|
|
|
Новые перспективы развития парламентаризма
Калиева Э.А., Заместитель директора Института парламентаризма Республики Казахстан, д.ю.н.
В Посланиях Главы государства Токаева К.К. от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации», предложил политическую трансформацию модели государственного управления: «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Конституции РК Парламент РК является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательную функцию. Таким образом, основной прерогативой Парламента является представительская миссия с осуществлением законодательной функции, т.е. реализация воли народа в законодательных актах. 1. В соответствии с Конституцией народ является единственным источником власти, Парламент же, являясь высшим представительным органом страны призван обеспечить адекватное отражение социальных настроений в законодательных актах. Лучшая мировая практика показывает, что парламент призван обеспечить свою исключительную прерогативу как высшего представительного органа, через демократическую, прозрачную систему выборов. В рамках проводимой конституционной реформы в целях усиления парламента, как представительного органа Глава государства отметил, что «успешная политическая модернизация и развитие гражданского общества невозможны без дальнейшего углубления процессов децентрализации власти». В рамках реформы укрепляется система местного самоуправления – это базовая основа для прямого участия граждан в улучшении качества жизни в своем родном населенном пункте. Мировой опыт показывает, что сильная система местного самоуправления выступает в качестве сильнейшего механизма демократизации общества, позволяющей самостоятельно на местах, в регионах качественно, рационально, заинтересованно решать вопросы местного значения. Местное самоуправление при прямом финансировании, во многих странах мира эффективно, решает вопросы благоустройства территорий, строительство дорог и т.д. Поэтому выделение центрального места модернизации маслихатов позволит придать новый импульс для развития регионов, повышения качества жизни каждого гражданина и прямого участия населения в решении вопросов местного значения и соответствует передовой международной практике (Европейская Хартия о местном самоуправлении). Новая система выборов в маслихат городов республиканского значения и столицы, области, районов и городов позволит обеспечить реальное участие граждан в верхней палате Парламента. Теперь половина депутатов маслихатов областей, городов республиканского значения и столицы будут избираться по одномандатным территориальным избирательным округам, а другая половина по партийным спискам. Депутаты маслихатов районов и городов будут избираться по одномандатным территориальным избирательным округам. Поэтому очень важным является сохранение принципа бикамеральности (двухпалатного Парламента), поскольку Казахстан обладает огромной территорией и областные центры находятся на большом расстоянии как друг от друга, так и от центра. Поэтому, чтобы госуправление было эффективным, важно учитывать интересы каждого региона. 2. Новая более эффективная модель системы сдержек и противовесов между палатами Парламента. В целях дальнейшей модернизации парламентаризма пересмотрены положения законодательства, определяющие состав и структуру Парламента РК. Президентскую квоту в Сенате Президент предложил рассматривать не как средство контроля, а в качестве механизма учета голосов и мнений социальных групп, слабо представленных в Парламенте. Поэтому Президентом принято решение о сокращении президентской квоты в Сенате с 15 до 10 депутатов, пять из которых будут рекомендованы Ассамблеей народа Казахстана, а не избраны ею, как это происходит в настоящее время. Полномочия Сената будут дополнены правом согласования кандидатур на посты председателей Конституционного суда и Высшего судебного совета. 3. В целях усиления Парламента проводится совершенствования высшего представительного и законодательного органа страны путем внедрения смешанной избирательной системы и усиления полномочий Мажилиса. Новая смешанная избирательная модель позволит обеспечить широту политического разнообразия, «без предоставления кому-либо искусственных преференций». Так, 70% пропорциональная система повысит возможность расширения и представительство политических партий различных направлений, то есть в Парламенте может увеличить представительство количество политических партий. Пропорциональная система позволит обеспечить широкий учет политического разнообразия. Она будет способствовать сохранению стабильности межнационального согласия, так как в партийные списки будут включены и представители этнических меньшинств. Пропорциональная система позволит соблюсти пропорциональное представительство в Парламенте всех политических партий: и крупных, и мелких, способствуя тем самым формированию многопартийности и развитию плюрализма. Новая система также повышает шансы на избрание женщин, если они будут включены в партийные списки. 30% мажоритарная система позволит выбрать кандидата от каждого избирательного округа, поскольку страна делится на примерно равные по количеству населения округа, от каждого из которых выдвигаются кандидаты. Это повышает представительность населения. Мажоритарная система выборов позволит сформировать сильные связи депутата с его избирателями (электоратом), что весьма своевременно и актуально для современного Казахстана. И позволит в случае неисполнения депутатами своих обещаний отозвать депутата по желанию избирателей от конкретного избирательного округа. Мажоритарная система выборов позволяет сформировать наиболее устойчивые органы власти, которые могут достаточно эффективно представлять все регионы (опыт США, Великобритании, Франции, Австралии). Это дополнительный рычаг влияния на народных избранников, потому что появится возможность их отзыва в случае ненадлежащего исполнения предвыборных обещаний. Предложенная Главой государства смешанная модель будет универсальной и объединяющей лучший мировой опыт, так как позволит учесть интересы избирателей, и партий и создаст прямую ответственность победившего кандидата перед его избирателями, и свидетельствует об усилении роли Мажилиса. Если посмотреть через призму исторических аспектов, представительство в Казахстане имеет древние истоки. Идея народовластия зародилась в казахском обществе несколько веков назад. Интересы казахского народа выражали на курултае - народном собрании избранные населением представители всех регионов государства, заслужившие всеобщее уважение, авторитет. Таким образом, осуществлялась фактически представительная демократия, или представительное народовластие. В теории разработано понятие «представительная власть», которая представляет собой совокупность полномочий, делегированных народом своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении, на строго определенный срок. По нашему мнению, представительство можно подразделить на два вида: общенародное представительство и представительство регионального уровня. Общенародное представительство представляет собой представление социальных, партийных и других интересов всего казахстанского народа, а представительство регионального уровня - интересов определенного региона, т.е. административно-территориальной единицы. Представительство как функция Парламента РК представляет собой направление деятельности Парламента, заключающееся в представлении политических интересов народа Казахстана. Коллегиальность - принцип деятельности, при котором в процессе обсуждения вопросов учитывается мнение каждого участвующего в заседании или собрании. Более правильным следует считать принцип сочетания единоначалия и коллегиальности. Так, хотя все депутаты Парламента обладают равными правами и обязанностями, в ходе осуществления своей деятельности они выбирают председателя Палаты, который некоторые вопросы может решать самостоятельно. Основой для представительства является закрепленное в пункте 2 статьи 3 Конституции РК положение, в соответствии с которым народ делегирует осуществление своей власти государственным органам. Такое делегирование осуществляется на основе выборов, народ наделяет своих представителей правом формировать иные органы власти. В ходе этих выборов должны выявляться политические интересы различных социальных групп, учитываться региональные интересы. Народное представительство может рассматриваться не только как способ формирования высшего представительного органа, но и способ его функционирования и деятельности. Таким образом, можно констатировать факт, что конституционная реформа 2022 года создала основы и предпосылки для дальнейшей демократизации общества, широкого представительства. Теперь же после введения смешанной системы выборов в нижнюю палату, пропорциональной системе – 70%, а по мажоритарной - 30%, позволят обеспечить более широкий охват представительства народа в высшем представительном органе страны. 4. В целях усиления Парламента проведено совершенствование высшего представительного и законодательного органа страны путем пересмотра полномочий Сената по принятию законов, по формуле «Мажилис - принимает, Сенат - одобряет», что позволит повысить качество законопроектов и повысит ответственность палат. 5. Несомненно важным является усиление роли Парламента за качественной реализацией республиканского бюджета. В этой связи, создание Высшей аудиторской палаты и обязанность Председателя палаты отчитываться перед депутатами Мажилиса два раза в год являются своевременными. Вместе с тем, мировой опыт свидетельствует о том, что Парламент всегда выступает в качестве основного органа не только осуществляющего контролирующего исполнение бюджета, но и распределение бюджета, т.е. во многих странах именно Парламент решает вопросы планирования и распределения, контроля исполнения бюджета. Именно поэтому Конгресс США называют «кошельком страны». Мировой опыт развития парламентаризма свидетельствует о развитии парламентского контроля, как особого инструмента демократии. 6. Важным демократическим новшеством является учреждение Конституционного суда. Конституционный суд будет рассматривать конституционность не только принятых законов, но еще не подписанных Президентом, в том числе проектов законов о ратификации международных договоров осуществляя так называемый предварительный конституционный контроль и последующий конституционный контроль. Эти функции Конституционного суда выступают одним из гарантий обеспечения конституционных прав и свобод граждан, а также одним из элементов демократической системы сдержек и противовесов. Все новеллы направлены на дальнейшую демократизацию общества, реализацию конституционных прав и свобод граждан и их реализация, безусловно, зависит от ответственного отношения каждого гражданина Республики Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |