|
|
|
Как правильно подать пояснение, что вид деятельности не противоречит применению специального налогового режима
Налоговый консультант ТОО «Аллегория» www.allegoriya.kz Мовенко Оксана Ивановна
В последнее время наблюдаю большое количество уведомлений в адрес предпринимателей со стороны налоговых органов об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля в части неправомерного применения специального налогового режима из-за несоответствия вида деятельности. В соответствии с п.3 ст.95 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс) камеральный контроль осуществляется в течение срока исковой давности. Срок исковой давности согласно п.2 ст.48 Налогового Кодекса составляет 3 (три) года. Таким образом, органы государственных доходов вправе проводить камеральный контроль в течение срока исковой давности и в случае выявления нарушений за периоды, по которым срок исковой давности не истек, оформлять результаты камерального контроля в виде уведомлений и (или) извещений о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля в рамках статьи 96 Налогового кодекса. Порядок исполнения уведомлений по результатам камерального контроля также регулируется ст.96 Налогового Кодекса. Так, исполнением налогоплательщиком (налоговым агентом) уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, признается: 1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями - устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем: · постановки на регистрационный учет в налоговых органах; · представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; · уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями - представление налогоплательщиком (налоговым агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Пояснение должно содержать данные, установленные ст.96 Налогового Кодекса РК: · дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); · фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения); · идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); · наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля; · номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; · обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение.
В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению. Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется.
Что делать, если органы государственных доходов в своем уведомлении утверждают, что Ваша деятельность не сопоставима с применением специального налогового режима?
Согласно пп.3) п.2 ст.683 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс) применять специальный налоговый режим могут субъекты малого предпринимательства не осуществляющие следующие виды деятельности: производство подакцизных товаров; хранение и оптовая реализация подакцизных товаров; реализация отдельных видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и мазута; проведение лотерей; недропользование; сбор и прием стеклопосуды; сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов; консультационные услуги; деятельность в области бухгалтерского учета или аудита; финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента; деятельность в области права, юстиции и правосудия; деятельность в рамках финансового лизинга.
Во-первых, проверить какие данные по основному и вторичным видам деятельности указаны в ваших регистрационных данных. Сделать это можно через кабинет налогоплательщика в разделе «Сервисы» - «Регистрационные данные», либо по БИН/ИИН через сайт https://stat.gov.kz/ «Поиск по БИН/ИИН».
Во-вторых, изучить код Вашей деятельности по Общему Классификатору видов экономической деятельности. Формула структуры кода имеет вид: ХХ раздел ХХ.Х группа ХХ.ХХ.Х подкласс
В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в настоящем классификаторе используются различные признаки для разных уровней классификации. Так, на уровне секций основными классификационными признаками являются основные характеристики производственных услуг и продуктов, также используемые в СНС; на уровне разделов и групп (соответственно 2 или 3 знака) - назначение производимых и используемых товаров и услуг, вид сырья и технология обработки. Основными признаками выделения классов (4 знака) являются конкретные товары и услуги, составляющие основную долю продукции, производимой статистическими единицами, включенными в этот класс. Подклассы (5 знаков) представляют собой детализацию классов с учетом особенностей национальной экономики Республики Казахстан.
Детализацию кодов ОКЭД можете изучить по ссылке https://statinfo.kz/oked-rk.html
Приведу пример, когда клиент обратился за помощью подготовить ответ на уведомление. Согласно регистрационным данным у него основным видом его деятельности действительно указан ОКЭД 46721 «Оптовая торговля рудами черных и цветных металлов». Изначально нам было сказано, что данный ОКЭД относится к «сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов». Хотя лом и отходы цветных и черных металлов – это далеко не руды черных и цветных металлов.
Согласно Классификатору ОКЭД 46721 включает: - оптовую торговлю черными и цветными металлами в первичных формах - оптовую торговлю полуфабрикатами из цветных и черных металлов, не включенными в другие группировки Этот класс исключает: - оптовую торговлю металлоломом.
Торговля отходами и ломом устанавливается ОКЭДом 46.77, а не 46.72.
Затем, нам сообщили, что мы все-таки относимся к недропользователям, и поэтому также не имеем права применять специальный налоговый режим.
На что наше пояснение было дополнено: Согласно пп.24) п.1 ст.1 Налогового Кодекса Республики Казахстан недропользователи - физические или юридические лица, обладающие правом проведения операций по недропользованию, включая нефтяные операции, и (или) водопользованию на территории Республики Казахстан в соответствии с законами Республики Казахстан. В свою очередь пп.23) этого же пункта этой же статьи говорит, что операции по недропользованию - работы, относящиеся к геологическому изучению недр, разведке и (или) добыче полезных ископаемых, в том числе связанные с разведкой и добычей подземных вод, лечебных грязей, разведкой недр для сброса сточных вод, а также по строительству и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанные с разведкой и (или) добычей. Так же ст.22 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» определяет следующие операции по недропользованию: 1) геологическое изучение недр; 2) разведка полезных ископаемых; 3) добыча полезных ископаемых; 4) использование пространства недр; 5) старательство.
Т.е., как мы видим, торговля рудами не относится к деятельности недропользователей. Кроме того, как уже писали выше, сам ОКЭД 46721 дает расшифровку, в которой нет ни недропользования, ни торговли ломом и отходами металлов. Данные виды деятельности (недропользователей) определяются разделами 05, 06, 07, 08 классификатора ОКЭД.
Аналогичная ситуация была с клиентом, оказывающим информационные услуги и услуги по анализу рынка товаров. Налоговыми органами было указано в уведомлении, что данная деятельность относится к консультационной. В пояснении был предоставлен разбор кода деятельности, сделана ссылка на классификатор ВТО (участником которой является Республика Казахстан), согласно которому консультирование – это деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц в консультациях, обучении, исследовательских работах по проблемам их функционирования и развития.
Т.е. изучение Вашего ОКЭД до подкласса – это важная деталь при подготовке пояснения на уведомление. Да и при изначальном выборе ОКЭД в момент регистрации в качестве субъекта предпринимательства.
В –третьих, подготовить пояснение по форме, установленной ст.96 Налогового Кодекса РК и предоставить его в УГД в сроки, установленные этой же статьей (в течение 30 рабочих дней с момента получения). Предоставить пояснение можно на бумажном носителе через канцелярию, либо электронным способом через кабинет налогоплательщика.
В случае признания уведомления не исполненным налоговый орган выносит решение о признании уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, не исполненным по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным органом, и направляет его налогоплательщику одним из следующих способов: 1) по почте заказным письмом с уведомлением; 2) электронным способом в веб-приложение или в личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства»; 3) вручает его налогоплательщику под роспись.
Решение о признании уведомления не исполненным выносится органами государственных доходов в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня предоставления пояснения (Приказ Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 30.04.2019г. №411) Если в течение указанного срока решение не было вынесено, уведомление считается исполненным. И применение санкций за неисполнение уведомления, со стороны налоговых органов будет неправомерным.
И в заключении, хочу отметить, чего не следует делать при получении уведомления о неправомерности использования специального налогового режима: 1. Сразу же подавать заявление на переход на общеустановленный налоговый режим. 2. Сразу же подавать заявление на изменение видов деятельности.
Данные действия могут быть расценены как признание указанных в уведомлении нарушений.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |