|
|
|
Почему в Казахстане принудительно закрывают компании, учрежденные россиянами и белорусами?
Плотникова Кристина Директор юридического департамента Ирзабеков Ниджат Старший юрист ТОО «Просто Бэк-офис» (pbo.kz)
В последнее время все чаще стали встречаться случаи необоснованной принудительной ликвидации юридических лиц, которые были зарегистрированы гражданами Российской Федерации и/или Республики Беларусь, не имевшими бизнес-визы. Истцами по таким судебным делам выступают управления государственных доходов КГД МФ РК (проще говоря «налоговая»), а ответчиками - юридические лица, в составе учредителей которых на момент государственной регистрации были граждане Российской Федерации и/или Республики Беларусь, не имевшими визы по форме С5 на момент регистрации компании, а также НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан». При этом, как правило, истцы ссылаются на необходимость для бизнес-иммигрантов получать бизнес-визу до момента регистрации компании, НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» не участвует в заседаниях, не выражая своего мнения по данному вопросу, а суды встают на сторону заявителей, полностью игнорируя нормы Договора о Евразийском экономическом союзе. Следует также отметить, что многие подобные компании были зарегистрированы более трех лет назад, а значит срок исковой давности был упущен. Тем не менее, ни Комитет государственных доходов, ни суды не обращают на это никакого внимания, ссылаясь на то, что уполномоченный государственный орган, который имеет доступ к реестру зарегистрированных юридических лиц, не мог узнать о регистрации компании гражданами России и Беларуси вовремя. Так, на настоящий момент довольно большое количество компаний, подпадающих под вышеназванные критерии, было принудительно ликвидировано государственными органами, несмотря на требования законодательства. Ознакомившись с несколькими решениями судов по данному вопросу, будто написанными «под копирку», специалисты ТОО «Просто Бэк-офис» проанализировали законодательство и структурировали причины, по которым принудительная ликвидация компания в вышеописанной ситуации незаконна: Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 40 Закона РК «О миграции населения», запрещаются создание юридического лица, а также участие в уставном капитале коммерческих организаций путем вхождения в состав участников юридических лиц иностранцам, не получившим визы на въезд в качестве бизнес-иммигрантов. Пунктом 2 статьи 34 Закона РК «О миграции населения» установлено, что бизнес-иммигранты это - иммигранты, прибывшие с целью осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Тем не менее, Республика Казахстан, наряду с Российской Федерацией и Республикой Беларусь, является государством-членом, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, вступившем в силу с 1 января 2015 года. Более того, согласно пункту 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами. Соответственно, к отношениям между Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Республикой Беларусь в сфере бизнес-иммиграции применяются нормы Договора о Евразийском экономическом союзе. Визой бизнес-иммигранта является виза по форме С5. В соответствии с Классификацией виз для пребывания в Республике Казахстан, данная виза входит в перечень «Виз для осуществления трудовой деятельности» (https://egov.kz/cms/ru/articles/for_foreigners/visa_classification). Это также подтверждается Приложением 1 к Правилам оформления приглашений, согласования приглашений на въезд иностранцев и лиц без гражданства в Республику Казахстан, выдачи, аннулирования, восстановления виз Республики Казахстан, а также продления и сокращения сроков их действия, в котором представлена таблица «Получатели, категория, кратность, срок действия, период пребывания, основания и необходимые документы для выдачи визы». Так, к бизнес-иммигрантам, прибывшим на территорию Республики Казахстан из Российской Федерации и Республики Беларусь применяются нормы Раздела XXVI Трудовая миграция Договора о Евразийском экономическом союзе, а именно: статей 96, 97 и 98. Согласно пункту 2 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе, государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания. Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 4 Закона РК «О миграции населения», основными задачами государственной политики в области миграции населения является, помимо прочего, защита внутреннего рынка труда путем квотирования (то есть, количественного ограничения) привлечения иностранной рабочей силы. Таким образом, требования подпункта 2 пункта 2 статьи 40 Закона РК «О миграции», требующие у бизнес-мигрантов получения визы по форме С5 не распространяются на бизнес-мигрантов, прибывающих на территорию Республики Казахстан из Российской Федерации и Республики Беларусь. Так, граждане Российской Федерации и Республики Беларусь могут создавать юридические лица на территории Казахстана, а также участвовать в уставном капитале коммерческих организаций, созданных в Республике Казахстан, если эти действия не будут угрожать национальной безопасности страны. Помимо прочего, специалисты Компании изучили официальные ответы нескольких государственных органов по поводу отсутствия необходимости получения виз по форме С5 бизнес-иммигрантам из России и Беларуси. Так, Министр Юстиции Бекетаев М.Б. пояснил, что «гражданину Российской федерации получение визы С5 для регистрации юридического лица не требуется», директор Департамента консульской службы Министерства иностранных дел Акатаев Б. заявил, что «граждане Российской Федерации, прибывающие в Казахстан, освобождены от визовых требований в независимости от цели визита», а заместитель председателя Комитета миграционной службы Министерства внутренних дел Тахтанов указал, что «граждане ЕАЭС въезжают и выезжают из Республики Казахстан, а также пребывают на ее территории без виз, независимо от цели въезда (в т.ч. осуществление трудовой или предпринимательской деятельности)».
Несмотря на это суды продолжают принимать совершенно безосновательные решения в пользу принудительной ликвидации подобных компаний, из-за которого, как всегда, страдает обычный предприниматель. Следует также отметить, что, если суды признают незаконной регистрацию юридических лиц гражданами Российской Федерации и Республики Беларусь без бизнес-визы на территории Казахстана, то и вступление в состав участников или акционеров компании до получения визы по форме С5 будет считаться недействительным по тем же нелегитимным основаниям. Причины, по которым Комитет государственных доходов препятствует предпринимателям из России и Беларуси, способствующим улучшению экономической ситуации в стране, создающим рабочие места, а также пополняющим государственную казну, неясны. Специалисты ТОО «Просто Бэк-офис» уже обратились в уполномоченные органы за разъяснениями, и ожидают от них аргументированного ответа, чтобы консультировать и помогать своим партнерам, попавшим в описанную ситуацию.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |