|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Г. Дорошева, аудитор РК, директор аудиторской компании «DSAudit», член правления ПАО «Коллегия аудиторов»
КАКИЕ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВОЗНИКАЮТ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УКРАИНСКИХ ВАГОНОВ?
Фирма экспедитор из Украины, вагоны которые они предоставляют идут с Украины до границы Россия-Казахстан дальше дорогу оплачиваем Казахстанской фирме, потом вагоны порожняком идут в Украину, сейчас в эти же вагоны грузим свой товар и отправляем Павлодар- Уральск за что оплачиваем им за пользованием вагонами. Возникают ли в связи с этим налоговые обязательства? Если возникают то какие?
Прежде всего о терминологии, пользование чужим имуществом согласно Гражданскому Кодексу РК, возможно либо по договору аренды, либо по договору безвозмездного пользования имуществом. По ситуации резидент РК платит украинской стороне, соответственно, сделка рассматривается как аренда имущества. Подпунктом 13 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса установлено, что доходами нерезидента из источников в РК признаются, в тои числе, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в РК. Согласно пункту 1 статьи 193 Налогового кодекса, доходы юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, определенные статьей 192 Налогового кодекса, облагаются КПН у источника выплаты без осуществления вычетов, путем применения ставок, установленных статьей 194 Налогового кодекса (20%). На основании вышеизложенного, в рассматриваемой ситуации, поскольку арендованные вагоны будут использоваться на территории РК, то у ТОО возникают обязательства по удержанию и уплате в бюджет КПН у источника выплаты с доходов, выплачиваемых нерезиденту в размере 20% от суммы выплаты. В соответствии с пунктом 1 статьи 195 Налогового кодекса КПН у источника выплаты, удерживаемый с доходов юридического лица-нерезидента, подлежит перечислению налоговым агентом (ТОО) в бюджет: 1) по начисленным и выплаченным суммам дохода, кроме случая, указанного в подпункте 3 настоящего пункта, - не позднее 25 календарных дней после окончания месяца, в котором производилась выплата дохода, по рыночному курсу обмена валюты на дату его выплаты; 2) по начисленным, но невыплаченным суммам дохода при отнесении их на вычеты - не позднее 10 календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по КПН, по рыночному курсу обмена валюты на последний день налогового периода, установленного статьей 148 настоящего Кодекса, в декларации по КПН, за который доходы нерезидента отнесены на вычеты. 3) в случае выплаты предоплаты - не позднее 25 календарных дней после окончания месяца, в котором был начислен доход нерезидента в пределах суммы выплаченной предоплаты, по рыночному курсу обмена валюты на дату его начисления. Статьей 196 Налогового кодекса определено, что налоговый агент обязан представлять в налоговый орган по месту своего нахождения расчет по КПН, удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента (форма 101.04), в следующие сроки: 1) за первый, второй и третий кварталы - не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в котором произведена выплата доходов нерезиденту; 2) за четвертый квартал - не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, установленным статьей 148 Налогового кодекса, в котором произведена выплата доходов нерезиденту и (или) за который начисленные, но невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты. В тоже время, согласно пунктам 1 и 3 статьи 212 Налогового кодекса налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения при выплате дохода нерезиденту или при отнесении начисленного, но не выплаченного дохода нерезидента на вычеты, если такой нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор. Международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса. Согласно статье 8 Конвенции с Украиной прибыль, полученная резидентом Договаривающегося Государства от эксплуатации морских, речных, воздушных судов или дорожных транспортных средств в международных перевозках, облагается налогом только в этом Государстве. Для целей этой статьи прибыль от эксплуатации морских, речных, воздушных судов или дорожных транспортных средств в международных перевозках включает: а) доход от сдачи в аренду пустых морских, речных, воздушных судов или дорожных транспортных средств; б) прибыль от использования, содержания или сдачи в аренду контейнеров (включая трейлеры и сопутствующее оборудование для транспортировки контейнера), используемых для транспортирования товаров или изделий; где такая аренда или такое использование, содержание или аренда, в зависимости от случая, являются побочными по отношению к эксплуатации морского, речного, воздушного судна или дорожного транспортного средства в международных перевозках. Таким образом, в рассматриваемой ситуации ТОО, при наличии документа, подтверждающего резидентство Украины, вправе не удерживать КПН у источника выплаты с доходов, выплачиваемых за услуги по аренде вагонов. При этом, согласно пункту 6 статьи 212 Налогового кодекса налоговый агент обязан указать в налоговой отчетности (форма 101.04), представляемой в налоговый орган, суммы начисленных (выплаченных) доходов нерезиденту и удержанных, освобожденных от удержания налогов в соответствии с положениями международных договоров, ставки подоходного налога и наименования международных договоров. Налоговый агент обязан представить в налоговый орган по месту своего нахождения копию документа, подтверждающего резидентство налогоплательщика-нерезидента, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса. Копия такого документа представляется в течение 3-х календарных дней с даты, установленной для представления налоговой отчетности, срок представления которой наступает после представления нерезидентом такого документа налоговому агенту. Кроме того, пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса определено, что если иное не установлено пунктом 6 настоящей статьи, работы, услуги, предоставленные нерезидентом, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Кодексом Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса местом реализации услуги по предоставлению в аренду и (или) пользование грузовых вагонов и контейнеров признается место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности покупателя данных услуг. Таким образом, в рассматриваемой ситуации приобретение услуг по аренде вагонов от резидента Украины вызывает обязательство по уплате НДС за нерезидента (12% от стоимости приобретенных услуг). В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 241 Налогового кодекса сумма НДС за нерезидента уплачивается не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом (кварталом). Платежный документ или документ, выданный налоговым органом, по форме, установленной уполномоченным органом, подтверждающий уплату НДС за нерезидента, дает право на зачет данной суммы НДС в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса, т.е указание в декларации по НДС (форма 300.00) уплаченного НДС в зачетной части.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |