|
|
|
Перемещение товаров между Казахстаном и территорией государств-членов ЕАЭС в связи с их передачей в пределах одного юридического лица:
Диас Туркенов, Юрист Равиль Кассильгов, Партнер ТОО «Тукулов и Кассильгов Литигейшн»
В связи с различными геополитическими событиями на постсоветском пространстве, все больше иностранных компаний переводят свои предприятия и фокусируются на осуществлении предпринимательской деятельности в Казахстане. На практике, одним из способов такой релокации является передача товаров в пользу расположенных в Казахстане структурных подразделений для их дальнейшей реализации. Для таких структурных подразделений (филиалов) получение товаров от головной компании в свою очередь сопровождается возникновением различных налоговых обязательств, в достаточной мере неурегулированных национальным законодательством. В настоящей статье, на примере импорта товаров российской компанией в пользу своего филиала в Казахстане, рассматриваются действующие противоречия налогового законодательства, а также произвольные действия налоговых органов, приводящие к неправомерным доначислениям. Ввоз товаров российскими компаниями в адрес собственных филиалов, зарегистрированных в Казахстане, признается ввозом товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза в связи с их передачей в пределах одного юридического лица. Согласно пп. 3 п. 6 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – «Договор о ЕАЭС»), при такой передаче косвенные налоги не взимаются. Вместе с тем, в соответствии с требованиями п. 7 ст. 440 Налогового кодекса, в органы государственных доходов подается форма 016.00 «Уведомление о ввозе (вывозе) товаров» (далее – «Форма 016.00»). Однако, при применении вышеуказанных положений на практике, налогоплательщики сталкиваются со следующими трудностями: Во-первых, неверное толкование норм права территориальными подразделениями органов государственных доходов. Так, по мнению местных налоговых органов, в случае импорта товаров с целью их дальнейшей реализации, независимо от основания ввоза товаров, налогоплательщиком должна предоставляться форма 328.00 «Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов», а также уплачиваться НДС. Данное обстоятельство приводит к несоответствию позиций центрального аппарата Комитета государственных доходов МФ РК и его территориальных подразделений, что подтверждается Ответом Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 28 марта 2018 года на вопрос от 3 марта 2018 года № 487185. Во-вторых, противоречие Пояснений по заполнению формы уведомления о ввозе (вывозе) товаров, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 6 февраля 2018 года № 131 (далее – «Пояснения») положениям Договора о ЕАЭС и Налогового кодекса. Согласно указанным Пояснениям, в целях представления Формы 016.00 и освобождения от уплаты косвенных налогов при импорте, ввоз товаров в связи с их передачей в пределах одного юридического лица должен быть исключительно временным, в связи с чем, ввезенные таким образом товары последующей реализации не подлежат. Вместе с тем, согласно Пояснениям: «в строке 3 «Перемещение товаров»: ячейка 3 І отмечается при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза, которые в последующем будут вывезены с территории Республики Казахстан или при ввозе товаров в связи с их передачей в пределах одного юридического лица». – в выделенном случае условие о вывозе не предусмотрено, иначе не было бы смысла разграничивать временный ввоз передачей в пределах или за пределами одного юридического лица. Таким образом, согласно указанному положению, филиалы вправе импортировать товары без необходимости его последующего вывоза. Однако, далее в Пояснениях следует: «в строке 14 «Срок ввоза товаров»: в ячейке «с» указывается дата ввоза товаров; в ячейке «по» указывается дата предполагаемого вывоза товаров в соответствии с договором (контрактом). Данная строка заполняется в случае отметки в ячейке 3 I». – выделенное положение обязывает налогоплательщиков вывозить импортированный товар независимо от оснований для его ввоза, тем самым, Пояснения и Форма 016.00 блокируют льготу по освобождению от уплаты косвенных налогов в рамках ввоза товаров в связи с их передачей в пределах одного юридического лица. Таким образом, возникает внутреннее противоречие Пояснений (строки 3 и 14), а также не соответствие Пояснений положениям Договора о ЕАЭС (пп. 3 п. 6 ст. 72) и Налогового кодекса (пп. 2 п. 6 ст. 440). Аналогичное явление наблюдается также при вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств-членов ЕАЭС. Как следствие, из-за действующих противоречий в Пояснениях, а также отсутствия единой позиции территориальных подразделений органов государственных доходов по рассмотрению подобных дел, налогоплательщикам выставляются незаконные уведомления и производятся существенные доначисления. Следует отметить, что в нашей практике подобных споров с налоговыми органами Комитет государственных доходов придерживается довольно прогрессивной позиции, отменяя незаконные акты местных органов. Тем не менее, проблема требует нормативного решения. Руководствуясь вышеизложенным, ТОО «Тукулов и Кассильгов Литигейшн» выносит следующие предложения по совершенствованию системы налогового администрирования в части ввоза товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов ЕАЭС, а также вывоза товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств-членов ЕАЭС в связи с их передачей в пределах одного юридического лица: 1. Необходимо дополнить Пояснения положением, учитывающим освобождение налогоплательщиков от обязательства по указанию даты предполагаемого ввоза или вывоза товаров при перемещении ими товаров в пределах одного юридического лица. Допускаем, что такое положение может быть сформулировано следующим образом: «В случае ввоза или вывоза товаров при их перемещении между территориями государств-членов Евразийского экономического союза в пределах одного юридического лица, дата предполагаемого ввоза или вывоза таких товаров в строках 14 и 16 не отмечается». 2. Следует выработать единую практику и / или утвердить методологические рекомендации для территориальных подразделений органов государственных доходов по порядку применения положений международных договоров, при возникновении коллизий с национальным налоговым законодательством. Органы государственных доходов должны учитывать, что международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами. В случае наличия в налоговом законодательстве каких-либо положений, блокирующих права и обязанности, предусмотренные международным договором, то такие положения национального законодательства не должны применяться налоговыми органами и подлежат немедленной отмене. Так, каждый действующий международный договор Республики Казахстан подлежит обязательному и добросовестному выполнению Республикой Казахстан. Отмечаем, что основной задачей налогообложения, а также целью работы налоговых органов, является формирование справедливой единой системы налогообложения, которая будет способствовать росту предпринимательской активности и повышению экономических показателей государства. Реформирование налогового законодательства, а также правильное применение положений международного права налоговыми органами не только будет способствовать исполнению Казахстаном принятых на себя международных обязательств, но и существенно будет способствовать привлечению иностранных инвестиций.
ТОО «Тукулов и Кассильгов Литигейшн» оказывает широкий спектр юридических услуг по представлению интересов компаний в спорах с налоговыми органами. Практика фирмы включает десятки выигранных дел по недопущению доначислений на значительные суммы, как в судебном, так и внесудебном порядке. Для получения дополнительной информации или любых вопросов, пожалуйста, обращайтесь к партнеру фирмы Равилю Кассильгову по rk@tkl.kz или +7 705 330 77 03. Информацию о фирме можно найти на нашем сайте - www.tkl.kz
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |