|
|
|
Решение Апелляционной комиссии Министерства финансов Республики Казахстан
ИПН-Относительно начисления ИПН
Вид спора: налоговые споры Категория налогоплательщика: индивидуальный предприниматель Вид налога: ИПН с доходов, не облагаемых у источника выплаты, НДС
Министерством финансов РК (далее - уполномоченный орган), получена жалоба индивидуального предпринимателя «М» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источника выплаты (ИПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) и сумме уменьшенного убытка. Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка индивидуального предпринимателя «М» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 24.06.2022 г. по 26.12.2023 г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении ИПН в сумме 24 952,0 тыс.тенге и пени 73,9 тыс.тенге, НДС в сумме 607,0 тыс.тенге, о сумме уменьшенного убытка в размере 1 027,5 тыс.тенге. Индивидуальный предприниматель «М» не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа и приводит следующие доводы. Основанием для начисления обжалуемой суммы ИПН и соответствующей суммы пени явилось нарушение пунктов 1, 3 статьи 227 и статьи 696 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017 г. (Налоговый кодекс). Начислен ИПН за 2022г. на сумму 24 952,0 тыс.тенге. С данными выводами налогового органа индивидуальный предприниматель «М» не согласна из-за того, что в ходе проверки представила первичные бухгалтерские документы, подтверждающие понесенные затраты и отнесение их на вычеты при расчёте ИПН. Проверив доводы индивидуального предпринимателя «М», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам. 1. Относительно начисления ИПН в сумме 24 952,0 тыс.тенге за 2022г. В жалобе указано, что по данным бухгалтерского учета в период применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации с 24.06.2022 г. по 31.07.2022 г. оборот по реализации составил 61 065,1 тыс.тенге, в период осуществления деятельности в режиме налогообложения «Розничной налог» оборот по реализации отсутствовал, после перехода на общеустановленный режим налогообложения за период с 01.11.2022 г. по 26.12.2023 г. оборот по реализации составил 1 045 332,1 тыс.тенге, оборот по приобретению 1 031 330,0 тыс.тенге, налогооблагаемый доход составил 14 002,1 тыс.тенге, ИПН к уплате 1 400,2 тыс.тенге. Из акта налоговой проверки следует, что в нарушение пунктов 1, 3 статьи 227 и статьи 696 Налогового кодекса индивидуальным предпринимателем «М» не начислен ИПН за 2022г. на сумму 24 952,0 тыс.тенге. В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса доходом от реализации признается сумма дохода, возникающего при реализации товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 228-240 Налогового кодекса, а также доходов, указанных в пункте 4 статьи 258 Налогового кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 258 Налогового кодекса. При этом пунктом 3 статьи 227 Налогового кодекса дата признания дохода от реализации определяется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой. Пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете определено, что бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. На основании вышеизложенного, в целях исчисления корпоративного подоходного налога доход налогоплательщика от выполнения работ, оказания услуг подлежит включению в совокупный годовой доход в виде дохода от реализации, в том налоговом периоде, в котором такой доход признан в бухгалтерском учете и подтвержден соответствующими первичными документами. Кроме того, документальным свидетельством факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет, является первичный документ, оформленный в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете, в том числе документы, подтверждающие фактическое выполнение работ услуг или приобретение товаров, в рассматриваемом случае подписанный акт выполненных работ, оказанных услуг. В свою очередь, в целях исчисления НДС в случае реализации услуг датой совершения оборота по реализации услуг является дата оказания таких услуг, при этом днем оказания услуг признается дата подписания, указанная в акте выполненных работ, оказанных услуг, либо в случае отсутствия акта выполненных работ, оказанных услуг дата подписания, указанная в документе (кроме счета-фактуры), подтверждающем факт выполнения работ, оказания услуг, оформленном в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 - 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом. Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Пунктом 2 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства. В соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления. Таким образом, подлежат отнесению на вычеты расходы налогоплательщика, направленные на получение дохода при наличии соответствующих подтверждающих документов и соблюдении требований, установленных соответствующими статьями Налогового кодекса. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию акта совершения операции либо события. Также, согласно пунктам 2, 3 статьи 696-1 Налогового кодекса специальный налоговый режим розничного налога предусматривает особый порядок исчисления корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты. Исчисление корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, при применении специального налогового режима розничного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 процентов. Налоговая проверка произведена на основании заявления индивидуального предпринимателя «М» о проведении документальной налоговой проверки в связи с ликвидацией. Индивидуальный предприниматель «М» в период с 24.06.2022 г. по 31.07.2022 г. применяла специальный налоговый режим (СНР) на основе упрощенной декларации, с 01.08.2022 г. по 31.10.2022 г. СНР розничного налога, с 01.11.2022 г. по 26.12.2023 г. общеустановленный порядок налогообложения. Плательщик НДС с 10.11.2022 г. по 17.07.2023 г. По результатам налоговой проверки, за период применения СНР на основе упрощенной декларации с 24.06.2022 г. по 31.07.2022 г. налогооблагаемый доход согласно банковской выписке составил 63 211,5 тыс.тенге. Следует отметить, что согласно Закону Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства, бюджетного, налогового законодательства и законодательства о железнодорожном транспорте» от 27.12.2019г. №290-VI в Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) (далее - Закон о введении) дополнен статьей 57-4 следующего содержания: - подпункт 1) установить, что на период с 01.01.2020 г. по 01.01.2023 г. лица, применяющие специальные налоговые режимы и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, уменьшают на 100 процентов подлежащую уплате сумму корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 700 Налогового кодекса. Таким образом, доход индивидуального предпринимателя «М», полученный за период с 24.06.2022 г. по 31.07.2022 г. в сумме 63 211,5 тыс.тенге освобождается от налогообложения согласно вышеуказанного Закона от 27.12.2019 г. № 290-VI. За период применения СНР розничного налога с 01.08.2022 г. по 31.10.2022 г. установлено, что согласно банковской выписки по счету поступление от продаж за период с 01.10.2022 г. по 31.10.2022 г. составляет 868 528,3 тыс.тенге, сумма оборота согласно выписанных ЭСФ составляет 854 981,6 тыс.тенге. Следует отметить, что к налоговой проверке не представлены данные бухгалтерского учета и первичные бухгалтерские документы (договоры купли-продажи), в связи с чем, по результатам проверки установлен налогооблагаемый доход за период с 01.08.2022 г. по 31.10.2022 г. в размере 868 528,3 тыс.тенге по данным уполномоченного органа (банк второго уровня) о поступлениях от продаж. Таким образом, при применении к доходу от реализации за период с 01.10.2022 г. по 31.10.2022 г. в сумме 868 528,3 тыс.тенге ставки налога в размере 3% и, учитывая начисленную по декларации ф.913.00 за 4 квартал 2022г. сумму ИПН в размере 1 327,2 тыс.тенге, сумма ИПН по результатам налоговой проверки составляет 24 728,6 тыс.тенге. Относительно доводов индивидуального предпринимателя «М» об отсутствии дохода в период применения СНР розничного налога и получении дохода в сумме 1 045 332,2 тыс.тенге в период применения общеустановленного режима следует отметить, что по данным ЭСФ, выписанным индивидуальным предпринимателем «М» в период с 08.11.2022 г. по 09.11.2022 г. сумма дохода по ЭСФ, дата совершения оборота в которых указана в октябре месяце 2022 г. составляет 854 981,6 тыс.тенге. Также, относительно доводов индивидуального предпринимателя «М» о получении предоплаты в октябре месяце 2022 года необходимо отметить, что в нарушение требований подпункта 1) пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе не приложены договоры купли-продажи, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои доводы. За период применения общеустановленного режима налогообложения с 01.11.2022 г. по 26.12.2023 г. установлено, что согласно банковской выписки поступление от продаж за период с 01.11.2022 г. по 31.12.2022 г. составляет 177 108,5 тыс.тенге, сумма оборота согласно выписанных ЭСФ за данный период составляет 154 089,7 тыс.тенге. Вычеты по данным ИС ЭСФ за указанный период составляют 174 874,5 тыс.тенге, налогооблагаемый доход 2 234,1 тыс.тенге, сумма ИПН 223,4 тыс.тенге. В связи с вышеизложенным и учитывая нормы пункта 3 статьи 227, пунктов 2, 3 статьи 696-1 Налогового кодекса начисление ИПН в сумме 24 952,0 тыс.тенге за 2022г. и соответствующее уменьшение убытка на сумму 1 027,5 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным. 2. Относительно начисления НДС за 4 квартал 2022г. на сумму 607,0 тыс.тенге В жалобе указано, что в ходе проверки индивидуальный предприниматель «М» представила первичные бухгалтерские документы, подтверждающие понесенные затраты и отнесение их на вычеты при расчёте НДС, однако, при проведении проверки данные подтверждающие документы во внимание не приняты, что привело к некорректному начислению налогов по результатам налоговой проверки. В жалобе отмечено, что в период с 01.11.2022 г. индивидуальный предприниматель «М» перешла на общеустановленный режим налогообложения, в период с 01.11.2022 г. по 09.11.2022г. товары доставлены покупателям на сумму 1 045 332,1 тыс.тенге, зарегистрирована в качестве плательщика НДС с 10.11.2022 г. Из акта налоговой проверки следует, что в нарушение статьи 372 Налогового кодекса индивидуальным предпринимателем «М» занижен облагаемый оборот за 4 квартал 2022 г. на сумму 5 058,1 тыс.тенге, не начислен НДС в сумме 607,0 тыс.тенге. В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее. В соответствии со статьей 368 Налогового кодекса объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются: 1) облагаемый оборот; 2) облагаемый импорт. Абзацем первым подпункта 1) пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса установлено, что облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость по реализации товаров, работ, услуг, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 370 настоящего Кодекса. Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 372 Налогового кодекса оборот по реализации товаров означает: передачу прав собственности на товар, включая: продажу товара, отгрузку товара, в том числе на условиях рассрочки платежа и (или) в обмен на другие товары, работы, услуги; продажу предприятия в целом как имущественного комплекса; безвозмездную передачу товара; передачу товара работодателем работнику в счет погашения задолженности перед работником; передачу заложенного имущества залогодателем в собственность покупателю или залогодержателю. В рассматриваемом случае, согласно регистрационным данным индивидуальный предприниматель «М» зарегистрирована в качестве плательщика НДС с 10.11.2022 г., при этом по данным банковской выписки поступление от продаж за период с 10.11.2022 г. по 14.11.2022 г. составило 5 665,0 тыс.тенге. В связи с вышеизложенным, учитывая нормы статей 368, 369 и 372 Налогового кодекса, начисление НДС за 4 квартал 2022 . в сумме 607,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным. В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии. По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |