату государственной пошлины; 20) услуги по нотариальному удостоверению; 21) услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке имущества; 22) работы по изготовлению и установке решеток на окна, двери; 23) услуги по проведению аукционов; 24) услуги инкассации; 25) услуги по проведению экспертизы; 26) услуги по проведению аудита; 27) услуги по переводу документов; 28) установку, смену или перенос телефонных номеров; 29) услуги центрального депозитария для поддержания реестра акционеров в актуальном состоянии; 30) услуги по обслуживанию банковского счета, переводам и платежам денег, осуществленным без открытия банковского счета; 31) услуги по научно-технической обработке документов и сдаче их в архив; 32) оплату сбора за регистрацию ликвидации; 33) коллекторские услуги; 34) услуги частных судебных исполнителей. Оплата за работы и услуги носят постоянный и (или) разовый характер.»; пункт 39 изложить в следующей редакции: «39. Расходы по выезду председателя, членов и работников ликвидационной комиссии в командировки осуществляются в пределах средств, предусмотренных в смете ликвидационных расходов. Командированным председателю, членам и работникам ликвидационной комиссии выплачиваются суточные в размере 2 (двух) месячных расчетных показателей, а также возмещаются расходы по найму жилого помещения, которые не превышают пятикратного размера месячного расчетного показателя в городах Алматы, Астана и Шымкент, четырехкратного размера месячного расчетного показателя - в областных центрах и трехкратного размера - в районных центрах, транспортные расходы к месту командирования и обратно к месту постоянной работы.»; пункт 52 изложить в следующей редакции: «52. Не допускается осуществление перерасхода по одной статье затрат за счет экономии по другой статье, а также не допускается перераспределение расходов внутри статей затрат.»; пункт 59 изложить в следующей редакции: «59. Учет операций с наличными деньгами, совершаемых в кассе, осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», международными стандартами финансовой отчетности и Правилами осуществления кассовых операций и операций по инкассации банкнот, монет и ценностей в банках второго уровня, филиалах банков-нерезидентов Республики Казахстан, Национальном операторе почты и юридических лицах, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей, утвержденными постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 ноября 2019 года № 231, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19680.»; пункт 82 изложить в следующей редакции: «82. Срок для предъявления требований кредиторов ликвидируемого банка исчисляется со дня опубликования объявления о принудительной ликвидации банка в печати на казахском и русском языках и составляет 60 (шестьдесят) календарных дней.»; пункт 88 изложить в следующей редакции: «88. Ответ кредитору направляется заказным или ценным письмом, другими средствами связи, обеспечивающими фиксирование его отправки, в том числе посредством электронной почты.»; пункт 90 изложить в следующей редакции: «90. После истечения сроков, предусмотренных для предъявления и рассмотрения заявлений требований кредиторов, установленных пунктами 82, 84 настоящих Правил, ликвидационная комиссия в течение 30 (тридцати) рабочих дней формирует реестр требований кредиторов, составляет промежуточный ликвидационный баланс ликвидируемого банка или отчет об активах и обязательствах принудительно прекращающего деятельность филиала банка-нерезидента Республики Казахстан, с учетом результатов проведенной инвентаризации активов и обязательств, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого банка или принудительно прекращающего деятельность филиала банка-нерезидента Республики Казахстан, перечне заявленных кредиторами требований, результатах их рассмотрения и задолженности, невостребованной кредиторами.»; пункты 116, 117 и 118 изложить в следующей редакции: «116. В полномочия комитета кредиторов входит: 1) ознакомление со всеми документами, образующимися в процессе ликвидации банка; 2) получение от ликвидационной комиссии информации о финансовом состоянии ликвидируемого банка; 3) заключение с председателем и (или) членом ликвидационной комиссии соглашения в соответствии с пунктом 17 Правил; 4) информирование уполномоченного органа о нарушениях прав, интересов кредиторов и законодательства Республики Казахстан в процессе ликвидации банка, в том числе о неисполнении и (или) ненадлежащем исполнении своих обязанностей председателем и (или) членами ликвидационной комиссии; 5) обжалование в суд и уполномоченный орган действий ликвидационной комиссии; 6) избрание представителей кредиторов из числа членов комитета кредиторов, наделенных полномочиями присутствовать при совершении любой из процедур ликвидации банка, включая аукционы по реализации имущества и заседания ликвидационной комиссии; 7) утверждение акта о списании с балансовых и внебалансовых счетов невозможной к взысканию дебиторской задолженности ликвидируемого банка; 8) утверждение представленного ликвидационной комиссией плана реализации ликвидационной, конкурсной массы ликвидируемого банка, а также согласование принятого председателем ликвидационной комиссии решения о реализации имущества ликвидируемого банка через публичные торги с условием оплаты в виде рассрочки или отсрочки платежа на срок не более 6 (шести) календарных месяцев; 9) утверждение сметы ликвидационных расходов; 10) утверждение акта ликвидационной комиссии на списание имущества с балансовых и внебалансовых счетов ликвидируемого банка; 11) согласование списания неустойки (штрафа, пени) при частичном досрочном погашении дебиторской задолженности по займам, неустойки (штрафа, пени) по банковским гарантиям; 12) согласование принятого ликвидационной комиссией решения о принятии имущества для погашения задолженности перед ликвидируемым банком, в том числе в счет исполнения решения суда; 13) согласование результатов ценовых предложений по сформированному ликвидационной комиссией кредитному пакету и определение порядка отчуждения и (или) уступки прав (требований) по сформированному кредитному пакету; 14) согласование принятого ликвидационной комиссией решения о заключении сделки в отношении недвижимого имущества ликвидируемого банка, а также недвижимого имущества, принятого ликвидационной комиссией банка по судебным актам в рамках исполнительного производства, полученного в счет возмещения причиненного банку ущерба, а также условий соглашения об урегулировании спора, заключаемого в соответствии с пунктом 141 настоящих Правил; 15) согласование сделок, заключаемых с юридическими лицами, осуществляющими мероприятия по взысканию задолженности с должников ликвидируемого банка и возврату активов ликвидируемого банка; 16) согласование вопроса проведения переоценки собственного имущества ликвидируемого банка; 17) согласование принятого ликвидационной комиссией решения о принятии в залог имущества по оценочной стоимости, установленной на дату принятия такого решения, в случаях утраты залога и (или) предоставления дополнительного залога; 18) согласование принятого ликвидационной комиссией решения о списании сумм дебиторской задолженности дебиторов ликвидируемого банка в размере до 2 (двух) месячных расчетных показателей, в случаях, когда общие затраты на процедуру взыскания задолженности с каждого отдельного дебитора превышают сумму его задолженности. 117. Заседание комитета кредиторов оформляется протоколом. Решение комитета кредиторов принимается простым большинством голосов. Копия протокола заседания комитета кредиторов представляется ликвидационной комиссией в уполномоченный орган не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты проведения заседания комитета кредиторов. 118. При отсутствии у ликвидационной комиссии сформированного состава комитета кредиторов или при неосуществлении комитетом кредиторов своих функций и полномочий, полномочия по принятию решений, предусмотренных подпунктами 7), 8), 9), 10), 11), 12), 13), 14), 15), 16), 17) и 18) пункта 116 настоящих Правил, осуществляются ликвидационной комиссией самостоятельно. Решение ликвидационной комиссии оформляется протоколом ликвидационной комиссии.»; пункт 134 изложить в следующей редакции: «134. При проведении инвентаризации с учетом объемов принимаемого ликвидационной комиссией имущества ликвидируемого банка от временной администрации (временного администратора), а также при смене председателя ликвидационной комиссии, руководителя бухгалтерской службы, материально ответственных лиц, срок проведения инвентаризации по согласованию с уполномоченным органом продлевается на основании ходатайства председателя ликвидационной комиссии о продлении срока проведения инвентаризации с приложением мотивированного заключения, представленного в уполномоченный орган не позднее 10 (десяти) календарных дней до даты истечения установленного приказом председателя ликвидационной комиссии срока завершения инвентаризации.»; пункт 136 изложить в следующей редакции: «136. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета инвентаризация проводится ликвидационной комиссией не реже одного раза в год, а также в обязательном порядке в следующих случаях: при смене председателя ликвидационной комиссии, руководителя бухгалтерской службы, материально ответственных лиц; при установлении фактов хищения или злоупотреблений, а также порчи имущества; при стихийных бедствиях, пожарах, авариях или других чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями. При инвентаризации ликвидационная комиссия проводит мониторинг залогового имущества, в том числе путем осуществления сверки с регистрационными органами на предмет наличия обременений банка на залоговое имущество. Результаты инвентаризации в электронной форме и на бумажном носителе направляются в уполномоченный орган в течение 10 (десяти) рабочих дней после окончания инвентаризации и подписания актов приема-передачи (в случае смены председателя ликвидационной комиссии, руководителя бухгалтерской службы, материально ответственных лиц).»; пункты 140, 141 и 142 изложить в следующей редакции: «140. Ликвидационная комиссия производит расчет дебиторской задолженности исходя из условий заключенных договоров между дебитором и банком на дату подачи искового заявления в суд, с учетом ранее принятых решений уполномоченными органами ликвидируемого банка по займам, имеющим на момент принятия решения о приостановлении начисления вознаграждения и (или) неустойки (штрафа, пени) на просроченную задолженность более 90 (девяносто) календарных дней. С даты подачи искового заявления в суд начисление вознаграждения, неустойки (штрафа, пени) по дебиторской задолженности приостанавливается без согласования с комитетом кредиторов. Исполнительные документы по вступившим в законную силу судебным актам направляются ликвидационной комиссией в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты их получения для принудительного исполнения судебного акта в Республиканскую или региональную палату частных судебных исполнителей. 141. В случае, когда в ходе судебного разбирательства или в рамках исполнительного производства заявлено ходатайство об урегулировании спора с применением примирительных процедур, ликвидационная комиссия рассматривает вопрос о заключении мирового соглашения, соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации или соглашения об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры (далее - соглашение об урегулировании спора) при соблюдении следующих условий: финансовое положение дебитора позволяет произвести погашение дебиторской задолженности в порядке и сроки, предусмотренные соглашением об урегулировании спора; условия соглашения об урегулировании спора не приводят к ухудшению финансового положения ликвидируемого банка; срок погашения дебиторской задолженности в рамках соглашения об урегулировании спора не превышает для дебиторов-физических лиц - 30 (тридцати) месяцев, для дебиторов-юридических лиц - 24 (двадцати четырех) месяцев; обеспечение, ранее принятое банком в счет исполнения обязательств дебитора (при его наличии), сохраняется без изменений; имущество, в отношении которого судебным исполнителем приняты меры по обеспечению исполнения исполнительных документов в отношении дебитора (при наличии), передается в залог ликвидационной комиссии в качестве обеспечения исполнения условий соглашения об урегулировании спора; условия соглашения об урегулировании спора не предусматривают списание дебиторской задолженности перед ликвидируемым банком. В целях реализации условий, предусмотренных настоящим пунктом, председатель ликвидационной комиссии заключает договоры залога имущества. Погашение задолженности по соглашению об урегулировании спора, заключаемому с дебитором, осуществляется ежемесячно равными платежами на протяжении всего срока погашения задолженности, предусмотренного соглашением об урегулировании спора. Соглашение об урегулировании спора подписывается председателем ликвидационной комиссии после согласования его условий комитетом кредиторов. В случае, если на стадии принудительного исполнения судебного акта дебитор примет на себя обязательства произвести погашение дебиторской задолженности по согласованным комитетом кредиторов условиям соглашения об урегулировании спора, а также возместить фактически понесенные расходы частного судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа, ликвидационная комиссия вправе обратиться к судебному исполнителю о прекращении исполнительного производства в связи с заключением с должником соглашения об урегулировании спора. Исполнительные документы хранятся в банке. 142. Ликвидационная комиссия в рамках досудебного урегулирования спора принимает решения о списании неустойки (штрафа, пени) по займам, выданным физическим (включая индивидуальных предпринимателей) и юридическим лицам (субъекты малого и среднего бизнеса), а также дебиторской задолженности, возникшей от пользования займом: 1) в размере 100 (ста) процентов - при единовременном погашении суммы долга в размере 70 (семидесяти) и более процентов от суммы дебиторской задолженности без учета неустойки (штрафа, пени); 2) при единовременном погашении суммы долга в размере менее 70 (семидесяти) процентов от суммы дебиторской задолженности без учета неустойки (штрафа, пени) - в размере, соразмерном процентному соотношению суммы, планируемой должником к погашению. В дальнейшем ликвидационная комиссия принимает решение о списании неустойки (штрафа, пени) в полном объеме при условии полного единовременного погашения займа и дебиторской задолженности, возникшей от пользования займом, со стороны дебитора. Повторные ходатайства о списании неустойки (штрафа, пени) по выданным займам по ранее рассмотренным и согласованным комитетом кредиторов решений ликвидационной комиссии об их удовлетворении, ликвидационной комиссией не рассматриваются и не удовлетворяются.»; Постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. |