|
|
|
Как создавался основной источник правовой информации в Казахстане
Руслан Исаков
Формирование правовой информации: уникальность казахстанской модели В этом году Казахстан отмечает 30-летие со дня обретения Независимости. Одним из правовых институтов, успешно функционирующих все это время, является Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Об истории создания этой структуры и его влиянии на правовые реформы рассказывает председатель комитета Сабит Нурлыбай.
- Сабит Нурлыбаевич, какие исторические предпосылки привели к созданию Комитета по правовой статистике и специальным учетам? - В период начала независимости в стране наблюдалась тенденция роста преступности, активной миграции, преобладал межрегиональный характер организованности преступников. Это требовало от руководства страны новых подходов к обеспечению безопасности граждан и государства. Ключевым звеном в решении данного вопроса как тогда, так и сейчас была полная и достоверная уголовно-правовая статистика, которая отражает динамику и характер преступности с учетом реальной социально-экономической ситуации в обществе. Действующие в системе ГСК и МВД центры криминальной информации осуществляли информационное обеспечение этих ведомств. Отсутствие координации и согласованности в формировании статистики правоохранительных и судебных органов отрицательно сказывалось на общем использовании статданных о преступности, раскрываемости, работе органов следствия и дознания, судов и правильной оценке деятельности этих органов. В связи c этим Совет безопасности высказал мнение о необходимости выведения уголовно-правовой статистики из заинтересованных ведомств и предложил руководству страны образовать Центр правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре страны. Таким образом, передача правовой статистики надзорному органу явилась важным этапом правовой реформы. Сейчас, уже приближаясь к 25-летию с момента передачи правовой статистики в органы прокуратуры, можно с уверенностью утверждать о важности и правильности данного решения. Центру в новых организационных условиях удалось создать систему статистической отчетности, последовательно охватывающую весь цикл уголовного процесса. Все усилия были направлены на обеспечение руководства страны реальной картиной о преступности, что позволило принимать дальнейшие меры по укреплению безопасности. Следующим этапом стало подписание Первым Президентом - Елбасы 28 марта 2003 года Указа об образовании Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. При этом была изменена вертикаль подчинения территориальных органов комитета, которые уже не входили в состав областных прокуратур, а стали самостоятельными. Изначально к компетенции комитета относилось формирование правовой статистики только в уголовной сфере, в последующем функции были расширены с охватом гражданской и административной сфер, а также введены дополнительные учеты в межотраслевых сферах. В декабре 2003 года был принят Закон «О государственной правовой статистике и специальных учетах», которым определены статус, задачи и функции уполномоченного органа в сфере правовой статистики, а также перечень ее субъектов, в число которых вошли правоохранительные органы, судебные и иные государственные органы, обязанные в соответствии с законодательством предоставлять правовую статистическую информацию. Основными задачами комитета определены: эффективное и достаточное информационное обеспечение государственных органов, физических и юридических лиц о состоянии законности и правопорядка в стране, а также постоянное совершенствование и развитие государственной правовой информационной статистической системы. С этого периода комитет как единый источник полной и достоверной информации о правовых явлениях в стране стал обеспечивать Администрацию Президента, Совет безопасности, Правительство, правоохранительные, судебные и другие государственные органы официальными статданными о состоянии борьбы с преступностью и правонарушениями, коррупцией, наркоманией, о рассмотрении обращений граждан, проведении проверок бизнеса, рассмотрении дел в судах и соблюдении законности в стране в целом. Следующий период развития с 2004 по 2009 год - это начало процесса автоматизации. Правительством страны была принята среднесрочная Программа развития, предусматривающая комплексное материально-техническое перевооружение и внедрение современных информационных систем на 2005-2007 годы. Она придала мощный импульс совершенствованию государственной правовой информационной статистической системы республики и позволила создать актуальную и современную базу для всех наших последующих инноваций. Необходимо отметить, что с 1997 по 2011 год формирование статистики осуществлялось вручную путем введения в системы первичных учетных документов, представленных субъектами в бумажном варианте. Поэтому в 2011 году комитетом была внедрена электронная регистрация заявлений в органах уголовного преследования. Это позволило существенно увеличить оперативность рассмотрения заявлений, сократить остаток неразрешенных заявлений, стимулируя более качественную, полную и объективную их проверку. В целях пресечения укрытия преступлений в стране была введена уголовная ответственность за это сотрудников органов уголовного преследования. В Законе «О правоохранительной службе» была предусмотрена ответственность руководителя в виде увольнения за непринятие мер по недопущению укрытия преступлений.
- Какие страны бывшего СССР, помимо Казахстана, пошли по пути передачи правовой статистики в ведение прокуратуры? - Аналогов комитету на постсоветском пространстве долгие годы не имелось. Преобразование института правовой статистики, в том числе ведение специальных учетов путем передачи полномочий органам прокуратуры, было осуществлено только в Казахстане. Наш опыт изучается коллегами, как из постсоветских стран, так и дальнего зарубежья. Из-за схожести правовых систем сравнительно недавно в России, Кыргызстане, Узбекистане и Украине правовая статистика была передана в ведение органов прокуратуры. В этих странах это направление правоохранительной деятельности находится на стадии становления. По словам экспертов ООН, единая правовая статистика Казахстана - это эффективный инструмент контроля преступности. В целях интеграции в международную информационную систему мы также осуществляем международное сотрудничество и взаимный обмен информацией с другими государствами. Обеспечивается взаимодействие с Межгосударственным информационным банком Главного информационно-аналитического центра МВД России, Евростатом и Бюро по статистике Министерства юстиции США. Также комитет является национальным контактным центром в сфере борьбы с преступлениями на почве ненависти и представляет Казахстан на встречах, организованных ОБСЕ и ОЭСР.
- Конституцией нашей страны каждому гражданину Республики Казахстан гарантировано право на собственность, свободу предпринимательской деятельности. Какая работа ведется комитетом по защите прав предпринимателей? - Учет проверок предпринимателей органами контроля и надзора, их регистрация являются одним из видов специальных учетов комитета. При этом с 2003 года комитет имеет право отказать в регистрации незаконной проверки, что является реальным механизмом по защите конституционных прав и обеспечению свободы предпринимательской деятельности. С 2014 года комитет осуществляет функции координации проверок, что позволило навести порядок в критериях риска, по которым оценивали необходимость проверок предпринимателей, исключить абсурдные требования проверяющих органов, тем самым снизить давление на бизнес. В целях выполнения этих полномочий с 2019 года функционирует информационная система «Единый реестр субъектов и объектов проверок» (ЕРСОП), в которой автоматизирован механизм осуществления проверок субъектов бизнеса. Весь процесс от назначения проверок до формирования графиков проверок, включая продление, приостановление, возобновление, вынесение акта о результатах и предписание о выявленных нарушениях, формируется в электронном формате. ЕРСОП обеспечил прозрачность государственного контроля и надзора, сократил коррупционные риски и субъективный подход при назначении проверок. При этом и сам предприниматель заранее узнает о назначенных проверках, при несогласии с этим или с результатами проверки может обжаловать действия проверяющих посредством мобильного приложения системы ЕРСОП - Qamqor для предпринимателей «Бизнес тірегі». Результаты этой работы существенны.
- Сабит Нурлыбаевич, какая роль отведена комитету Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами, введенными в действие с 1 января 2015 года? - Любое досудебное расследование начинается с момента регистрации факта в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР), в котором каждый день работают оперативно-следственные сотрудники, прокуроры, фиксируются следственные действия и принимаемые процессуальные решения. Комитет является администратором и оператором ЕРДР. С 2015 года, с момента вступления в силу действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства система ЕРДР постоянно совершенствовалась. Созданные в системе функционалы стали основой для перевода досудебного расследования в электронный формат. С 2018 года в ЕРДР функционирует модуль электронного уголовного дела. То есть следственные действия и процессуальные решения оформляются непосредственно в ЕРДР на основании электронных шаблонов документов и подписываются электронной цифровой подписью должностного лица. После этого исправить или заменить такие документы невозможно. Электронная процедура расследования уголовных дел уже стала повседневной практикой в работе органов досудебного расследования. Если вначале в электронном формате расследовалось только 5% дел, то на сегодня их доля составляет почти 75,5%. В ЕРДР создан функционал SMS-оповещений, который уведомляет заявителя о принятых решениях органами следствия по результатам рассмотрения его заявления. В случае несогласия с данным решением заявитель может обратиться с жалобой к прокурору. Реализован механизм дистанционного рассмотрения судами ходатайств о санкционировании содержания лиц под стражей. Это позволяет исключить риски побега преступников, сэкономить бюджетные средства и кадровые ресурсы на конвоирование и оптимизировать процессуальное время. В соответствии с Планом нации создан интернет-портал «Карта уголовных правонарушений». Сведения на карту передаются из ЕРДР. Граждане наглядно могут видеть криминогенные места, могут выбрать наиболее безопасные районы для проживания, полиция - выстраивать маршруты патрулирования, а исполнительные органы - принимать меры по благоустройству и обеспечению общественной безопасности. Это также позволяет общественности не только контролировать работу правоохранительных и других государственных органов по профилактике преступности, но и принимать активное участие в обеспечении правопорядка.
- Одно из важнейших направлений развития страны - это цифровизация, в том числе и в правоохранительном блоке. Какую задачу выполняет комитет по внедрению передовых цифровых технологий? - В рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» мы реализуем цифровые проекты: «Электронное уголовное дело», «Единый реестр административных правонарушений», «Единый реестр субъектов и объектов проверок», «Аналитический центр» и совместно с Министерством цифрового развития и аэрокосмической промышленности проект «Электронные обращения». Про электронное уголовное дело и Единый реестр субъектов и объектов проверок я уже отметил выше. Что касается проекта ЕРАП «Единый реестр административных производств», комитет приступил к оцифровке всего процесса привлечения к административной ответственности. Поэтапная автоматизация процессов вывела из тени скрытые правонарушения, которые раньше не фиксировались. Если в 2010 году по стране регистрировалось около трех миллионов правонарушений, то к 2015 году их количество возросло до четырех миллионов, а по итогам 2020 года и 10 месяцев текущего года - свыше семи миллионов административных правонарушений. Эта статистика не означает, что граждане стали меньше соблюдать правопорядок и больше совершать правонарушения. Повсеместное внедрение средств видеофиксации явилось одним из эффективных инструментов для соблюдения принципа «неотвратимости наказания». Нарушения незамедлительно попадают в процессинговый центр ЕРАП для обработки и оформления предписания о необходимости уплаты штрафа с автоматическим направлением SMS-уведомления о порядке сокращенного производства. В ЕРАП интегрированы 19 банков второго уровня и Казпочта. Это дало возможность реализовать в мобильных приложениях банков второго уровня функционал по оплате административных штрафов. В целом уполномоченными органами в электронном формате административное производство ведется по 88% правонарушений. Благодаря цифровизации стало менее затратным как по времени, так и по процедурам фиксировать правонарушения. Если ранее сотрудник дорожной полиции, остановив автолюбителя за нарушение Правил дорожного движения, оформлял это нарушение полчаса, то сейчас на это затрачивается 5-7 минут. Все действия производятся на планшете, и при этом гражданин может сразу оплатить штраф в сокращенном порядке с 50-процентной скидкой. И сотруднику полиции, и гражданину удобно. Все это способствовало повышению исполняемости уплаты штрафов и повышению правовой дисциплины в обществе. Если в 2010 году штраф платил один из четырех правонарушителей, то сейчас - уже трое из четырех. В суммарном выражении взыскиваемость штрафов выросла с 27% до 70%. Внедрение проекта «Электронное обращение» (единая платформа для работы с обращениями граждан) позволила всем государственным органам от центра до сельских регионов работать с обращениями в единой информационной среде. Автоматизация процессов в информационной системе (регистрация, порядок проведения процедур и принятия решений) ориентирована на требования нового Административного процедурно-процессуального кодекса, вступившего в действие с 1 июля 2021 года. В соответствии с поручением Президента Касым-Жомарта Кемелевича Токаева работа по внедрению передовых цифровых технологий в повседневную деятельность правоохранительных органов продолжается на постоянной основе.
- Какие приоритетные задачи Вы ставите перед комитетом на будущее? - Задач много, но хотелось бы отметить основные. 1 сентября прошлого года Глава государства в своем Послании «Казахстан в новой реальности: время действий» поручил внедрить в стране трехзвенную модель с четким разделением полномочий. В связи с этим совместно со всеми органами досудебного расследования комитету необходимо продолжить поэтапный переход к полноценной трехзвенной модели уголовного процесса в информационной системе ЕРДР. Уже сейчас это позволило обеспечить экономию времени следователей. Не нужно ездить с делом к прокурору, ходить по кабинетам, ждать, когда прокурор согласует решение. Более того, электронное согласование позволяет руководству органов следствия и надзирающему прокурору в режиме онлайн контролировать ход расследования уголовных дел. Прокурор, который должен следить за законностью, включается в процесс не перед поступлением дела к нему, а с самого начала участвует в его расследовании. Следующий этап - это передача прокурору полномочий по составлению обвинительного акта по уголовным делам. Комитет - также активный участник этого процесса. Мы продолжим совершенствовать и адаптировать ЕРДР к работе в новых условиях. Также продолжается работа по разработке аналитических инструментов для реализации политики «слышащего государства» по своевременному решению проблем граждан, а также обеспечение достоверной правовой информации в административной, гражданской и уголовной сферах, исполнительном производстве.
- Из-за незнания своих прав либо имеющихся возможностей люди зачастую вынуждены обивать пороги различных госучреждений, не знают, как действовать в той или иной ситуации. Какую помощь в рамках своей компетенции комитет оказывает простым гражданам? - В соответствии с законодательством комитет оказывает информационно-справочное обслуживание граждан. То есть главная задача - это информирование человека, гражданина и общества о правовых процессах в стране, как в целом, так и индивидуально каждой личности. Во-первых, это общая безопасность общества. Если каждый будет знать о криминогенной ситуации в стране, районе или месте своего проживания, то человек уже будет защищен, так как может не только потребовать от госорганов принятия мер, но и сам принять усилия по собственной защищенности. Во-вторых, лица, вовлеченные в уголовный процесс, зная, что делается по их заявлению или как расследуется уголовное дело в отношении них, могут отстаивать свои права и требовать выполнения прямых обязанностей от органов расследования. Для этого мы обеспечиваем достоверность сведений ЕРДР от начала и до завершения расследования, вплоть до вынесения приговора судом и его исполнения. В этих же целях сотрудники комитета на постоянной основе проводят проверки соблюдения учетно-регистрационной дисциплины со стороны органов досудебного расследования. Принимаются меры, чтобы все заявления граждан рассматривались в установленные сроки, по ним принимались законные решения и не укрывались преступления. И от того, насколько правильными и достоверными будут сведения, зависят интересы людей, вовлеченных в орбиту уголовного процесса. В рамках цифровизации для участников уголовного или административного производства создана возможность в онлайн-режиме иметь доступ не только к сведениям, но и процессуальным документам по электронным делам через «Публичный сектор» ЕРДР, который доступен всем гражданам на портале «Информационный сервис» (Qamqor.gov.kz). В-третьих, это оказание государственных услуг. В основном граждане ранее знали комитет как орган, выдающий справки о наличии либо отсутствии судимости. Данная государственная услуга «Выдача справки о наличии либо отсутствии судимости» ранее предоставлялась территориальными органами комитета при личном обращении гражданина с выдачей бумажной справки. После 2014 года госуслуга была автоматизирована. Сейчас справки выдаются автоматически в течение 10 минут, если для этого не требуется дополнительная проверка. В целом комитетом ежегодно выдаются более 3,5 миллиона справок о наличии либо отсутствии судимости в рамках оказания госуслуги. Еще одной госуслугой, оказываемой комитетом является апостилирование официальных документов, исходящих из органов прокуратуры, органов следствия и дознания. Сейчас гражданин имеет возможность, не выходя из дома, подать одно заявление онлайн и получить справку с апостилем в любом выбранном им городе страны. Кроме того, на портале Информационный сервис (Qamqor.gov.kz) комитета реализована возможность подать заявление в полицию в режиме онлайн, не выходя из дома, а также можно узнать о своих штрафах и своевременно их оплатить, получить информацию о ходе рассмотрения своих обращений по уникальному номеру талона, который выдается государственными органами, и другую интересную правовую информацию. Также хочу отметить, что сегодня, не обращаясь письменно в комитет, можно получить все правовые статистические данные на портале Информационный сервис комитета (Qamqor.gov.kz). Тем самым правовая информация стала открытой и доступной для физических и юридических лиц.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |