Нюансы процессуального соглашения Мамонтов Н.И. судья Верховного Суда Казахстана в почетной отставке
Модернизация уголовного процесса происходит перманентно и последовательно осуществляется на основе Конституции Казахстана в целях упрощения содержания процессуальных норм, устанавливающих процедуры расследования и рассмотрения уголовных правонарушений. Такая модернизация осуществляется при безусловном соблюдении предусмотренных процессуальным законом принципов, а также прав подозреваемых (обвиняемых, подсудимых) и потерпевших, уменьшении процессуальных издержек государства. Конституционное положение о том, что каждый имеет право на судебную защиту нарушенных субъективных прав и свобод, остается незыблемым, а право на свободу судебного обжалования процессуальных решений и действий должностных лиц органов уголовного преследования остается неизменным. [1. п. 2 ст. 13, п. 3 ст. 39, п. 1 ст. 33, п. 2 ст. 76, п. 3 ст. 77; 3. ст. 31] Одним из процессуальных механизмов реализации указанных целей является процессуальное соглашение подозреваемого (обвиняемого, преданного суду обвиняемого, подсудимого) с прокурором, в котором фиксируется согласие подозреваемого с обстоятельствами совершенного уголовного преступления и с квалификацией деяния, а также отсутствием предусмотренных законом оснований для отказа прокурора в заключении такого соглашения. Под процессуальным соглашением процессуальным законом понимается соглашение, заключаемое между прокурором и подозреваемым, обвиняемым в уголовном досудебном производстве, в уголовном судопроизводстве или осужденным (отбывающим уголовное наказание) в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. [3. п\п 37) ст. 7] Представляется, что указанное определение включает в себя два вида процессуальных соглашений о: 1) согласии подозреваемого с обстоятельствами совершенного им преступления небольшой, средней тяжести либо тяжкого преступления и квалификацией деяния до вынесения судом обвинительного приговора в согласительном производстве; 2) согласии осужденного сотрудничать с органами уголовного преследования по способствованию в раскрытии преступлений, совершенных иными лицами в составе преступной группы, особо тяжких преступлений, а также преступлений экстремистских и террористических взамен изменения приговора о виде и размере наказания осужденному [3. ч. 1 ст. 612]. Процессуальное соглашение первого вида не может заключаться с подозреваемым: а) совершившим запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости или заболевшим психическим расстройством после совершения преступления [3. ч. 2 ст. 612]; б) совершившим совокупность преступлений, если хотя бы одно из них совершено в составе преступной группы, относится к категории особо тяжких преступлений, а также преступлений экстремистских и террористических; [3. п\п 2) ч. 1 ст. 612; 4. п\п. п\п 24), 30), 39) ст. 3, ч. 5 ст. 11] в) если потерпевший (законный представитель несовершеннолетнего или признанного недееспособным потерпевшего) не согласен с заключением процессуального соглашения; [3. п\п 3) ч. 1 ст. 613, п\п 22) ч. 6 ст. 71, ч. 4 ст. 615]; г) в отношении которого вынесено постановление о подозрении в совершении уголовного проступка, а не преступления, и постановление о квалификации проступка. [4. ч. 3 ст. 10; 3. п\п 1) ч. 1 ст. 612] В настоящей статье не анализируются процессуальные вопросы по рассмотрению уголовных правонарушений и устранению коллизии рассмотрения уголовных преступлений небольшой тяжести с использованием процессуального соглашения и в порядке приказного производства [3. ч. 2 ст. 629-1, п\п 1) ч. 1 ст. 612]. Институт процессуального соглашения основан на свободном волеизъявлении подозреваемого, который не оспаривает установленные при первоначальных и последующих следственных действиях обстоятельства и квалификацию уголовного преступления, относимого уголовным законом к категории небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкого преступления. Процессуальное соглашение не заключается в отношении преступлений, относимых законом к категории особо тяжких. Квалификация уголовного преступления указывается в постановлении о квалификации деяния следователем либо процессуальным прокурором, а также прокурором как руководителем соответствующего территориального органа прокуратуры. Квалификация преступления в период уголовного расследования может изменяться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, но в этом случае следователь обязан рапортом вносить соответствующие изменения в ЕРДР с вынесением постановления о прекращении производства по ранее сделанной квалификации деяния. Существо института процессуального соглашения выражается в том, что подозреваемый стремится в соглашении зафиксировать тот вид и размер уголовного наказания, который не может ему быть назначен судом выше предела, указанного в процессуальном соглашении. Специфика процессуального соглашения выражается в том, что его инициатором может являться только подозреваемый, который на основе свободного волеизъявления после конфиденциальной беседы с приглашенным или назначенным защитником считает возможным не оспаривать обстоятельства совершенного им преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести либо тяжкого преступления и согласиться с квалификацией, указанной в постановлении следователя или прокурора о квалификации преступления. Ни следователь, ни прокурор, ни защитник, ни потерпевший не вправе предлагать (рекомендовать) подозреваемому заключать процессуальное соглашение. Однако Кодексом содержит положение о том, что процессуальное соглашение может быть заключено по инициативе прокурора [3. втор. предл. ч. 1 ст. 615]. Поскольку инициатива заключения процессуального соглашения исходит исключительно от подозреваемого, то другие участники уголовного досудебного производства с такой инициативой выступать не могут, не могут формировать мнение подозреваемого и оказывать влияние на свободу его волеизъявление на заключение им процессуального соглашения по их инициативе. Предлагается из Кодекса исключить предложение: «Процессуальное соглашение может быть заключено по инициативе прокурора» [3. ч. 1 ст. 615]. Может быть, следует условия заключенного по инициативе подозреваемого с прокурором процессуального соглашения санкционировать следственным судьей. Это позволит проанализировать: - обоснованность вынесения постановления о признании лица подозреваемым и законность постановления о квалификации уголовного деяния подозреваемым: - обеспечение прав потерпевшего при его согласии на заключение подозреваемого и прокурора процессуального соглашения; - соответствие условий процессуального соглашения требованиям процессуального закона; - мотивы и основания расторжения процессуального соглашения по инициативе каждой из его сторон. Высказанные предложения могут упрочить «крепость» процессуального соглашения, исключить импульсивность как при его заключении, так и при расторжении. Специфика процессуального соглашения выражается в том, что суд в согласительном производстве не исследует доказательства, обстоятельства уголовного преступления, выслушивает мнение подозреваемого, потерпевшего, прокурора по существу процессуального соглашения, но может не согласиться с квалификацией преступления, указанной в постановлении о квалификации деяния подозреваемого. Если судья не согласен с квалификацией преступления, размером гражданского иска, видом и (или) размером наказания, указанных в процессуальном соглашении, то проводит предварительные слушание и возвращает прокурору уголовное досудебное производство для составления нового процессуального соглашения или производства расследования в общем порядке (если подозреваемый откажется от составления нового процессуального соглашения) [3. ст. 321, п\п 3) ч. 1 ст. 623]. Если внимательно проанализировать предусмотренные уголовным законом обстоятельства, позволяющие суду смягчить уголовное наказание за совершенное подсудимым уголовное правонарушение, то к таким обстоятельствам относится: 1) чистосердечное раскаяние; 2) явка с повинной; 3) активное способствование раскрытию уголовного правонарушения; 4) изобличению других соучастников уголовного правонарушения; 5) содействие в розыске имущества, добытого в результате уголовного правонарушения [4. п\п 11) ч. 1 ст. 53, ст. 16]. Под уголовной ответственностью понимается обязанность виновного лица, совершившего уголовное правонарушение, понести предусмотренное уголовным законом наказание и виде лишения или ограничения принадлежащего ему личных или имущественных прав в целях исправления и предупреждения новых правонарушений. Уголовная ответственность основана на квалификации деяния, а ее вид и размер наказания - на категории уголовного правонарушения и его общественной опасности. При этом малозначительность совершенного деяния исключает его общественную опасность и уголовную ответственность [4. ч. 4 ст. 10, ст. ст.11, 40]. Поэтому уголовная ответственность как правовая категория, основанная на совершенном уголовном правонарушении, не может по любым обстоятельствам смягчаться - смягчаться может только вид и размер уголовного наказания за совершенное уголовное правонарушение. С учетом этого было бы крайне полезно с учетом юридической техники исключить из части первой статьи 53 УК слова «уголовную ответственность и». Одновременно из названия и текста статьи 54 Уголовного кодекса было бы целесообразно по тем же основаниям исключить слова «уголовную ответственность и». [4. ст. 54] Правовое значение обстоятельств, смягчающих общественную опасность совершенного преступления, выражается в том, что судья при наличии таких обстоятельств может, не меняя квалификацию уголовного преступления, по своему усмотрению в пределах санкции статьи уменьшить вид и размер уголовного наказания. Лицо может также освобождаться от уголовной ответственности с прекращением досудебного уголовного производства по предусмотренным законом основаниям [4. ст. ст. 65 -71; 3. ст. 35]. Специфика же содержания процессуального соглашения выражается в том, что осужденному обвинительным приговором суд может не по своему усмотрению, а в порядке исполнения условий процессуального соглашения, назначить тот вид уголовного наказания и в том размере, которые предусмотрены процессуальным соглашением. Уголовное досудебное расследование считается начатым после регистрации предусмотренных законом поводов в Едином реестре досудебного расследования. [3. ч. 1 ст. 179, ч. 1 ст. 180]. И сразу же возникает процессуальный вопрос о моменте появления процессуальной фигуры подозреваемого и о возникновении у него права на заключение процессуального соглашения, предметом которого будет являться его согласие с обстоятельствами совершенного небольшой, средней тяжести либо тяжкого преступления, а также с квалификацией этого преступления. Гражданин приобретает статус подозреваемого по нескольким процессуальным основаниям, перечисленным в законе [3. ч. 1 ст. 64]. Физическое лицо может получить статус подозреваемого в случае его фактического непроцессуального задержания гражданами при совершении уголовного правонарушения либо задержания должностными лицами органами уголовного преследования [3. ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст.131]. О задержании лица по подозрению в совершении уголовного правонарушения должностное лицо органа уголовного досудебного расследования составляет протокол задержания, в котором, наряду с другими данными, обязательно указывает основание, мотивы, место задержания, время фактического задержания (с указанием часа, минуты), срок задержания [3. ст. 128, ч. ч. 2, 4 ст. 131, ст.135]. Гражданин в соответствии с протоколом задержания и признании подозреваемым может быть задержан не более чем на двадцать четыре часа, если является несовершеннолетним, не более чем на сорок восемь либо семьдесят два часа. После истечения указанных сроков задержания подозреваемый подлежит немедленному освобождению, если не будет вынесено постановление о квалификации деяния подозреваемого и ознакомлении подозреваемого с этим постановлением. Важно помнить что задержание подозреваемого в совершении уголовного правонарушения может быть произведено как должностными лицами органа уголовного преследования, так и гражданами по предусмотренным законом основаниям еще по начала досудебного расследования [3. ст. ст. 128, 130]. При задержании должностное лицо органа уголовного досудебного производства обязано устно разъяснить задержанному лицу, по подозрению в совершении какого уголовного правонарушения оно задержано, право на приглашение или назначение защитника, а также «правило Миранды». О задержании подозреваемого безотлагательно составляется протокол задержания с указанием в нем обязательных сведений (данных), предусмотренных законом, который объявляется подозреваемому. В постановлении должно быть указано, в совершении какого уголовного правонарушения подозреваемый подозревается [3. ч. 2 ст. 129, ст. 202]. Не позднее предусмотренных законом сроков задержания подозреваемого в совершении уголовного правонарушения должностное лицо органа уголовного преследования обязано освободить подозреваемого за отсутствием законных оснований для задержания, либо вынести постановление о квалификации деяния подозрения [3. ч. 1 ст. 203]. До истечения срока задержания по основаниям, предусмотренным законом, задержанное по подозрению в совершении уголовного преступления правонарушения лицо подлежит освобождению [3. ст. 133]. При этом в постановлении о признании задержанного подозреваемым должно быть описана объективная сторона состава уголовного правонарушении, в совершении которого подозревается задержанный с указанием времени, места его совершения, иных обстоятельств, предусмотренных статьей 113 Кодекса, а также указан уголовный закон (статья, часть, пункт), предусматривающий ответственность за уголовное правонарушение. Если подозрение относится к совершению нескольких уголовных преступлений, в постановлении о квалификации деяния должно быть указано, в совершении каких конкретно деяний, при каких обстоятельствах и по какой конкретно статье уголовного закона деяние квалифицируется [3. ст. 204]. Специфика заключаемого подозреваемым с прокурором процессуального соглашения означает не признание подозреваемым своей вины в совершении указанных в постановлении о квалификации деяний, а согласие с указанными в постановлении обстоятельствами совершения того деяния, которое квалифицировано по соответствующей статье, части, пункту уголовного закона. Если же при производстве досудебного расследования возникают основания для изменения или дополнения квалификации деяния (увеличение или уменьшение), то должностное лицо обязано вынести новое постановление о новой квалификации деяния подозреваемого, объявить его подозреваемому, получить мнение подозреваемого о заключении им соглашения по этому новому подозрению. Слово «сделка» в термине «процессуальное соглашение» вызывает негативные ассоциации применительно к гражданско-правовому содержанию этого института. Это слово было бы желательно с позиции юридической техники исключить текста нормы и наименования процессуального соглашения. Выше было отмечено, что подозреваемый может не признавать своей вины в деянии, в совершении которого он подозревается. При заключении с прокурором процессуального соглашения подозреваемый только признает квалификацию деяния и обстоятельства его совершения, указанные в постановлении о квалификации деяния. И здесь важно, что признаваемые подозреваемым обстоятельства совершенного деяния соответствовали фактическим и диспозиции статьи, по которой они будут квалифицироваться в постановлении о квалификации деяния и в процессуальном соглашении. Такой подход будет исключать возможность изложения обстоятельств, присущих уголовному преступлению меньшей степени тяжести по сравнению с фактически совершенным и не достижению целей уголовного наказания. Поэтому термин «процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины», примененной в нормах главы 63 Кодекса, было бы, исходя из юридической техники, очень полезно изложить в редакции «процессуальное соглашение о согласии подозреваемого с указанной в постановлении квалификацией деяния и обстоятельствами его совершения». Предлагаемая редакция полностью соответствует существу такого процессуального соглашения, поскольку его инициатором может быть только подозреваемый, который осведомлен о правовых последствиях заключения процессуального соглашения с желательными для него условиями, он не оспаривает собранные до заключения процессуального соглашения доказательства (вещественные и письменные), согласен с квалификацией его деяния, с характером и размером причиненного имущественного ущерба и неимущественного вреда (в том числе с заявленным потерпевшим иском). В соглашении указывается об отсутствии предусмотренных законом обстоятельств, влекущих прекращение производства по уголовному преступлению [3. ч. 3 ст. 615]. Следует учитывать необходимость соблюдения процессуальных прав потерпевшего при заключении прокурором с подозреваемым процессуального соглашения о согласии с обстоятельствами совершенного подозреваемым уголовного правонарушения и его квалификацией. Потерпевший вправе знакомиться с постановлением о признании лица подозреваемым, с постановлением о квалификации деяния подозреваемого, о его намерении заключить с прокурором процессуальное соглашение о согласии с обстоятельствами совершенного уголовного правонарушения, условиями такого соглашения, в том числе по возмещению причиненного имущественного ущерба или неимущественного вреда, а равно возражать против заключения соглашения [3. ч. 1, п\п 22) ч. 6 ст. 71, ч. 3 ст. 612]. Вот почему при заключении процессуального соглашения прокурор вызывает подозреваемого, его защитника, потерпевшего (законного представителя несовершеннолетнего, признанного недееспособным потерпевшего), у которых выясняет мнение о возможности заключения процессуального соглашения. Если потерпевший не согласен на заключение процессуального соглашения, оно не подлежит заключению. [3. ч. ч. 3, 4 ст. 615] Процессуальное соглашение подписывает прокурор, подозреваемый, его защитник или законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого. Остается открытым вопрос о том, какой орган представляет интересы бюджета, если уголовным правонарушением причинен имущественный ущерб государству. Представляется, что представлять интересы государства по вопросу о возмещении имущественного ущерба республиканскому или местному бюджету вправе то физическое или юридическое лицо, которому Правительство Казахстана или местный исполнительный орган выдали доверенность на представительство интересов государства административно-территориальной единицы. В законе не указано, каким способом потерпевший высказывает согласие или возражение на заключение процессуального соглашения. Представляется, что процессуальное право потерпевшего по вопросу заключения процессуального соглашения должно быть выражено в письменном виде: согласие потерпевшего на заключение процессуального соглашения может быть выражено в отдельном письменном документе, прилагаемым к процессуальному соглашению. Несогласие потерпевшего с заключением процессуального соглашения может выражаться в письменной форме, которое приобщается к материалам уголовного досудебног производства. В уголовном досудебном производстве существует две процессуальные фигуры прокурора: 1) процессуальный прокурор, на которого руководителем территориальной прокуратуры возложено осуществление непосредственно надзора за применением законов должностными лицами в уголовном досудебном производстве [3. п\п 35) ст. 7]; 2) прокурор как руководитель соответствующего территориального органа прокуратуры [3. п\п 34) ст. 7; 7. ст. ст. 35, 43, 44]. Процессуальное соглашение подозреваемый заключает с прокурором как руководителем соответствующего территориального органа прокуратуры, к компетенции которого отнесено осуществление надзора за законностью уголовного досудебного производства [10. п. 1.1]. Процессуальное соглашение между подозреваемым и прокурором может быть заключено только по инициативе подозреваемого в любое время уголовного досудебного производства после вынесения следователем постановления о квалификации деяния подозреваемого [4. ст. ст. 203, 204, 206]. Если квалификация деяния подозреваемого в уголовном досудебном производстве изменялась, то окончательная квалификация деяния подозреваемого и категория преступления будет определяться по дате вынесения последнего постановления. В процессуальном соглашении, наряду с другими предусмотренными законом данными, должны быть точно изложены [3. ч. 1 ст. 616, ст. 622]: 1) обстоятельства совершения преступления с указанием времени, места его совершения, содержанием письменных и вещественных доказательств, эти обстоятельства подтверждающих, в том числе показания подозреваемого; 2) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Казахстан, предусматривающие ответственность за данное преступление; 3) обстоятельства, смягчающие уголовное наказание, и нормы уголовного закона, которые могут быть применены в отношении подозреваемого, обвиняемого при соблюдении им условий и выполнении обязательств, указанных в процессуальном соглашении; 4) действия, которые подозреваемый, обвиняемый обязуются совершить после заключения процессуального соглашения; 5) вид и размер наказания, о котором будет ходатайствовать прокурор перед судом; 6) срок окончания уголовного досудебного производства и его направления в суд по подсудности; 7) согласие потерпевшего (его законного представителя) на заключение процессуального соглашения и невозможность в последующем увеличения требования о возмещении ущерба; 8) выделение материалов уголовного досудебного производства в отношении подозреваемого, заключившего процессуальное соглашение, если другие подозреваеые такое процессуальное соглашение не заключили; 9) о рассмотрении судом процессуального соглашения в ускоренном согласительном порядке. Прокурор при рассмотрении вопроса о рассмотрении ходатайства подозреваемого о заключении процессуального соглашения истребует из органа уголовного досудебного производства уголовное дело, обсуждает с защитником подозреваемого, подозреваемым (законным представителем подозреваемого), потерпевшим и его законным представителем условия процессуального соглашения, разъясняет потерпевшему правовые последствия соглашения, согласие подозреваемого с квалификацией его деяния, а также порядок установления вида и размера наказания, которое будет прокурором обосновываться перед судом в ускоренном согласительном порядке. Кроме этого, в процессуальном соглашении указываются порядок и срок возмещения потерпевшему имущественного ущерба или вреда, причиненного преступлением личным неимущественным правам и благам потерпевшего. [3. ч. 3 ст. 615] Если потерпевший в своих интересах или нетрудоспособные иждивенцы потерпевшего, противоправно лишенного жизни совершенным преступлением, изъявят желание предъявить гражданский иск в гражданском судопроизводстве, то об этом указывается в процессуальном соглашении. Для такого иска обвинительный приговор суда, вынесенный в ускоренном согласительном производстве, будет иметь преюдициальное значение. Однако следует учитывать, что суд абсолютно не «связан» условиями заключенного процессуального соглашения. По основаниям, предусмотренным процессуальным законом, судья вправе вынести: 1) постановление о возвращении уголовного дела прокурору для расследования преступления в общем порядке, если отсутствуют основания для применения согласительного производства либо у судьи возникли сомнения в совершении подозреваемым того уголовного преступления, о котором заключено процессуальное соглашение; 2) постановление о возвращении уголовного дела прокурору для заключения нового процессуального соглашения, если суд не согласился с квалификацией преступления, размером гражданского иска либо видом или размером наказания, указанным в процессуальном соглашении; 3) постановление о прекращении производства по уголовному делу, если обнаружены обстоятельства, исключающие такое производство; 4) обвинительный приговор с назначением подсудимому наказания, решением по гражданском иску и другим взысканиям в соответствии с процессуальным соглашением. После заключения сторонами нового процессуального соглашения в соответствии с постановлением суда по вопросам квалификации преступления, размера гражданского иска либо вида или размера наказания прокурор направляет уголовное дело вместе с новым процессуальным соглашением в суд для его рассмотрения в согласительном производстве. [3. ст. ст. 35, 626] При несогласии с новым процессуальным соглашением судья выносит постановление об отказе в рассмотрении дела в согласительном производстве и направляет уголовное дело прокурору для осуществления досудебного расследования в общем порядке. Актуальным является механизм включения в процессуальное соглашение того вида и размера уголовного наказания, которое прокурор будет в судебном заседании предлагать суда назначить подозреваемому, заключившему такое соглашение. Такое наказание будет зависеть от нескольких факторов: категории преступления; вида и размера уголовного наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи; наличия смягчающих и отягчающих ответственность подозреваемого обстоятельств. Специфика заключенного процессуального соглашения выражается в том, что таким соглашением предусматривается возможность назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией статьи за конкретное преступление соответствующей категории. Кроме назначения конкретного вида основного наказания предусмотрена возможность назначения дополнительного наказания, если санкцией статьи вид дополнительного наказания может применяться совместно с основным наказанием [4. ч. ч. 2, 3 ст. 40]. Вид и размер основного наказания предусматривается санкцией статьи соответствующей категории преступления: а) за совершение умышленно преступления небольшой тяжести максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы, а за неосторожное деяние максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы; б) за совершение умышленно преступления средней тяжести максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, а за неосторожное деяние предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет; в) за совершение умышленно тяжкого преступления максимальное наказание не превышает двенадцати лет лишения свободы [4. ч. ч. 2, 3, 4 ст. 11]. Санкции за совершение указанных категорий преступлений могут предусматривать альтернативные виды уголовного наказания, не связанного с лишением свободы. При избрании вида уголовного наказания оно назначается по правилу от менее строгого к более строгому, если с учетом личности, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств назначение менее строгого вида уголовного наказания не отвечает целям наказания [4. ч. 2 ст. 52]. Уголовным кодексом предусмотрены общие основания назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией статьи за конкретное уголовное правонарушение. [4. ч. ч. 1, 2, 6 ст. 55] Однако по уголовным преступлениям, по которым потерпевший заключил процессуальное соглашение, предусмотрены иные правила определения более мягкого наказания в соответствии с условиями такого соглашения. Законом предусмотрено, что в соответствии с условиями заключенного прокурором с подозреваемым процессуального соглашения срок или размер основного вида наказания не может превышать половину максимального срока или размера, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса [4. ч. 3 ст. 55]. Например, штраф в общем размере устанавливается в соответствии с санкцией статьи, предусматривающей ответственность за совершенное преступление, в пределах: а) от двухсот до десяти тысяч месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на момент совершения преступления: б) либо в размере, кратном сумме или стоимости взятки, сумме переданных денег или стоимости переданного имущества, стоимости похищенного имущества, сумме полученного дохода или сумме не поступивших платежей в бюджет. Штраф в соответствии с приговором суда должен быть уплачен не позднее трех лет со дня вступления приговора в законную силу [4. ч. ч. 1, 4 ст. 41]. Если процессуальным соглашением предусмотрено назначение подозреваемому штрафа, то он не может быть приговором суда превышать половину той суммы, которая будет исчисляться в соответствии с указанными выше правилами. Штраф является денежным обязательством осужденного, которое подлежит исполнению за счет принадлежащего осужденному имущества (личного, долевого, совместного) в виде денег и активов, в том числе в уставном капитале юридического лица. Фактическая отсрочка исполнения обязательства, установленного вступившим в законную силу приговором суда до трех лет, не рациональна: такой вид наказания подлежит исполнению в более сжатые сроки - например, не позднее шести месяцев после вступления приговора в законную силу. Поскольку сумма штрафа исчисляется из размера месячного расчетного показания, действовавшего на момент совершения преступления, то изменение месячного расчетного показателя в период исполнения наказания не может влиять на размер штрафа. Если по приговору осужденный обязан уплатить штраф в течение срока свыше одного месяца, штраф уплачивается равными долями ежемесячно [5. ч. 1 ст. 50]. Представляется, что уголовное наказание в виде штрафа, сумма которого бывает порой весьма существенной, не может исполняться за счет заработной платы или по другим основаниям, которые будут нивелировать уклонение осужденного от исполнения приговора. Поэтому предлагается исключить часть 5 статьи 41 УК. По общему правилу, исправительные работы назначаются осужденному в виде наказания за совершенное преступление в размере от двухсот до десяти тысяч месячного расчетного показателя, установленного соответствующим законом о республиканском бюджете и действовавшего на момент совершения преступления. Исправительные работы исполняются по месту основной работы осужденного путем ежемесячного удержания и перечисления в Фонд компенсации потерпевшим от десяти до пятидесяти процентов заработной платы (денежного содержания) осужденного до полного погашения размера наказания в соответствии с приговором суда. Удержания производятся независимо от наличия исполнительных документов по требованиям других кредиторов. [4. ч. 2 ст. 42, ст. ст. 98-1, 98-2; 5. ст. 52; 8. ст. ст. 6, 7, 10] Исправительные работы не назначаются лицам, признанным нетрудоспособными либо не имеющим постоянной работы или обучающимся в учебных заведениях с отрывом от производства. Поэтому в отношении подозреваемого, обладающего указанными признаками, процессуальное соглашение о назначении исправительных работ не может заключаться. [4. ч. 7 ст. 42] В соответствии с условиями процессуального соглашения подозреваемого с прокурором суд уменьшает размер удержаний заработной платы осужденного при исполнении наказания в виде исправительных работ на половину от максимально установленного законом размера. При этом размер ежемесячного удержания из заработной платы (дохода) осужденного суд конкретизирует в пределах от десяти до пятидесяти процентов, но не более от двухсот до пяти тысяч месячного расчетного показателя. При этом нижний предел исправительных работ не может быть уменьшен, а верхний предел факультативного размера исправительных работ может быть и менее пяти тысяч месячного расчетного показателя. Поскольку сумма удержаний из заработной платы осужденного подлежит исчислению из размера месячного расчетного показателя, который был предусмотрен законом о республиканском бюджете на момент совершения преступления, то размер удержаний не может изменяться в результате изменения размера месячного расчетного показателя в период исполнения исправительных работ. Наказание в виде привлечения к общественным работам состоит в выполнении осужденным не требующих определенной квалификации бесплатных общественно-полезных работ, организуемых местными исполнительными органами в общественных местах, расположенных по месту его жительства. Контроль выполнения осужденными общественных работ осуществляется службой пробации по месту жительства осужденного. Наказание в виде привлечения к общественным работам назначается осужденному за преступление небольшой или средней тяжести на срок от двухсот до одной тысячи двухсот часов. Исходя из условий процессуального соглашения суд назначит подозреваемому (обвиняемому) наказание в размере от двухсот до шестисот часов общественных работ. Общественные работы выполняются с освобождением осужденного на время их выполнения от трудовых обязанностей по месту основной работы либо в свободное от учебы время не свыше четырех часов в день. Осужденным, не имеющим постоянного места работы и не обучающимся в учебных заведениях, общественные работы выполняются до восьми часов в день, но не более сорока часов в неделю [4. ст. 43; 5. ст. ст. 57, 58]. Следует учитывать, что наказание за совершенное преступление в виде общественных работ не относится к категории принудительного или обязательного труда. Под термином «принудительный или обязательный труд» понимается всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Однако этом термин не включает в себя: a) всякую работу или службу, требуемую в силу законов об обязательной военной службе и применяемую для работ чисто военного характера; б) всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны; в) всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ; г) всякую работу или службу, требуемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях войны или бедствия, или угрозы бедствия, как-то: пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия вредных животных, насекомых или паразитов растений, и вообще обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения; д) мелкие работы общинного характера, то есть работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ [6. ст. 7; 2. ст. 2]. Процессуальное соглашение, условиями которого предусматривается наказание за совершенное преступление в виде привлечения к общественным работам, не может заключаться с: беременной женщиной: женщиной, имеющей малолетних детей в возрасте до трех лет; мужчиной, воспитывающим в одиночку малолетних детей в возрасте до трех лет; женщиной или мужчиной, достигшими установленного законом пенсионного возраста; инвалидом первой или второй группы, военнослужащим [4. ч. 3 ст. 43]. Наказание в виде ограничения свободы за совершенное подозреваемым преступление состоит в установлении в установлении пробационного контроля за осужденным на срок от шести месяцев до семи лет и привлечении его к принудительному труду, организуемому местным исполнительным органом, не свыше четырех часов в рабочий день по сто часов ежегодно в течение всего срока отбывания наказания по месту жительства без изоляции от общества [4. ч. 1 ст. 44].
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |