|
|
|
Обзор законодательства, регулирующего реализацию права на свободу объединения в странах Центральной Азии
Международный Центр Некоммерческого Права
Алматы 2019
Авторы: Айгуль Каптаева, региональный правовой советник ICNL, и Гульмира Кужукеева, руководитель Программы по Казахстану ICNL («Введение», глава «2. Казахстан»), Наталья Боржелли, вице-президент по Евразии, ICNL (глава «1. Общий обзор законодательства для некоммерческих организаций стран Центральной Азии»), Ноокатбек Идри-сов, директор представительства ICNL, LLC в Кыргызской Республике (глава «3. Кыргызстан»), Умед Каландаров, директор филиала ICNL, LLC в Республике Таджикистан (глава «4. Таджикистан»).
Редакторы: Н. Боржелли, А. Каптаева. 014 Обзор законодательства, регулирующего реализацию права на свободу объединения в странах Центральной Азии. Алматы, «Издательство LEM», 2019. - 212 с. ISBN 978-601-239-551-8 Нормативный правовой материал представлен по состоянию на 25.04.2019. Настоящая публикация стала возможной благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Международный центр некоммерческого права несет ответственность за содержание публикации, которое не обязательно отражает позицию USAID или Правительства США. УДК 34 ББК 67.0
Содержание
Общий обзор законодательства для некоммерческих организаций стран Центральной Азии 3. Структура и внутреннее управление 3. Структура и внутреннее управление 3. Структура и внутреннее управление
1. Настоящий обзор охватывает законодательства трех стран Центральной Азии: Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. 2. Обзоры по странам представлены в алфавитном порядке. 3. Разные государства в Центральной Азии используют различную терминологию для определения общественных, негосударственных некоммерческих организаций. Для удобства и единства терминологии в рамках настоящей публикации в случаях, когда речь не идет о законодательстве, специфическом для конкретной формы некоммерческой организации в конкретной стране, авторы используют общеупотребительный термин «некоммерческая организация» и его сокращение «НКО». При этом предполагается, что он имеет одно и то же значение в национальных законодательствах государств Центральной Азии. В настоящей публикации анализируется правовое положение, прежде всего, организаций, основанных на членстве, - общественных объединений, имеющих статус юридического лица. Общественные объединения являются наиболее распространенной организационно-правовой формой для НКО во всех государствах Центральной Азии и основной формой, через которую граждане выражают свое право на объединение. В настоящей публикации также рассматривается правовое регулирование таких организационно-правовых форм НКО, как фонды (общественные фонды), учреждения и ассоциации (союзы) юридических лиц. В настоящей публикации не рассматриваются особенности правового регулирования профессиональных союзов, объединений нанимателей (работодателей), политических партий, кооперативов, религиозных организаций, органов местного и регионального самоуправления и ряд других, особенности деятельности которых регулируются специальными законами1. __________________________ 1 Например, некоммерческие акционерные общества, автономные организации образования, автономный кластерный фонд, нотариальные палаты, коллегии адвокатов, адвокатские конторы, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан, Палата судебных экспертов Республики Казахстан, Республиканская палата частных судебных исполнителей, Арбитражная палата Казахстана, профессиональные аудиторские организации, кооперативы собственников квартир и другие, в зависимости от законодательства конкретного государства.
Кроме статуса НКО - юридических лиц в обзоре будут рассмотрены правовые вопросы реализации права на объединение без создания юридического лица. При этом для целей настоящего анализа такие инициативные группы также попадают под понятие «некоммерческой организации» («НКО»). 4. Авторы понимают, что на состояние гражданского общества влияет широкий круг вопросов: независимая судебная власть, коррупция, СМИ, доступ к информации о работе правительства, право на свободу собраний и свободу слова и др. Представленный обзор касается только некоторых аспектов законодательства, которые имеют непосредственное отношение к НКО. 5. Анализ законодательства каждой из трех стран построен по единой схеме, приведенной ниже: 1. СВОБОДА ОБЪЕДИНЕНИЙ 1.1. Свобода объединений в свете международных обязательств и Конституции страны 1.2. НКО без статуса юридического лица 1.3. Ограничения свободы объединений Анализ 2. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС НКО 2.1 Государственная регистрация НКО 2.1.1. Учредители 2.1.2. Территориальный статус 2.1.3. Правила создания и регистрации НКО 2.1.4. Утверждение названия и регистрация символики 2.1.5. Регистрация изменений в учредительных документах 2.1.6. Правила регистрации структурных подразделений (филиалов и представительств) НКО 2.1.7. Особенности порядка регистрации некоторых видов НКО 2.1.8. Филиалы и представительства иностранных НКО 2.1.9. Основания для отказа в регистрации 2.1.10. Порядок обжалования Анализ 2.2 Прекращение деятельности и ликвидация НКО 2.2.1. Добровольная ликвидация и приостановление деятельности 2.2.2. Принудительная ликвидация Анализ 3. СТРУКТУРА И ВНУТРЕННЕЕ УПРАВЛЕНИЕ 3.1 Положения уставных документов 3.2 Структура внутреннего управления 3.2.1. Органы управления общественных объединений 3.2.2. Органы управления фондов 3.3 Распределение дохода и других поступлений Анализ 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НКО 4.1. Общая правоспособность Анализ 4.2. Адвокационная и политическая деятельность Анализ 5. ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ 5.1. Доходы от предпринимательской деятельности Анализ 5.2. Государственное финансирование Анализ 5.3 Иностранное финансирование Анализ 5.4. Иные доходы из местных источников 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ 6.1. Контроль и требования к отчетности Анализ 6.2. Санкции Анализ 7. ПРОЗРАЧНОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ 7.1. Прозрачность и открытость 6. В частях под названием «Анализ» проводится оценка основных норм законодательства на соответствие нормам международного права и международной положительной практике. В анализе широко используются отсылки и цитаты из Руководящих принципов по свободе объединений2, подготовленных Венецианской комиссией Совета Европы и Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), 2016 (далее - «Руководящие принципы»), ввиду того что там проанализированы многие положения законодательства для НКО, аналогичные положениям законодательства Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, с точки зрения их соответствия нормам международного права. 7. Авторы публикации надеются, что представленная информация будет полезна представителям НКО и поможет им улучшить понимание национального законодательства, сравнить свое национальное законодательство с законодательством соседних государств, найти решение существующим проблемам в законодательстве и более эффективно продвигать реформы по усовершенствованию законодательства для НКО в своих странах. Авторы также надеются, что материалы публикации будут полезны представителям государственных органов и политическим деятелям, преподавателям и студентам, а также исследователям и иным лицам, которые интересуются вопросами некоммерческого права. _______________________ 2 https://www.osce.org/ru/odihr/160961?download=true
8. Международный Центр Некоммерческого Права (ICNL) готов оказать техническую помощь в дальнейшем совершенствовании законодательства для НКО всем заинтересованным лицам. За дополнительной информацией предлагаем обращаться в представительство ICNL в Алматы, Казахстан, а также в головной офис в Вашингтоне.
Общий обзор законодательства для некоммерческих организаций стран Центральной Азии
Право на свободу объединений является одним из основополагающих прав человека, которое защищается многими международными договорами и иными документами международного права в области прав человека. Данное право не только обеспечивает гражданам легитимную возможность принимать участие в общественно-политической жизни государства, но также способствует более эффективной реализации других конституционных прав и свобод, таких как свобода собраний, свобода слова и т.п. Свобода объединений является обязательным элементом политической системы любого демократического государства, и ее реализация находится под защитой государства. Данный обзор сфокусирован на анализе законодательного регулирования общественных объединений и других форм НКО, так как они являются важной формой реализации права на свободу объединений. НКО играют важную роль в экономической и общественной жизни многих демократических стран. НКО могут являться организаторами общественного диалога по самым чувствительным политическим проблемам, помогают выразить самые разные мнения и интересы мирно и в рамках законодательной системы, обеспечивая политическую и социальную стабильность. НКО помогают решить и многие проблемы экономического характера, такие как безработица, низкий уровень жизни или низкое качество социальных услуг населению. Такие проблемы не могут разрешаться исключительно силами правительства, а частному сектору зачастую не хватает экономических мотиваций для активного участия в их решении. Согласно глобальному исследованию, проведенному Центром изучения гражданского общества Университета Джона Хопкинса по 35 странам3, сектор НКО в указанных странах: • Отрасль экономики, которая оценивается в 1,3 триллиона долларов США. Общий объем средств, освоенных сектором гражданского общества, включая религиозные конгрегации, к концу 1990-х составил 1,3 триллиона долларов США, что составило 5,1% валового национального продукта данных стран. • Седьмая по размеру экономика в мире. Чтобы рассмотреть эти цифры в определенном контексте, отметим, что если бы сектор гражданского общества в этих странах рассматривался в качестве отдельной экономики, то общий объем средств, которые проходят через данный сектор, соответствовал бы седьмой по размеру экономике мира, обгоняя Италию, Бразилию, Россию, Испанию и Канаду, лишь немного пропуская вперед Францию и Великобританию. • Один из ведущих работодателей. Сектор гражданского общества в данных 35 странах также является одним из ведущих работодателей, предоставляя трудоустройство, эквивалентное 39,5 миллионам рабочих мест, включая работников в рамках религиозных конгрегации. Это означает то, что организации гражданского общества: • предоставляют работу в среднем 4,4% от общего экономически активного населения, другими словами, трудоустраивая почти каждого двадцатого экономически активного индивидуума; • трудоустраивают суммарно в 10 раз больше людей, чем предприятия коммунального и текстильного секторов в данных странах, а также в пять раз больше, чем пищевая отрасль, и на 20 процентов больше, чем транспортная. ____________________ 3 Глобальное гражданское общество. Обзор подготовлен Лестером М. Саламоном, С. Войчеком Соколовским и Региной Лист. Центр по изучению гражданского общества Университета Джона Хопкинса, 2003, стр. 13-15 (Global Civil Society. An Overview, by Lester M. Salamon, S.Wojciech Sokolowski, Regina List. The Johns Hopkins University Center for Civil Society Studies, 2003 pgs. 13-15; http: //www. wingsweb. org/download/global_civil_society. pdf.
В то же время жизнеспособные и стабильные НКО, готовые внести значительный вклад в развитие экономики, не могут создаваться без поддержки со стороны государства. Создание благоприятного правового режима для НКО представляется жизненно необходимым для укрепления сектора НКО. Законодательство является важным фактором развития НКО. Законодательство для НКО в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане прошло долгий путь развития со времени образования независимых государств. Данные страны приняли многочисленные законы в отношении НКО, которые заменили единственный закон об общественных объединениях, а также ввели возможность создания НКО в разных организационно-правовых формах. Законы предоставляют гарантии реализации права на свободу объединения, создают правовую основу для возможности получать доходы из разных источников. Они также создали правовую основу для участия НКО в принятии государственных решений. В результате данных законодательных реформ несколько сотен общественных объединений, существовавших при СССР и финансируемых из государственного бюджета, заменили тысячи новых организаций. В настоящее время в Казахстане зарегистрировано 22 763 НКО, из них 15 954 являются действующими.4 В Кыргызстане 17 391 зарегистрированных НКО, из которых примерно 5700 являются активно работающими, предоставляющими услуги, продвигающими интересы своих членов и общественные интересы.5 В Таджикистане общее число зарегистрированных НКО составляет примерно 3000.6 Законодательство играло и продолжает играть важную роль в развитии НКО, так как может способствовать этому развитию, а может и препятствовать ему. В настоящее время НКО играют ограниченную роль в решении экономических и социальных проблем. Ни в одной из стран нет совершенного законодательства и всегда присутствует необходимость в его улучшении. Во всех рассматриваемых странах и правительства, и НКО получили бы большую пользу от более совершенного законодательства, способствующего деятельности НКО. Ниже выделены наиболее важные аспекты законодательства рассматриваемых стран, где могут быть целесообразны реформы. ___________________ 4 Источник: Министерство информации и общественного развития РК (по данным Министерства юстиции Республики Казахстан на январь 2019 года и по данным Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан на 5 апреля 2019 г.). 5 Источник: Civic Freedom Monitor: Kyrgyz Republic http://www.icnl.org/ research/monitor/kyrgyz. html. 6 Источник: Civic Freedom Monitor: Republic of Tajikistan http://www.icnl.org/ research/monitor/tajikistan.html.
Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан ратифицировали Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, гарантирующие право на свободу объединения. Конституции всех трех государств признают право на свободу объединения. НКО во всех трех странах являются важными участниками общественной и политической жизни, а правительства предпринимают меры по поддержке НКО. Однако существуют и значительные отличия между законодательным регулированием НКО в каждой из рассматриваемых стран. В целом среди рассматриваемых государств законодательство Кыргызстана является наиболее благоприятным для реализации права на свободу объединения и для деятельности НКО. Законодательство позволяет осуществлять деятельность без регистрации юридического лица, а также зарегистрировать НКО путем прохождения простой процедуры. Государственные органы имеют полномочия по надзору за деятельностью НКО аналогичные полномочиям по надзору за коммерческими организациями. НКО не сталкиваются с какими-либо препятствиями для получения средств иностранных источников, в том числе в виде требований дополнительной отчетности для получателей иностранного финансирования. Государство предусматривает механизмы поддержки деятельности НКО и выделяет на это ресурсы. Законодательство Казахстана хотя и гарантирует право на свободу объединения на конституционном уровне, при этом запрещает создание и деятельность незарегистрированных общественных объединений и предусматривает административную ответственность за руководство, участие в деятельности и финансирование деятельности незарегистрированных общественных объединений. Ряд норм законодательства устанавливает дополнительную отчетность для НКО, которая не требуется от коммерческих организаций, в частности требование для НКО подавать обширную информацию в базу данных НКО, которая находится в ведении Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан. Общественные объединения ограничены в своей деятельности территориальным статусом, который определяется при их регистрации как юридических лиц. Например, местное общественное объединение имеет право осуществлять деятельность только на территории одной области, в которой оно создано. Такие требования не распространяются на коммерческие организации или иные формы НКО. Более того, отдельные нормы Налогового кодекса предусматривают требования уведомлять государственные органы о предстоящем получении средств из иностранных источников, а также сдавать отчетность о получении и расходовании таких средств. За нарушение требований отчетности предусмотрены значительные административные штрафы. Такая дополнительная отчетность является обременительной для НКО и противоречит международным стандартам в области свободы объединений. Уголовный кодекс Казахстана содержит понятие «лидер общественного объединения», которое используется по ряду составов преступлений как отягчающее обстоятельство. В качестве «лидера» может рассматриваться не только непосредственный руководитель, но и любой член или участник общественного объединения, «способный посредством своего влияния и авторитета единолично оказывать управляющее воздействие на деятельность этого общественного объединения». Особые меры наказания к «лидерам» общественных объединений противоречат нормам международного права, гарантирующим право на свободу объединения. Вместе с тем Казахстан совершенствует законодательство, направленное на государственную поддержку НКО, и выделяет из бюджета значительные средства на поддержку НКО. Ежегодно на государственное финансирование НКО выделяется около 20 млрд тенге (примерно 52 миллиона долларов США), в рамках которых НКО реализуют около 2200 проектов по всей стране. Законодательство Таджикистана гарантирует право на объединение, как с созданием, так и без создания НКО - юридических лиц. Процесс регистрации НКО - юридического лица в форме общественного объединения (наиболее популярная форма для НКО в Таджикистане) является более сложным по сравнению с коммерческими организациями. Физические лица, не являющиеся гражданами Таджикистана, могут быть учредителями, членами или участниками, только если их постоянным местом жительства является Таджикистан либо они имеют вид на жительство в Таджикистане. Министерство юстиции имеет широкие полномочия по надзору за деятельностью НКО, в том числе направлять своих представителей для участия в проводимых ими мероприятиях, проверять деятельность НКО на соответствие не только законодательству, но и положениям своего устава. Кроме того, НКО обязаны уведомлять Министерство юстиции о получении грантов и пожертвований. Перечисленные нормы не соответствуют международным стандартам и в зависимости от порядка применения на практике могут необоснованно ограничивать право на свободу объединения и деятельность НКО. Мы надеемся, что информация, представленная в настоящем обзоре, поможет представителям государственных органов и НКО проводить реформы по усовершенствованию законодательства о НКО, чтобы оно соответствовало международным стандартам в области свободы объединений и способствовало дальнейшему укреплению гражданского общества в рассматриваемых странах. В последующих разделах будут представлены более детальный обзор и анализ положений законодательства каждого из рассматриваемых государств.
1. Свобода объединений
1.1. Свобода объединений в свете международных обязательств и Конституции Республики Казахстан
Республика Казахстан (РК) присоединилась к следующим международным договорам, содержащим положения о праве на свободу объединения: 1. Всеобщая декларация прав человека, принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) 10 декабря 1948 года (признана); 2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года (ратифицирован 28 ноября 2005 г.) (МПГПП) и Факультативный протокол (ратифицирован 11 февраля 2009 г.); 3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года (ратифицирован 21 ноября 2005 г.) (МПЭСКП); 4. Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» от 9 июля 1948 года (ратифицирована 13 декабря 2000 г.); 5. Конвенция МОТ № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» от 1 июля 1949 года (ратифицирована 18 мая 2001 г.); 6. Конвенция ООН «О статусе беженцев» 28 июля 1951 года и Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 года (Казахстан присоединился 15 декабря 1998 г., но не ратифицировал); 7. Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 года (ратифицирована 8 июня 1994 г.); 8. Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года и Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов (ратифицирована 20 февраля 2015 г.). К основным нормативным правовым актам, регулирующим реализацию права на свободу объединения в Казахстане, можно отнести следующие: 1. Конституция РК от 30 августа 1995 года; 2. Гражданский кодекс РК (Общая часть) принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года, введен в действие с 1 марта 1995 года (прежде всего, напрямую регулируют свободу объединения Глава 2 «Субъекты гражданских прав» и Глава 12 «Договор о совместной деятельности (простое товарищество»); 3. Уголовный кодекс РК от 3 июля 2014 года (статьи про общественные и религиозные объединения) (УК); 4. Кодекс РК об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года (статьи про общественные и религиозные объединения) (КоАП); 5. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25 декабря 2017 года (Налоговый кодекс, или НК); 6. Закон РК «Об общественных объединениях» от 31 мая 1996 года; 7. Закон РК «О некоммерческих организациях» от 16 января 2001 года; 8. Закон РК «О политических партиях» от 15 июля 2002 года; 9. Закон РК «О профессиональных союзах» от 27 июня 2014 года; 10. Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года; 11. Закон РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» от 17 апреля 1995 года (Закон РК «О государственной регистрации юридических лиц»); 12. Закон РК «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан» от 12 апреля 2005 года (Закон о ГСЗ); 13. Иные нормативные правовые акты, регулирующие различные аспекты деятельности НКО. В соответствии с положением статьи 4 Конституции РК: «1. Действующим правом в РК являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики». Для того чтобы иметь приоритет перед законами РК, международный договор должен быть ратифицирован. В системе законодательства РК свобода объединения гарантирована статьями 5 и 23 Конституции РК: Так, согласно пункту 2 статьи 5 Конституции: «2. Общественные объединения равны перед законом. Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов».7 Право граждан на свободу объединений закреплено в пункте 1 статьи 23 Конституции: «1. Граждане РК имеют право на свободу объединений. Деятельность общественных объединений регулируется законом».
1.2. НКО без статуса юридического лица
Законодательство РК не содержит прямого запрета на деятельность большинства организационно-правовых форм НКО без регистрации (без получения статуса юридического лица). Такой запрет установлен только в отношении общественных объединений - отдельной организационно-правовой формы НКО в РК в части 5 статьи 5 Закона «Об общественных объединениях»: «Не допускается создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственные устои граждан, а также деятельность незарегистрированных общественных объединений». Таким образом, любая деятельность незарегистрированного общественного объединения является противозаконной. Правовая коллизия заключается в том, что общественное объединение - это одна из организационно-правовых форм НКО, и до официальной регистрации невозможно идентифицировать, является ли данная инициативная группа людей незарегистрированным общественным объединением или, к примеру, незарегистрированным общественным фондом. Такая неопределенность привела к тому, что данный запрет на практике может распространяться на все незарегистрированные НКО. ___________________ 7 Особо следует отметить, что Законом РК от 21.05.07 г. № 254-III в Конституцию был внесен ряд изменений, наиболее существенным из которых является исключение запрета на государственное финансирование общественных объединений в пункте 2 статьи 5.
За нарушение указанного запрещения на деятельность без регистрации предусмотрена значительная административная ответственность.8 Более подробно смотрите в разделе 1.3. ниже. В то же время в соответствии с ГК РК граждане могут осуществлять совместную, в том числе не направленную на извлечение прибыли, деятельность на основании договора о совместной деятельности9 в рамках гражданско-правовых отношений на основании положений ГК РК о свободе договора. Однако ввиду запрета на деятельность незарегистрированных объединений к гражданам, осуществляющим деятельность по совместному договору, могут применяться санкции. Как показывает практика, санкции за деятельность незарегистрированного общественного объединения применяются не часто и, как правило, к незарегистрированным политическим партиям или незарегистрированным религиозным объединениям.
1.3. Ограничения свободы объединений
РК налагает определенные ограничения на свободу объединений. В пункте 3 статьи 23 Конституции РК установлено, что: «3. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной иродовой розни, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований». ______________________ 8 Статья 489 КоАП. 9 Глава 12 ГК РК.
Согласно статье 5 Закона РК «Об общественных объединениях»: «Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, которая преследует экстремистские цели, а также создание не предусмотренных законодательством РК военизированных формирований. На территории РК запрещается создание общественных объединений по типу военизированных формирований, имеющих военизированную структуру, форму, специальные знаки отличия, гимны, флаги, вымпелы, особые условия внутренней дисциплины и управления, оружие, в том числе имитационное. Не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями. Не допускается создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственные устои граждан, а также деятельность незарегистрированных общественных объединений». Конституция РК в статье 23 гарантирует право на свободу объединений только для своих граждан. В соответствии с Законом «Об общественных объединениях» иностранцы и лица без гражданства не могут стать инициаторами общественных объединений.10 Они могут быть только членами либо участниками общественных объединений, если это предусмотрено уставами данных организаций. Статья 5 Закона «Об общественных объединениях» запрещает деятельность незарегистрированных общественных объединений. ______________________ 10 Статья 10 Закона РК «Об общественных объединениях».
Статья 489 в КоАП устанавливает административную ответственность для руководителей и участников общественных объединений за нарушения законодательства об общественных объединениях: «Статья 489. Нарушение законодательства РК об общественных объединениях, а также руководство, участие в деятельности незарегистрированных в установленном законодательством РК порядке общественных, религиозных объединений, финансирование их деятельности. 1. Совершение руководителями, членами общественного объединения либо общественным объединением действий, выходящих за пределы целей и задач, определенных уставами этих общественных объединений, - влечет предупреждение или штраф на юридических лиц в размере ста месячных расчетных показателей. 2. Совершение руководителями, членами общественного объединения либо общественным объединением действий, нарушающих законодательство РК, - влечет предупреждение или штраф на юридических лиц в размере ста месячных расчетных показателей с приостановлением деятельности общественного объединения на срок от трех до шести месяцев. 3. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на юридических лиц в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей с приостановлением деятельности общественного объединения на срок от трех до шести месяцев. 4. Действие, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, а равно неустранение нарушений, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, - влекут штраф на юридических лиц в размере двухсот месячных расчетных показателей с запрещением деятельности общественного объединения. 5. Финансирование политических партий иностранными юридическими лицами и международными организациями, юридическими лицами с иностранным участием, государственными органами и организациями, благотворительными организациями - влечет штраф на должностных лиц в размере четырехсот, на юридических лиц - в размере двух тысяч месячных расчетных показателей, с конфискацией незаконных пожертвований. 6. Принятие политической партией незаконных пожертвований - влечет штраф в размере четырехсот месячных расчетных показателей с конфискацией незаконных пожертвований и запрещением деятельности политической партии. 7. Неопубликование годовой отчетности о финансовой деятельности политической партии в сроки и объеме, установленные законодательством РК, - влечет штраф в размере двухсот месячных расчетных показателей с приостановлением деятельности политической партии на срок до шести месяцев. 8. Осуществление деятельности политической партии, ее структурных подразделений (филиалов и представительств) без перерегистрации в случаях, предусмотренных законодательством РК, - влечет штраф в размере двухсот месячных расчетных показателей с запрещением деятельности политической партии. 9. Руководство деятельностью не зарегистрированных в установленном законодательством РК порядке общественных, религиозных объединений, а равно деятельность которых приостановлена или запрещена, - влечет штраф в размере ста месячных расчетных показателей. 10. Участие в деятельности не зарегистрированных в установленном законодательством РК порядке общественных, религиозных объединений, а равно деятельность которых приостановлена или запрещена, - влечет штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей. 11. Финансирование деятельности незарегистрированных в установленном законодательством РК порядке общественных, религиозных объединений, а равно деятельность которых приостановлена или запрещена, - влечет штраф в размере двухсот месячных расчетных показателей». В законодательстве РК, кроме того, существует и уголовная ответственность для членов общественных объединений, а также введено специальное новое понятие в статье 3 п. 21 УК11, сформулированное следующим образом: «лидер общественного объединения - руководитель общественного объединения, а также иной участник общественного объединения, способный посредством своего влияния и авторитета единолично оказывать управляющее воздействие на деятельность этого общественного объединения». Данное понятие используется в качестве отягчающего обстоятельства по следующим уголовным проступкам и преступлениям: • нарушение равноправия человека и гражданина (статья 145); • возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни (статья 174); • пропаганда или публичные призывы к захвату или удержанию власти, а равно захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя РК (статья 179); • сепаратистская деятельность (статья 180); • создание, руководство экстремистской группой или участие в ее деятельности (статья 182); • пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма (статья 256); • создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности (статья 257); • финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму (статья 258); • финансирование деятельности преступной группы, а равно хранение, распределение имущества, разработка каналов финансирования (статья 266). _____________________ 11 Уголовный кодекс РК от 3 июля 2014 года.
В настоящее время Правительством РК ведется работа по концептуальному улучшению законодательства о НКО. В связи с тем, что данная работа осуществляется совместно с гражданским сектором РК, есть основания надеяться, что законодательство для НКО будет совершенствоваться, в том числе путем устранения ограничений для свободы права на объединение.
Анализ
Существуют правомерные ограничения индивидуальных прав и свобод, которые были впервые сформулированы во Всеобщей декларации прав человека. Так, согласно статье 29 этой декларации, «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Статья 22 МПГПП относительно права на свободу объединения, устанавливает: «2. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». РК налагает определенные ограничения на свободу объединений в соответствии с нормами международного права. Так, например, положения пункта 3 статьи 23 Конституции РК и статьи 5 Закона РК «Об общественных объединениях» соответствуют нормам международного права и направлены на защиту государственной или общественной безопасности, общественного порядка и т.д.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |