В частности, в требования к правилам изложены в новой редакции: пункты 5, 6 и 7 изложены в следующей редакции: «5. В порядке, установленном внутренними документами фондовой биржи, на фондовой бирже назначается должностное лицо, ответственное за осуществление мониторинга за соблюдением правил внутреннего контроля на фондовой бирже (далее - ответственный работник), которое имеет высшее образование, стаж работы на должности руководителя подразделения фондовой биржи, связанного с осуществлением биржевых и (или) банковских операций, не менее одного года либо стаж работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет, либо стаж работы в сфере предоставления и (или) регулирования финансовых услуг не менее трех лет и безупречную деловую репутацию в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг, также определяются работники либо подразделение фондовой биржи, в компетенцию которых входят вопросы ПОД/ФТ(далее - подразделение по ПОД/ФТ). 6. Программа организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ включает, но не ограничивается: 1) порядок фиксирования сведений, а также хранения документов и информации, полученных в ходе реализации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ; 2) порядок применения целевых финансовых санкций и проверки клиента (его представителя) и бенефициарного собственника на наличие в перечне организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, составленном в соответствии со статьей 12 Закона о ПОД/ФТ (далее – Перечень) и перечне организаций и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения, составленном в соответствии со статьей 12-1 Закона о ПОД/ФТ (далее – Перечень ФРОМУ); 3) порядок прекращения действия целевых финансовых санкций при исключении сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике из Перечня и Перечня ФРОМУ; 4) порядок информирования работниками фондовой биржи, в том числе ответственным работником, органа управления и (или) исполнительного органа фондовой биржи о ставших им известными фактах нарушения Закона о ПОД/ФТ, а также правил внутреннего контроля, допущенных работниками фондовой биржи; 5) порядок подготовки и представления органу управления и (или) исполнительному органу фондовой биржи управленческой отчетности по результатам оценки эффективности внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ службой внутреннего аудита фондовой биржи; 6) процедуру оценки, определения, документального фиксирования и обновления результатов оценки рисков ОД/ФТ. 7. Функции ответственного работника и подразделения по ПОД/ФТ в соответствии с программой организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ включают, но не ограничиваются: 1) обеспечение наличия разработанных и согласованных с исполнительным органом фондовой биржи правил внутреннего контроля и (или) изменений (дополнений) к ним, а также мониторинга за их соблюдением на фондовой бирже; 2) организацию представления и контроль за представлением сообщений в уполномоченный орган в соответствии с Законом о ПОД/ФТ; 3) информирование органа управления и (или) исполнительного органа фондовой биржи о выявленных клиентах и принятых мерах по применению целевых финансовых санкций; 4) принятие решений о признании операций клиентов в качестве подозрительных и необходимости направления сообщений в уполномоченный орган в порядке, предусмотренном внутренними документами фондовой биржи; 5) принятие решений о приостановлении либо отказе от проведения операций клиентов в случаях, предусмотренных Законом о ПОД/ФТ и (или) договорами с клиентами, и в порядке, предусмотренном внутренними документами фондовой биржи; 6) направление запросов органу управления и (или) исполнительному органу фондовой биржи для принятия решения об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами в случаях и порядке, предусмотренных Законом о ПОД/ФТ и внутренними документами фондовой биржи; 7) информирование органа управления и (или) исполнительного органа фондовой биржи о выявленных нарушениях правил внутреннего контроля в порядке, предусмотренном внутренними документами фондовой биржи; 8) подготовку информации о результатах реализации правил внутреннего контроля и рекомендуемых мерах по улучшению систем управления рисками ОД/ФТ и внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ для формирования отчетов органу управления и (или) исполнительному органу фондовой биржи.»; пункт 11 изложен в следующей редакции: «11. В целях организации управления рисками ОД/ФТ фондовая биржа разрабатывает программу управления рисками ОД/ФТ. Результаты оценки рисков предоставляются по требованию уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, в соответствии с частью первой статьи 14 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций.»; пункт 14 изложен в следующей редакции: «14. Типы клиентов, чей статус и (или) чья деятельность повышают риск ОД/ФТ, включают, но не ограничиваются: 1) иностранные финансовые организации; 2) лица, расположенные (зарегистрированные) в иностранных государствах, указанных в пункте 16 Требований, а также расположенные в Республике Казахстан филиалы и представительства таких лиц. 3) лица, осуществляющие деятельность по выпуску цифровых активов, организации торгов ими, а также предоставлению услуг по обмену цифровых активов на деньги, ценности и иное имущество.»; пункты 18 и 19 изложены в следующей редакции: «18. При оценке степени подверженности услуг фондовой биржи рискам ОД/ФТ в соответствии с факторами рисков, указанными в пунктах 14, 15, 16 и 17 Требований, фондовой биржей учитываются дополнительные сведения, включая, но не ограничиваясь: 1) количество направленных фондовой биржей в уполномоченный орган сообщений о подозрительных операциях клиентов; 2) количество направленных фондовой биржей в уполномоченный орган сообщений о пороговых операциях клиентов. 19. В рамках реализации программы управления рисками ОД/ФТ фондовой биржей принимаются меры по классификации клиентов с учетом категорий и факторов рисков, указанных в пунктах 14, 15, 16 и 17 Требований, а также иных категорий и факторов рисков, устанавливаемых фондовой биржей. Уровень риска клиента (группы клиентов) устанавливается фондовой биржей по результатам анализа имеющихся у фондовой биржи сведений и информации о клиенте (клиентах) и оценивается по шкале определения уровня риска, разработанной фондовой биржей, которая состоит не менее чем из двух уровней. Пересмотр уровня риска клиента (группы клиентов) осуществляется фондовой биржей по мере обновления сведений о клиенте (группе клиентов).»; пункт 20 изложен в следующей редакции: «20. В целях реализации требований Закона о ПОД/ФТ по надлежащей проверке клиента фондовая биржа разрабатывает программу идентификации клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников. Идентификация клиента (его представителя) и бенефициарного собственника заключается в проведении фондовой биржей мероприятий по фиксированию и проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе), выявлению бенефициарного собственника и фиксированию сведений о нем, установлению и фиксированию предполагаемой цели деловых отношений, а также получению и фиксированию иных предусмотренных Требованиями сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике. Фондовая биржа в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ, в отношении клиента, которому присвоен высокий уровень риска, применяет усиленные меры надлежащей проверки клиентов либо применяет упрощенные меры надлежащей проверки клиентов, в отношении которых присвоен низкий уровень риска. Фондовая биржа определяет и оценивает риски ОД/ФТ, которые могут возникнуть в связи с: 1) разработкой новых продуктов и новой деловой практикой, включая новые механизмы передачи; 2) использованием новых или развивающихся технологий как для новых, так и для уже существующих продуктов. Оценка рисков ОД/ФТ проводится до запуска новых продуктов, деловой практики или использования новых или развивающихся технологий.»; дополнен пунктом 21-1 следующего содержания: «21-1. С учетом требований пунктов 2 и 3-1 статьи 5 и пункта 1 статьи 7 Закона о ПОД/ФТ фондовая биржа проводит идентификацию клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, проверку деловых отношений и изучение операций, включая при необходимости получение и фиксирование сведений об источнике финансирования совершаемых операций, с учетом уровня риска клиента, а также проводит проверку достоверности полученных сведений о клиенте (его представителя) и бенефициарном собственнике и устанавливает предполагаемую цель деловых отношений в случаях: 1) совершения клиентом пороговой операции (сделки); 2) совершения (попытки совершения) клиентом подозрительной операции (сделки); 3) совершения клиентом операции (сделки), имеющей характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам ОД/ФТ; 4) совершения клиентом необычной операции (сделки); 5) наличия оснований для сомнения в достоверности ранее полученных данных о клиенте (его представителе), бенефициарном собственнике. При совершении клиентом операции в рамках установленных деловых отношений, идентификация клиента (его представителя) и бенефициарного собственника не проводится, если она проводилась при установлении таких деловых отношений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2), 3), 4) и 5) части первой настоящего пункта, а также необходимости обновления ранее полученных либо получения дополнительных сведений в соответствии с уровнем риска клиента и Требованиями. Проверка достоверности представленных сведений осуществляется путем сверки с данными оригиналов или нотариально удостоверенных копий соответствующих документов, представленных клиентом (его представителем), сверки с данными из доступных источников (баз данных), проверки сведений другими способами.»; Постановление вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после дня его первого официального опубликования. |