|
|
|
Источник: Медиа-корпорации «ЗАЊ» (zanmedia.kz/)
28.05.2015 Необходим тщательный подход
Анализ национального правового пространства за прошедшие два года свидетельствует о серьезных результатах, достигнутых в сфере защиты прав предпринимателей. В 2014 году Главой государства объявлен мораторий на проверки субъектов предпринимательства. В период его действия органами прокуратуры проведена серьезная работа, в рамках которой определены порядок и механизм согласования назначения проверок с центральным аппаратом Генеральной прокуратур, пресечены не отвечающие требованиям законности действия государственных органов, приняты жесткие меры реагирования на нарушения. Безусловно, этот период положительно сказался на деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, позволив им акцентировать свое внимание на выполнении уставных целей. Следующим этапом изменения правового пространства стало принятие нового Уголовно-процессуального кодекса, которым с начала нынешнего года исключены институт доследственной проверки и стадия возбуждения уголовного дела. Данные нововведения напрямую затронули права предпринимателей в рамках уголовного процесса, одними из основных вопросов стали порядок начала досудебного расследования и дальнейшее проведение ревизий, проверок уполномоченными государственными органами. Так, прежнее законодательство определяло, что проведение налоговой проверки возможно только в рамках возбужденного уголовного дела. В условиях нового уголовного процесса, при изменении института начала досудебного расследования, в целях исключения необоснованного вовлечения предпринимателей в орбиту уголовного преследования, необходимость в тщательном подходе при решении этого вопроса возросла многократно. Как известно, уголовное судопроизводство полностью приостанавливает деятельность любого предприятия, замораживая счета, взаиморасчеты, бухгалтерию. В связи с этим в новом УПК законодатель предусмотрел необходимые инструменты для защиты прав физических и юридических лиц от необоснованного подозрения, и этот механизм начинает работу еще до регистрации заявления и сообщения в Едином реестре досудебных расследований. К примеру, закон требует направлять для рассмотрения в уполномоченные государственные органы заявления и сообщения, требующие проведения ревизий или проверок, при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки уголовного правонарушения, без регистрации в ЕРДР. Этот порядок существенно ограничивает вмешательство силовых структур в деятельность предприятий, так как поводом для начала досудебного расследования служат именно достаточные данные, указывающие на совершение уголовного правонарушения, в том числе установленная, к примеру, налоговой проверкой сумма материального ущерба, необходимая для наступления уголовной ответственности. В дальнейшем, после получения результатов проверки от уполномоченного органа, где определена сумма материального ущерба и пройдена процедура судебного обжалования этих результатов, орган уголовного преследования имеет все законные основания для начала досудебного расследования. Имеются особенности и при назначении проверок или ревизий в рамках уже начатого досудебного расследования. Ч. 2 ст. 260 УПК определяет, что требования органа уголовного преследования о проведении внеплановых проверок, документальных ревизий является легитимным только после его согласования с прокурором. Согласно ст. 627 Налогового кодекса налоговая проверка, проводимая по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом, относится к категории внеплановых. В связи с этим в силу своих конституционных полномочий органы прокуратуры проверяют совокупность фактических данных, достаточность оснований для согласования проверки, отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу, после чего принимают решение о согласовании проверки либо об отказе в ее проведении.
Берик БАЙМАГАНБЕТОВ, ст. прокурор Департамента Генеральной прокуратуры РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |