|
|
|
Мамонтов Н.И. Судья Верховного Суда Казахстана в почетной отставке
Проект 8 октября 2020 года
Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Казахстана»
Раздел 1. Общие положения
Глава 1. Судебная власть
Статья 1. Содержание судебной власти 1. Судебная власть как ветвь единой государственной власти осуществляет функцию правосудия самостоятельно, но в предусмотренных законом случаях взаимодействует с законодательной и исполнительной ветвями власти с использованием системы правовых сдержек и противовесов. Судебная власть осуществляется в процедурах гражданского, уголовного и иных установленных законом видах судопроизводства. 2. Судебная власть делегирована народом Казахстана только судьям Верховного Суда, судьям судов первой и апелляционных инстанций, а также присяжным заседателям, участвующим в установленном процессуальным законом порядке в отправлении правосудия по конкретным уголовным правонарушениям. Относимые законом к подведомственности судов имущественные и неимущественные материально-правовые отношения, а также уголовные и административные правонарушения рассматриваются и разрешаются с соблюдением установленных процессуальным законом правил подсудности исключительно судьями судов судебной системы Казахстана. Никакие другие государственные органы, юридические или физические лица не вправе присваивать себе полномочия суда и судьи и осуществлять функцию судебной власти. 3. Обращения, заявления или жалобы физических либо юридических лиц, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского, уголовного, административного или иных видов судопроизводства, не могут рассматриваться или их рассмотрение браться на контроль государственными органами и их должностными лицами, а равно юридическими лицами любой организационно-правовой формы. Поступившие в суд обращения, не относящиеся к рассмотренным материально-правовым отношениям, уголовным либо административным правонарушениям или по вопросам, не относящимся к компетенции суда, направляются для рассмотрения в соответствующие государственные органы либо органы местного самоуправления по подведомственности. 4. В соответствии со статьей 76 Конституции Казахстана судебная власть осуществляется судами от имени Казахстана и имеет своим назначением судебную защиту нарушенных или подвергшихся угрозе нарушения субъективных прав, свобод граждан, законных интересов государства, административно-территориальных единиц и юридических лиц, а также обеспечение законности в публичных и частных материально-правовых отношениях на основании подлежащих применению норм Конституции и закона. 5. Каждое физическое лицо имеет право на судебную защиту нарушенных или подвергшихся угрозе нарушения субъективных прав, свобод, законных интересов, которое не может быть ограничено ни по каким основаниям никаким законом. Никто не может быть лишен или ограничен по любым основаниям в праве на предъявление в суд иска, его рассмотрение и разрешение в соответствии с подлежащими применению нормами материального и процессуального закона компетентным, независимым и беспристрастным судом. 6. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются исключительно Конституции и закону, не обязаны никому давать пояснения об обстоятельствах находящихся в их производстве судебных делах или изложенной в судебном акте правовой позиции, за исключением предусмотренных законом процедур, связанных с оценкой профессиональной пригодности судьи для отправления правосудия. Какое-либо вмешательство в деятельность судей единоличного или коллегиального состава суда при осуществлении правосудия недопустимо и влечет установленную законом юридическую ответственность. 7. Проявление неуважения к суду и символам судебной власти либо к судье при отправлении им правосудия влечет юридическую ответственность правонарушителя. 8. Вступившие в законную силу судебные акты, а также законные требования судей при осуществлении ими процессуальных полномочий обязательны для исполнения всеми должностными лицами государственных органов, физическими лицами, коммерческими или некоммерческими организациями. Неисполнение указанных судебных актов и требований судьи влечет установленную законом юридическую ответственность.
Статья 2. Символы судебной власти 1. На зданиях и во всех залах судебных заседаний судов в качестве символа судебной власти устанавливается Государственный Флаг и размещается Государственный Герб Казахстана. На бумажных носителях решений, приговоров судов первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций размещается Государственный Герб Казахстана. 2. Судьи осуществляют правосудие в залах судебных заседаний в судейской мантии, Положение о которой утверждается Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Казахстана.
Статья 3. Осуществление судебной власти 1. Судебная власть осуществляются только судьями единоличного или коллегиального состава суда, к подведомственности и подсудности которого процессуальным законом отнесено материально-правовое отношение, уголовное или административное правонарушение. 2. При осуществлении судьями правосудия и исполнении вступивших в законную силу судебных актов все равны перед законом и судом. Судьи не отдают предпочтения каким-либо участвующим в процессе лицам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждениям, принадлежности к общественным объединениям и партиям, а равно по другим основаниям. 3. Судьи осуществляют судебную власть независимо от законодательной власти и центральных либо местных органов исполнительной власти, правоохранительных органов. 4. В Казахстане не могут приниматься законы, которыми отменяются или умаляются предусмотренные Конституцией гарантии независимости и неприкосновенности судей, принципы осуществления правосудия. Любые подзаконные нормативные правовые акты, а равно осуществляемые кем-либо действия (бездействие), умаляющие статус судов и судей, недействительны с момента принятия и исполнению не подлежат. 5. Разбирательство судьями материально-правовых отношений, уголовных и административных правонарушений происходит в открытых судебных заседаниях, за исключением тех, в которых содержатся сведения, относимые законом к государственной или иной охраняемой законом тайне. 6. Судебное заседание проводится на государственном или ином установленном судом языке судопроизводства с очным участием сторон рассматриваемого материально-правового отношения, уголовного или административного правонарушения. По заявлению обеих сторон названных судебных дел судебное заседание может проводиться при помощи электронных сервисов и мобильных приложений «Skype», «TrueConf», «Whatsapp» и «ZOOM» или других. Заочное производство или письменное (упрощенное) либо приказное производство допускается в порядке и по основаниям, предусмотренным процессуальным законом. 7. Судебное заседание производится на основании принципов диспозитивности, состязательности, равноправия сторон, законности, объективности, беспристрастности и иных принципов, предусмотренных Конституцией и процессуальными законами Казахстана.
Раздел 2. Судебная система Казахстана
Глава 2. Единство судебной системы Казахстана
Статья 4. Виды судов, образующих судебную систему Казахстана 1. Судебная система Казахстана едина, устанавливается Конституцией и настоящим Конституционным законом. 2. Верховный Суд возглавляет судебную систему Казахстана и не подлежит ликвидации, но может быть реорганизован. В судебную систему Казахстана также включаются суды первой, апелляционной инстанций, которые учреждаются, реорганизуются или ликвидируются законом. При реорганизации суда, в том числе сокращении численности судей этого суда, полномочия судьи могут быть прекращены только в случае его отказа от назначения на должность судьи другого суда. Суд первой или апелляционной инстанций не может быть ликвидирован или реорганизован, если отнесенные законом к его подведомственности и подсудности материально-правовые отношения, уголовные или административные правонарушения не будут одновременно отнесены к юрисдикции другого суда. 3. Создание специальных или чрезвычайных судов в судебной системе Казахстана под каким-либо названием запрещено. 4. К судам первой инстанции относятся не только районные (городские) суды, но и приравненные к ним специализированные суды (следственные, гарнизонные и флотские военные суды; суды административной юрисдикции; суды по административным правонарушениям; налоговые и финансовые суды; семейные (ювенальные) суды; экономические и инвестиционные суды; суды по интеллектуальной собственности; трудовые; социальные суды и другие суды). 5. К судам апелляционной инстанции относятся областные суды, суд столицы, суд города республиканского значения, Военный суд Казахстана. В Казахстане могут учреждаться со статусом апелляционных судов суды по административным правонарушениям, суды административной юстиции, следственные суды. 6. Суды первой и суды апелляционной инстанций на основании представления Президента Казахстана, основанного на рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана, учреждаются реорганизуются или ликвидируются законом, принимаемым Парламентом Казахстана. 7. Верховный Суд, суды первой и апелляционных инстанций имеют печать с изображением Государственного Герба Казахстана и своим наименованием на государственном и русском языках.
Статья 5. Единство судебной системы Казахстана Судебная система Казахстана едина, ее единство обеспечивается: 1) инстанционным построением в порядке, предусмотренном Конституцией и законом; 2) общими и едиными для всех судей принципами и процессуальными правилами судопроизводства, установленными Конституцией и процессуальными законами; 3) осуществлением судебной власти в установленных Конституцией и процессуальными законами видах судопроизводства; 4) применением всеми судьями норм Конституции и соответствующего материального и процессуального закона; 5) недопустимостью применения закона, которым нарушаются конституционные права и свободы человека и гражданина; 6) единым порядком отбора кандидатов на должность судьи, единым порядком назначения (избрания) судьи на должность и законодательного закрепления единого статуса судей, но с конкретизацией объема процессуальных полномочий; 7) единым порядком и основаниями прекращения полномочий судьи за нарушение норм закона и Кодекса судейской этики; 8) обязательностью исполнения вступивших в законную силу судебных актов судов и процессуальных требований судей; 9) финансированием всех судов только из республиканского бюджета в объемах, обеспечивающих деятельность судебной власти и достойное материальное содержание судей, судей в почетной отставке и отставке, которое не подлежит уменьшению.
Глава 3. Суды первой инстанции
Статья 6. Статус судов первой инстанции 1. Судами первой инстанции являются районные суды, судьи которых непосредственно в судебных заседаниях рассматривают и разрешают по существу отнесенные к подведомственности и подсудности суда материально-правовые отношения, уголовные и административные правонарушения. 2. Суд первой инстанции учреждается законом в административно-территориальной единице и дислоцируется в том населенном пункте, название которого указано в законе об учреждении суда. 3. Законом в нескольких административно-территориальных единицах либо в одной административно-территориальной единице может быть образован один или несколько судов первой инстанции. 4. Общее число судей судов первой инстанции по представлению Президента Казахстана, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета, устанавливается принятым Парламентом Казахстана законом. 6. Штатное расписание судей каждого суда первой инстанции утверждается постановлением Высшего Судебного Совета Казахстана. 7. Постановлением Высшего Судебного Совета Казахстана судьи, находящиеся в почетной отставке либо в отставке, с их согласия могут привлекаться к отправлению правосудия в суде первой инстанции на общий срок не более шести месяцев в календарном году в качестве судьи с сохранением пожизненного содержания и выплатой в этот период должностного оклада судьи суда первой инстанции.
Статья 7. Состав и структура суда первой инстанции 1. Суд первой инстанции, исходя из численности населения соответствующей административно-территориальной единицы, состоит из председателя суда и не менее чем из двух судей, а также из сотрудников Аппарата (канцелярии) суда. 2. Судья суда первой инстанции по рекомендации Высшего Судебного Совета, основанной на итогах конкурса, назначается на должность Указом Президента Казахстана на постоянной основе. Судья суда первой инстанции по рекомендации Высшего Судебного Совета назначается на должность Указом Президента Казахстана впервые сроком на два года. 3. Типовое положение об Аппарате (канцелярии) суда первой инстанции утверждает руководитель Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Казахстана. 4. В штатном расписании суда первой инстанции предусматривается каждому судье консультант и секретарь зала судебного заседания, полномочия которых устанавливаются процессуальным законом и должностными инструкциями по делопроизводству в суде. 5. Другие должности сотрудников Аппарата (канцелярии) суда первой инстанции предусматриваются штатным расписанием, которое не подлежит сокращению и должно обеспечивать организацию деятельности суда.
Статья 8. Компетенция суда первой инстанции Судьи суда первой инстанции рассматривают и разрешают отнесенные к подведомственности и подсудности суда материально-правовые отношения, уголовные и административные правонарушения в соответствии с нормами подлежащего применению материального и процессуального законов.
Статья 9. Председатель суда первой инстанции 1. Председатель суда первой инстанции назначается на должность Указом Президента Казахстана сроком на три года по рекомендации Высшего Судебного Совета, основанной на итогах проведенного конкурса в порядке карьерного роста. Победителем конкурса на занятие вакантной должности председателя суда первой инстанции признается судья, состоящих в кадровом резерве на указанную должность, имеющих стаж работы в должности судьи не менее трех лет, обладающих организаторскими способностями и безупречной репутацией. 2. Пребывание судьи в должности председателя в одном и том же суде первой инстанции не может превышать двух сроков подряд. Председатель суда вправе участвовать в конкурсе на занятие в другом суде должности председателя суда первой инстанции на общих основаниях. 3. Председатель суда первой инстанции, срок полномочий которого закончился или он освобожден от должности председателя, остается в штате суда в качестве судьи, если имеется вакантная должность судьи. 4. Если должность председателя суда первой инстанции вакантна, то Высший Судебный Совет Казахстана объявляет конкурс на ее занятие судьями, отвечающими требованиям, предусмотренным настоящим Конституционным законом. 5.Если на вакантную должность председателя суда первой инстанции в объявленном конкурсе в качестве конкурсанта участвует только судья вышестоящего суда, который зачислен в кадровый резерв на указанную должность, обладает организаторскими способностями и безупречной репутацией, то этот судья по рекомендации Высшего Судебного Совета назначается Указом Президента Казахстана на вакантную должность председателя суда без конкурса.
Статья 10. Компетенция председателя суда первой инстанции 1. Председатель суда первой инстанции: 1) рассматривает и разрешает материально-правовые отношения, уголовные или административные правонарушения, отнесенные законом к подведомственности и подсудности суда; 2) обеспечивает общее руководство Аппаратом (канцелярией) суда по соблюдению Инструкции по делопроизводству; 3) ведет прием участников процесса и граждан, процессуальных представителей по вопросам несоблюдения сроков: а) рассмотрения в суде судебных дел; б) направления дела в суд апелляционной инстанции или не извещения участника процесса об этом; в) выдачи копий судебных документов. Поступившие жалобы на несоблюдение судьями норм судейской этики подлежат направлению в Комиссию по судейской этике; 4) утверждает квартальный и годовой планы работы суда первой инстанции, в котором предусматриваются вопросы изучения судьями законодательства и правовых позиций Верховного Суда Казахстана; 5) проводит совещания с судьями по вопросам выполнения плана работы суда и анализа допущенных судьями ошибок, указанных вышестоящим судом при применении Конституции и закона; 6) организует в коллективе суда профилактические мероприятия по противодействию коррупции и нарушению норм судейской этики; 7) направляет в Конституционный Совет Казахстана представление о признании несоответствующими Конституции норм закона, подлежащих применению при рассмотрении конкретного судебного дела. 2. В случае временного отсутствия председателя суда первой инстанции по его распоряжению исполнение обязанностей председателя возлагаются на одного из судей этого суда. В случае освобождения по предусмотренным законом основаниям председателя суда первой инстанции от должности председателя исполнение его обязанностей временно (до проведения конкурса и издания Президентом Казахстана указа о назначении на должность председателя победителя проведенного конкурса) возлагается постановлением Высшего Судебного Совета Казахстана на одного из судей этого же суда, имеющего по сравнению с другими судьями больший стаж работы в должности судьи, обладающего безупречной репутацией и организаторскими способностями. Освобождение от должности председателя суда первой инстанции не влечет прекращение полномочий судьи этого суда. Однако прекращение полномочий судьи по предусмотренным законом основаниям автоматически влечет его освобождение от должности председателя суда.
Глава 4. Суд апелляционной инстанции
Статья 11. Статус суда апелляционной инстанции 1. Суды апелляционной инстанции учреждаются, реорганизуются и ликвидируются принимаемыми Парламентом Казахстана законами по представлению Президента Казахстана на основании рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана. 2. Общее число судей судов апелляционной инстанции по представлению Президента Казахстана, основанного на рекомендации Высшего Судебного Совета, устанавливается принятым Парламентом Казахстана законом, которое не подлежит уменьшению. 3. Количество судей каждого суда апелляционной инстанции устанавливается постановлением Высшего Судебного Совета Казахстана.
Статья 12. Структура и состав суда апелляционной инстанции 1. Суд апелляционной инстанции состоит из председателя суда, судей и сотрудников Аппарата (канцелярии) суда. Судьи суда апелляционной инстанции по рекомендации Высшего Судебного Совета, основанной на проведенном конкурсе в порядке карьерного роста, назначаются Указом Президента Казахстана на должность на постоянной основе. 2. Типовое Положение об Аппарате (канцелярии) суда апелляционной инстанции утверждается руководителем Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Казахстана. В штатном расписании Аппарата (канцелярии) суда апелляционной инстанции предусматривается для каждого судьи консультант и секретарь зала судебного заседания, полномочия которых устанавливаются процессуальным законом и должностными инструкциями. 3. В суде апелляционной инстанции образуются: 1) пленарное заседание из судей суда; 2) судебная коллегия по гражданским правоотношениям; 3) судебная коллегия по уголовным правонарушениям. В судах апелляционной инстанции из судей с учетом процессуальной компетенции могут образовываться: а) судебная коллегия по административным правонарушениям; б) судебная коллегия административной юстиции; в) ювенальная судебная коллегия; г судебная коллегия по решениям следственных судов. В судебных коллегиях могут формироваться специализированные составы судей по непосредственному рассмотрению конкретных категорий материально-правовых отношений, уголовных и административных правонарушений. 4. Персональный состав каждой судебной коллегии утверждает пленарное заседание по предложению председателя суда апелляционной инстанции. В коллегиях могут образовываться специализированные составы судей по рассмотрению конкретных категорий материально-правовых отношений. По мере необходимости в этом же порядке состав судебной коллегии и специализированный состав судей может пересматриваться. 6. При судах апелляционной инстанции образуется консультативно-совещательный орган - Совет по взаимодействию с судами, который дает заключения по морально-нравственным качествам кандидатов, участвующих в конкурсе на занятие вакантной должности судьи суда первой инстанции и должности судьи в порядке карьерного роста. Заключения носят рекомендательный характер и даются Советом по месту жительства (работы) конкурсанта. 7. Типовое Положение о Совете по взаимодействию с судами, а также персональный состав членов каждого Совета утверждаются постановлениями Высшего Судебного Совета Казахстана.
Статья 13. Полномочия суда апелляционной инстанции Судьи суда апелляционной инстанции: 1) по основаниям и в порядке, установленных процессуальными законами, рассматривают и разрешают апелляционные жалобы сторон, защиты, потерпевших и их представителей, апелляционные ходатайства процессуальных прокуроров; 2) в соответствии с планом работы суда анализируют практику применения судами первой инстанции Конституции и законов Казахстана, а такжу судебную практику судебных коллегий по конкретным вопросам; 3) обсуждают на пленарном заседании состояние законности при отправлении правосудия судами первой инстанции, допускаемые судьями этих судов ошибки в применении и толковании норм материального или процессуального закона; 4) изучают судебные акты и правовые позиции Верховного Суда Казахстана, которыми конкретные судебные акты судей соответствующего суда первой инстанции или судебной коллегии были отменены или изменены; 5) заслушивают на пленарном заседании информацию Администратора соответствующего суда об обеспечении деятельности судов первой инстанции, области, города республиканского значения, столицы.
Статья 14. Председатель суда апелляционной инстанции 1. Суд апелляционной инстанции возглавляет председатель, который по рекомендации Высшего Судебного Совета, основанной на проведенном конкурсе в порядке карьерного роста, назначается на должность Указом Президента Казахстана сроком на пять лет. Пребывание в должности председателя суда апелляционной инстанции в одном и том же суде не может превышать двух сроков подряд. 2. Председатель суда апелляционной инстанции: 1) вправе председательствовать в судебных заседаниях коллегиального состава соответствующей судебной коллегии при рассмотрении конкретного уголовного правонарушения или материально-правового отношения; 2) созывает пленарные заседания судей суда апелляционной инстанции и председательствует на них; 3) организует работу по противодействию коррупции и соблюдению норм профессиональной этики судьями суда апелляционной инстанции; 4) утверждает ежеквартальный и годовой план работы суда с обязательным рассмотрением вопросов о практике применении в апелляционном производстве Конституции и законов; 5) организует изучение содержания правовых позиций и толкования норм материального или процессуального закона, содержащихся в судебных актах Верховного Суда по результатам рассмотрения и разрешения судебных дел в кассационном порядке, оснований отмены и изменения судебных актов; 6) во взаимодействии с руководителем Аппарата суда создает условия для качественного исполнения сотрудниками Аппарата суда отнесенных к их компетенции вопросов; 7) ведет прием участников процесса по вопросам несоблюдения сроков: а) рассмотрения судебных дел судьями суда апелляционной инстанции; б) выдачи копий судебных документов сотрудниками Аппарата суда. Поступившие жалобы на несоблюдение судьями норм судебной этики подлежат направлению в Комиссию по судебной этике. 8) ведет прием судей и сотрудников суда апелляционной инстанции по личным вопросам; 9) направляет в Конституционный Совет Казахстана представление о неконституционности подлежащих применению при рассмотрении конкретных судебных дел законов нормам Конституции Казахстана. 2. В случае временного отсутствия председателя суда апелляционной инстанции (отпуск, командировка, болезнь) на период его отсутствия временное исполнение обязанностей возлагается распоряжением действующего председателя на одного из председателей судебной коллегии, а при отсутствии председателей судебных коллегий временное исполнение обязанностей председателя суда возлагается на одного из судей суда апелляционной инстанции, старшего по возрасту и судейскому стажу, обладающего безупречной репутацией.
Статья 15. Председатель судебной коллегии суда апелляционной инстанции 1. Соответствующую судебную коллегию суда апелляционной инстанции возглавляет председатель, который по рекомендации Высщего Судебного Совета, основанной на проведенном конкурсе в порядке карьерного роста, назначается на должность Указом Президента на срок четыре года. Пребывание в должности председателя судебной коллегии суда апелляционной инстанции в одном и том же суде не может превышать двух сроков подряд. 2. Председатель судебной коллегии суда апелляционной инстанции: 1) председательствует в судебном заседании судебной коллегии; 2) организует работу по изучению судьями законодательства, правовых позиций Верховного Суда Казахстана; 3) организует работу по обобщению судебной практики судов первой инстанции и судебной коллегии; 4) образует рабочие группы по подготовке разъяснений закона в форме нормативных постановлений; 5) информирует судей пленарного заседания суда апелляционной инстанции о деятельности судебной коллегии по качеству судебных актов судов первой инстанции и судебных актов, вынесенных судьями судебной коллегии; 6) образует в судебной коллегии специализированные составы судей для рассмотрения конкретных категорий судебных дел. 2. Председатель судебной коллегии вносит в пленарное заседание суда апелляционной инстанции кандидатуры судей для включения их в состав судебной коллегии, а также включения в специализированные составы судебной коллегии, предлагает категории материально-правовых отношений и институты права для специализации судей каждого судебного состава. 3. В случае временного отсутствия председателя судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается председателем суда апелляционной инстанции на одного из судей коллегии, старшего по возрасту и судейскому стажу. В случае прекращения полномочий председателя судебной коллегии суда апелляционной инстанции по предусмотренным законом основаниям временное исполнение обязанностей председателя судебной коллегии возлагается постановлением Высшего Судебного Совета на одного из судей этой судебной коллегии, старшего по возрасту и судейскому стажу, обладающего безупречной репутацией. 4. По истечении срока занятия должности председателя судебной коллегии судья продолжает исполнять компетенцию судьи в этом же суде либо на общих основаниях вправе участвовать в конкурсе на занятие вакантной должности судьи или председателя судебной коллегии или председателя другого суда апелляционной инстанции.
Статья 16. Пленарное заседание суда апелляционной инстанции 1. Пленарное заседание судей суда апелляционной инстанции проводится по мере необходимости, но не реже двух раз в год, на котором: 1) устанавливается численный и персональный состав соответствующей судебной коллегии и специализированных составов судей судебной коллегии; 2) заслушивается информация председателя суда апелляционной инстанции, председателей судебных коллегий, а также судей специализированных составов о качестве отправления правосудия судами первой инстанции и судьями судебных коллегий; 3) анализируются правовые позиции Верховного Суда и обсуждаются причины отмен или изменений судебных актов, вынесенных судьями судебных коллегий. 2. Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей суда апелляционной инстанции. 3. Порядок работы пленарного заседания определяется Регламентом, утверждаемым пленарным заседанием. 4. В работе пленарного заседания суда апелляционной инстанции вправе принимать участие прокурор области (прокурор города республиканского значения или столицы), Председатель Высшего Судебного Совета Казахстана, представители соответствующих территориальных государственных органов, коллегии адвокатов, средств массовой информации.
Глава 5. Верховный Суд Казахстана
Статья 17. Полномочия Верховного Суда 1. Верховный Суд Казахстана является высшим органом судебной ветви власти, представляет ее во взаимоотношениях с законодательной и исполнительной ветвями с использованием системы сдержек и противовесов 2. Верховный Суд: 1) является судом кассационной судебной инстанции; 2) в порядке и по основаниям, предусмотренных процессуальными законами, рассматривает гражданские материально-правовые отношения, уголовные и административные правонарушения; 3) обращается в Конституционный Совет Казахстана с представлением о признании неконституционными норм закона, подлежащих применению, если суд усмотрит, что они ущемляют закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина; 4) дает заключение по вопросам своей компетенции по проектам международных договоров Казахстана 5) дает судам официальные разъяснения и толкование применяемых судами норм Конституции и законов в форме нормативных постановлений на основании выработанных правовых позиций. 6) изучает и обобщает судебную практику судов по конкретным категориям материально-правовых отношений и институтам процессуального закона; 7) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 47 Конституции дает заключение об обоснованности выдвинутого депутатами Мажилиса Парламента обвинения о совершении Президентом Казахстана государственной измены; 8) публикует в «Бюллетене Верховного Суда Республики Казахстан» в форме нормативных постановлений официальные разъяснения применяемых судами норм Конституции, материального и процессуального закона, а также судебные акты судебных коллегий Верховного Суда, судов апелляционной инстанции и судов первой инстанции. 9) оказывает необходимую методическую и практическую помощь Академии правосудия при Верховном Суде в послевузовском повышении юридических знаний магистрантам и проходящим переподготовку судьям судов первой и апелляционной инстанций.
Статья 18. Структура и состав Верховного Суда 1. Верховный Суд Казахстана состоит из Председателя и судей, избираемых Сенатом Парламента Казахстана по представлению Президента Казахстана по рекомендации Высшего Судебного Совета, основанной на проведенном конкурсе в порядке карьерного роста. Председатель Верховного Суда избирается на должность на срок пять лет. Судьи Верховного Суда избираются на постоянной основе, но до освобождения от должности или прекращения статуса судьи по предусмотренным настоящим Законом основаниям. 2. Верховный Суд действует в составе: 1) пленарного заседания судей; 2) судебной коллегии по гражданским правоотношениям; 3) судебной коллегии по уголовным правонарушениям; 4) специализированной судебной коллегии по инвестиционным правоотношениям и административным правонарушениям. 3. В Верховном Суде образуется Аппарат, структура и штатная численность которого утверждается руководителем Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Казахстана. В штате Аппарата Верховного Суда предусматриваются консультанты судей, секретари залов судебного заседания, судебные приставы, другие специалисты, обеспечивающие деятельность пленарного заседания, судебных коллегий, Аппарата и образованных при Верховном Суде Советов. 4. При Верховном Суде существует Научно-Консультативный Совет, Положение о котором утверждается и персональный состав которого формируется пленарным заседанием Верховного Суда. 5. Верховным Судом издается периодический печатный орган судебной власти «Бюллетень Верховного Суда Республики Казахстан», в котором публикуются разъяснения Верховного Суда, постановления судебных коллегий, консультации. 6. При Верховном Суде образована Академия правосудия, задачи и направления научной, педагогической и методической деятельности которой направлены на исследовании проблем судебной власти и послевузовской подготовки квалифицированных юридических кадрах для судебной системы, а также повышения квалификации и профессиональной переподготовки судей. Положение об Академии правосудия утверждает Правительство Казахстана по предложению Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Казахстана. 8. При Верховном Суде действует Департамент по обеспечению деятельности судов, Положение о котором утверждает Президент Казахстана. Финансирование деятельности Департамента осуществляется из республиканского бюджета и не подлежит уменьшению.
Статья 19. Председатель Верховного Суда Казахстана 1. Председатель Верховного Суда Казахстана наряду с выполнением обязанностей судьи: 1) возглавляет Верховный Суд, являющийся высшим органом судебной власти Казахстана; 2) представляет судебную власть Казахстана во взаимоотношениях с законодательной и исполнительной ветвями государственной власти Республики и судебными системами иностранных государств, с международными организациями; 3) председательствует в судебных заседаниях расширенного состава судей Верховного Суда при рассмотрении кассационных представлений Председателя Верховного Суда и Генерального Прокурора Казахстана на постановления судебных и специализированной судебной коллегий Верховного Суда Казахстана; 4) вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда проекты официальных разъяснений Конституции и законов, применяемых судами; 5) вносит на утверждение пленарным заседанием Верховного Суда кандидатуры секретаря пленарного заседания Верховного Суда, членов Научно-консультативного совета при Верховном Суде Казахстана; 6) в необходимых случаях привлекает судей одной судебной коллегии для рассмотрения конкретного судебного дела в другой судебной коллегии либо в расширенном составе судей Верховного Суда; 7) организует работу по противодействию коррупции в Верховном Суде; 8) утверждает квартальный, годовой и перспективный планы работы Верховного Суда; 9) вносит на утверждение Правительства Казахстана Положение «О Департаменте по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Казахстана», а также Положение об Академии правосудия 10) ведет лично прием участников процесса по вопросам несоблюдения в Верховном Суде сроков: а) рассмотрения судебных дел; б)) выдачи копий судебных документов; в) ведет прием сотрудников Верховного Суда по личным вопросам. Поступившие жалобы на несоблюдение судьями норм судейской этики подлежат направлению в Комиссию по судебной этике; 11) направляет в Конституционный Совет Казахстана представление о признании неконституционными норм подлежащих применению законов, если судебная коллегия усмотрит, что они ущемляют закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина; 12) утверждает Положения о ведомственных и почетных наградах судей судебной системы и сотрудников Аппаратов судов; 13) вносит Президенту Казахстана представления о награждении судей государственными наградами; 14) представляет на рассмотрение Президента Казахстана предложения по проектам законов, касающихся внесения изменений в законы о судоустройстве и судопроизводстве.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |