| ||||||||||||||||||||
|
|
|
Г. Шахворостова, сертифицированный бухгалтер-практик (САР)
КАК ОТРАЗИТЬ В УЧЕТЕ ПЕРЕДАЧУ ОС С НУЛЕВОЙ БАЛАНСОВОЙ СТОИМОСТЬЮ ИЗ ФИЛИАЛА В ГОЛОВНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ?
Транспортное средство было приобретено ТОО. В 2010 г. передано с баланса ТОО на баланс Филиала с износом. В 2013 г. в филиале прошла полная амортизация транспортного средства. В конце 2014 г. принято решение передать транспортное средство с баланса филиала на баланс ТОО. В акте на выбытие (списание) долгосрочных активов в столбце «Балансовая стоимость» стоит 0 (ноль). Как провести по бухгалтерскому учету данное основное средство в ТОО? Стоимость транспортного средства нулевая.
Исходя из того, что транспортное средство передается из филиала головной организации с целью его дальнейшей эксплуатации, соответственно, данное основное средство является технически исправным для дальнейшего применения. Поэтому оно будет продолжать участвовать в предпринимательской деятельности организации и приносить экономическую выгоду. В соответствии со всеми применяемыми стандартами бухгалтерского учета и отчетности (МСФО, МСФО для МСБ, НСФО) руководство ответственно за пересмотр сроков полезного использования основных средств. Так, пункт 51 МСФО (IAS) 16 гласит: «Остаточная стоимость и срок полезного использования актива должны пересматриваться как минимум один раз в конце каждого отчетного года, и, если ожидания отличаются от предыдущих бухгалтерских оценок, изменения должны отражаться в учете как изменение в бухгалтерской оценке в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». То же самое говорится и в пункте 17.19 МСФО для МСБ: «Такие факторы как изменение способа использования актива, значительный непрогнозируемый физический износ, новые технологические разработки и изменение рыночных цен могут указывать на то, что остаточная стоимость или срок полезного использования актива изменились за время, прошедшее с последней годовой отчетной даты. Если такие признаки имеются, предприятие должно пересмотреть свои предыдущие оценки, и, если текущие прогнозы отличаются от таких оценок, внести поправки в остаточную стоимость, метод амортизации или срок полезного использования актива. Предприятие должно учитывать изменение в остаточной стоимости, методе амортизации или сроке полезного использования как изменение в расчетной оценке в соответствии с пунктами 10.15 - 10.18». А также это подчеркивается и в пункте 28 НСФО: «Срок полезного использования активов периодически пересматривается. В случае, если последующие расчеты существенно отличаются от предыдущих расчетов, то амортизационные начисления за текущий и будущие периоды корректируются». В данном случае сроки полезного использования вовремя не пересматривались, поэтому у еще используемого транспортного средства сложилась нулевая балансовая стоимость. Кроме того, изначально при вводе в эксплуатацию транспортного средства не была предусмотрена его остаточная (ликвидационная) стоимость. Применяя вышеперечисленные стандарты учета это можно классифицировать как ошибку, допущенную в предыдущих периодах, исправление которой осуществляется на ретроспективной основе. Ошибку, допущенную организацией, можно исправить следующим образом. Допустим, первоначальная стоимость транспортного средства составляла 800 000 тенге, срок эксплуатации предусмотрен на 5 лет, соответственно, годовая сумма амортизации составляет 160 000 тенге (800 000 тенге/5 лет). ТОО необходимо было пересмотреть срок полезного использования транспорта, как минимум, в конце четвертого года его эксплуатации. Балансовая стоимость транспортного средства на конец четвертого года / начало пятого года использования составит 160 000 тенге (800 000 - (800 000 / 5 лет × 4 года)). Если бы был осуществлен пересмотр срока амортизации, и по оценке было установлено, что транспортное средство будет использоваться не год, а еще четыре года (то есть всего восемь лет), то исходя из балансовой стоимости актива, годовая сумма амортизации составила бы 40 000 тенге (160 000 / 4 года). Так как в пятом году использования актива амортизация должна была признана в сумме 160 000 тенге, то с учетом пересмотренного срока полезного использования амортизация будет признана в сумму 40 000 тенге. Поэтому на сумму разницы в 120 000 тенге (160 000 - 40 000) необходимо было восстановить стоимость основного средства. Исправление ошибки предшествующего периода в текущем отчетном периоде отражается следующей корреспонденцией счетов: Дебет 2420 «Амортизация основных средств» - Кредит 5520 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) предыдущих лет» - на сумму 120 000 тенге. После исправления ошибки (восстановления стоимости) балансовая стоимость транспортного средства будет равна 120 000 тенге, которая будет амортизироваться в течение оставшихся четырех лет. По восстановленной балансовой стоимости транспортное средство будет передано с баланса филиала на баланс головной организации.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |