|
|
|
Держа руку на пульсе
Нургали Оспанов
Пресс-службы судов сегодня являются полноценными структурными подразделениями судебной системы, задача которых - создание благоприятного имиджа, повышение лояльности и доверия граждан, выстраивание коммуникаций с обществом, представителями СМИ. С учетом возросшей активности гражданского общества, пристального, порой чрезмерно критичного внимания к судебной системе миссия быть ее рупором не так проста, как, возможно, кажется.
О том, каково это быть «универсальным солдатом» на, образно говоря, информационном «фронте», мы беседуем с руководителем пресс-службы Алматинского городского суда Абаем ЖАРЫЛКАСЫН. - Абай Галымжанович, роль пресс-службы не сводится к написанию пресс-релизов. Конечно же, все гораздо глубже, сложнее. Как вы сформулируете задачи пресс-службы судов и с какими проблемами и трудностями они сопряжены? - Если говорить схематично, то пресс-службы занимаются информационным обеспечением деятельности судов, структурируя и формируя ежедневный информационный поток для внутренних и внешних коммуникаций. Это аккумулирование, систематизация и анализ внутренней информации, подготовка обзора прессы и, наконец, отбор и выход на внешний информационный рынок с качественным и востребованным информационным продуктом. Как вам известно, Председатель Верховного Суда РК Жакип Асанов объявил 2020 год Годом качества коммуникаций. Для судов южной столицы это послужило импульсом активизации работы в данном направлении. Как и любой госорган, мы стремимся отстаивать и продвигать свои интересы, касающиеся объективного освещения деятельности судов. В этих целях налажено взаимодействие со СМИ, ведется мониторинг публикаций в социальных сетях и новостных порталах, по обращениям журналистского сообщества решаются вопросы их участия в судебных заседаниях. Во время встреч за круглым столом, на брифингах и пресс-конференциях в городском и районных судах мы разъясняем реформы судебной системы, знакомим с особенностями работы судей и канцелярий судов. Если говорить языком цифр, то на сайте Алматинского городского суда за девять месяцев этого года размещено 534 пресс-релиза. Судьями и работниками судов города опубликовано 744 материала. В республиканских и местных средствах массовой информации подготовлено 249 авторских статей. Как видим, в целом это многозадачный и многоуровневый и, главное, живой процесс взаимодействия со СМИ, поиска эффективных форм, чтобы привлечь внимание общества к судебной реформе и деятельности судов по защите прав граждан, воспитанию правовой культуры, уважению к суду и носителям судебной власти. Выстраивание таких конструктивных коммуникаций требует от нас держать руку на пульсе, оперативно реагировать и уметь быстро принимать решения. Сегодня, в условиях, когда медиапространство вышло за рамки традиционных СМИ в лице газет, телевидения, интернет-сайтов, мы много времени уделяем контенту в социальных сетях и популярных мессенджерах, который касается судебной системы. Расширение информационных границ требует от нас задавать ритм, работать на опережение. Объясню почему: именно здесь нередко и возникает флейминг (в переводе с английского - «пламя»), когда порой неожиданно начинается бурное обсуждение какой-либо темы, в том числе касательно и судебной системы. Это требует нашего внимания и при необходимости соответствующего реагирования, подачи официальной позиции суда или достоверной информации из первоисточника. И лучше, когда именно пресс-службы становятся лидерами мнения в интернет-форумах, чатах, социальных сетях. Теперь что касается пресс-релизов. Количество составляемых нами пресс-релизов в последнее время растет, причем в разы. И просто пресс-релиз как таковой аудиторию уже не привлекает. Ведь к официальной точке зрения любого госоргана, как правило, она априори относится с недоверием и скептицизмом. Вы хорошо знаете, что судебная тематика - это широкое поле для различных инсинуаций. Во избежание этого от нас требуется расстановка правильных акцентов, чтобы не допустить «разгона» темы уже на негативной волне. - Какие, на ваш взгляд, инструменты и формы работы пресс-служб в настоящий момент наиболее актуальны и эффективны? - В построении PR-стратегии мы исходим из актуальной и позитивной информационной повестки во всех коммуникациях, в написании пресс-релизов, реализации PR-проектов, контактах с представителями СМИ и общественностью. Модель проста: чтобы управлять информационным потоком, надо находиться в его гуще и по возможности управлять им. Как вы знаете, в алматинских судах рассматривается много резонансных дел, и мы сталкиваемся с активным комментированием их на том или ином этапе. Считаю, что этот процесс не может быть хаотичным, он должен направляться в конструктивное русло. Поэтому мы стараемся держать эти дела в поле зрения, от поступления дела в суд до вынесения окончательного решения. Наша задача - вести информационное сопровождение, в необходимых случаях реагировать точечно, адресно. Эта работа показала свою эффективность. На сегодняшний день мы активно работаем в социальной сети Facebook, где на ежедневной основе выкладываются информационные посты, пресс-релизы по рассмотренным делам. К предстоящему съезду судей судами нашего мегаполиса опубликовано порядка 30 статей. Это рекордное количество, если сравнивать с другими областями. Вся эта работа налажена благодаря вниманию и поддержке председателя Алматинского городского суда Аскара Смайлова, и.о. председателя гражданской коллегии Мажита Мухатова, судей-координаторов Ирины Федотовой, Максата Касымова и Администратора судов Ержана Кужахметова. Придя в непростое время, в период введенного ЧП и пандемии коронавирусной инфекции, председатель суда выбрал курс открытости, и это вызвало ответное доверие общественности и СМИ, положительную реакцию населения. - Сегодня негатив в виде хайпа и вирусных постов стал неотъемлемым контентом социальных сетей. Часто те или иные нелицеприятные мнения высказываются по поводу конкретных дел и конкретных судей, которые при этом не могут комментировать рассмотренное дело, пока оно не вступило в законную силу. Как же в таких случаях давать разъяснения? - Вы правы, когда в СМИ речь заходит о конкретном деле, фокус при этом нередко смещается на рассмотревшего дело судью, но его дистанцирование может вызвать информационный вакуум, которым часто пользуется заинтересованная сторона. Внести ясность, отразить позицию суда с точки зрения закона - долг пресс-службы. И вовремя появившийся комментарий от лица горсуда помогает вернуть дискуссию в конструктивное русло. Считаю, что в подобных случаях нельзя запаздывать, так как речь идет о возможных репутационных рисках. Мы должны активнее применять инструменты имиджевых технологий, планомерно осваивая информационное пространство, чтобы изживать стереотипы, бытующие в обществе. На днях мы открыли страничку Алматинского городского суда в Instagram, чтобы использовать потенциал этой многофункциональной площадки с многомиллионной аудиторией. Работа по реализации многовекторной информационной политики судебной системы должна быть последовательной и системной. Для этого, на мой взгляд, требуется информационный менеджмент, четкая коммуникационная программа, которая обозначила бы границы, набор инструментов для повышения эффективности коммуникаций и маркеры - ключевые цели и круг задач, методов взаимодействия с аудиторией. При этом был бы интересен и полезен и лучший зарубежный опыт. - Кстати, если говорить о зарубежном опыте, то на 62-м заседании Международной ассоциации судей, который прошел в 2019 году в г. Нур-Султане, вопрос взаимодействия судов и СМИ вылился в довольно острую дискуссию. Оказалось, что готовых рецептов нет ни у кого, и то, как быть с недобросовестным блогерством, ответственностью за фейк-ньюз, волнует сегодня всех… - Да, проблема в том, что фейки сегодня завуалированы и закамуфлированы под правду, и несведущему человеку трудно разобраться в этой дезинформации, которая запускается, чтобы вызвать нездоровый ажиотаж, в определенных целях. Мы видим, что откровенным троллингом часто грешат отдельные блогеры. Сегодня эти явления связывают со снижением уровня профессионализма современной журналистики, утратой нравственных принципов. Но я считаю, что это не совсем относится к журналистике, а является пресловутым черным пиаром, говоря житейским языком, желанием напакостить, передернув факты, привести к скандалу. Беспокоит, что это становится легко, просто и доступно. В связи с этим согласен с мнениями о необходимости правового разграничения блогерства от журналистики, применения правовых инструментов к ответственности за фейк-ньюз, учитывая, что эти явления разворачиваются в публичной плоскости - средствах массовой информации - и затрагивают конкретных людей. Свобода слова - это не вседозволенность. Ответы на эти вопросы, думается, дадут законодатели. Речь идет о достижении разумного баланса, когда, с одной стороны - необходимость гласности и открытости судов, с другой - попытки оказать давление на суд, нередко проявление неуважения к нему, что должно пресекаться. Тем не менее сегодня общество заинтересовано в достоверной, объективной информации. Это позитивный тренд, и будем надеяться, что фейк, как явление, себя изживет. Так считают и журналисты, и авторы популярных аккаунтов, сами блогеры. Со многими из них мы поддерживаем партнерские отношения, стараемся предоставлять им информацию из первоисточника, обсуждаем возникающие вопросы. У нас есть повод гордиться и профессиональной командой пресс-служб судов. Я вижу, как мои коллеги болеют за свою работу. Мы встречаемся на семинарах, тренингах, организуемых пресс-службой Верховного Суда, обсуждаем интересный опыт, методики и рекомендации, делимся своими профессиональными наработками. - Завершая интервью, хотел бы спросить, какой принцип в работе пресс-службы вы считаете главным помимо мобильности и оперативности? - Что главное в нашей работе? Это, в первую очередь, честность. Конечно, в работе у каждого из нас бывают различные ситуации, однако мы должны помнить не только о своем профессиональном долге, но и человеческой репутации. Это самый короткий путь к завоеванию доверия, о чем мы сегодня много говорим. Другой универсальной формулы, на мой взгляд, просто нет. Я окончил юридический факультет КазНУ в 2016 году и пришел в пресс-службу не так давно, в 2017 году. До этого работал в Бостандыкском районном суде в должности ведущего специалиста канцелярии. И за этот небольшой отрезок времени на моих глазах произошли разительные перемены, которые надо успевать переосмыслить. Мы живем в глобальном пространстве информации, с неограниченными возможностями интернета, который корректирует наши ежедневные цели и маршруты движения, планы. И нам надо умело использовать его возможности в своих профессиональных целях, побуждая к решению любого вопроса в рамках правового поля.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |