|
|
|
Правовой мониторинг Климкин С.И., к.ю.н., профессор Каспийского университета, г.н.с. Института законодательства Республики Казахстан
Цель правового мониторинга состоит в выявлении противоречащих законодательству Республики Казахстан устаревших и коррупциогенных норм права, оценке эффективности их реализации, а также комплексном анализе состояния системы законодательства, выработки на основании результатов мониторинга предложений по совершенствованию законодательства. Задача правового мониторинга заключается в активизации системы постоянного отслеживания применения, внесения изменений и дополнений в законодательство, а также исполнения НПА в процессе правоприменительной практики. Ниже предлагается анализ Закона Республики Казахстан от 8 мая 2001 г. № 197 «О потребительском кооперативе».
Показатель 1. Общая информация
1.1. Объект правового мониторинга
Закон Республики Казахстан от 8 мая 2001 г. № 197 «О потребительском кооперативе» (далее - Закон, анализируемый Закон). Со дня принятия в Закон вносились изменения и дополнения Законами Республики Казахстан: от 05.05.06 г. № 139-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам аудиторской деятельности»; от 05.07.06 г. № 164-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам взаимного страхования»; от 15.05.07 г. № 253-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования труда»; от 27.04.12 г. № 15-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений»; от 24.12.12 г. № 60-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»; от 07.03.14 г. № 177-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реабилитации и банкротства, налогообложения»; от 16.05.14 г. № 203-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разрешительной системы»; от 29.10.15 г. № 373-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сельскохозяйственных кооперативов».
1.2. Предмет правового регулирования Закон определяет правовое положение потребительских кооперативов, организационные, экономические и социальные условия их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности членов, полномочия и ответственность органов управления и контроля.
В соответствии с Классификацией отраслей законодательства Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2002 г. № 1378, анализируемый Закон относится к отрасли законодательства «030.001.000. Субъекты гражданских прав».
Показатель 2. Соответствие Закона нормам Конституции Республики Казахстан
Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (ст. 1 Конституции Республики Казахстан). Согласно пункту 2 ст. 4 анализируемого Закона, потребительский кооператив создается для выполнения отдельных функций, связанных с удовлетворением интересов своих членов. Пунктом 6 ст. 4 Закона установлено, что основными потребителями результатов деятельности (изготовленные либо приобретенные товары, работы, услуги) являются члены потребительского кооператива. В этой связи анализируемый Закон полностью соответствует нормам Конституции Республики Казахстан.
Показатель 3. Соответствие Закона международным обязательствам Республики Казахстан
Анализируемый Закон в совокупности с иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан способствует выполнению и реализации принятых международных обязательств государства.
Показатель 4. Соответствие Закона нормам конституционных законов Республики Казахстан
При анализе Закона его несоответствие положениям конституционных законов Республики Казахстан не выявлено.
Показатель 5. Соответствие Закона нормам кодексов Республики Казахстан
5.1. Статьей 1 Закона определено, что потребительский кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов. Данное определение полностью соответствует дефиниции, содержащейся в части первой п. 1 ст. 108 ГК РК. Вместе с тем, частью второй п. 1 ст. 108 ГК РК установлено, что в случаях, предусмотренных законодательными актами, в потребительский кооператив могут вступать юридические лица. Данное положение введено в ГК РК Законом РК от 2 марта 1998 г. № 211-І «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть) и в постановление Верховного Совета Республики Казахстан «О введении в действие Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть)». В анализируемом Законе возможность участия юридических лиц в потребительском кооперативе предусматривается в ряде случаев: - член потребительского кооператива - гражданин и (или) юридическое лицо, удовлетворяющее требованиям настоящего Закона, внесшее имущественный (паевой) взнос в установленных уставом потребительского кооператива размере и порядке и принятое в потребительский кооператив с правом голоса (ст. 1 Закона); - учредительное собрание потребительского кооператива решает следующие вопросы: <…> утверждает список членов потребительского кооператива на основании их заявлений с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства и данных документа, удостоверяющего личность, для граждан и с указанием наименования, места нахождения и банковских реквизитов для юридического лица (подпункт 2) п. 1 ст. 10 Закона); - к уставу потребительского кооператива прилагается список членов потребительского кооператива с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства и данных документа, удостоверяющего личность гражданина, а также наименования, местонахождения и банковских реквизитов организации, если членом потребительского кооператива является юридическое лицо (пункт 2 ст. 11 Закона); - членами потребительского кооператива могут быть граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, и юридические лица (пункт 1 ст. 13 Закона); - граждане и юридические лица могут быть членами нескольких потребительских кооперативов (пункт 2 ст. 13 Закона); - гражданин или юридическое лицо, желающие стать членом потребительского кооператива, подают в исполнительный орган заявление в письменной форме о приеме в потребительский кооператив. В заявлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства и данные документа, удостоверяющего личность, гражданина или наименование, местонахождение и банковские реквизиты юридического лица (пункт 5 ст. 13 Закона); - членство в потребительском кооперативе прекращается в случаях: <…> ликвидации юридического лица, являющегося членом потребительского кооператива (пункт 5 ст. 16 Закона). На основании изложенного нами делается вывод о терминологической однозначности понятия потребительского кооператива, содержащегося в анализируемом Законе и ГК РК. 5.2. В соответствии с подпунктом 5) п. 1 ст. 10 Закона, учредительное собрание потребительского кооператива, в том числе, утверждает устав и учредительный договор. При этом пунктом 2 ст. 41 ГК РК установлено, что учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями. Также отметим, что применительно к потребительскому кооперативу термин «учредительный договор» как в ГК РК, так и далее в тексте анализируемого Закона не используется, поскольку потребительский кооператив относится к юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность на основании устава (часть первая п. 1 ст. 41 ГК РК). В этой связи в подпункте 5) пункта 1 статьи 10 Закона слова «и учредительный договор» следует исключить. 5.3. Согласно пунктам 4, 5 ст. 11 Закона, изменения и дополнения в устав потребительского кооператива регистрируются уполномоченными государственными органами в установленном законом порядке. В отношениях с третьими лицами потребительский кооператив и его члены вправе ссылаться на изменения устава потребительского кооператива с момента извещения органа, осуществляющего государственную регистрацию, о внесенных изменениях и дополнениях в его устав или их регистрации в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан, либо с момента внесения сведений об изменении устава потребительского кооператива в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров на основании решения суда. Однако третьи лица вправе действовать с учетом этих изменений и до наступления указанных обстоятельств и сроков. Между тем, Законом РК от 24 декабря 2012 г. № 60-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» в статье 42 ГК РК исключена часть третья пункта 6 следующего содержания: «В случае внесения других изменений и дополнений в учредительные документы юридическое лицо извещает об этом регистрирующий орган в месячный срок». Тем не менее, в соответствии с частью первой ст. 14-1 Закона РК от 17 апреля 1995 г. № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», в случае внесения изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица, не относящегося к субъекту частного предпринимательства, а также акционерного общества, положения об их филиалах (представительствах), не влекущих государственную (учетную) перерегистрацию, юридическое лицо, филиал (представительство) извещают об этом регистрирующий орган в месячный срок со дня принятия решения о внесении изменений и дополнений в устав (положение). 5.4. Согласно пункту 1 ст. 13 Закона, членами потребительского кооператива могут быть граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, и юридические лица. В данном случае Закон связывает возможность для гражданина быть членом потребительского кооператива с обретением им дееспособности в полном объеме. При этом законодательство Республики Казахстан предусматривает два исключения из общего правила о приобретении гражданином дееспособности в полном объеме по достижении им восемнадцатилетнего возраста: вступление в брак (пункт 2 ст. 17 ГК РК, ст. 10 Кодекса РК от 26 декабря 2011 г. № 518-IV «О браке (супружестве) и семье») и эмансипация (ст. 22-1 ГК РК). Таким образом, если гражданин приобрел дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия, он может являться членом потребительского кооператива. 5.5. Пунктом 3 ст. 13 Закона установлено, что количество членов потребительского кооператива должно быть не менее двух граждан. Однако, как указывается в пункте 5.1 настоящей справки, членами потребительского кооператива могут быть и юридические лица. В этой связи первое предложение пункта 3 статьи 13 Закона необходимо изложить в следующей редакции: «Членов потребительского кооператива должно быть не менее двух». 5.6. В соответствии с подпунктом 3) части первой ст. 14 Закона, члены потребительского кооператива вправе, в том числе, приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами и юридическими лицами товары (услуги) потребительского кооператива, осуществлять на основе договоров услуг по сбыту изделий и продукции собственного производства, личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского кооператива. Пунктом 2 ст. 683 ГК РК очерчен примерный перечень договоров, охватываемых регулированием главой 33 ГК РК «Возмездное оказание услуг»: услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и т.п. Так называемый «договор услуг по сбыту» в данном перечне отсутствует, поскольку понятие «сбыт» подразумевает осуществление действий, направленных на отчуждение (реализацию) имущества и подпадающих под регулирование главой 25 ГК РК. В этой связи в подпункте 3) части первой ст. 14 Закона слова «услуг по сбыту» следует заменить словом «реализацию». 5.7. Частью второй п. 5 ст. 16 Закона установлено, что исполнительный орган потребительского кооператива производит выдел доли умершего члена потребительского кооператива в имуществе на день смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления его умершим, пропорциональной его доле, в порядке, установленном настоящим Законом, для выплаты ее наследникам. Между тем, согласно пункту 1 ст. 1042 ГК РК, наследство открывается вследствие смерти гражданина или объявления его умершим. Таким образом, признание гражданина безвестно отсутствующим не влечет тех же правовых последствий, что объявление его умершим, в том числе открытия наследства. В этой связи в части второй пункта 5 статьи 16 Закона следует исключить слова «умершего», «признания безвестно отсутствующим или». 5.8. Согласно пункту 4 ст. 20 Закона, в отношениях с третьими лицами потребительский кооператив не вправе ссылаться на установленные им ограничения полномочий исполнительного органа. Однако потребительский кооператив вправе оспаривать действительность сделки, совершенной его исполнительным органом с третьим лицом с нарушением установленных ограничений, если докажет, что в момент заключения сделки третье лицо знало или заведомо должно было знать о таких ограничениях. По данному положению имеются два замечания. В-первых, исполнительный орган юридического лица, вступая в отношения с третьими лицами, обязан информировать их о своей компетенции. Данное утверждение основано на принципе добросовестности осуществления гражданских прав. Более того, сам анализируемый Закон допускает ограничение полномочий исполнительного органа потребительского кооператива: согласно подпункту 10) п. 2 ст. 19 Закона, к исключительной компетенции общего собрания относится, в том числе, отчуждение недвижимого имущества потребительского кооператива, стоимость которого превышает стоимость, определенную уставом. В этой связи первое предложение пункта 4 статьи 20 Закона подлежит исключению. Во-вторых. Второе предложение пункта 4 ст. 20 Закона дублирует пункт 11 ст. 159 ГК РК. Однако Законом РК от 25 марта 2011 г. № 421-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского законодательства» в пункте 11 статьи 159 ГК РК слово «заведомо» было исключено. В этой связи (при условии сохранения этой нормы в анализируемом Законе) во втором предложении пункта 4 статьи 20 Закона слово «заведомо» подлежит исключению. 5.9. В пункте 6 ст. 20 Закона используется термин «свойственники». Однако в брачно-семейном законодательстве РК этот термин не употребляется. Лишь подпункт 16) п. 1 ст. 1 Кодекса РК от 26 декабря 2011 г. № 518-IV «О браке (супружестве) и семье» определяет свойство как отношение одного из супругов к близким родственникам другого супруга. В этой связи целесообразно отработать вопрос о терминологической однозначности. 5.10. В анализируемом Законе используется термин «доля в имуществе кооператива». Всего в Законе мы насчитали более семидесяти случаев такого использования (в различных вариациях). Указанное положение не соответствует ГК РК, поскольку: а) создает ложное впечатление о существовании режима общей собственности членов потребительского кооператива на его имущество, б) противоречит пункту 2 ст. 36 ГК РК, согласно которому потребительский кооператив отнесен к юридическим лицам, на имущество которых его участники сохраняют обязательственные права; собственником имущества является сам потребительский кооператив (пункт 1 ст. 25 Закона). Буквальным подтверждением нашему тезису по позиции «а» является пункт 4 ст. 28 Закона: «Перед совершением каких-либо операций со своей долей в имуществе член потребительского кооператива обязан подать заявление в исполнительный орган в сроки, определенные уставом потребительского кооператива, с требованием выдела своей доли из общего имущества». В этой связи считаем необходимым отказаться от использования в Законе термина «доля в имуществе», заменив его термином «пай», что не только решит указанную проблему, но и будет соответствовать кооперативной природе этой организационно-правовой формы юридического лица. 5.11. В статье 38 Закона используется термин «доверительный управляющий», что не соответствует природе доверительного управления в том понимании, которое в него вкладывается главой 44 ГК РК. Согласно пункту 1 ст. 883 ГК РК, при учреждении доверительного управления имуществом доверительный управляющий обязуется осуществлять от своего имени управление переданным в его владение, пользование и распоряжение имуществом, если иное не предусмотрено договором или законодательными актами, в интересах выгодоприобретателя. По смыслу же статьи 38 Закона, доверительный управляющий назначается судом для выполнения управленческих функций, направленных на проведение реорганизации потребительского кооператива в форме разделения или выделения. В этой связи в статье 38 анализируемого Закона слова «доверительного управляющего имуществом потребительского кооператива», «доверительного управляющего», «Доверительный управляющий» подлежат замене, соответственно, словами «управляющего потребительским кооперативом», «управляющего», «Управляющий». Такой подход будет соответствовать положениям части второй п. 3 ст. 45 ГК РК.
Показатель 6. Наличие коллизий между нормами анализируемого Закона и иных законов
6.1. Согласно пункту 8 ст. 108 ГК РК, особенности деятельности потребительских кооперативов - обществ взаимного страхования определяются законодательными актами Республики Казахстан. Подпунктом 3) ст. 1 Закона РК от 5 июля 2006 г. № 163-III «О взаимном страховании» определено, что общество взаимного страхования - юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме потребительского кооператива в целях осуществления взаимного страхования имущественных интересов своих членов. При этом, согласно пункту 3 ст. 2 Закона о взаимном страховании, Закон Республики Казахстан «О потребительском кооперативе» распространяется на деятельность обществ в части, не урегулированной настоящим Законом. На основании изложенного отмечаем, что коллизии между анализируемым Законом и Законом РК от 5 июля 2006 г. № 163-III «О взаимном страховании» отсутствуют. 6.2. Законодательство неоднозначно решает вопрос о соотношении правового положения потребительского кооператива, - с одной стороны, и кооперативов собственников помещений (квартир), жилищно-строительных и жилищных кооперативов, - с другой. Так, статья 108 ГК РК, статьи 6, 14 Закона РК от 16 января 2001 г. № 142-II «О некоммерческих организациях» позиционируют потребительский кооператив как ординарную форму некоммерческой организации. Пункт 2 статьи 17 Закона о некоммерческих организациях относит кооператив собственников квартир (следовательно, и помещений) к иным организационно-правовым формам некоммерческой организации. С другой стороны, согласно пункту 2 ст. 56 Закона РК от 16 апреля 1997 г. № 94-І «О жилищных отношениях», устав жилищного (жилищно-строительного) кооператива должен предусматривать, в том числе, сведения, установленные статьями 41 и 108 Гражданского кодекса Республики Казахстан. Указанная отсылка к статье 108 ГК РК дает основания полагать, что законодатель рассматривает жилищные (жилищно-строительные) кооперативы как разновидность потребительского кооператива. При этом, в соответствии с пунктом 1 ст. 66 Закона РК о жилищных отношениях, если все члены жилищного кооператива приобрели право собственности на кооперативные квартиры (помещения), такой кооператив может быть преобразован в кооператив собственников помещений (квартир) либо иное объединение собственников по управлению объектом кондоминиума. Наконец, пунктом 3 ст. 66 Закона о жилищных отношениях установлено, что на деятельность жилищных кооперативов, а также кооперативов собственников помещений (квартир) распространяется законодательство о кооперации, если это не противоречит настоящему Закону. Таким образом, мы приходим к выводу, что «потребительский кооператив» является родовым понятием, а жилищно-строительные, жилищные кооперативы, а также кооперативы собственников помещений (квартир) являются его разновидностями. В этой связи отнесение Законом о некоммерческих организациях кооперативов собственников квартир к иным (то есть самостоятельным) организационно-правовым формам некоммерческих организаций подлежит пересмотру. 6.3. Законом РК от 29 октября 2015 г. № 373-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сельскохозяйственных кооперативов» - исключен пункт 7 ст. 108 ГК РК следующего содержания: «Сельские потребительские кооперативы могут создаваться для удовлетворения материальных и иных потребностей не только своих членов, но и других граждан, проживающих в сельской местности. Особенности сельской потребительской кооперации определяются в соответствии с настоящей статьей специальным законодательством»; - исключен пункт 2 ст. 14 Закона РК «О некоммерческих организациях» следующего содержания: «Сельские потребительские кооперативы могут создаваться для удовлетворения материальных и иных потребностей не только своих членов, но и других граждан, проживающих в сельской местности; - в пункте 6 ст. 14 Закона РК «О некоммерческих организациях» исключены слова «, в том числе сельских,»; - исключен пункт 2 ст. 2 анализируемого Закона следующего содержания: «Особенности сельской потребительской кооперации определяются отдельным законодательством». Также с введением в действие Закона РК от 29 октября 2015 г. № 372-V «О сельскохозяйственных кооперативах» утратили силу Законы РК: - от 21 июля 1999 г. «О сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан»; - от 25 декабря 2000 г. «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)»; - от 8 апреля 2003 г. «О сельском потребительском кооперативе водопользователей». На основании изложенного мы делаем вывод о том, что в Республике Казахстан сельскохозяйственная потребительская кооперация с 1 января 2016 г. упразднена. 6.4. Согласно пункту 3 ст. 35 анализируемого Закона, потребительский кооператив не может быть преобразован в другие виды и формы юридических лиц. При этом пунктом 3 ст. 42 Закона РК «О сельскохозяйственных кооперативах» было установлено, что сельские потребительские кооперативы, сельские потребительские кооперативы водопользователей, сельскохозяйственные товарищества обязаны пройти процедуру реорганизации или ликвидации в соответствии с законодательством Республики Казахстан. При невыполнении указанных требований по истечении одного года с момента вступления в силу настоящего Закона указанные кооперативы подлежат ликвидации по решению суда. В развитие указанного положения в некоторые Законы РК также были внесены изменения. Так, в подпункте 26) ст. 1 Закона РК от 8 июля 2005 г. «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» слова «сельскому потребительскому кооперативу» заменены словами «сельскохозяйственному кооперативу». В подпункте 9) ст. 5 Закона РК от 21 июля 2007 г. «О развитии хлопковой отрасли» слова «сельских потребительских кооперативов водопользователей» заменены словами «сельскохозяйственных кооперативов». Таким образом, Законами РК «О сельскохозяйственных кооперативах» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сельскохозяйственных кооперативов» подразумевалось, что действующие на тот момент сельские потребительские кооперативы и сельские потребительские кооперативы водопользователей подлежат преобразованию в сельскохозяйственные кооперативы. Однако такое положение противоречит пункту 3 статьи 35 анализируемого Закона.
Показатель 7. Соответствие Закону подзаконных актов, изданных в его развитие
Приложением 5 к Инструкции по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, утвержденной приказом Министра юстиции РК от 12 апреля 2007 г. № 112, установлен перечень документов, представляемых для регистрации юридических лиц. Так, установлен перечень документов, в том числе, для следующих юридических лиц: - жилищно-строительный кооператив и жилищный кооператив (пункт 4); - кооператив собственников помещений (квартир) (пункт 6); - сельский потребительский кооператив, в том числе сельский потребительский кооператив водопользователей (пункт 13); - потребительский кооператив (пункт 17). В этой связи с учетом выводов, изложенных в пунктах 6.3, 6.4 настоящей справки, Приложение 5 к названной Инструкции требует соответствующей корректировки.
Показатель 8. Наличие устаревших норм Закона
В Законе устаревшие нормы не выявлены.
Показатель 9. Наличие неэффективно реализуемых норм Закона
В соответствии с частью первой п. 1 ст. 39-3 Закона РК от 23 января 2001 г. № 148-II «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», на территории городов районного значения, сел, поселков, сельских округов для решения вопросов местного значения проводятся сход местного сообщества и собрание местного сообщества. Территориальные советы местного самоуправления создаются на основании решения маслихата города республиканского значения, столицы, города областного значения соответствующим акиматом в границах соответствующего избирательного округа по выборам депутатов городского маслихата в составе, предложенном акимом города (пункт 1 ст. 39-7 указанного Закона). При этом названные органы местного самоуправления не обладают сколько-нибудь властными полномочиями, и в их компетенции (пункты 2, 3 ст. 39-3 названного Закона) не входит принятие каких-либо административно-правовых решений. Данный факт находит свое отражение и в подзаконных актах. Так, пунктом 13 Типового регламента собрания местного сообщества, утвержденного приказом Министра национальной экономики РК от 7 августа 2017 г. № 295, установлено следующее: Решения, принятые собранием, рассматриваются акимом сельского округа в срок пяти рабочих дней. Акимы вправе выразить несогласие с решением собрания местного сообщества, которое разрешается путем повторного обсуждения вопросов, вызвавших такое несогласие в порядке, предусмотренном Главой 2 Типового регламента. В случае невозможности разрешения вопросов, вызвавших несогласие акима сельского округа, вопрос разрешается вышестоящим акимом после его предварительного обсуждения на заседании маслихата соответствующего района (города областного значения). Согласно пункту 13 Типового положения о территориальных советах местного самоуправления, утвержденного приказом Министра национальной экономики РК от 19 ноября 2015 г. № 703, решения Совета носят рекомендательный характер. Норм, посвященных обжалованию либо оспариванию принятых такими органами решений, Закон РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» не содержит. На основании изложенного нами делается вывод, что предусмотренная в пунктах 2, 3 ст. 8 анализируемого Закона возможность признания недействительными актов органов местного самоуправления, а также возмещения ущерба, причиненного потребительскому кооперативу в результате незаконного действия либо бездействия органов местного самоуправления либо их должностных лиц, является нереализуемой.
Показатель 10. Наличие дублирующих норм закона
В Законе содержатся положения, полностью или в части дублирующие положения ГК РК и иных НПА:
Показатель 11. Наличие пробелов в Законе
В Законе наличие пробелов не выявлено.
Показатель 12. Наличие излишних бланкетных и отсылочных норм Закона
Под отсылочной понимается такая норма права, в которой содержится отсылка к конкретным, точно указанным законоположениям. Бланкетная норма права отсылает не к какому-либо конкретному, точному законоположению, а к иному источнику права или, вообще, к «действующему законодательству». Всего в Законе мы обнаружили три отсылочные (часть вторая п. 3 ст. 20, часть первая п. 4 ст. 36, п. 4 ст. 39 Закона) и тридцать две бланкетные нормы (п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 2, п. 4 ст. 4, подпункт 3) п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 8, п. 3 ст. 8, п. 3 ст. 11, п. 4 ст. 11, п. 5 ст. 11, п. 2 ст. 12, часть вторая ст. 14, часть вторая ст. 15, подпункт 4) п. 1 ст. 16, п. 2 ст. 16, часть четвертая п. 3 ст. 16, часть вторая п. 5 ст. 16, п. 3 ст. 17, часть первая п. 3 ст. 18, п. 4 ст. 18, п. 1 ст. 19, п. 3 ст. 19, п. 3 ст. 20, часть первая п. 1 ст. 25, п. 3 ст. 27, п. 3 ст. 28, п. 3 ст. 34, п. 2 ст. 35, п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 40 Закона).
Показатель 13. Наличие в Законе коррупциогенных факторов
В соответствии с пунктом 2 ст. 8 анализируемого Закона, акты государственных органов или акты органов местного самоуправления, нарушающие права потребительского кооператива, могут быть признаны недействительными в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. По данному положению имеются два замечания. 13.1. Законодательство Республики Казахстан предусматривает, в том числе, следующие способы защиты нарушенных прав и интересов: путем обжалования действий (бездействия) должностных лиц и актов (решений) государственных органов либо их оспаривания в судебном порядке. Порядок обжалования таких актов определяется главой 4-1 Закона РК от 27 ноября 2000 г. № 107-II «Об административных процедурах», оспаривания - главой 29 Кодекса РК от 31 октября 2015 г. № 377-V «Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан». Очевидно, что первый способ защиты не нашел своего отражения в анализируемом Законе. 13.2. Пунктом 2 ст. 8 Закона предполагается, что в процессе рассмотрения соответствующей жалобы (заявления) уже установлено, что обжалуемый (оспариваемый) акт нарушает права потребительского кооператива. Поэтому следует рассматривать как коррупциогенный фактор предоставление лицу, рассматривающему жалобу (заявление), возможности отменить (признать недействительным) такой акт, либо отказать в удовлетворении жалобы (признании его недействительным).
Показатель 14. Наличие иных недостатков Закона
14.1. В соответствии с пунктом 2 ст. 7 Закона, решения о создании филиалов и открытии представительств потребительского кооператива принимаются исполнительным органом потребительского кооператива, если уставом не предусмотрено, что такие решения принимаются общим собранием.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |