|
|
|
Основания для проведения тематических налоговых проверок
Главный специалист юридического отдела УГД по Турксибскому району ДГД г.Алматы Жанатов Тимур
Налоговые проверки являются одной из форм налогового контроля, предусмотренных главой 18 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежей в бюджет» (далее по тексту - Кодекс). Так, из пункта 1 статьи 138 Кодекса исходит, что налоговой проверкой является проверка, осуществляемая налоговым органом, с целью исполнения норм налогового законодательства Республики Казахстан, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы. Из текста данной нормы становится ясно, что налоговые органы вправе осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, в том числе иного законодательства компетенция, которых относится к налоговым органом. Указанные нормы нормативных актов, которые законодатель обозначает как иные, могут быть затронуты сферой общественных отношений регулируемые социальным кодексом, Законом Республики Казахстан «О регулировании оборота этилового спирта», Законом Республики Казахстан «О платежах и платежных системах» и т.д. Кодексом, а именно статьей 140 урегулированы формы налоговых проверок, к ним относится: комплексная, тематическая, встречная проверка либо хронометражное обследование. Данными видами проверок могут затронуты не только индивидуальные предприниматели или юридические лица, но и структурных подразделений юридического лица. Тематическая налоговая проверка - это проверка, проводимая налоговым органом в отношении налогоплательщика по вопросам указанные в пункте 1 статьи 142 Кодекса. Видами налоговых проверок являются периодические налоговые проверки и внеплановые налоговые проверки. Под периодическими налоговыми проверками понимаются проверки на основе степени риска, назначаемыми налоговыми органами в отношении налогоплательщика по результатам анализа налоговой отчетности. Внеплановыми налоговыми проверками являются проверки, не указанные в пункте 2 вышеуказанной статьи. Однако, значение внеплановых проверок становится неясным для налогоплательщика, в части этого законодателю необходимо было указать на отсылочную норму, а именно на пункт 4 статьи 144 Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года №375-V (далее по тексту - Предпринимательский кодекс), так внеплановой проверкой является проверка проводимая государственным органом по конкретным фактам и обстоятельствам, послуживших основанием для назначения проверки в отношении конкретного субъекта предпринимательства. Основаниями для проведения внеплановых налоговых проверок для органа государственных доходов указаны в пункте 5 статьи 144 Предпринимательского кодекса, а именно: - контроль исполнения предписаний об устранении выявленных грубых нарушений, определенных в критериях оценки степени риска, в результате проверки на соответствие требованиям и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора; - контроль исполнения предписаний об устранении выявленных значительных и незначительных нарушений, определенных в критериях оценки степени риска, в результате проверки на соответствие требованиям и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в случаях, если субъект контроля и надзора более одного раза не предоставил информацию об устранении выявленных нарушений и (или) не устранил нарушения; - обращения физических и юридических лиц по нарушениям требований законодательства Республики Казахстан при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств; - поручения органов прокуратуры по конкретным фактам причинения либо об угрозе причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства; - обращения государственных органов по конкретным фактам причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства, а также нарушений требований законодательства Республики Казахстан, неустранение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека; - повторная проверка, связанная с обращением субъекта контроля и надзора о несогласии с первоначальной проверкой (неправомерность применения мер оперативного реагирования); - поручение органа уголовного преследования по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан; - обращения налогоплательщика, сведения и вопросы, определенные Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). Одним из оснований для вынесения предписания является обращение налогоплательщика, сведения и вопросы, определенные Кодексом. В случае, если заявителем подана жалоба на субъект предпринимательства, который нарушает нормы налогового законодательства при наличии достаточных оснований, такой субъект предпринимательства подлежит внеплановой проверке, но если нарушения налогового законодательства относятся к подпунктам с 12 по 23 пункта 1 статьи 142 Кодекса, а именно: - постановки на регистрационный учет в налоговых органах; - наличия контрольно-кассовых машин или трехкомпонентной интегрированной системы; - наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек; - наличия сопроводительных накладных на товары и соответствия наименования, количества (объема) товаров сведениям, указанным в сопроводительных накладных на товары: - при перемещении, реализации и (или) отгрузке товаров по территории Республики Казахстан, в том числе осуществляемых международными автомобильными перевозками между государствами-членами Евразийского экономического союза; - при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и государств-членов Евразийского экономического союза; - при вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и государств-членов Евразийского экономического союза; - наличия документов, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в реализацию международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, при вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств-членов Евразийского экономического союза и соответствия товаров сведениям, указанным в документах; - наличия и подлинности средств идентификации и учетно-контрольных марок, наличия лицензии; - наличия товарно-транспортных накладных на импортируемые товары и соответствия наименования товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных, при проверке автотранспортных средств на постах транспортного контроля или дорожной полиции; - соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин; - соблюдения законодательства Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях и условий производства, хранения и реализации отдельных видов подакцизных товаров; - исполнения распоряжения, вынесенного налоговым органом, о приостановлении расходных операций по кассе; - соблюдения порядка выписки счет-фактур в электронной форме; - подтверждения наличия остатков товаров, включенных в перечень товаров, к которым применяются пониженные ставки таможенных пошлин в связи с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации; Такая внеплановая налоговая проверка начинается по решению руководителя структурного подразделения органа государственных доходов, то есть на основании приказа руководителя структурного подразделения. Необходимо учесть, что такие проверки подлежат регистрации в органах правовой статистики и специальным учетам при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан. Срок для проведения такой проверки по общему правилу является 30 рабочих дней с даты вручения предписания. Основаниями для проведения внеплановой налоговой проверки на основании предписания, Кодексом определены существенные условия содержания такого предписания, таких как: 1. Дата и номер регистрации предписания в налоговом органе; 2. Наименование налогового органа вынесшего предписание; 3. Полные данные налогоплательщика; 4. Форма и вид проверки; 5. Фамилии, имена, отчества проверяющих лиц; 6. Срок проведения проверки; 7. Проверяемый период; Также необходимо отметить, что вынесенное предписание является административным актом и помимо норм, указанных в Кодексе, должно соответствовать нормам Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее по тексту - Административный кодекс), согласно 79 статье, административный акт должен быть не только законным и обоснованным, но и быть ясным для понимания. Некоторые иски об оспаривании предписания в качестве оснований для отмены указывают, что предписание не вручено налогоплательщику, а также что предписание не соответствует требованиям Административного кодекса, в частности может быть указано что предписание не соответствует условиям, указанным выше. Однако, пунктом 2 статьи 149 Кодекса, предписание вручается налогоплательщику должностным лицом налогового органа, при тематических налоговых проверках предписание может быть вручено работнику налогоплательщика осуществляющих реализацию товаров (например объект торговли) то такое предписание вручается кассиру. Указанное соответствует пункту 3 статьи 149 Кодекса. Вместе с тем, относительно того, что административный акт не соответствует условиям кодекса, 84 статья Административного кодекса, говорит, что правильный, по существу, административный акт не может быть отменен по одним лишь формальным основаниям. Так, понятие «формальные основания» является оценочным, и учитывается судьей при вынесении решения по таким делам, однако в юридической науке следует относить процессуальную норму права, содержащую соответствующую меру процессуальной защиты. То есть, следует понимать если в административном акте присутствуют незначительные нарушения ввиду технических ошибок, такой административный акт не может быть отменен лишь на указанных выше основаниях. Необходимо отметить, что завершается проверка составлением акта, где указанный акт должен быть вручен налогоплательщику под роспись, в случае невозможности вручения по причине отсутствия налогоплательщика по адресу, должностным лицом проводится акт налогового обследования с привлечением двух понятых, при отказе в получении такого акта в административном акте производится соответствующая запись. На основании вышеизложенного если предписание является административным актом, который может быть принят в бумажной или электронной форме, вместо вручения налогоплательщику административного акта лично под роспись, имеет смысл внести в законодательство изменения, по направлению акта посредством электронных сервисов, что значительно упростит начало проверки, а также завершение проверки, как для сотрудников государственного органа, так и предпринимателя, что также может служить эффективным способом получения административных актов налогоплательщиком.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |