|
|
|
Тенденции и перспективы развития частного права в Республике Казахстан
Сулейменов М.К. доктор юридических наук,
Современное состояние
Ранее я выделял три этапа развития гражданского и коммерческого законодательства: 1) начальный этап становления законодательства (1989-1993 г.г) Закон о собственности, о предприятиях, об иностранных инвестициях, о залоге и т.д. 2) этап резкого ускорения экономической и правовой реформы (1994 - 2000 г.г). ГК, Конституция, основные законы рыночной экономики. 3) этап экономической и правовой стабилизации (с 2001 г.). Ревизия законодательства, принятие законов второго и третьего поколения. Усиление вмешательства государства в хозяйственную деятельность, засилье ведомственного правотворчества. Мне кажется, третий этап в настоящее время плавно перетекает в четвертый. Я бы назвал его этапом стагнации. То, что было недостатками третьего этапа, приобретает гипертрофированные формы. Вмешательство государства в предпринимательскую деятельность, помноженное на тотальную коррупцию, стремится к тотальному контролю. Ведомственные интересы все больше подменяют государственные. Я убежден, что сейчас практически невозможно принять закон, который вносил бы даже не кардинальные, а более - менее существенные изменения в существующее положение дел. Я убедился в этом, когда мы готовили проект Закона о государственном имуществе. В принятом Законе 220 статей, а в проекте было более 300. И выброшенные статьи - это в основном то новое, что мы пытались внедрить. Чтобы проект довести до Правительства, мы должны были согласовать его более чем с 40 министерствами и ведомствами и со всеми акиматами областей. И каждое ведомство выкидывало из проекта все, что хоть как - то задевало их интересы. Мы пытались ликвидировать предприятия на праве хозяйственного ведения, и вроде все согласились, но оказалось, что у Минздрава их целая куча, и под них создана какая - то программа, и на уровне вице - премьера нам эту идею зарубили. Мы хотели ликвидировать государственный фонд, но оказалось, что такой фонд существует в системе администрации Президента. Комментарии излишни. Мы ввели в законе национализацию, но Минэнерго встало рогом и не позволило распространить эти нормы на недра и недропользование. А ведь это главное наше богатство, и именно здесь засилье иностранцев, и именно здесь необходимы четкие правила о национализации. Я уверен, что Казахстану просто необходимо пройти тот же путь, что прошли большинство стран Ближнего Востока и Латинской Америки: путь возврата национального богатства в собственность государства. А уж что творило с этим законом Госкомимущества, трудно описать. К сожалению, участились случаи принятия или разработки не просто неверных, но нелепых законов. Чаще всего потому, что сверху спускается указание принять, и тогда никакие аргументы не работают. Сложнее всего, когда такое указание включается в доклад Президента. Например, Президент в одном из выступлений перед предпринимателями сказал, что необходимо усилить защиту права собственности, повысить ответственность за неисполнение договорных обязательств. Немедленно появился законопроект о защите права собственности и усилении договорной дисциплины. В нем было масса нелогичных и непродуманных предложений, например, установить ответственность органов и учредителей юридического лица за действия юридического лица. Причем это касалось и ТОО, и АО. Можете себе представить, чтобы участник ТОО отвечал всем своим имуществом? То есть одной короткой фразой перечеркивалась тысячелетняя история развития теории юридического лица, многолетние доктрины и концепции, основанные на фундаментальных положениях об ограниченной ответственности учредителей и недопустимости привлечения к имущественной ответственности органов юридического лица. С большим трудом удалось это предложение аннулировать. Но это не всегда удается. И появляются такие перлы, с которыми потом не знаешь, что делать и как применять. Искажена сама процедура принятия законодательных актов. К нам в НИИ частного права часто приходят законопроекты по сложнейшим проблемам гражданского права со сроком исполнения 2-3 дня. Мы, конечно, можем проигнорировать проект, но там нередко содержатся такие нелепости, которые пропустить просто невозможно. Но часто эти нелепости проходят и идут спокойно до самого Парламента, где и становятся нормой закона. К сожалению, в доклад Президента была вставлена и мысль о необходимости принятия Предпринимательского кодекса.
Совершенствование гражданского законодательства
В настоящее время в Казахстане выявилось три направления совершенствования гражданского законодательства. 1) совершенствование Гражданского кодекса РК; 2) разработка проекта Основ гражданского законодательства государств - членов ЕврАзЭС; 3) разработка проекта Предпринимательского кодекса.
1) Совершенствование Гражданского кодекса РК ГК РК (Общая часть) был принят 27 декабря 1994 г., ГК РК (Особенная часть) был принят 1 июля 1999 г. В этом году мы будем отмечать 20 -летие ГК РК. Естественно, ГК нуждается в совершенствовании. Эта работа всегда находится в центре внимания НИИ частного права. В 2007 г. НИИ частного права подготовил Концепцию совершенствования гражданского законодательства Республики Казахстан [1]. На основе этой Концепции сотрудниками НИИ частного права были разработаны изменения и дополнения в ГК РК, которые были включены в ГК РК Законом от 25 марта 2011. В 2009 г. была принята Концепция правовой политики РК на период с 2010 по 2020 годы[2], в которой содержится десяток положений о совершенствовании гражданского законодательства. Ряд из них нашел отражение в Законе от 25 марта 2011, но об остальных благополучно забыли. Отсутствие четкой правовой политики порождает разработку необоснованных, порой нелепых законопроектов. На некоторые я указал в этом докладе. Таким образом, дальнейшее развитие гражданского законодательства невозможно без разработки новой Концепции совершенствования гражданского законодательства РК по примеру Концепции, созданной и реализуемой в РФ.
2) Разработка проекта Основ гражданского законодательства государств - членов ЕврАзЭС Экономические последствия вступления Казахстана как в ЕврАзЭС, так и в ВТО неминуемо должны быть неблагоприятными. От экономических союзов всегда выигрывают промышленные страны с сильной экономикой и развитым экспортом. Казахстан как страна сырьевой направленности и неразвитой обрабатывающей промышленностью обречен быть сырьевым придатком любого экономического союза, будь то Таможенный союз или ВТО. Недаром 90% тарифов в Таможенном союзе - российские тарифы. Уже наблюдается приток российских товаров в дополнение к китайским. Остатки промышленности Казахстана планомерно и методично уничтожаются. Если говорить о правовых проблемах Таможенного союза и перспективах его развития, то можно констатировать, что, во - первых эти проблемы взаимосвязаны, так как перспективы развития Таможенного союза неразрывно связаны с решением его правовых проблем, и наоборот, во - вторых, для эффективного функционирования Таможенного союза недостаточно принятия единого Таможенного кодекса. Необходимо создание единого экономического пространства. Недаром одно из основных соглашений стран ЕврАзЭС называется Договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве [3]. В соответствии с этим Договором: «Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территории Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы» (подпункт 1) ст. 1 Договора). Для нас важно в этом определении положение о «применении гармонизированных правовых норм». В заявлении глав государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации Республики Таджикистан об учреждении Евразийского экономического сообщества, принятого решением Межгосударственного Совета от 10 октября 2000 г №79, одной из задач ЕврАзЭС ставится «обеспечение взаимодействия правовых систем государств-участников с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества». Для нас, юристов, очень важным является положение о создании «общего правового пространства». Оно нуждается в теоретическом обосновании и практической реализации. Со своей стороны я хочу внести вклад в теоретическое обоснование этого положения утверждением, что основной и движущей силой общего правового пространства является гражданское законодательство. Для общего правового пространства почти безразличны политические акты, нормы государственного, административного и уголовного законодательства. Однако эффективное функционирование общего правового пространства невозможно без наличия единого гражданского законодательства. Только с помощью гражданского законодательства можно обеспечить решение задач, поставленных для обеспечения реального функционирования единого экономического пространства (общий рынок услуг, движение капитала, научно - технологическое и информационное развитие и другие) (См.: Глава IV. «Создание единого экономического пространства» Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года). Гражданское законодательство трех стран идентично, так как оно основано на Модельном гражданском кодексе стран СНГ, разработанном на основе проектов ГК Белоруссии, Казахстан, России, Украины. Тем не менее, гражданские кодексы стран Таможенного союза нуждаются в дальнейшей гармонизации, с тем, чтобы обеспечить единство регулирования отношений на всем пространстве Таможенного союза. Одним из путей создания единого гражданского законодательства является разработка и принятие Основ гражданского законодательства государств - членов ЕврАзЭС. Разработка Основ гражданского законодательства государств - членов - ЕврАзЭС производится на основе решения Совета Министров юстиции государств - членов ЕврАзЭС от 23 сентября 2011. Этим решением была принята за основу Концепция развития гражданского законодательства государств - членов ЕврАзЭС и поручено Комиссии Совета министров юстиции начать разработку проекта Основ гражданского законодательства государств - членов ЕврАзЭС (далее - Основы гражданского законодательства). Интеграция в правовой сфере приобретает вполне реальные очертания. Основы гражданского законодательства предлагается принять посредством заключения международного договора, который будет иметь приоритет над национальным законодательством государств - членов ЕврАзЭС. В статье 3.3 проекта Основ гражданского законодательства закрепляется: «Гражданское законодательство государств - членов ЕврАзЭС (гражданское законодательство) состоит из настоящих Основ и принятых в соответствии с ними законодательных актов государств - членов ЕврАзЭС (далее - законов), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи настоящих Основ. Нормы гражданского права, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах государств - членов ЕврАзЭС, должны соответствовать настоящим Основам». Если сравнивать Концепцию правовой политики РК на период с 2010 по 2020 годы и проект Основ гражданского законодательства, то можно заметить, что многие положения Концепции правовой политики можно реализовать, если воплотить в нормы гражданского законодательства РК положения Основ гражданского законодательства. Это касается, например совершенствования института сделок, законодательного расширения вещных прав, совершенствования норм об обязательствах и интеллектуальной собственности, совершенствования правового регулирования процедур банкротства и других положений Концепции. Таким образом, мы видим, что принятие Основ гражданского законодательства лежит в русле выполнения положений Концепции правовой политики Республики Казахстан. В любом случае, с Основами гражданского законодательства или без них, магистральный путь развития гражданского законодательства РК лежит в русле тех изменений, которые намечены Основами гражданского законодательства. Естественно, не все положения Основ законодательства нас устраивают. В них содержатся положения, не приемлемые для нас, в частности, положения о ничтожных и оспоримых сделках, о включении в раздел об интеллектуальной собственности норм публичного права и т.п. НИИ частного права подготовил большой текст замечаний по проекту Основ гражданского законодательства. Многие из этих замечаний были учтены. 3) Разработка проекта Предпринимательского кодекса Во время проведения 29-30 сентября 2011г. международной научно-практической конференции в Алматы мною была озвучена информация о том, что в Казахстане возникла идея принятия Предпринимательского кодекса. Эта идея вызвала искреннее и активное неприятие участников конференции, в том числе иностранных гостей из России, Украины, Германии, Польши, Грузии, Таджикистана, Узбекистана и других стран. Почти все выступающие подвергли жестокой критике концепцию Предпринимательского кодекса, особенно представители Украины, где уже имеется весьма отрицательный опыт принятия Хозяйственного кодекса. После того как появился второй вариант Концепции проекта Предпринимательского кодекса РК, была высказана идея подготовить сборник статей, чтобы все желающие, в том числе и участники конференции, могли поделиться своими мыслями о Предпринимательском кодексе, в том числе и отношением к нему в различных странах. Эта идея мгновенно нашла своих сторонников, и стала обрастать участниками, предложениями, спонсорами и т.п. В результате родилась книга [4]. В книге приведены 2 варианта Концепции проекта Предпринимательского кодекса РК, открытое письмо НИИ частного права о Концепции и ряд статей, детально анализирующих идею Предпринимательского права. Собственно, Концепция Предпринимательского кодекса сама себя изживает. Появился уже Вариант 4 Концепции проекта Предпринимательского кодекса РК, изучение которого показало, что проект создания ПК сам собой развалился. Ибо то, что изложено в четвертом варианте Концепции - это не Кодекс. Не может быть Кодексом нормативный акт, не имеющий общей части, своего предмета, обоснованных целей регулирования и средств их достижения и состоящий из 53 статей. Это творение тянет на средненький закончик, который к тому же ввиду того, что он состоит из сплошь отсылочных статей, не имеет никакого практического значения. Интересно проследить, как разваливался проект создания ПК. Ведь первоначально было заявлено в качестве основной причины необходимости принятия ПК РК ликвидация множества законов и включение их в ПК. Я лично знаком почти со всеми представителями концепции так называемого хозяйственного права, в том числе с академиками В.В. Лаптевыми В.К. Мамутовым, я воочию видел, как зарождалась школа хозяйственного права в советское время, так как был в то время (в 1963г.) аспирантом Института государства и права АН СССР. Мой друг по аспирантуре Тофик Гандилов из Азербайджана пошел в «хозяйственники» к В.В. Лаптеву, а я в цивилисты к Р.О. Халфиной - одной из наиболее яростных криков хозяйственного права. И всегда хозяйственники обманывали предпринимателей, что Предпринимательский кодекс освободит их от необходимости искать разрозненные нормативные акты, поскольку все нормы о предпринимательстве будут собраны в одном месте. Это, конечно, невозможно, что прекрасно демонстрирует действующий Хозяйственный кодекс Украины (насквозь отсылочный) и проект Предпринимательского кодекса Российской Федерации (точно такой же). Эту сказку о едином законодательном акте я опять услышал на заседании Совета по правовой политике при Президенте РК, где обсуждалась Концепция проекта Предпринимательского кодекса. Я сказал на заседании, что если объединить все законы в одном кодексе, это будет даже не 40 тыс., а 400 тыс., статей. И получил ответ: пусть будет 400 тыс., зато предприниматель сможет все найти в одной многотомной книге. Поначалу так и задумывалось. В первом варианте Концепции планировалось поставить на утрату 47 законов. Но посмотрите второй вариант Концепции! Вроде те же законы, но на утрату ставится только 20. Зато появился 51 Закон, который предполагается сохранить, но внести в них изменения и дополнения. Я удивляюсь, почему только 51? Можно было бы набрать и 100, и больше. Например, назван Гражданский процессуальный кодекс, но можно было включить и Уголовно-процессуальный (рассмотрение уголовных дел, связанных с предпринимательством). Назван Кодекс об административных правонарушениях, но почему нет Уголовного кодекса, там ведь тоже есть преступления, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности? Проект ПК, созданный на основе второго варианта Концепции, прекрасно показал невозможность создать качественный закон на основе такой Концепции. Он оказался просто нагромождением действующих законов, сваленных в кучу без смысла и логики. Недаром один из украинских хозяйственников, призванных разработчиками проекта ПК с целью помочь спасти провальный проект, высказал предположение, что этот проект - диверсия цивилистов, которые специально хотели дискредитировать идеи ПК. Я благодарю украинцев за комплимент, но доклад, который представил на конференции, посвященный осуждению проекта ПК, руководитель разработчиков проекта г-н Каудыров Т.Е., показывает, что они всерьез представили этот не выдерживающий никакой критики проект на обсуждение [5]. В четвертом варианте Концепции ПК уже не помышляется о включении каких-либо законов в ПК. Уже нет и посягательств на Гражданский кодекс, хотя первоначально одной из целей принятия ПК выдвигалось изъятие из ГК норм, связанных с предпринимательством, что составляет почти половину статей ГК [6]. Сейчас появился уже пятый или шестой вариант проекта Предпринимательского кодекса. В нем уже 270 статей, вставлено новых 35 глав. Однако эти главы содержат нормы о государственном регулировании в различных областях экономики (недропользования, транспорта, связи и т.п.), причем в каждой главе по 2-3 статьи (принципы, цели, задачи, основные направления). Эти статьи насквозь декларативны, ничего не регулируют и безболезненно могут быть исключены. Очередной проект опять оказался непригодным. Однако доклад приходится заканчивать на пессимистической ноте. Выступая 2 сентября 2013 г. на открытии третьей сессии Парламента Республики Казахстан пятого созыва, Президент РК Нурсултан Назарбаев объявил, что он дал Правительству поручение разработать проект Предпринимательского кодекса. По его словам, в нем надо закрепить базовые принципы деятельности казахстанских предпринимателей и их взаимодействия с государством. Это должна быть «Конституция казахстанского бизнеса» [7] О предпринимательском кодексе упоминается в Указе Президента РК от 27 февраля 2914г №757 «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республики Казахстан» [8].
Выводы
Таким образом, совершенствование Гражданского кодекса РК может проходить через принятие Основ гражданского законодательства государств - членов ЕврАзЭС, ибо основные положения Основ идеально ложатся в реализацию положений Концепции правовой политики Республики на период с 2010 по 2020годы. В случае, если от принятия Основ гражданского законодательства государства - члены ЕврАзЭС откажутся, ситуация с совершенствованием гражданского законодательства мало изменится: выполнение Концепции правовой политики потребует тех же изменений, которые заложены в проекте Основ гражданского законодательства. Просто выполнение это будет реализовываться через разработку Концепции совершенствования гражданского законодательства РК. Что касается развития законодательства о предпринимательства, которое в подавляющем большинстве случаев является гражданско-правовым, то совсем не обязательно ломать всю правовую систему, создавая Предпринимательский кодекс. Тех же целей, которые ставят перед собой разработчики проекта ПК, может добиться гораздо более разумными и цивилизованными мерами. Можно на основе Закона о частном предпринимательстве создать Закон о предпринимательстве, включив в него все нормы из Закона о частном предпринимательстве и нормы об отдельных видах предпринимательской деятельности. Подобный подход позволит выполнить основные задачи, стоящие перед разработчиками ПК: объединить все нормы о предпринимательстве в одном законе и в то же время избежать необходимости создания общей части, которую невозможно создать, и развала сложившейся и хорошо функционирующей правовой системы.
Ссылки на источники
1. См.: Сулейменов М.К. Презентация Концепции совершенствования гражданского законодательства Республики Казахстан. - В сб.: Теоретические проблемы развития системы законодательства Республики Казахстан: проблемы и перспективы: Сборник материалов международной научно-практической конференции 12апреля 2007г. Астана: ТОО Институт законодательства РК, 2007г. С.200-204. 2. См.: Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы, утвержденная Указом Президента РК от 24 августа 2009г. 3. См.: Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999года - В сб.: Таможенный союз Евразийского Экономического Сообщества (Сборник документов). Таможенный кодекс Евразийского Экономического Сообщества. Часть 1. Алматы: Заң Әдебиеті, 2010. С. 40-63. 4. См.: Предпринимательский кодекс как орудие развала правовой системы Казахстана: Сб. статей / Отв. ред. М.К. Сулейменов. Алматы, 2011. С. 228. 5. См.: Каудыров Т.Е. О ходе разработки Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.- В кн.: Систематизация законодательства в сфере предпринимательства: состояние и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции 21 сентября 2012 года. Астана: ГУ Институт законодательства Республики Казахстан, 2012 С. 94-99. 6. См.: Замечания и предложения научно- исследовательского института частного права Каспийского общественного университета по Концепции проекта Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (четвертый вариант). Юрист. 2013. №3. С.17-24. Там же опубликован и текст самой Концепции (с. 25-29). 7. См.: Казахстанская правда от 3 сентября 2013 г. 8. См.: Казахстанская правда от 28 февраля 2014 г.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |