|
|
|
Некоторые аспекты взаимодействия полиции с общественностью
М.Е. Югай Алматинская академии МВД Республики Казахстан имени Макана Есболатова, Алматы, Казахстан
УДК 343.2/.7 МРНТИ 10.77.01
Практика взаимодействия органов полиции с общественностью возникла в качестве важного стратегического дополнения к традиционной практике работы правоохранительных органов и направлена на создание партнерских отношений между полицией и обществом. В данной статье рассматриваются такие аспекты данной проблематики, как правовая трактовка понятия «взаимодействия», общие признаки взаимодействия, характеристика механизмов взаимодействия, основные формы и направления совершенствования деятельности. Отдельно раскрыты такие принципы взаимодействия субъектов профилактики как принцип законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, публичности, поэтапности, компетентности, невмешательства в деятельность друг друга, принципы взаимности, добровольности и целесообразности, а также научности взаимодействия. В заключении обозначены рекомендации для эффективного привлечения общественных объединений к решению правоохранительных задач. Ключевые слова: взаимодействие, принципы взаимодействия, сотрудничество, деятельность полиции, общество, общественная полиция, партнерская модель, обеспечение прав граждан.
Введение. В современном обществе вопросы обеспечения безопасности и правопорядка становятся все более актуальными. В условиях быстро меняющегося мира и роста числа вызовов и угроз, полиция сталкивается с необходимостью поиска новых подходов к своей деятельности. Одним из таких подходов является активное взаимодействие органов полиции с общественностью. На сегодняшний день на фоне социальной активности граждан повышается и их роль и участие в вопросах обеспечения правопорядка. В целом по стране действует более 5,5 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности, включающие свыше 29 тысяч человек [1, с. 59]. Практика взаимодействия полиции с общественностью возникла в качестве важного стратегического дополнения к традиционной практике работы полиции. Она направлена на создание партнерских отношений между полицией и обществом, в рамках которых все полицейские структуры, все государственные ведомства и местные сообщества активно сотрудничают в процессе решения проблем. Такой подход меняет практику достижения целей, но не сами цели полицейской деятельности. Этими целями по-прежнему являются следующие: • поддержание правопорядка, общественного мира и безопасности; • защита основных прав и свобод личности, прежде всего, права на жизнь; • предупреждение и раскрытие преступлений; • оказание содействия и услуг обществу, направленных на сокращение страха перед преступностью и на предупреждение угрозы общественных беспорядков и ухудшения добрососедских взаимоотношений. В качестве гарантий «не последнее место в реализации прав граждан играют органы внутренних дел, у которых первоочередная задача - это обеспечение неимущественных прав и интересов граждан и, прежде всего, безопасности личности» [2].
Основная часть. Основной предпосылкой взаимодействия полиции с общественностью является идея о необходимости больше задействовать местное население в укреплении безопасности и общественного порядка, а также в решении проблем преступности в местах проживания, поскольку полиция не может выполнять эту задачу сама по себе. Чтобы добиться такого партнерства, полиция должна быть больше интегрирована в общество и должна укреплять свою легитимность путем согласованных с населением действий, а также работы по улучшению качества услуг, оказываемых населению. В зависимости от отрасли знаний, в рамках которой происходит рассмотрение термина «взаимодействие», в данное понятие вкладывается различное содержание. Так, с точки зрения философии термин «взаимодействие» можно определить как категорию, которая призвана отражать взаимное воздействие друг на друга различных объектов, обусловленное этим воздействием изменение их состава и функции, а также их взаимный переход [3. С. 351]. В юридической науке в данный термин вкладывается иной смысл: он означает одну из форм организации, при помощи которой обеспечивается согласованность всех принимаемых решений и действий для достижения конкретной цели [4. С. 22]. Выделяют следующие общие признаки взаимодействия: • совместные действия или деятельность двух и более субъектов; • основанность на нормативно-правовых актах; • направленность на борьбу с правонарушениями; • согласование действий правоохранительных органов по цели, времени, месту осуществления; • обеспечение комплексного использования сил, средств и методов с наименьшими затратами; • специальные субъекты взаимодействия. Очевидно, что правовая трактовка данного понятия представляется более удачной, так как посредством нее можно установить не только внутреннюю структуру процесса, но и формы его внешней реализации. Применительно к нашему исследованию взаимодействие полиции с общественностью, можно определить как философию и организационную стратегию, которая развивает основанные на партнерстве совместные усилия полиции и общества, направленные на более эффективное и действенное выявление, предупреждение и противодействие преступности в сфере семейно-бытовых правонарушений, на сокращение страха перед преступлениями и решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности и спокойствия местного населения. Обеспечение взаимодействия между органами полиции, на которых возложены полномочия по профилактике насилия в семье и общественностью, реализуется исходя из ряда требований или принципов, которые направлены на повышение эффективности такого участия. Выделим основные: Принцип законности. Данный принцип является основополагающим. Он применим ко всем общественным отношениям, складывающимся во всех сферах. Данный принцип означает строгое соответствие института взаимодействия полиции и общественности, участвующих в профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, всем нормативно-правовым актам, составляющим его правовую основу. Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип так же, как и принцип законности, имеет основополагающее значение для всей правовой системы нашего государства и общества. При организации работы по взаимодействию полиции и общественности каждая из сторон обязана соблюдать данный принцип, во главу угла своей деятельности ставить права и свободы человека и гражданина. Принцип публичности. Данный принцип означает, что сам факт взаимодействия с общественностью не является конфиденциальным. Более того, СМИ всячески освещается данная деятельность, путем составления различных репортажей, интервьюирования и иными способами. Делается это, во-первых, в силу гласности и открытости обеих сторон, а, во-вторых, с целью привлечения к взаимодействию новых общественных формирований, участвующих в профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Публичность не касается только конкретных организационных форм и методов взаимодействия, при которых информация является объектом служебного пользования и разглашению не подлежит. Принцип поэтапности. Данный принцип подчеркивает сложную и неоднородную структуру института взаимодействия полиции и общественности, принимающей участие в предупреждении правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Данный процесс не может проходить как единое целое без каких-либо этапов и стадий. Указанные стадии служат для конкретизации целей и задач, их поэтапного выполнения, а также для более качественной оценки полученных результатов. Принцип компетентности. Данный принцип означает, что взаимодействие полиции должно осуществляться только по тем сферам деятельности, которые установлены для соответствующих сотрудников. Принцип невмешательства в деятельность друг друга. Несмотря на то, что взаимодействие представляет собой плотное сотрудничество друг с другом и, отчасти, знакомство с определенными формами и методами работы друг друга, ни полицейские, ни общественные организации не имеют права вмешиваться в деятельность друг друга и каким-то образом влиять на нее. Полагаем, что организация взаимодействия органов полиции и общественности также обязательно предполагает наличие принципов взаимности, добровольности и целесообразности. Последний принцип тесно связан с принципом научности взаимодействия. К сожалению, в юридической науке, за редким исключением, этому принципу уделяется недостаточное внимание. По нашему мнению, принцип научности взаимодействия является общим для всего процесса управления, но в то же время он находит свое специфическое выражение в каждом отдельном виде управленческой деятельности. Научная организация взаимодействия предполагает несколько направлений: уточнение целей, задач, функций силовых структур и их подразделений; совершенствование организационно-штатной структуры; организация эффективной работы с кадрами, их расстановка в соответствии с состоянием оперативной обстановки; организация системы информационного обеспечения на основе научно разработанных методик, с использованием современных компьютерных технологий и технических средств; использование в организации взаимодействия передового опыта других правоохранительных органов, а также международного опыта. Говоря о взаимодействии органов полиции с общественностью, следует отметить, что на сегодняшний день существует и активно развивается достаточно много действенных форм совместной деятельности. В научной литературе отмечается, что в рамках осуществления сотрудничества ОВД и представителей общественных объединений следует выделять три формы, которые выражены в: 1) непосредственной совместной, согласованной деятельности; 2) обмене значимой информации; 3) совместном правовом просвещении граждан. Эти формы партнерских взаимоотношений могут выражаться в следующих действиях: • сообщение гражданами органам полиции информации о готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушениях; • оказание помощи пострадавшим от бытового насилия на стадии профилактики/предотвращения, раннего и кризисного вмешательства; • составление долгосрочных и перспективных планов действий с указанием конкретных мероприятий и исполнителей; • подготовка и проведение регулярных совместных семинаров, совещаний, конференций, координационных советов с целью подведения итогов, обмена опытом, внесения корректив в совместные действия и принятия радикальных решений; • участие в международных и республиканских мероприятиях по обмену опытом и внедрению передовых методов борьбы с проявлениями, посягающими на безопасность граждан в сфере семейно-бытовых отношений; • издание совместных решений, которые будут определять деятельность отдельных подразделений по предотвращению условий, отрицательно влияющих на благополучное состояние бытовой деликтности; • проведение совместных рейдов в рамках проводимых в стране оперативно-профилактических мероприятий «Правопорядок», «Подросток», «16 дней без насилия в отношении женщин», «Семья», «Беспризорник», «Школа и семья» и рейды, направленные на профилактику эксплуатации детского труда «Дети на рынках», «Дети в ночном городе» и т.п.; • регулярный обмен информацией, представляющей взаимный интерес, а также поддержание связи с общественными объединениями и общественными формированиями правоохранительной направленности; • совместный анализ состояния, структуры, динамики и последствий бытовой деликатности, результатов работы по выявлению, предупреждению и профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений; • выполнение в пределах своей компетенции совместных программ борьбы с бытовыми преступлениями и административными правонарушениями; • обобщение практики исполнения межведомственных соглашений, принятых в рамках своего региона; • подготовка информации о выполнении мероприятий межведомственного соглашения для коллегиального обсуждения и информирования вышестоящих органов; • разработка предложений по совершенствованию правового регулирования совместной деятельности субъектов профилактики бытового насилия; • изучение и оценка эффективности совместных усилий в рамках межведомственного соглашения по профилактике бытового насилия; • сотрудничество в области защиты прав потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса по делам о бытовом насилии; • согласованная разработка новых рекомендаций для использования в региональном, ведомственном и национальном законодательстве с учетом специфики деятельности ведомства, являющегося субъектом профилактики бытового насилия; • развитие согласованных форм и методов профилактики преступлений и иных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Следует заметить, что перечень указанных направлений не является исчерпывающим. Некоторые из них, безусловно, могут быть в определенной степени использованы в качестве технологической основы исследований конкретных проблем взаимодействия полиции и общественных объединений. Заключение. Таким образом, в настоящее время, в условиях реализации принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, наиболее отчетливо проявилась и получила тенденцию к росту готовность полиции и общественных объединений взаимодействовать друг с другом в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Важность и необходимость такого взаимодействия коренятся не только в вопросах имиджа органов внутренних дел и достаточно низкого доверия к их деятельности со стороны населения, но и в том, что вызовы современного правового демократического многонационального государства и поступательно развивающегося общества обязывают власть и общественность находить пути к взаимопониманию и сотрудничеству. В этих условиях для эффективного привлечения общественных объединений к решению правоохранительных задач считаем целесообразным: - принять ряд законов и подзаконных актов, направленных на регулирование взаимодействия полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества; - создать единую информационную базу данных по общественным объединениям; - определить направления, разработать программы участия общественных объединений и иных институтов гражданского общества в республиканских, местных и иных программах укрепления правопорядка; - определить критерии и порядок предоставления льгот, финансовой поддержки общественным объединениям и иным институтам гражданского общества на период участия в реализации такого рода программ; - постоянно внедрять и совершенствовать различные формы и методы взаимодействия с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества; - разработать критерии эффективности взаимодействия полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества.
Список использованных источников 1. Сайтбеков А.М., Культемирова Л.Е. Участие граждан в охране общественного порядка в рамках сервисной модели обеспечения безопасности // Ученые труды Алматинской академии МВД Республики Казахстан им. Макана Есбулатова. - № 1 (70). - 2022. - С. 57-64. 2. Бабурина Н.П. Роль внутренних органов в обеспечении личных прав и свобод человека // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - Т. 2. - № 5. - С. 43-45 3. Аверинцев С.С., Араб-Оглы Э.А., Ильичев Л.Ф. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - 839 с. 4. Крылов А.В. Взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации в досудебном производстве: организационно-правовые и криминалистические аспекты. - М.: Юрлитинформ, 2006. - 207 с.
Сведения об авторе
Югай М.Е. - старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра Алматинской академии МВД РК им. М. Есболатова, подполковник полиции.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |