|
|
|
Кардинальная реформа избирательной системы в Казахстане - запрос гражданского общества
Батыр Адайбаев, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры международного права КазНУ им. аль-Фараби, экс-кандидат в депутаты Мажилиса Парламента РК
Прошедшие 19 марта 2023 года выборы в Мажилис Парламента и маслихаты Республики Казахстан, стали беспрецедентными за всю историю независимости страны по количеству нарушений избирательного законодательства, а также явке электората. Существенные нарушения на избирательных участках в значительном количестве, влияющие на итоги голосования, зафиксированы независимыми наблюдателями, в том числе наблюдателями от международных организаций. Так, миссия по наблюдению за выборами ОБСЕ дала негативную оценку подсчету голосов на 58 из 128 избирательных участках, на которых она осуществляла наблюдение за выборами. Явка избирателей на избирательные участки в день голосования, оказалось чрезвычайно низкой, что подтверждается итоговыми протоколами. Автор настоящей статьи, будучи кандидатом в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан по 4-му избирательному округу г. Алматы, а также являясь членом штаба независимых наблюдателей на указанных выборах, был очевидцем огромного числа нарушений выборного процесса на избирательных участках в день голосования. Выборы, проведенные с массовыми нарушениями избирательного законодательства, вызывают не только сомнения в их легитимности и, как следствие, нелегитимность органов государственной власти, формируемых на выборной основе, но и порождают недоверие электората к избирательной системе страны. Как следствие, за годы независимости нашей страны, к сожалению, в казахстанском социуме, не была сформированы электоральная культура. Об этом приходится говорить после каждой избирательной кампании в нашей стране. Низкая явка избирателей и фальсификации итогов голосования - стали обыденными явлениями избирательного процесса в Казахстане.
Кардинальная реформа избирательной системы в нашей стране - запрос всего гражданского общества. В настоящей статье представлены предложения и рекомендации от экспертного сообщества по реформированию избирательной системы Казахстана, в том числе экспертов, бывшими кандидатами-самовыдвиженцами в депутаты в Мажилис и маслихаты. Экс-кандидаты в депутаты Санжар Бокаев, Мурат Адам, Шолпан Бертисбаева, Альнур Ильяшев, Арайлым Назарова, Акеркин Ералиева, Даулет Абилькасимов, Жаркын Курентаев, Батыр Адайбаев и др., обсудив итоги прошедших выборов, сложившуюся порочную практику проведения выборов, а также текущее состояние дел в избирательной системе страны, разработали предложения, которые по их мнению, способны радикально перестроить всю парадигму выборного процесса в Казахстане.
Обязательная аккредитация для наблюдателей Значительная часть участников данного исследования из числа кандидатов в депутаты выступили против законодательно закрепленной в ЦИК РК обязательной аккредитации для наблюдателей (75%). Главным аргументом против этого положения является то, что регулирование аккредитации ЦИК может отразиться на том, что неугодные властям общественные организации не получат аккредитацию. Кроме того, против аккредитации независимых наблюдателей говорят и другие аргументы: · данное положение и в целом действующее законодательство защищает только интересы организатора — ЦИК, и не обеспечивает в равной степени защиту интересов других сторон; · осуществлять наблюдение за ходом голосования должно быть правом каждого человека и любой общественной организации; · критика ЦИК при данном положении дел может влиять на лишение аккредитации наблюдателей на следующие выборы, то есть, по сути, влечет за собой риск потери их настоящей независимости. Введение государственного аккредитатора противоречит самому смыслу наблюдения за выборами и фактически уничтожает институт независимого наблюдения. По мнению экспертов, в Казахстане необходимо усилить права и полномочия независимых наблюдателей. В этой связи предлагается исключить в действующем законодательстве норму о том, что только председатель избирательной комиссии вправе вызвать полицию и выдворить наблюдателя с участка. При этом наблюдатель не имеет законного права вызвать полицию в случае нарушения его прав. В частности, эксперты отмечали, что на прошедших выборах имели место факты, когда наблюдателей выгоняли с избирательных участков при помощи полиции, если они фиксировали нарушения и требовали исполнения норм закона о выборах.
Обеспечение прозрачности и контроля за проведением выборов Одной из главных претензий, связанных с проведением выборов в Казахстане, является проблема, связанная с прозрачностью и контролем за проведением избирательного процесса. В числе необходимых и важнейших изменений, по мнению экспертов, должна быть немедленная публикация сканированной версии протоколов голосования с каждого избирательного участка. Речь идет о наложении на ЦИК РК и территориальных избирательных комиссий обязанности публиковать на сайте детализированные итоги голосования по каждому избирательному участку (с копией протокола) немедленно после определения итогов голосования и заполнения протоколов (не позднее 3:00 часов следующего дня после закрытия избирательного участка). Протокол, подписанный всеми членами избирательной комиссии и наблюдателями, должен тут же при всех сканироваться и публиковаться на сайте ЦИК в ячейке конкретного избирательного участка. Кроме того, кандидаты в депутаты прошлых выборов считают необходимым обеспечить доступность протоколов с результатами голосования и другой информацией по запросу наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и самих кандидатов на участках, в ТИК и ЦИК. Эксперты подчеркивают, что нарушение этого права должно повлечь административную ответственность для членов ТИК и членов комиссий избирательного участка независимо от того, что они не являются юридическим лицом, а также в отношении самого председателей комиссий. Так, по 4-му избирательному округу г. Алматы при наличии 90% итоговых протоколов, которые подтверждали безоговорочное избрание кандидата Санжара Бокаева, кандидатам в депутаты не удалось получить от ЦИК и ТИК недостающие 10% протоколов. ЦИК отказывал в запросе предоставить копии протоколов, которые в соответствии с законом должны быть размещены на каждом участке. Однако данное требование закона не соблюдено вопиющим образом. Кандидат Бокаев С. обратился в суд с требованием обязать ЦИК предоставить недостающие протоколы. Суду были представлены копии 173 протоколов, а также ссылка на Google-таблицу и Exell, в которых посчитана сумма всех голосов по каждому кандидату. Санжар Бокаев набрал 7 651 голос, а избранный депутатом Ерлан Стамбеков - 5 931 голос. Огромный отрыв от ближайшего соперника подсказывал, что недостающие 10% протоколов никак не изменят полученные результаты. Реальный статистический прогноз по недостающим участкам сложился бы следующим образом: Бокаев С. - 9 078, Стамбеков Е. - 7 037. Однако официальные результаты ЦИК по данному округу — значительно завышены. Так, Ерлану Стамбекову непонятно откуда добавилось ровно 9 999 голосов (см. таблицу).
К сожалению, суд отказал в требовании кандидата Бокаева С. предоставить копии итоговых протоколов голосования.
Обязательная фото- и видеофиксация В числе предложений экспертов, направленных на совершенствование выборного законодательства в части прозрачности и контроля за выборами, - обеспечение беспрепятственного наблюдения за избирательным процессом на всех стадиях, включая фото-, видео- и аудиофиксацию на всех избирательных участках. Важнейшим требованием, по мнению экспертов, является хранение видеозаписей, а также избирательных документов с каждого избирательного участка в течение трех лет, что, как указывают эксперты, вызвано сроками прохождения всех внесудебных и судебных инстанций, в том числе Конституционного суда. Показательна ситуация, связанная с тем, что судебные дела по прошедшим выборам еще продолжаются, тогда как итоговые протоколы и бюллетени, которые предусматривают хранение указанных документов в течение одного месяца, согласно действующему законодательству, фактически уничтожены.
Формирование ЦИК и ТИК Другим важным направлением по совершенствованию выборного законодательства, является обеспечение нейтральности Центральной избирательной комиссии. В этом направлении эксперты видят необходимым внедрение нескольких изменений. Одно из них - лишение президента страны полномочия по формированию ЦИК. Одним из решений в этом ключе, по мнению экспертов, могло бы стать избрание председателя ЦИК в рамках парламентских выборов путем всеобщего голосования. Эксперты также считают необходимым изменить порядок формирования территориальных и участковых комиссий. Речь идет о том, что в составе избирательных комиссий (от участковых до ЦИК) не должно быть представителей государственных органов и организаций. Избирательные комиссии, по мнению экспертов, должны состоять исключительно из представителей гражданского общества, открытого списка граждан (добровольцев) и юристов (правовых консультантов и адвокатов), которые будут отобраны путем жеребьевки и после обучены независимым учебным заведением с учетом международных стандартов по проведению демократических выборов. Этот шаг, по мнению экспертов, позволит, в том числе, профессионализировать избирательные комиссии и гарантировать честный и прозрачный подсчет голосов. Также было высказано предложение о том, что из государственного бюджета должны выделяться средства для оплаты труда членов избирательной комиссии. В числе других предложений, высказанных экспертами в части реформирования выборного законодательства: пересмотр ограничений, налагаемых на право баллотироваться на выборах; введение выборности акимов городов всех уровней в рамках парламентских выборов; внесение изменений в отношении регистрации политических партий. Так, эксперты предлагают исключить требование о необходимости письма-подтверждения от Минюста для проведения съезда. Эксперты отмечают: вследствие того, что его не выдают под разными предлогами, невозможным становится проведение съезда партии и, соответственно, ее создание. Пройдя весь путь регистрации, агитации и дальнейших судебных разбирательств, участники исследования также дали детальные рекомендации относительно того, какие изменения должны быть внесены в агитационный процесс, а также обратили внимание на недобросовестную конкуренцию со стороны кандидатов на одномандатные округа со стороны политических партий, потому были единогласны во мнении о необходимости запретить членам партий регистрироваться в качестве самовыдвиженцев.
Принципы формирования · Выборы в маслихаты необходимо проводить исключительно по мажоритарной системе. · Формирование Мажилиса должно осуществляться на паритетной основе: 50% по пропорциональной системе и 50% путем самовыдвижения. · Пересмотр ограничений, налагаемых на право баллотироваться на выборах · Убрать требование о том, что право участвовать в президентских выборах имеют чиновники с пятилетним стажем госслужбы. · Убрать требование о месте постоянного проживания в отношении кандидатов в президенты, Сенат и Мажилис, маслихаты. · Ввести выборность акимов городов всех уровней в рамках парламентских выборов. · Изменения в отношении политических партий · Считать съезд партии состоявшимся в случае участия в его работе не менее 2/3 от числа инициативной группы. · Ввести норму о возможности участия онлайн в работе первого учредительного съезда партии. · Убрать норму о государственном финансировании политических партий, прошедших в парламент. Эксперты также считают необходимым запретить проведение встреч с избирателями в школах и колледжах во время учебного процесса. Кроме того, в числе необходимых изменений названо увеличение сроков регистрации для кандидатов в депутаты, а также возможность для кандидатов исправить выявленные ошибки, чтобы продолжить участие в выборах. Предложения гражданского общества по кардинальному реформированию избирательной системы страны способны изменить ее коренным образом. Ее итогом станет высокое доверие граждан в выборам в нашей стране как подлинному институту народовластия.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |