|
|
|
Понятие и содержание функции уголовного преследования в деятельности органов прокуратуры
Г.Ж. Сулейменова, кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры уголовного процесса КазГЮУ
Функция уголовного преследования, осуществляемая органами прокуратуры, является одним из важнейших направлений ее деятельности (ч.2 ст.1, п.5 ст.4, ст.ст.45-47 Указа Президента РК, имеющего силу закона, «О прокуратуре Республики Казахстан»[1]). Для осуществления этой функции государство наделяет прокуратуру определенными полномочиями. В этой связи важным является раскрытие понятия и содержания «уголовное преследование», его пределов, момент, с которого начинается его реализация, а также некоторые другие вопросы, являющиеся важными, как для процессуальной теории, так и для практической деятельности. Это обусловлено тем, что эти вопросы не нашли своего единообразного решения как в законодательстве, так и в юридической литературе. Так, например, нормы Указа Президента РК, имеющего силу закона, «О прокуратуре Республики Казахстан»[2] не содержат дефиниции понятия «уголовное преследование», а ограничиваются изложением только перечня полномочий прокурора по осуществлению этого направления прокурорской деятельности. При этом следует обратить внимание на то, что этим перечнем не охвачены его полномочия по осуществлению уголовного преследования на судебных стадиях уголовного процесса, что представляется существенным пробелом закона и не соответствует тому определению, которое дано уголовно-процессуальным законом. Пункт 13 ст.7 УПК РК определяет уголовное преследование, как процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях установления деяния, запрещенного уголовным законом, и совершившего его лица, виновности последнего в совершении преступления, а также для обеспечения применения к такому лицу наказания или иных мер уголовно-правового воздействия. Из этого определения следует два важных вывода: 1) субъектом, уполномоченным осуществлять уголовное преследование, является сторона обвинения, к которой отнесены указанные в п.12 ст.7 УПК РК субъекты уголовно-процессуальной деятельности, в том числе и прокурор (государственный обвинитель); 2) деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования распространяется на все стадии уголовного процесса, что обусловлено публичностью уголовного судопроизводства и характером правового статуса прокурора. Важным в аспекте рассматриваемой проблемы является выяснение вопроса о том, являются ли понятия «уголовное преследование» и «обвинение» тождественными? В законе они в одном случае указываются как тождественные (п.13 ст.7 УПК РК), в другом - как различные (ст.32 УПК РК), что явилось причиной неоднозначного их определения в науке. Так, например, по мнению некоторых ученых, уголовное преследование не адекватно обвинению, поскольку первое шире и включает в себя второе[3]. Солидаризируясь с их суждениями, полагаю, что обвинение является одной из форм уголовного преследования, наряду с другой его формой - подозрением. Уголовное преследование является деятельностью, направленной на собирание достаточных доказательств, дающих основание для выводов о совершении подозреваемым или обвиняемым преступления (либо общественно опасного деяния в состоянии невменяемости), а также применения в этой связи к указанным лицам мер процессуального принуждения. Обвинение и подозрение отражают содержание уголовного преследования, имеют строго индивидуальный характер, так как направлены против конкретного лица, относительно которого есть достаточные основания о том, что им совершено общественно опасное деяние, предусмотренное соответствующей нормой уголовного закона. Уголовное преследование, являясь деятельностью, осуществляется посредством определенной системы процессуальных решений и действий в процессе производства по уголовному делу. К таким решениям и действиям следует отнести: - возбуждение уголовного дела в связи с подозрением конкретного лица в совершении преступления; - процессуальные действия, направленные на собирание доказательств, уличающих лицо в совершении преступления; - задержание подозреваемого; - мера пресечения, избранная в отношении подозреваемого; - привлечение лица в качестве обвиняемого; - применение к обвиняемому мер процессуального принуждения; - составление обвинительного заключения и направление его прокурору для решения вопроса о предании обвиняемого суду и др. Таким образом, уголовное преследование не тождественно обвинению, поскольку оно шире по своему содержанию. В этой связи является ошибочным, на мой взгляд, наименование ст.32 УПК РК «Дела частного, частно-публичного и публичного преследования и обвинения». Частным, частно-публичным и публичным может быть только обвинение. А уголовное преследование, как деятельность, направлено на формулирование, предъявление обвинения, изобличение лица в совершении преступления и т.д. Кроме того, представляется также недопустимым отождествление возбуждения уголовного преследования с актом возбуждения уголовного дела, поскольку второе в большинстве случаев возбуждается по факту общественно опасного деяния. Даже по делам частного обвинения поданная в суд жалоба частного обвинителя не может рассматриваться как акт, влекущий начало уголовного преследования, поскольку суд может отказать в принятии дела к производству (п.3 ч.2 ст.391 УПК РК). Возбуждение уголовного дела будет являться началом уголовного преследования только в том случае, если оно возбуждено против конкретного лица. Поэтому возбуждение уголовного преследования во всех случаях представляет собой процессуальный акт прокурора или органов предварительного расследования, который влечет за собой приобретение лицом статуса конкретного участника уголовного процесса - подозреваемого или обвиняемого. В аспекте вышеизложенного представляется неверным мнение М.Б. Мукашева, считающего, что уголовное преследование представляет собой «все действия органов дознания, предварительного следствия и прокурора, направленные на выявление преступления и лиц, его совершивших, возбуждение уголовного дела, осуществления процесса доказывания, привлечение виновных к уголовной ответственности, поддержание государственного обвинения в суде, реабилитацию невиновных»[4]. Ошибочность этого определения обусловлено тем, что уголовное преследование автором отождествляется с предварительным расследованием. По справедливому замечанию А.Б. Соловьева «расследование имеет место и тогда, когда отсутствует уголовное преследование (дело возбуждено по факту, личность преступника не установлена, меры процессуального принуждения не применялись)»[5]. Поэтому начало уголовного преследования, в отличие от предварительного расследования, обусловлено видом организации обвинения, а также конкретными обстоятельствами уголовного дела. Так, по делам частного обвинения уголовное преследование начинается с момента принятия судом жалобы к своему производству. По делам же частно-публичного и публичного обвинения уголовное преследование начинается с принятия одного из следующих решений: 1) возбуждения уголовного в связи с подозрением конкретного лица в совершении преступления; 2) задержания лица в качестве подозреваемого; 3) применения меры пресечения к подозреваемому до предъявления обвинения; 4) вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Однако одних оснований для начала уголовного преследования недостаточно - необходимо и наличие определенных для этого условий, которые представляют собой: 1) наличие достаточных данных, указывающих на совершение общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом; 2) наличие подозреваемого или обвиняемого; 3) отсутствие обстоятельств, исключающих уголовное преследование[6]. Кроме того, необходимым условием возбуждения дел частного и частно-публичного обвинения является жалоба потерпевшего. При этом к частно-публичному обвинению следует отнести также и случаи возбуждения дел по заявлению руководителя коммерческой или иной организации или уполномоченного органа или с их согласия о деяниях, предусмотренных главой 8 УК РК, причинивших вред интересам исключительно этой организации (ст.35 УПК РК). Поэтому при отсутствии таких жалоб или заявлений по этим деяниям органы, полномочные осуществлять производство по уголовным делам, не вправе возбуждать уголовные дела. В отличие от органов предварительного расследования уголовное преследование осуществляется прокурором как в процессе возбуждения уголовного дела и предварительного расследовании, так и на судебных стадиях (в форме поддержания государственного обвинения). В этой связи следует указать, что Указ «О прокуратуре РК» включает в содержание уголовного преследования полномочия прокурора при осуществлении уголовного преследования. Это связано с тем, что уголовное преследование предполагает не только его возбуждение, осуществление, но и разрешение, что связано с определенной деятельностью по обвинению в суде. И эту функцию выполняет прокурор как представитель государства, поскольку вред общественно опасным деянием наносится, прежде всего, публичным интересам. При этом прокурор, осуществляя уголовное преследование, выступает главным гарантом законности проведенного предварительного следствия и дознания, обоснованности предания обвиняемого суду, соблюдения прав и законных интересов граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. Таким образом, свои полномочия по осуществлению уголовного преследования прокурор реализует в следующих формах: - надзора за законностью возбуждения и предварительного расследования уголовных дел; - предания обвиняемого суду; - представительства интересов государства в суде посредством поддержания государственного обвинения; - опротестования незаконных и необоснованных судебных решений (приговоров и постановлений) в порядке апелляционного, надзорного производства и возобновления дел ввиду вновь открывшихся обстоятельств). В процессе возбуждения и расследования уголовных дел систему решений и действий прокурора по осуществлению им уголовного преследования составляют - санкционирование в предусмотренных законом случаях действий должностных лиц, осуществляющих следствие, дознание, а также оперативно-розыскную деятельность; участие при производстве тех следственных действий, которые направлены на собирание доказательств, уличающих лицо в совершении преступления; внесение представления для получения согласия на привлечение к уголовной ответственности лица, обладающего правом неприкосновенности и другие полномочия, предусмотренные ст.46 Указа Президента РК, имеющего силу закона, «О прокуратуре Республики Казахстан» и ст.197 УПК РК. При решении вопроса о предании обвиняемого суду, прокурор, реализуя функцию уголовного преследования вправе: изучив уголовное дело, прекратить его в полном объеме или прекратить уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых; возвратить уголовное дело со своими письменными указаниями для производства дополнительного расследования или пересоставления обвинительного заключения; составить новое обвинительное заключение; направить дело в суд и др. (ст.ст.46, 47 Указа Президента РК, имеющего силу закона, «О Прокуратуре Республики Казахстан», ст.282 УПК РК). Поддерживая обвинения в суде в качестве государственного обвинителя, прокурор, являясь стороной, обосновывает и отстаивает выводы о совершении подсудимым преступления (или общественно опасного деяния), применении к нему наказания (или принудительных мер медицинского характера). Вместе с тем, он вправе заявить отказ от уголовного преследования подсудимого, если будут обнаружены обстоятельства, позволяющие не осуществлять уголовное преследование (ч.2 ст.38 УПК РК). Опротестование прокурором судебных решений (постановлений и приговоров) предполагает его участие в рассмотрении дела в апелляционной и надзорной инстанции. Уголовное преследование осуществляется в этих инстанциях посредством изложения перед судом своей позиции, представления дополнительных материалов (ст.432 УПК РК). Окончание уголовного преследования связано с вынесением постановления о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным законом (ст.37, ч.1 ст.38 УПК РК) либо вступлением приговора в законную силу. По делам частно-публичного обвинения уголовное преследование может быть прекращено также в случае примирения потерпевшего с обвиняемым по основаниям, предусмотренным ст. 67 УК РК; по делам частного обвинения уголовное преследование подлежит прекращению в случае примирения частного обвинителя с обвиняемым (ч.2 ст.32 УПК РК). Таким образом, уголовное преследование, осуществляемое прокурором, можно определить, как реализуемую им в пределах установленной для него законом компетенции, процессуальную деятельность, направленную на обеспечение раскрытия общественно опасного деяния, установление и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, предания их суду, поддержание обвинения в суде и опротестование судебных решений в целях обоснованного обвинения и осуждения.
Аннотация
В статье рассматривается недостаточно исследованная в теории проблема о понятии, сущности и содержании функции уголовного преследования, осуществляемой прокурором. Дан анализ системы процессуальных действий, составляющих содержание уголовного преследования, а также подвергаются исследованию смежные понятия -предварительное расследование и обвинение. In clause the problem, unsufficiently investigated in the theory, about concept, essence and contents of function of criminal prosecution which is carried out by the public prosecutor is considered (examined). The analysis of system of remedial actions making the contents of criminal prosecution is given and also the adjacent concepts preliminary investigation and accusation are exposed to research.
[1] См.: О прокуратуре Республики Казахстан: Указ Президента РК, имеющий силу закона, от 21 декабря 1995 г. №2709 // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. -1995. - № 24. - Ст.156; Ведомости Парламента РК. - 1997. - № 12. - Ст.184; 1998. - №15. - Ст.208; 1999. - №8. - Ст.247; №21. - Ст.774; 2000. - №6. - Ст.42; 2001. - №20. - Ст.257 [2] Далее по тексту - Указ «О Прокуратуре РК» [3] См.: Халиулин А.Г. Функция уголовного преследования в деятельности прокуратуры: Автореф. дисс. …докт. юрид.наук. - М., 1997. - С.12; Савицкий В.М., Ларин А.М. Уголовный процесс. Словарь-справочник. -М., 1999. --С.85; Соловьев А.Б. Указ. раб. - С.91. [4] Мукашев М.Б. Уголовно-процессуальные аспекты деятельности прокурора по осуществлению уголовного преследования // Материалы ююилейной научно-теоретич. конференц., посвящ. 5-летию КазГЮА. - Алматы: ИПЦ КазГЮА, 2000. - С.321. [5] Соловьев А.Б. Указ. раб. - С.91. [6] См.: Викторский С.И. Русский уголовный процесс. - М.: Юрид. бюро «ГОРОДЕЦ», 1997. - С.233-234.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |