|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 15. Административные правонарушения в области торговли и финансов
В главе 15 КоАП устанавливаются составы административных правонарушений в области торговли и финансов и административная ответственность в РК за их совершение. В комментируемой главе составы административных правонарушений объединены по признаку присущего им общего (родового) объекта правонарушения. Родовым объектом административных правонарушений в области торговли и финансов является установленный в РК и охраняемый государством порядок осуществления деятельности в области торговли и финансов. Торговая деятельность (торговля) – это деятельность, которая включает в себя внутреннюю и внешнюю торговлю[588]. Внешняя торговля (внешнеторговая деятельность) – это деятельность участников внешнеторговой деятельности, связанная с вывозом из Республики Казахстан и (или) ввозом в Республику Казахстан товаров[589]. Внутренняя торговля – это предпринимательская деятельность физических и юридических лиц, направленная на осуществление купли-продажи товаров на территории Республики Казахстан[590]. Кроме того, торговая деятельность также включает в себя электронную торговлю, осуществляемую с использованием современных цифровых технологий. Электронная торговля – это предпринимательская деятельность по реализации товаров, осуществляемая посредством информационно-коммуникационных технологий[591]. Торговля может быть также классифицирована на оптовую и розничную. Оптовая торговля – это предпринимательская деятельность по реализации товаров, предназначенных для последующей продажи или иных целей, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием[592]. Розничная торговля – это предпринимательская деятельность по продаже покупателю товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью[593]. Комментируемая глава охватывает своим регулированием установление административной ответственности и привлечение к ней правонарушителей за совершение административных правонарушений во всех указанных выше видах торговли, а также при осуществлении государственных закупок и биржевой торговли. Кроме того, комментируемая глава устанавливает административную ответственность за совершение административных правонарушений при реализации продавцами (изготовителями, исполнителями) покупателям (потребителям, заказчикам) своих услуг, работ и их результатов. Также в комментируемой главе объединены составы административных правонарушений, посягающих на установленный и охраняемый в законодательстве РК порядок осуществления деятельности в области финансов – профессиональной деятельности на финансовом рынке при реализации финансовыми организациями финансовых услуг и финансовых продуктов их потребителям. Финансовый рынок – это совокупность отношений, связанных с оказанием и потреблением финансовых услуг, а также выпуском и обращением финансовых инструментов[594]. Профессиональная деятельность на финансовом рынке – это предпринимательская деятельность по предоставлению финансовых услуг[595]. Финансовая организация – это юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по предоставлению финансовых услуг[596]. Финансовые услуги – это деятельность участников страхового рынка, рынка ценных бумаг, добровольного накопительного пенсионного фонда, банковская деятельность, деятельность организаций по проведению отдельных видов банковских операций, осуществляемые на основании лицензий, полученных в соответствии с законодательством РК, а также не подлежащая лицензированию деятельность: единого накопительного пенсионного фонда; центрального депозитария; единого оператора в сфере учета государственного имущества; обществ взаимного страхования[597]. Финансовый продукт – это услуга, разработанная финансовой организацией для предложения потребителям финансовых услуг в рамках осуществления профессиональной деятельности на финансовом рынке[598]. Потребитель финансовых услуг – это физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами финансовой организации, а также инвестирующее свои средства в финансовые инструменты[599]. Кроме того, комментируемая глава устанавливает составы административных правонарушений в области организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности, организации и проведения аудита, проведения валютных операций, операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами, организации и проведения наличных и безналичных платежей. Отдельной статьей в комментируемой главе установлена административная ответственность за нарушение законодательства РК о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Субъективная сторона правонарушений, субъектами которых по статьям комментируемой главы являются юридические лица, не подлежит установлению вследствие существования законодательного требования об установлении вины, как условия привлечения к административной ответственности, только в отношении физических лиц[600]. По законодательству РК об административной ответственности юридические лица несут административную ответственность за один только факт совершения ими противоправного действия либо бездействия, за которое в КоАП предусмотрена административная ответственность, без учета вины совершивших это деяние должностных лиц юридического лица. В предусмотренных в санкциях статей комментируемой главы случаях за совершение правонарушения может быть установлен дифференцированный размер штрафа в зависимости от правового статуса правонарушителя, а если правонарушитель является субъектом предпринимательства, то также в зависимости от того, к какой категории субъектов предпринимательства он относится. В указанной связи органу, привлекающему правонарушителя к административной ответственности, перед привлечением лица к ответственности необходимо предварительно устанавливать правовое положение этого лица (физическое лицо, должностное лицо, юридическое лицо, некоммерческая организация, субъект предпринимательства) и категорию предпринимательства, к которой он относится, если является предпринимателем. Согласно ст. 24 Предпринимательского кодекса РК, субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более ста человек и среднегодовым доходом не свыше трехсоттысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства. Субъектами крупного предпринимательства являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более двухсот пятидесяти человек и (или) среднегодовой доход свыше трехмиллионнократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. Дела об административных правонарушениях в сфере торговли и финансов рассматриваются соответствующими уполномоченными государственными органами, за исключением тех составов, которые предусматривают в качестве основного или дополнительного вида наказания за совершение правонарушений лишение лицензии, специального права, приостановление или прекращение деятельности, конфискацию предметов правонарушения, которые могут применяться только судами. Кроме того, дела об административных правонарушениях по определенным их составам, независимо от предусмотренного за их совершение вида административного взыскания, могут рассматриваться только судами в силу прямого указания об этом в соответствующих нормах КоАП[601].
Статья 190. Обман потребителей 1. Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) или иной обман потребителей индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность и оказание услуг, - влекут штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства - в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти месячных расчетных показателей. 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на физических лиц в размере тридцати, на субъектов малого предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере семидесяти пяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей, с лишением лицензии и приостановлением или запрещением деятельности на срок до трех лет. 3. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие причинение значительного ущерба, - влекут штраф на физических лиц в размере тридцати, на субъектов малого предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере семидесяти пяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей, с лишением лицензии либо приостановлением или запрещением деятельности на срок до трех лет. 4. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие причинение крупного ущерба, - влекут штраф на физических лиц в размере пятидесяти, на субъектов малого предпринимательства - в размере семидесяти пяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двухсот месячных расчетных показателей, с лишением лицензии либо приостановлением или запрещением деятельности на срок до трех лет. Примечание. Применительно к данной статье значительным размером ущерба признается сумма, превышающая один месячный расчетный показатель, крупным размером ущерба - сумма не менее трех месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за обман потребителей. Родовым объектом правонарушений, предусмотренных ст. 190 КоАП, является установленный в законодательстве РК и охраняемый государством порядок осуществления торговли в РК. Непосредственным объектом административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются установленные законодательством РК правила ведения торговли в РК. Субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 190 КоАП, в силу прямого указания об этом в санкциях комментируемой статьи, являются субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства, а также физические лица, ведущие торговую деятельность и (или) оказывающие услуги. В качестве потерпевшего от совершения правонарушения, предусмотренного ст. 190 КоАП, законодатель в комментируемой статье указывает потребителя. Потребитель – это физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью[602]. Согласно ч. 1 ст. 745 КоАП, потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела. Соответственно, наличие и участие потребителя в качестве потерпевшего в деле об административном правонарушении по комментируемой статье является обязательным. Субъективная сторона деяний, предусмотренных ст. 190 КоАП, для совершивших его физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей) характеризуется виной в форме умысла. Вина лица выявляется по его психическому отношению к совершенным им противоправным деяниям и их вредным последствиям. Составы правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются формальными. Для наложения на правонарушителя взыскания по комментируемой статье нет необходимости устанавливать факт и размер причинения третьим лицам ущерба от совершения правонарушения. Вместе с тем, при причинении противоправными действиями правонарушителя физического, материального или морального вреда потребителю такой вред может быть предъявлен потребителем к возмещению в полном объеме, поскольку привлечение правонарушителя к административной ответственности по комментируемой статье не освобождает это лицо от устранения допущенных им нарушений и возмещения причиненного потребителю ущерба[603]. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) или иной обман потребителей индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность и оказание услуг. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 190 КоАП, заключается в совершении правонарушителем противоправных (а для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - виновных) действий (бездействия) в виде обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) или иного обмана потребителей при осуществлении торговли или оказании ими услуг. Товар – это любой, не изъятый из оборота продукт труда, предназначенный для продажи или обмена[604]. Услуга – это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой не имеют материального выражения[605]. В комментируемой статье прямо указываются виды противоправных деяний, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, в качестве объективной стороны правонарушения: 1) обмеривание, 2) обвешивание, 3) обсчет, 4) введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) и 5) иной обман потребителей. Указание в комментируемой статье в качестве противоправного действия на иной обман делает перечень противоправных деяний по ч. 1 комментируемой статьи не исчерпывающим. Совершением любого из указанных выше деяний правонарушитель преследует цель получения необоснованного дополнительного дохода от операции (сделки) по реализации потребителю товаров (услуг), в которых он нуждается. Обмеривание потребителя – это разновидность обмана потребителя (покупателя, заказчика), выражающегося в преднамеренном искажении продавцом (исполнителем) информации о метрических данных (длине, высоте, ширине, площади, объеме, размере, времени оказания) реализуемого товара (услуги) в сторону их увеличения путем совершения манипуляций с измеряемыми товарами (услугами), приборами измерений, условными размерами, расчетами массы или времени с целью получения от потребителя (покупателя, заказчика, плательщика) дополнительного дохода по совершаемой при этом торговой операции (сделке). Обвешивание потребителя – это разновидность обмана потребителя (покупателя, заказчика), выражающегося в преднамеренном искажении продавцом информации о весе (массе) реализуемого (отпускаемого) потребителю товара в сторону его необоснованного увеличения путем совершения манипуляций с весами и другими контрольно-измерительными приборами, принадлежностями к ним, с тарой, упаковкой, самим товаром с целью получения от потребителя (покупателя, заказчика, плательщика) дополнительного дохода по совершаемой при этом торговой операции (сделке). Обсчет потребителя – это разновидность обмана потребителя (покупателя, заказчика), выражающегося в преднамеренном искажении продавцом (исполнителем) информации о подлежащей оплате стоимости реализованного (реализуемого) товара (услуги) в сторону ее необоснованного увеличения путем совершения манипуляций с данными о ценах, тарифах, количестве товара (услуг) и расчетом его стоимости с целью получения от потребителя (покупателя, заказчика, плательщика) дополнительного дохода по совершаемой при этом торговой операции (сделке). Введение в заблуждение потребителя – это преднамеренное создание продавцом (исполнителем) условий и предпосылок для формирования у потребителя (покупателя, заказчика) собственного ложного (не соответствующего действительности) или искаженного (не полностью соответствующего действительности) представления о потребительских свойствах и качестве товара (услуги), его характеристиках, а также относительно его изготовителя (производителя, исполнителя) с целью реализации этого товара (услуги) и получения за него от потребителя (покупателя, заказчика, плательщика) необоснованного дохода по торговой операции (сделке). Обман потребителя – это преднамеренное создание продавцом у потребителя ложного (не соответствующего действительности) или искаженного представления относительно потребительских свойств и качества товара (услуги), его характеристик, а также относительно его изготовителя (производителя, исполнителя) с целью реализации этого товара (услуги) и получения за него от потребителя (покупателя, заказчика, плательщика) необоснованного дохода по торговой операции (сделке). Согласно пп.1), 3), 4), 5) и 6) ст. 7 Закона РК от 4 мая 2010 г. № 274-IV «О защите прав потребителей», потребители имеют право на свободный выбор товара (работы, услуги) и свободное заключение договоров на их приобретение; на получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе); на приобретение безопасного товара (работы, услуги) и надлежащее качество товара (работы, услуги). Соответственно, в целях обеспечения реализации прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель), по требованию ст. 24 Закона РК «О защите прав потребителей», обязан: 1) предоставить информацию о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) на казахском и русском языках; 2) обеспечить безопасность товара (работы, услуги); 3) обеспечить свободный выбор товара (работы, услуги); 4) обеспечить надлежащее качество товара (работы, услуги); 5) обеспечить обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества; при продаже товара (выполнении работы, оказании услуги) выдать документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги). Кроме того, продавец (изготовитель) обязан указывать стоимость товара, оформленного ярлыком цен, выставленного во внутренних и внешних витринах торгового объекта, в тенге, а также обеспечить условия хранения товара. Изготовитель (исполнитель) обязан указывать стоимость работ и услуг в тенге в письменном виде. Изготовитель обязан устанавливать срок годности, срок хранения товара. Продавец в электронной торговле перед заключением договора купли-продажи обязан предоставить потребителю информацию о процедуре оплаты товара и его стоимости. Продавец (изготовитель) обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта. Если продавец (изготовитель, исполнитель) намеренно утаивает от потребителей (покупателей, заказчиков) указанную выше информацию о товарах (услугах), их свойствах, качестве, цене, порядке и условиях оплаты, либо предоставляет недостоверную (ложную) информацию (обманывает) относительно товаров, услуг, их свойств и качества, производителя, исполнителя или предоставляет иную неполную или недостоверную информацию, вводящую потребителей (покупателей, заказчиков) в заблуждение относительно товаров (услуги), их свойств и качества, а равно совершает неправомерные манипуляции с товаром (услугой) и его характеристиками при определении его стоимости в целях получения от потребителя необоснованного дополнительного дохода, то такие действия (бездействие) составляют объективную сторону правонарушения, предусмотренного комментируемой нормой. Правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, считается совершенным в момент, когда продавец реализовал (передал, оказал) товар (услугу) потребителю, а потребитель приобрел (получил, принял) его под влиянием обмана или введения в заблуждение относительно потребительских свойств и (или) качества реализуемого товара (услуги), его производителя (исполнителя). Потребитель также вправе в гражданско-правовом порядке потребовать в суде признания сделки недействительной с возвратом сторон сделки в первоначальное положение по основаниям, предусмотренным п.9 или п.8 ст. 159 ГК, как совершенной под влиянием обмана или вследствие заблуждения, имеющего существенное значение. Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки, тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, совершившие его лица подвергаются наказанию в виде штрафа. В зависимости от правового положения правонарушителя и категории предпринимательства, к которой он относится, размер штрафа составляет: - для физических лиц, должностных лиц – 10 МРП, - для субъектов малого предпринимательства – 20 МРП, - для субъектов среднего предпринимательства – 30 МРП, - для субъектов крупного предпринимательства – 50 МРП. Размеры штрафов для каждой из указанных выше категорий субъектов правонарушения являются фиксированными и не подлежат изменению органом, их налагающим. Данное взыскание налагается на правонарушителей органами внутренних дел или судом, в случае рассмотрения дела в суде[606]. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает более строгое наказание за повторное в течение года после наложения административного взыскания совершение любого из действий, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи. При этом объект, субъективная сторона и субъекты состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, совпадают в своей характеристике с объектом, субъективной стороной и субъектами состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 190 КоАП. В характеристике объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 190 КоАП, к действиям, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи, добавляется признак повторности. Правонарушение считается совершенным повторно, если лицо ранее уже совершило любое из предусмотренных ч. 1 ст. 190 КоАП действий, было подвергнуто административному наказанию за него и годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному взысканию, еще не истек. Повторность совершения правонарушения является самостоятельным квалифицирующим признаком, влекущим за собой квалификацию противоправного деяния в качестве самостоятельного состава правонарушения по ч. 2 ст. 190 КоАП. Повторность как квалифицирующий признак устанавливается не только фактически путем выявления количества и характера совершенных нарушителем противоправных деяний в течение года, но и юридически – путем установления факта привлечения данного лица к административной ответственности за совершение действий, предусмотренных ч. 1 ст. 190 КоАП, наличия вступившего в законную силу постановления органа внутренних дел или суда о наложении административного взыскания по ч. 1 ст. 190 КоАП, факта его объявления, вручения или направления субъекту правонарушения и неистечения годичного срока с момента наложения взыскания. Состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, является формальным. Для исчисления и наложения на правонарушителя штрафа по ч. 2 комментируемой статьи нет необходимости устанавливать факт и размер причинения потребителям ущерба от обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) или иного обмана потребителей. За повторное в течение года после наложения взыскания совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 190 КоАП, правонарушитель подвергается наказанию в виде штрафа с лишением лицензии и приостановлением или запрещением деятельности на срок до трех лет. При этом приостановление или запрещение деятельности на срок до трех лет являются по отношению друг к другу альтернативными наказаниями, применяемыми по усмотрению суда в зависимости от обстоятельств дела. Однако, применение одного из этих видов наказания помимо штрафа и лишения лицензии является обязательным. В зависимости от правового положения правонарушителя и категории предпринимательства, к которой он относится, размер штрафа составляет: - для физических лиц, должностных лиц – 30 МРП, - для субъектов малого предпринимательства – 50 МРП, - для субъектов среднего предпринимательства – 75 МРП, - для субъектов крупного предпринимательства – 100 МРП. Размеры штрафов для каждой из указанных выше категорий субъектов правонарушения являются фиксированными и не подлежат изменению органом, их налагающим. Данное взыскание налагается на правонарушителей только судом, поскольку дела об административных правонарушениях, за совершение которых в качестве санкции предусмотрены лишение лицензии, приостановление или запрещение деятельности, подлежат рассмотрению в суде[607]. Протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 комментируемой статьи, имеют право составлять должностные лица органов внутренних дел[608]. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает более строгое наказание за совершение действий, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, если они повлекли причинение значительного ущерба. При этом объект, субъективная сторона и субъекты состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, совпадают в своей характеристике с объектом, субъективной стороной и субъектами состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 190 КоАП. В характеристике объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 190 КоАП, к деянию, предусмотренному ч. 1 комментируемой статьи, добавляется признак причинения продавцом потребителю значительного ущерба в результате совершения правонарушения. Согласно примечанию к комментируемой статье, значительным размером ущерба признается сумма, превышающая один месячный расчетный показатель. Состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, является материальным. Для исчисления и наложения на правонарушителя штрафа по ч. 3 комментируемой статьи необходимо установить факт и размер причинения потребителю ущерба от обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) или иного обмана. Если размер причиненного правонарушением ущерба составляет сумму, превышающую 3 МРП, то в таком случае квалифицировать действия правонарушителя следует уже по ч. 4 комментируемой статьи. Если ущерб составляет 1 МРП и менее либо вовсе отсутствует в материальном выражении, то противоправное деяние по обману потребителей следует квалифицировать по ч. 1 комментируемой статьи. За совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 190 КоАП, повлекшего причинение значительного ущерба, правонарушитель подвергается наказанию в виде штрафа с лишением лицензии либо приостановлением или запрещением деятельности на срок до трех лет. При этом лишение лицензии либо приостановление или запрещение деятельности на срок до трех лет являются по отношению друг к другу альтернативными наказаниями, применяемыми по усмотрению суда в зависимости от обстоятельств дела. Однако применение одного из этих видов наказания (лишение лицензии либо приостановление или запрещение деятельности до 3 лет) помимо штрафа является обязательным. Приостановление или запрещение деятельности на срок до трех лет также являются альтернативными по отношению друг к другу видами дополнительного наказания, применяемыми судом по своему усмотрению в зависимости от обстоятельств дела. В зависимости от правового положения правонарушителя и категории предпринимательства, к которой он относится, размер штрафа составляет: - для физических лиц, должностных лиц – 30 МРП, - для субъектов малого предпринимательства – 50 МРП, - для субъектов среднего предпринимательства – 75 МРП, - для субъектов крупного предпринимательства – 100 МРП. Размеры штрафов для каждой из указанных выше категорий субъектов правонарушения являются фиксированными и не подлежат изменению органом, их налагающим. Данное взыскание налагается на правонарушителей только судом в силу прямого указания об этом в соответствующей норме КоАП. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, имеют право составлять должностные лица органов внутренних дел[609]. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает более строгое наказание за совершение действий, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, если они повлекли причинение крупного ущерба. При этом объект, субъективная сторона и субъекты состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи, совпадают в своей характеристике с объектом, субъективной стороной и субъектами состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 190 КоАП. В характеристике объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 190 КоАП, к действиям, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи, добавляется признак причинения продавцом потребителю крупного ущерба в результате совершения правонарушения. Согласно примечанию к комментируемой статье, крупным размером ущерба признается сумма, превышающая три месячных расчетных показателя. Состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи, является материальным. Для исчисления и наложения на правонарушителя штрафа по ч. 4 комментируемой статьи необходимо установить факт и размер причинения потребителю ущерба от обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) или иного обмана. За совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 190 КоАП, повлекшего причинение крупного ущерба, правонарушитель подвергается наказанию в виде штрафа с лишением лицензии либо приостановлением или запрещением деятельности на срок до трех лет. При этом лишение лицензии либо приостановление или запрещение деятельности на срок до трех лет являются по отношению друг к другу альтернативными наказаниями, применяемыми по усмотрению суда в зависимости от обстоятельств дела. Однако применение одного из этих видов наказания (лишение лицензии либо приостановление или запрещение деятельности до 3 лет) помимо штрафа является обязательным. Приостановление или запрещение деятельности на срок до трех лет также являются альтернативными по отношению друг к другу видами дополнительного наказания, применяемыми судом по своему усмотрению в зависимости от обстоятельств дела. В зависимости от правового положения правонарушителя и категории предпринимательства, к которой он относится, размер штрафа составляет: - для физических лиц, должностных лиц – 50 МРП, - для субъектов малого предпринимательства – 75 МРП, - для субъектов среднего предпринимательства – 100 МРП, - для субъектов крупного предпринимательства – 200 МРП. Размеры штрафов для каждой из указанных выше категорий субъектов правонарушения являются фиксированными и не подлежат изменению органом, их налагающим. Данное взыскание налагается на правонарушителей только судом в силу прямого указания об этом в соответствующей норме КоАП. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 комментируемой статьи, имеют право составлять должностные лица органов внутренних дел[610].
Статья 190-1. Нарушение требований законодательства Республики Казахстан по реализации ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней 1. Нарушение требований законодательства Республики Казахстан, совершенное в виде реализации ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней без наличия пробирного клейма, а также оттиска именника, проставляемого субъектом производства ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на произведенных ими ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и драгоценных камней, - влечет штраф на физических лиц в размере пятидесяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства - в размере восьмидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей. 2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на физических лиц в размере восьмидесяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства - в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двухсот месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Комментируемая статья КоАП включена в КоАП в соответствии с Законом РК от 14 января 2016 г. № 445-V, введенным в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования, и устанавливает административную ответственность за нарушение требований законодательства РК по реализации ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Родовым объектом правонарушений, предусмотренных ст. 190-1 КоАП, является установленный в законодательстве РК порядок осуществления торговли в РК. Непосредственным объектом административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, является установленный в законодательстве РК и охраняемый государством порядок реализации ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 190-1 КоАП, в силу прямого указания об этом в санкциях комментируемой статьи, являются должностные лица, физические лица, субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства. Согласно примечанию к ст. 30 КоАП, должностными лицами в КоАП признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или осуществлявшие на момент совершения административного правонарушения функции представителя власти либо выполняющие или выполнявшие на момент совершения административного правонарушения организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления. При этом, по требованию нормы ст. 30 КоАП, должностное лицо привлекается к административной ответственности при условии совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им служебных обязанностей. При отсутствии этого обстоятельства должностное лицо, виновное в совершении административного правонарушения, подлежит ответственности на общих основаниях.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |