|
|
|
Г. Дорошева, аудитор РК, директор аудиторской компании «DSAudit», член правления ПАО «Коллегия аудиторов»
КАК УЧИТЫВАТЬ ЗДАНИЕ, ПОСТУПИВШЕЕ ПРИ ОБЪЕДИНЕНИИ КОМПАНИЙ, И НДС ПО ЭТОМУ ЗДАНИЮ НЕПЛАТЕЛЬЩИКУ НДС?
При объединении двух финансовых компаний, на баланс АО поступил объект недвижимости числящееся часть как незавершенное строительство и часть как дебиторская задолженность поставщику, так как хотя и был акт ввода в эксплуатацию от 2010 года, но не были оформлены права собственности. После слияния в сентябре 2015 г были оформлены права собственности правопреемником на это здание. Здание не используется для собственных нужд, также не используется в целях получения дохода. Руководство компаний намерено продать здание, но не обязательно в краткосрочной перспективе. 1. Как учитывать это здание по бух учету? Как инвестиционное имущество или ОС? /модель учета по справедливой стоимости/ 2. Начисляется ли амортизация на данное имущество? В продолжение темы: Договорпередачи права собственности, накладную и счет-фактуру дебитор выписал в сентября 2015года, с выделенным НДС. На данный момент, октябрь 2015 года, компания не является плательщиком НДС /фин услуги/, но в случае дальнейшей реализаций здания превышает допустимый предел оборота 30 000 МРП и вынужден встать в обязательном порядке на учет по НДС. Может ли компания в зять в зачет НДС в сентябре, затем в случае реализаций встать на учет и показать облагаемый оборот
Вопрос учета здания согласно принципам МСФО зависит от намерений руководства. Так, согласно МСФО (IAS) 16 «Основные средства» основные средства, это материальные активы, которые: (a) предназначены для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административных целях; (b) предполагаются к использованию в течение более чем одного отчетного периода. МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» требуют, чтобы активы, которые отвечают критериям классификации в качестве предназначенных для продажи, оценивались по наименьшей из балансовой и справедливой стоимости за вычетом расходов на продажу и начисление амортизации на такие активы было прекращено Когда предприятие приобретает долгосрочный актив (или выбывающую группу) исключительно с целью последующего выбытия, то оно должно классифицировать долгосрочный актив (или выбывающую группу) как предназначенный для продажи на дату приобретения, только если выполняется требование по ограничению периода одним годом, предусмотренное пунктом 8 (за исключением случаев, разрешенных пунктом 9) и в высшей степени вероятно, что любой другой критерий, содержащийся в пунктах 7 и 8, который не был удовлетворен на эту дату, будет удовлетворен в течение короткого периода, следующего за приобретением (обычно в течение трех месяцев). Если критерии, представленные в пунктах 7 и 8, были удовлетворены после окончания отчетного периода, то предприятие не должно классифицировать долгосрочный актив (или выбывающую группу) как предназначенный для продажи в выпускаемой за тот период финансовой отчетности. Однако если эти критерии были удовлетворены после окончания отчетного периода, но до утверждения финансовой отчетности к выпуску, то предприятие должно раскрыть данную информацию в примечаниях, как указано в пунктах 41(а), (b) и (d). МСФО (IAS) 40 «Инвестиционное имущество» устанавливает, что инвестиционное имущество - недвижимость (земля или здание, либо часть здания, либо и то и другое), находящаяся во владении (собственника или арендатора по договору финансовой аренды) с целью получения арендных платежей или прироста стоимости капитала, или того и другого, но: (a) не для использования в производстве или поставке товаров, оказании услуг, в административных целях; а также (b) не для продажи в ходе обычной хозяйственной деятельности. Ниже приведены примеры инвестиционного имущества (c) здание, принадлежащее предприятию (или находящееся во владении предприятия по договору финансовой аренды) и предоставленное в аренду по одному или нескольким договорам операционной аренды; (d) здание, не занятое в настоящее время, но предназначенное для сдачи в аренду по одному или нескольким договорам операционной аренды. Таким образом, полученное в ходе объединения здание не может квалифицироваться как инвестиционное имущество, поскольку нет намерений сдавать его в аренду. Также, если срок продажи здания не известен, но не в ближайшие 1- 1,5 года, то его также нельзя квалифицировать, как предназначенное для продажи. Остается одно - учет в качестве основного средства, с выбором модели учета - по фактическим затратам или по переоцененной стоимости. Вышеизложенное является мнением автора, а компания сама должна принять окончательное решение по ситуации. В отношении НДС. Ввиду того, что на момент получения здания компания не являлась плательщиком НДС, то НДС по счету- фактуре учитывается в стоимости здания. В случае реализации здания, если до этого оборот установленный пунктом 5 статьи 568 Налогового кодекса в 30 000-кратный размер МРП не был достигнут, то превышение будет получено после реализации здания, и тогда налогоплательщик будет обязан не позднее 10 рабочих дней, со дня окончания месяца, в котором возникло превышение, подать налоговое заявление о постановке на регистрационный учет по НДС. Таким образом, реализация здания будет проведена без НДС, а постановка на учет по НДС - после реализации здания.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |