|
|
|
Международный Финансовый Центр Астана: Возможности и перспективы в новых реалиях на базе исторической эволюции передовых МФЦ
Ербол Нажмиденов Legal Adviser, AIFC Legal Services Board Юрист и партнер юридической фирмы Law Council Group
Введение Международные финансовые центры (МФЦ) играют критически важную роль в глобальной экономике, выступая связующим звеном для трансграничных капиталов и способствуя финансовой интеграции (Bulatov et al., 2021; Долгова, 2018). Современные МФЦ не только поддерживают макроэкономическую стабильность, но и стимулируют инновации в финансовом секторе, особенно в таких направлениях, как цифровое и устойчивое финансирование (Wardle & Mainelli, 2024). Конкурентоспособность этих центров основана на сочетании факторов, включающих бизнес-среду, инфраструктуру, человеческий капитал и международную репутацию, что подтверждается данными из Global Financial Centres Index (GFCI) (Wardle & Mainelli, 2024). В этом контексте Международный финансовый центр Астана (МФЦА), как относительно молодая юрисдикция на международной арене, стремится укрепить свои позиции, опираясь на уникальные региональные возможности. Актуальные данные GFCI 36 подтверждают потенциал МФЦА, особенно в условиях растущего спроса на специализированные финансовые услуги в Центральной Азии (Wardle & Mainelli, 2024). Настоящая статья предлагает обзор исторической эволюции МФЦ с акцентом на факторы, способствующие их развитию и спадам, а также анализирует потенциал МФЦА в аспекте международных тенденций, определяя направления, которые могут способствовать его долгосрочной конкурентоспособности.
Историческая эволюция международных финансовых центров в контексте развития МФЦА МФЦ всегда адаптировались к изменяющимся политическим и экономическим условиям. Для МФЦА важным этапом роста стало повышение его рейтинга в условиях санкционных ограничений соседних стран. Исторически, МФЦ такие как Лондон и Нью-Йорк, адаптировались к кризисам, предлагая выгодные условия для трансграничных операций и привлекая международный капитал в условиях экономической неопределенности (Kindleberger, 1974; Wardle & Mainelli, 2024). Текущая ситуация с российскими санкциями создает для МФЦА аналогичные возможности: Казахстан укрепляет законодательную базу, ориентируясь на международные стандарты, что делает МФЦА привлекательным для капитала, ищущего стабильную юрисдикцию в Центральной Азии (Bulatov et al., 2021). Примеры Лондона и Сингапура показывают, что успешные финансовые центры часто предлагают более гибкую регуляторную среду и высокую степень защиты инвестиций, что позволяет им сохранять конкурентоспособность в условиях глобальных потрясений (Arrighi, 1994). Рост МФЦА в международных рейтингах также отражает успешные реформы, которые позволили ему укрепить свои позиции на фоне экономической нестабильности в регионе. Как показывает опыт Гонконга и Сингапура, финансовые центры, способные предложить надежную правовую систему и доступ к глобальным рынкам, всегда привлекают инвестиции из стран с ограниченным доступом к международной финансовой системе (Долгова, 2018). В текущих условиях МФЦА, адаптируясь к международным стандартам и извлекая выгоду из экономических санкций, имеет потенциал для дальнейшего укрепления своего положения среди мировых МФЦ.
Ключевые критерии рейтинга GFCI и их значение для МФЦА Рейтинг GFCI оценивает международные финансовые центры на основе пяти ключевых критериев: бизнес-среда, человеческий капитал, инфраструктура, развитие финансового сектора и репутация (Wardle & Mainelli, 2024). Эти критерии позволяют объективно оценить конкурентные преимущества и потенциал центров, включая способность адаптироваться к внешним вызовам и привлекать международные капиталы. Согласно последнему отчету GFCI, МФЦА продолжает подниматься в рейтингах, укрепляя свои позиции среди международных финансовых центров на фоне конкуренции с центрами, представленными в странах с более зрелыми финансовыми системами, такими как Лондон, Гонконг и Сингапур. Тем не менее, МФЦА, будучи сравнительно молодым игроком на финансовом рынке, демонстрирует особую траекторию роста, ориентируясь на привлечение международных специалистов, что отличает его от более традиционных центров, где значительную долю профессионалов составляют локальные специалисты. МФЦА с момента своего создания развивался как специализированный международный центр с акцентом на интеграцию зарубежных знаний и передового опыта. Это особенно заметно на фоне других развивающихся центров, таких как Монако и Варшава, которые, хотя и используют международные ресурсы, в большей степени опираются на локальные кадры для обеспечения долгосрочной устойчивости (Wardle & Mainelli, 2024). Такой подход МФЦА позволяет ему привлекать специалистов из различных стран, тем самым усиливая свой авторитет и расширяя пул экспертизы. Это структурное отличие, по сути, формирует международную репутацию МФЦА как центра для работы международных специалистов и соответствует характеристике, которая отличает его от центров с доминированием глобальных или локальных специалистов. В сравнении с другими международными центрами МФЦА акцентирует свое развитие на создании благоприятных условий для иностранных экспертов, что способствует ускорению внедрения мировых практик и инноваций в финансовом секторе Казахстана. Согласно критериям GFCI, это способствует более быстрому росту в категориях бизнес-среды и человеческого капитала. Такая стратегия не только увеличивает привлекательность МФЦА для международных инвесторов, но и постепенно формирует его как узкоспециализированный хаб для центрально азиатского региона, в частности для тех, кто ищет альтернативу традиционным финансовым центрам, ограниченным локальными регуляциями или условиями. Таким образом, фокус на привлечении международных специалистов позволяет МФЦА развиваться по иной траектории, чем у локально ориентированных центров, и усиливает его конкурентоспособность на международной арене. А вопрос насчет будущей траектории развития в плане специалистов остается открытым: будет ли МФЦА стремиться пополнить ряд своих сотрудников более высококвалифицированными специалистами и развиваться в глобальном контексте по этому критерию или же с помощью международных специалистов будет выращивать локальных специалистов с потенциалом стать глобальными профессионалами в долгосрочной перспективе? Учитывая актуальность этого вопроса, мы, специалисты LCG стремимся создать шлюз между МФЦА и местными кадрами для устойчивого развития локальных специалистов, способствуя расширению горизонтов их профессиональной деятельности. Перевод: Таблица 7 | Характеристики финансовых центров по классификации персоналов
Перспективы развития МФЦА в контексте эволюции международных финансовых центров Историческая эволюция МФЦ демонстрирует, что их успех и устойчивость зависят не только от экономических условий, но и от способности адаптироваться к быстро меняющимся внешним факторам такие как политическая нестабильность, глобальные экономические кризисы и изменения в законодательстве, избегая ригидности. Примеры Лондона, Нью-Йорка и Сингапура показывают, что МФЦ сталкиваются с волнами как роста, так и спада, при этом их успешное развитие обеспечивается постоянными инвестициями в инфраструктуру, интеграцией технологических инноваций и созданием стабильной регуляторной среды, что позволяет привлекать международный капитал (Kindleberger, 1974; Arrighi, 1994). Лондон, например, пережил несколько финансовых спадов, однако адаптировался, создавая рынки деривативов и еврооблигаций, что позволило ему оставаться в числе ведущих мировых финансовых центров. Сингапур, в свою очередь, сформировал свою репутацию через внедрение новаторских финансовых технологий и поддержку зеленого финансирования, что позволило ему стать конкурентоспособным в условиях высокой конкуренции с Гонконгом и Шанхаем (Долгова, 2018). Эти центры преодолели препятствия, опираясь на гибкие законодательные нормы и используя кризисы как возможность укрепить свои позиции. Для МФЦА, учитывая текущие данные GFCI, важной стратегией будет ориентироваться на международный опыт и активно адаптироваться к меняющимся реалиям. Так, в условиях усиления региональных рисков и санкционных ограничений для соседних стран, МФЦА может стать альтернативным финансовым каналом для международных инвесторов, ищущих стабильность в Центральной Азии. Важную роль здесь играют привлеченные иностранные специалисты, которые способствуют переносу передового опыта и повышению конкурентоспособности центра. Успешный опыт интеграции международных кадров в Лондоне и Сингапуре подтверждает, что привлечение иностранных специалистов укрепляет центр и повышает доверие со стороны глобальных инвесторов (Bulatov et al., 2021). Основываясь на текущем рейтинге и исторических примерах, МФЦА имеет возможность не только укрепить свою позицию в регионе, но и стать узкоспециализированным международным центром, ориентированным на цифровые и устойчивые финансы. Это предположение может быть подтверждено диаграммой №29 в рейтинге GFCI, где иллюстрируется девиация рейтинга МФЦА от общего среднего значения: несмотря на недавнее создание, МФЦА уже обходит почти половину МФЦ по всему миру (51.2 % в процентильном соотношении). Таким образом, следуя историческому опыту МФЦ проектного типа как Сингапур, инвестиции в финтех и зеленое финансирование, создание гибкой регуляторной среды и усиление международной репутации может позволить МФЦА преодолеть текущие вызовы и адаптироваться к будущим изменениям на международной финансовой арене. Перевод: Диаграмма 29 | Оценки по регионам для Астаны - Отличие от общего среднего значения
Заключение Учитывая глобальные тенденции и успешный опыт других международных финансовых центров, МФЦА обладает реальными возможностями для дальнейшего развития и укрепления своей позиции. Его способность адаптироваться к меняющимся экономическим и политическим условиям делает его перспективным игроком для Центральной Азии и международного финансового сообщества.
Исключение ответственности
Информация в настоящей заметке не является юридическим или профессиональным советом. Ни на какую ее часть нельзя полагаться, и никакая часть настоящей заметки не может быть использована вместо получения юридического совета. Информация в настоящей заметке предназначена для общей информации. Также следует учесть, что право и практика его применения могло измениться с даты публикации настоящей заметки. В случае возникновения вопросов, пожалуйста, обращайтесь (WhatsApp: +7 (707) 384 83 52, электронная почта: info@lcg.kz).
Ресурсы: Arrighi, G. (1994). The long twentieth century: Money, power, and the origins of our times. Verso. Bulatov, A., Habarta, A., & Sergeev, E. (2021). International financial centers as channels for foreign investment inflow to European cities. Journal of Globalization Studies, 12(1), 101-116. Долгова, А. Ю. (2018). Международные финансовые центры: макроэкономическая роль и факторы конкурентоспособности. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. Kindleberger, C. P. (1974). The formation of financial centers: A study in comparative economic history. Princeton University Press. Wardle, M., & Mainelli, M. (2024). Global Financial Centres Index 36 (GFCI 36). Z/Yen Group Limited.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |