|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
И. Агуцкова, заместитель главного бухгалтера ТОО «Геофизическая компания «Каспий», диплом профессионального бухгалтера IFA
МОЖНО ЛИ ПРИМЕНИТЬ КОНВЕНЦИЮ МЕЖДУ РК И РФ ПРИ СРОКЕ ДОГОВОРА БОЛЕЕ 12 МЕСЯЦЕВ?
Заключен Договор на оказание услуг: Разработка технико-экономических обоснований (ТЭО) Строительства второго ввода тракта топливоподачи предприятия АО «АВС» с техническим сопровождением при прохождении Государственной экспертизы. Срок действия договора - более 12 месяцев. Объект АО «АВС» находится на территории Республики Казахстан (РК). Заказчик по Договору - ТОО «КЭН» резидент Республики Казахстан (РК). Исполнитель - ОАО «РиК» резидент Российской Федерации (РФ). Часть работ выполняется на территории РК, часть работ - на территории РФ. Исполнителем предоставлена справка, подтверждающая резидентство РФ, нотариально засвидетельствованные учредительные документы. Имеет ли право Заказчик-налоговый агент, согласно Конвенции между Правительством РК и Правительством РФ об устранении двойного налогообложения применить освобождение от налогообложения корпоративным подоходным налогом у источника выплат при выплате дохода нерезиденту ОАО «РиК» при сроке действия договора более 12 месяцев?
Понятия. Технико-экономическое обоснование или ТЭО - это анализ, расчет, оценка экономической целесообразности осуществления предлагаемого проекта строительства, сооружения предприятия, создания нового технического объекта, модернизации и реконструкции существующих объектов. ТЭО основано на сопоставительной оценке затрат и результатов, установлении эффективности использования, срока окупаемости вложений. Согласно Налоговому кодексу: Статья 12. Основные понятия, применяемые в настоящем Кодексе. 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Кодексе для целей налогообложения: 23) консультационные услуги - услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций, советов и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, в целях решения управленческих, экономических, финансовых, инвестиционных вопросов, в том числе вопросов стратегического планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом; Проведя анализ между определением ТЭО и понятиями, применяемыми в Налоговом кодексе, можно сделать заключение, что разработка ТЭО, это ни что иное как «консультационные услуги». В связи с этим, согласно статье 192 Налогового кодекса: Доходы нерезидента. Статья 192. Доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан. 1. Доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются следующие виды доходов: 3) доходы от оказания управленческих, финансовых, консультационных, аудиторских, юридических (за исключением услуг по представительству и защите прав и законных интересов в судах, арбитраже или третейском суде, а также нотариальных услуг) услуг за пределами Республики Казахстан. То есть не имеет значения на территории РФ или РК осуществляются данные виды услуг (консультационные), КПН должен быть уплачен в бюджет РК. Так же согласно Налоговому кодексу: Статья 212. Порядок применения международного договора в отношении полного освобождения от налогообложения доходов нерезидента, полученных из источников в Республике Казахстан. 1. Налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения при выплате дохода нерезиденту или при отнесении начисленного, но не выплаченного дохода нерезидента на вычеты, если такой нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор. 3. Международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса. При этом документ, подтверждающий резидентство, представляется нерезидентом налоговому агенту не позднее одной из следующих дат, которая наступит первой, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи: 1) 31 декабря календарного года, в котором произошла выплата дохода нерезиденту или невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты; 2) начала проведения плановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты; 3) не позднее пяти рабочих дней до завершения внеплановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты. Дата завершения внеплановой налоговой проверки определяется в соответствии с предписанием. 4. В случае, если нерезидент оказывает услуги или выполняет работы на территории Республики Казахстан в пределах срока, не приводящего к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан, в целях применения положений международного договора юридическое лицо-нерезидент наряду с документом, указанным в пункте 3 настоящей статьи, представляет налоговому агенту нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов либо выписки из торгового реестра (реестра акционеров или иного аналогичного документа, предусмотренного законодательством государства, в котором зарегистрирован нерезидент) с указанием учредителей (участников) и мажоритарных акционеров юридического лица-нерезидента. Налоговый агент на основе представленных документов и договора (контракта) на оказание услуг или выполнение работ определяет факт образования нерезидентом постоянного учреждения в результате оказания услуг или выполнения работ в рамках такого договора (контракта) и связанных проектов при их наличии. При выявлении факта образования нерезидентом в Республике Казахстан постоянного учреждения налоговый агент не вправе применить положения международного договора в части освобождения доходов нерезидентов в Республике Казахстан. 5. В случае если оказание услуг или выполнение работ на территории Республики Казахстан в пределах срока, не приводящего к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан, осуществляется в рамках договора о совместной деятельности, то юридическое лицо-нерезидент, являющийся участником такого договора, в целях применения положений международного договора наряду с документом, указанным в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, представляет налоговому агенту нотариально засвидетельствованную копию договора о совместной деятельности или иного документа, подтверждающего долю его участия в совместной деятельности. В случае, если нерезидент не образует постоянного учреждения в результате оказания услуг или выполнения работ в рамках такого договора (контракта) и связанных проектов, налоговый агент вправе применить положения международного договора к доходу юридического лица-нерезидента пропорционально доле его участия в совместной деятельности, указанной в договоре о совместной деятельности или иного документа, подтверждающего долю его участия в совместной деятельности. 6. Налоговый агент обязан указать в налоговой отчетности, представляемой в налоговый орган, суммы начисленных (выплаченных) доходов нерезиденту и удержанных, освобожденных от удержания налогов в соответствии с положениями международных договоров, ставки подоходного налога и наименования международных договоров. При этом налоговый агент обязан представить в налоговый орган по месту своего нахождения копию документа, подтверждающего резидентство налогоплательщика-нерезидента, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса. Копия такого документа представляется в течение трех календарных дней с даты, установленной для представления налоговой отчетности, срок представления которой наступает после представления нерезидентом такого документа налоговому агенту в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. 7. При неправомерном применении положений международного договора, повлекшем неуплату или неполную уплату налога в государственный бюджет, налоговый агент несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. Согласно Конвенции об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал между РК и РФ: Статья 5 Постоянное учреждение (представительство) 3. Термин «постоянное учреждение» также включает: а) строительную площадку или строительный, монтажный или сборочный объект или услуги, связанные с наблюдением за выполнением этих работ, если только такая площадка или объект существуют в течение более 12 месяцев, или такие услуги оказываются в течение более чем 12 месяцев; и б) установку или сооружение, используемые для разведки природных ресурсов или услуги, связанные с наблюдением за выполнением этих работ, или буровую установку или судно, используемые для разведки природных ресурсов, если только такое использование длится в течение более чем 12 месяцев, или такие услуги оказываются в течении более чем 12 месяцев; и в) оказание услуг, включая консультационные услуги резидентами через служащих или другой персонал, нанятый резидентом для таких целей, но только если деятельность такого характера продолжается (для такого или связанного с ним проекта) в пределах страны более чем 12 месяцев. Выводы. Таким образом, при заключении договора более чем на 12 месяцев, нельзя применить Конвенцию между РК и РФ, ТОО как налоговый агент обязано удерживать КПН с нерезидента. В противном случае именно ТОО, как налоговый агент несет ответственность за неудержание КПН согласно Налоговому кодексу: Статья 193. Порядок исчисления и удержания корпоративного подоходного налога у источника выплаты. 3. Обязанность и ответственность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет корпоративного подоходного налога у источника выплаты возлагаются на следующих лиц, выплачивающих доход нерезиденту и признанных налоговыми агентами: 3) юридическое лицо, в том числе нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение. Так же следует отметить, что Поставщик услуг вправе вернуть удержанный у него КПН пройдя процедуру согласно Налоговому кодексу: Статья 217. Порядок возврата подоходного налога из бюджета или условного банковского вклада. 1. Нерезидент имеет право на возврат подоходного налога в соответствии с положениями международного договора в порядке, установленном настоящей статьей, в следующих случаях: 1) перечисления налоговым агентом на условный банковский вклад или в бюджет подоходного налога с доходов нерезидента, полученных из источников в Республике Казахстан; 2) осуществления нерезидентом деятельности в Республике Казахстан через филиал, представительство, не приводящей к образованию постоянного учреждения в соответствии с международным договором; 3) уплаты налога налогоплательщиком в соответствии с положениями настоящего Кодекса. При этом нерезидент обязан представить в налоговый орган налоговое заявление на возврат уплаченного подоходного налога из бюджета или условного банковского вклада на основании международного договора (далее в целях настоящей статьи и статьи 218 Налогового кодекса - заявление) с приложением документов, определенных статьей 219 Налогового кодекса.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |