|
|
Путеводитель по санкциям и ограничениям против Российской Федерации, введённые после 22 февраля 2022 года (по состоянию на 05.12.2025 г.) Источники информации: официальные заявления, опубликованные документы и материалы СМИ 1. Государственный долг и инвестиции 2. Визы и дипломатические отношения Албания Антигуа и Барбуда, Доминика, Сент-Китс и Невис, Гренада, Сент-Люсия Болгария Великобритания Венгрия Германия Дания Евросоюз Кипр Исландия Испания Италия Латвия Литва Лихтенштейн Мальта Нидерланды Новая Зеландия Норвегия Польша Румыния Северная Македония Словения Словакия США, Канада Украина Федеративные штаты Микронезии Финляндия Франция Чехия Швейцария Швеция Эстония Япония 2.а. Сотрудничество с государствами, союзами и международными организациями 3. Экспорт и импорт 4. Банки и банковская деятельность 5. Авиационное сообщение и навигация 6. Медиа и интернет 7. Сфера культуры и спорта 8. Персональные санкции 9. Санкционные списки: перечень основных ресурсов Поступления 5 декабря 2025 г. ЕС включил Россию в список юрисдикций высокого риска Австралия ввела санкции против России в отношении 45 судов Российским самбистам вернули флаг и гимн на международных турнирах Международная федерация дзюдо разрешила россиянам выступать с гимном и флагом Великобритания ввела санкции против российского подразделения военной разведки Джерси будет автоматически применять санкции Великобритании Поступления 4 декабря 2025 г. ЕС определил сроки полного отказа от российского газа ЕС одобрил два варианта кредита Украине, в том числе за счет России Молдавия денонсировала соглашение с Россией о создании и функционировании культурных центров Канада выпустила руководство по экономическим санкциям Суд Великобритании отклонил апелляцию Letter One о компенсации в связи с санкциями Суд ЕС отклонил апелляции Тимченко о снятии с них санкций ЕС Поступления 3 декабря 2025 г. Wise предупредил о блокировке карт россиян без европейского ВНЖ CAS признал неправомерным отстранение российских лыжников от турниров Поступления 2 декабря 2025 г. Великобритания расширила действие сельхозлицензии за счет включения дополнительных удобрений Украина синхронизировала санкции с США Британский суд решил, что теоретический риск нарушения санкций ЕС недостаточен для вынесения запретительного судебного запрета Великобритания вывела из-под санкций международные активы ЛУКОЙЛа до 26 февраля 2026 г. Поступления 28 ноября 2025 г. Швеция опубликовала отчёт о соблюдении санкций ЕС в отношении России Украина добавила 56 судов в свой санкционный список Украина призвала усилить давление на Россию в области защиты прав журналистов Поступления 27 ноября 2025 г. Мальта внедрила директиву ЕС о криминализации санкций в национальное законодательство Румыния приняла закон, предусматривающий уголовную ответственность за нарушение международных санкций против России Иностранцы, продающие товары и услуги в Литве, должны будут обеспечить обслуживание на государственном языке Польша закрывает последнее российское консульство в стране Поступления 25 ноября 2025 г. ЕС частично обновил часто задаваемые вопросы в связи с 19-м санкционным пакетом США разрешили отдельные операции с венгерской атомной электростанцией, связанной с Россией В ЕС отказали в предоставлении охраны наименованию места происхождения товара «ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО» Поступления 21 ноября 2025 г. Великобритания обновила правила экспортного контроля ЕС ввёл санкции против десяти человек за «нарушения прав человека» в России Великобритания расширила лицензию, касающуюся деятельности юридических лиц «Лукойл Болгария» Великобритания внесла поправки в определение «инвестора, отказавшегося от инвестиций» в руководстве по финансовым санкциям Эстония будет контролировать сделки с финансовой поддержкой иностранного государства Литва открыла погранпереходы с Беларусью Швейцария продлила санкционный режим в связи с ситуацией на Украине до 2030 года США, Австралия и Великобритания ввели санкции против «российской киберпреступной инфраструктуры, поддерживающей программы-вымогатели» Поступления 18 ноября 2025 г. США отсрочили действие лицензии на сворачивание деятельности автозаправок Лукойла за рубежом Великобритания опубликовала бюллетень о предотвращении уклонения от санкций в отношении «теневого флота» Литва ужесточает контроль за транзитом в Калининградскую область Великобритания вывела из-под санкций две «дочки» «Лукойла» в Болгарии Поступления 14 ноября 2025 г. Молдавия денонсирует семь соглашений, подписанных в рамках СНГ США повторно лишили экспортных привилегий российскую авиакомпанию Поступления 13 ноября 2025 г. Канада ввела санкции против 13 физических лиц, 11 организаций и 100 судов Группа стран присоединилась к 19-му санкционному пакету ЕС против России Поступления 11 ноября 2025 г. Украина ввела санкции против российских издательств и некоторых чиновников ЕС ужесточил визовые правила для граждан России Украина ввела санкции против работающих в Арктике физических и юридических лиц РФ Поступления 7 ноября 2025 г. Германия перестанет признавать небиометрические российские загранпаспорта Великобритания обновила лицензию по обработке платежей через подсанкционные кредитные или финансовые учреждения США разрешили операции с самолетами, которые связывали с президентом Беларуси Поступления 5 ноября 2025 г. Литва денонсировала соглашение с Россией о взаимных поездках граждан Великобритания опубликовала руководство по противодействию уклонению от российских санкций для сектора грузовых перевозок Литва остановит транзит грузов «Лукойла» и «Роснефти» в Калининградскую область Великобритания разрешила своим финансовым учреждениям принимать средства, полученные от депозитария ценных бумаг Украина ввела санкции против российских граждан и организаций, связанных со СМИ и военным сектором 1. Государственный долг и инвестиции | № | Государство или международная организация/компания | Краткое описание | | 1.55. | Евросоюз | 3 декабря 2025 г. Комиссия ЕС одобрила два варианта финансирования Украины: заимствования ЕС, которые будут опираться на бюджет ЕС, и «репарационный кредит» (см. текст предложения), который предоставит Комиссии ЕС возможность заимствовать остатки денежных средств у финансовых институтов ЕС, владеющих замороженными активами Центрального банка России. Эти предложения предусматривают ряд гарантий защиты государств-членов и финансовых институтов от возможных ответных мер внутри России, а также от «незаконной экспроприации за её пределами, особенно в дружественных России юрисдикциях». Для покрытия остаточного риска пакет включает в себя механизм солидарности, подкреплённый двусторонними национальными гарантиями или бюджетом ЕС. | | 1.54. | Эстония | 12 ноября 2025 г. в Эстонии были приняты поправки в Закон о конкуренции, которые наделяют Антимонопольное управление полномочиями поддерживать реализацию постановления Европейской комиссии об иностранных субсидиях в случае концентраций, когда одна из сторон сделки получила финансовую поддержку от иностранного государства. Регламент Европейского союза позволяет проводить расследования на предмет получения компаниями, работающими в ЕС, субсидий от третьих стран, которые могут нарушить честную конкуренцию. Этот регламент призван уравновесить ситуацию, когда компании ЕС обязаны соблюдать правила государственной помощи, но финансовая поддержка от третьих стран, такая как льготные кредиты, налоговые льготы или другие субсидии, до сих пор не подвергалась проверке. Регламент не запрещает такие субсидии, но их влияние оценивается отдельно, чтобы избежать искажений рынка. Эстония назначила Министерство финансов ответственным органом по вопросам государственных закупок, а Антимонопольное управление - по вопросам контроля за слияниями. | | 1.53. | Великобритания | 18 ноября 2025 г. Великобритания обновила свои общие рекомендации по финансовым санкциям, разъяснив, когда Управление по осуществлению финансовых санкций (OFSI) может выдавать лицензии российским инвесторам, осуществляющим продажу активов. Согласно рекомендациям, к инвесторам, осуществляющим продажу активов, относятся: - лица, находящиеся под санкциями Великобритании против России; - Правительство России; и - любой, кто содействует отчуждению средств другого лица от этих инвесторов. OFSI может выдавать лицензии организациям, приобретающим долю у инвестора, осуществляющего продажу, если: - единственным условием является перевод средств указанному лицу или российскому правительству, и - эти средства либо зачисляются на замороженный счет, либо перечисляются на счет в юрисдикции с эквивалентными санкционными мерами контроля и положениями о лицензировании. Ранее это определение широко подразумевало отчуждение активов у лиц, включенных в санкционный список, или Правительства России при таких условиях. Изменённое определение теперь чётко указывает на то, что британские организации могут приобретать доли участия, принадлежащие лицу, включенному в санкционный список, или российскому Правительству в этой британской организации, а не оставлять сферу «отчуждения» неопределённой. | | 1.52. | Евросоюз | 18 июля 2025 г. ЕС принял 18-й пакет экономических и индивидуальных ограничительных мер против России. Пакет, в частности, включает решения по следующим вопросам: - введен полный запрет на осуществление любых операций с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и его дочерними компаниями; - введены меры по защите государств-членов ЕС от арбитражных разбирательств по двусторонним инвестиционным договорам, инициированных российскими компаниями и частными лицами, включая крупных бизнесменов и их доверенных лиц. Для этого в ЕС будут введены «процедуры непризнания» данных юридических обязательств государств ЕС по подписанным ими соглашениям, что позволит судам отклонять на этом основании любые судебные иски о компенсациях инвестиций. Поправками вводится взаимосвязь между санкциями и международным инвестиционным арбитражем. Внесение поправок в статью 11 и включение двух новых статей 11e и 11f санкционного регламента ЕС направлено на: I) предотвращение признания, приведения в исполнение или оказания помощи в разбирательстве, результатом которого было бы судебное или арбитражное решение, вынесенное в отношении какого-либо лица государства-члена ЕС на основании инвестиционного договора в интересах российского инвестора; II) разрешение проигравшему государству осуществить компенсацию за счет имущества лица, которое участвовало бы в таком арбитраже, III) возможность предусмотреть, что государства-члены ЕС выдвигают любые обоснованные возражения против признания и выполнения такого решения. См. Вопросы и ответы по 18-му пакету санкций против России. | | 1.51. | Великобритания | 2 мая 2025 г. Высокий суд Англии и Уэльса (Коммерческий суд) вынес решение по делу [2025] EWHC 1060 (Comm) между Российской Федерацией и украинским АО «ДТЭК Крымэнерго» о взыскании в пользу последнего 207,8 млн долларов США за потерю им энергоактивов в Крыму. Суд приостановил взыскание с России указанной суммы до рассмотрения Апелляционным судом Гааги вопроса об аннулировании арбитражного решения по жалобе РФ. При этом суд признал риски причинения ущерба истцу в случае длительной задержки разбирательства, поэтому ограничил отсрочку исполнения датой решения апелляции, а не окончательного исхода тяжбы после прохождения всех судебных инстанций в Нидерландах. | | 1.50. | Германия, Франция, Италия, Польша, Испания, Великобритания | 31 марта 2025 г. принята Совместная декларация министров иностранных дел Германии, Франции, Италии, Польши, Испании, Великобритании, а также Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности в Мадриде. Главы МИД выступили за то, чтобы российские активы оставались замороженными до тех пор, пока конфликт на Украине не прекратится, и Россия не компенсирует ущерб. Страны также выразили готовность продолжать оказывать давление на Россию, включая введение новых санкций, чтобы «предоставить Украине наилучшие возможности для обеспечения справедливого и прочного мира». См. также Совместное заявление президентов и глав парламентских делегаций Бельгии, Эстонии, Испании, Хорватии, Исландии, Литвы, Люксембурга, Латвии, Норвегии, Польши, Португалии, Швеции, Словении, Финляндии, Дании, Чехии, Украины и Великобритании, а также Европейского парламента (31 марта 2025 г., Буча, Украина). См. также Совместное заявление министров иностранных дел Франции, Германии, Италии, Польши, Испании, Великобритании, а также Верховного представителя ЕС (Рим, 12 июня 2025 г.). | | 1.49. | Великобритания | 17 февраля 2025 г. обновлено Руководство Великобритании по контрактам государственного сектора с поставщиками из России и Беларуси. Документ содержит информацию о политике государственных закупок Великобритании и часто задаваемые вопросы о государственных контрактах с поставщиками из России и Беларуси. Руководство информирует, как государственные заказчики могут еще больше сократить связи с компаниями, поддерживаемыми государствами Россия и Беларусь, а также следует последним тенденциям пересмотра закупающими органами своих портфелей контрактов, в которых они работают с российскими и белорусскими организациями. | | 1.48. | Великобритания | 16 января 2025 г. в Великобритании вступил в силу Закон о финансовой помощи Украине 2025 года, который разрешает использовать доходы от санкционированных активов для помощи Украине. | | 1.47. | Великобритания | 14 октября 2024 г. Управление по осуществлению финансовых санкций (OFSI) выдало Генеральную лицензию INT/2024/5294388 «Выплаты по государственному долгу», позволяющую физическим лицам производить выплаты по государственному долгу Великобритании, если законным владельцем или прямым или косвенным получателем или выгодоприобретателем этого платежа является резидент Великобритании или лицо, находящееся под запретом в Великобритании, при условии, что платежи хранятся на замороженных счетах или счетах запрещенных лиц в Великобритании. См. Уведомление о публикации. | | 1.46. | Евросоюз | 24 июня 2024 г. ЕС принял 14-й пакет экономических и индивидуальных ограничительных мер, запрещающий новые инвестиции, а также предоставление товаров, технологий и услуг для завершения строящихся проектов СПГ , таких как «Арктик СПГ 2» и «Мурманск СПГ». Также введен запрет на финансирование ЕС и государствами-членами всех российских предприятий - а не только государственных, как это было раньше. См. пресс-релиз Совета ЕС от 24 июня 2024 г. | | 1.45. | Австралия | 27 мая 2024 г. премьер-министр Австралии сообщил, что Конституция Австралии не позволяет конфисковать российские активы в пользу Украины. Кроме того, австралийское законодательство не предусматривает механизма ареста и конфискации замороженных активов. | | 1.44. | США | 24 апреля 2024 г. Президент США подписал пакет законов о национальной безопасности (HR 815), содержащий следующие ключевые моменты: 1) Удвоение срока исковой давности за нарушение санкций США (см. п. 8.371 Путеводителя). 2) На Россию будут наложены дополнительные санкции. Закон требует от Президента США в течение 90 дней с момента вступления в силу представить Конгрессу отчет с указанием лиц, в настоящее время подвергающихся санкциям ЕС и Великобритании, направленным против России. В отчете должно быть указано, соответствуют ли такие лица критериям санкций США в соответствии с определенными законами и указами за действия, связанные с нарушениями прав человека, определенной вредоносной иностранной деятельностью, а также торговлей и другими инвестициями с Россией. Президент должен ввести санкции против тех лиц, которые подпадают под санкции ЕС или Великобритании и не подпадают под санкции США. 3) Замороженные российские государственные активы могут быть конфискованы и использованы для поддержки Украины. Президенту США представляется полномочие конфисковать суверенные активы России, которые были заморожены финансовыми институтами США, и передавать их Украине для использования в целях ее восстановления. Закон не предусматривает немедленной конфискации каких-либо активов и не требует от Президента США конфисковать такие активы. Суверенные активы России определяются как средства и иное имущество Центрального банка РФ, Фонда национального благосостояния РФ или Минфина РФ, а также любые другие средства или имущество, принадлежащие Правительству РФ. Закон запрещает выпуск замороженных российских суверенных активов в финансовых учреждениях США до тех пор, пока Украине не будет предоставлена полная компенсация за причиненный ущерб. Президент также может ввести суверенные активы Беларуси в сферу полномочий по конфискации. В целях идентификации российских суверенных активов закон требует от Президента США дать указание американским финансовым учреждениям, в которых расположены российские суверенные активы, уведомлять о таких активах Минфин США. Президент должен издать инструкции в течение 90 дней с момента вступления закона в силу. Затем финансовые учреждения будут обязаны представить уведомление Минфину США в течение 10 дней после обнаружения таких активов. Закон уполномочивает Президента США конфисковать любые суверенные активы России, выявленные в ходе описанной выше процедуры. Если Президент США решит конфисковать активы, он должен сначала представить уведомление соответствующему комитету Конгресса. Президент США может конфисковать активы через 30 дней после предоставления уведомления. Хотя эти активы в настоящее время заморожены на счетах в финансовых учреждениях США, они не были «арестованы» в том смысле, что право собственности на них остается за российским правительством. Если Президент США осуществит полномочия по конфискации, то право собственности в отношении активов будет передано Соединенным Штатам. Закон также запрещает судебный пересмотр ареста или передачи замороженных российских активов. 23 июля 2024 года Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США объявило в соответствии с требованиями закона о публикации уведомления, требующего от финансовых учреждений, владеющих российскими суверенными активами, сообщать об этих активах в OFAC не позднее 2 августа 2024 г. или в течение 10 дней с момента обнаружения таких активов. Финансовые учреждения не должны повторно сообщать информацию о российских суверенных активах, которая ранее была сообщена OFAC в отчетах. См. пресс-релиз Минфина США от 23 июля 2024 г. 4) Установлен процесс распределения средств в Украину через Фонд поддержки. Закон наделяет Госдепартамент США полномочиями распределять арестованные активы через «Фонд поддержки Украины», который должен быть создан в соответствии с законодательством. Средства будут использоваться в Украине для реконструкции и восстановления, а также для экономической и гуманитарной помощи. Государственный департамент должен уведомить Конгресс по крайней мере за 15 дней до распределения каких-либо средств, чтобы дать Конгрессу возможность рассмотреть предложение и отклонить его (посредством совместной резолюции о неодобрении). 5) Установлено требование о создании международного механизма компенсации Украине. Закон требует от Президента США создать международный механизм компенсации Украине причиненного ущерба. Он должен включать создание международного фонда (который будет называться «Компенсационный фонд Украины»), который мог бы получать арестованные активы от иностранных партнеров (в том числе США и «Фонда поддержки Украины»). 6) Установлены требования о безопасности данных. Закон о защите данных американцев от иностранных противников 2024 г. запрещает «посредникам данных» передавать, предоставлять доступ или «иным образом делать доступными личные конфиденциальные данные Соединенных Штатов» по отношению к любой «иностранной стране-противнику» (Китаю, Ирану, Северной Корее и России) или любому субъекту, «контролируемому иностранным противником». Идентифицируемые персональные данные, на которые распространяется запрет, включают такие типы данных как выданные Правительством США идентификаторы, медицинская информация, финансовая информация, точные данные геолокации, генетическая информация и биометрические идентификаторы. Законодательство также распространяется на частные сообщения, информацию календаря и адресной книги, телефонные или текстовые журналы, фотографии, аудиозаписи, видео, информацию о лице в возрасте до 17 лет и информацию, идентифицирующую личность и онлайн-активность человека с течением времени. К получателям с ограниченным доступом относятся организации, которые организованы в соответствии с законодательством или имеют основное место деятельности в Китае, Иране, Северной Корее или России, а также организации, 20% или более которых принадлежат организациям, организованным в соответствии с законодательством или штаб-квартиры которых находятся в перечисленных странах. Физические лица, проживающие в этих странах, также включены в список получателей с ограниченным доступом. 8 января 2024 г. Министерство юстиции опубликовало окончательное постановление по реализации Указа Президента США от 28 февраля 2024 г. № 14117 («О предотвращении доступа стран, вызывающих обеспокоенность, к массивам конфиденциальных персональных данных американцев и данным, связанным с правительством США»), запрещая и ограничивая определенные транзакции данных с определенными странами или лицами. Постановление вступает в силу 8 апреля 2025 г. Шесть стран, вызывающих беспокойство США, - это Китай (включая Гонконг и Макао), Куба, Иран, Северная Корея, Россия и Венесуэла. См. пресс-релиз Минюста США от 27 декабря 2024 г. и информационный бюллетень. Одновременно с этим Агентство по кибербезопасности и безопасности инфраструктуры («CISA») Министерства внутренней безопасности США 3 января 2025 г. выпустило окончательные требования безопасности для ограниченных транзакций, которые устанавливают требования безопасности на уровне организации, систем и данных, которым должны соответствовать лица США, участвующие в ограниченных транзакциях в соответствии с Окончательным постановлением («Требования безопасности CISA»). 2 апреля 2024 г. Национальный институт здравоохранения США сообщил о запрете с 4 апреля 2025 г. доступа к хранилищам данных с контролируемым доступом и связанным с ними данным учреждениям, расположенным в странах, вызывающих обеспокоенность (Китай, включая Гонконг и Макао, Россия, Иран, Северная Корея, Куба и Венесуэла). 11 апреля 2025 г. отдел национальной безопасности Минюста США опубликовал ответы на более чем 100 часто задаваемых вопросов о защите конфиденциальных данных американцев от иностранных противников, опубликовал Руководство по соблюдению требований и выпустил Ограниченную политику принудительного исполнения на первые 90 дней Окончательного постановления. Программа безопасности данных (DSP) Минюста США по сути запрещает гражданам США предоставлять определенные объемы персональных данных американцев организациям, головной офис или местонахождение которых находится в Китае (включая Гонконг и Макао), России, Венесуэле, Иране, Кубе или Северной Корее, или их дочерним компаниям в других странах, если только не применяется исключение. Цель DSP - не допустить, чтобы «иностранные противники использовали в качестве оружия массовые конфиденциальные персональные данные американцев». При этом термин «конфиденциальные персональные данные» включает практически любые персональные данные, в том числе общие идентификаторы, такие как имена, адреса электронной почты и номера телефонов, а также псевдонимные данные, такие как IP-адреса, данные cookie и рекламные идентификаторы. DSP применяется, когда гражданин США собирает определенные типы персональных данных об американцах сверх определенных пороговых значений - например, точные данные геолокации о 1000 или более устройствах, связанных с американцами, или данные о состоянии здоровья или финансах о 10 000 или более американцев - и планирует сделать эти данные доступными. Нарушения могут повлечь за собой существенные наказания. Гражданские штрафы могут достигать суммы в 368 136 долларов США (которая ежегодно корректируются с учетом инфляции) или двойной стоимости покрываемой транзакции. Умышленные нарушения могут повлечь за собой уголовные наказания, включая до 20 лет тюрьмы и 1 миллион долларов США штрафов. 23 октября 2024 г. Президент США сообщил о принятом решении использовать российские суверенные активы для поддержки Украины. США предоставят Украине кредиты, которые будут выплачены за счет процентов, полученных от иммобилизованных российских суверенных активов. См. пресс-релиз Минфина США от 23 октября 2024 г. 10 декабря 2024 г. Минфин США объявил о выделении кредита в размере 20 миллиардов долларов в пользу Украины, который будет погашен за счет средств, полученных от замороженных иммобилизованных российских суверенных активов. | | 1.43. | США | В рамках пакета иностранной помощи Палата представителей США приняла закон, который требует от финансовых учреждений США уведомлять Казначейство США о любых российских суверенных активах, которыми они владеют, и уполномочивает президента США конфисковывать такие активы и передавать их в создаваемый законопроектом Фонд поддержки Украины. Законопроект также предписывает Президенту США стремиться к созданию совместно с иностранными партнерами международного механизма для предоставления компенсации Украине с использованием Фонда поддержки Украины и российских суверенных активов, конфискованных иностранными партнерами. 24 апреля 2024 г. закон подписан президентом США. | | 1.42. | Швейцария | 7 марта 2024 г. Совет кантонов Швейцарии (верхняя палата Парламента) проголосовал за то, чтобы правительство Швейцарии использовало замороженные средства российского Центрального банка в качестве репараций для восстановления Украины. Национальный совет Швейцарии (нижняя палата Парламента) принял аналогичное решение в 2023 г. Федеральный совет должен принять меры по разработке необходимой правовой базы на международном уровне. | | 1.41. | США | 23 февраля 2024 г. правительство США выпустило бизнес-рекомендацию о рисках и соображениях для ведения бизнеса в Российской Федерации и на неподконтрольных правительству Украины территориях. В документе представлена краткая информация о состоянии рынка и связанных с ним проблемах, а также по таким темам, как санкции США и экспортный контроль, запреты на импорт, борьба с отмыванием денег и проблемы коррупции. Компаниям, которые работают в России или имеют цепочки создания стоимости, связанные с Россией, следует пересмотреть риски работы в России, поскольку они «могут столкнуться со значительными операционными, юридическими, экономическими и репутационными рисками, связанными с их бизнес-операциями и отношениями в России». | | 1.40. | Евросоюз | 1 февраля 2024 г. Европейский Совет утвердил предложение Еврокомиссии об использовании доходов от замороженных российских активов для финансирования помощи Украине. Потенциальные доходы от использования этих активов могут быть получены в соответствии с соответствующими правовыми актами ЕС. 12 февраля 2024 г. сообщено, что Совет ЕС принял решение, разъясняющие обязательства центральных депозитариев ценных бумаг, владеющих активами Банка России, которые были заморожены вследствие ограничительных мер ЕС. Разъясняется правовой статус получаемых доходов и устанавливаются четкие правила для лиц, владеющих ими. В частности, депозитарии, владеющие активами Банка России на сумму более 1 млн евро, должны учитывать такие активы и доходы от них отдельно. Им запрещается распоряжаться полученной чистой прибылью. С учетом рисков и издержек, связанных с хранением активов и резервов Банка России, каждый центральный депозитарий ценных бумаг может обратиться к своему надзорному органу с просьбой санкционировать выпуск части этой чистой прибыли с учетом соблюдения уставного капитала и требований рисков к управлению. Эти средства могут быть направлены через бюджет ЕС в Фонд Украины. Регламент Совета ЕС от 12 февраля 2024 г. опубликован в «Официальном журнале» ЕС 14 февраля 2024 г. В документе приводится обоснование использования прибыли от замороженных российских активов. Так, «неожиданные и чрезвычайные доходы, подпадающие под действие Регламента, не должны предоставляться Центральному банку России даже после отмены запрета на операции». Такие доходы «не являются суверенными активами. Следовательно, правила защиты суверенных активов не применимы к этим доходам». Указано, что полученная прибыль является результатом реализации ограничительных мер ЕС против России, а введенные Регламентом дополнительные меры в их отношении соответствуют цели ограничительных мер. 5 марта 2024 г. сообщено, что Северная Македония, Черногория, Албания, Украина, Босния и Герцеговина, а также Исландия, Лихтенштейн и Норвегия присоединились к решению ЕС от 12 февраля 2024 г. 21 мая 2024 г. Совет ЕС принял решение, гарантирующее, что чистая прибыль, полученная от неожиданных и чрезвычайных доходов, получаемых центральными депозитариями ценных бумаг в ЕС от замороженных российских активов в результате реализации ограничительных мер ЕС, будут использованы для «дальнейшей военной поддержки Украины, а также ее оборонно-промышленного потенциала и восстановления». Центральные депозитарии, владеющие российскими суверенными активами и резервами на сумму более 1 миллиона евро, внесут финансовый вклад из своей соответствующей чистой прибыли, накапливаемой с 15 февраля 2024 г. Суммы будут выплачиваться центральными депозитариями ЕС раз в два года в соответствии со следующим распределением: - Европейский фонд мира 90% - Программы ЕС , финансируемые из бюджета ЕС 10%. Это распределение будет пересматриваться ежегодно, и впервые до 1 января 2025 г. Центральным депозитариям также разрешено временно сохранить долю в размере около 10% финансового вклада для соблюдения уставного капитала и требований по управлению рисками. См. пресс-релиз Совета ЕС от 21 мая 2024 г. См. пресс-релиз Европейской комиссии от 21 мая 2024 г. В соответствии с Регламентом Совета ЕС 2024/1469 от 21 мая 2024 г.: «непредвиденные и чрезвычайные доходы не должны предоставляться Центральному банку России в соответствии с действующими правилами даже после отмены запрета на операции. Таким образом, они не являются суверенными активами. Следовательно, правила защиты суверенных активов не применимы к этим доходам». | | 1.39. | Евросоюз | 26 октября 2023 г. обновлен раздел «Часто задаваемых вопросов о санкциях», касающийся деятельности Центрального банка России. Разъясняется, что платеж во исполнение «обязательства по добровольной оплате сделки» (так называемый «налог на выход») не подпадает под действие запрета на осуществление «операций, связанных с управлением резервами, а также активами» Банка России. Уплату так называемого «налога на выход» устанавливает Правительственная комиссия РФ, реализующая Указ Президента РФ от 8 сентября 2022 г. № 618. Это не часть официального налогового законодательства России. Указ устанавливает оплату в качестве предварительного условия для разрешения компаниям ЕС выходить из России и не означает предоставления возможности Центральному банку России управлять своими резервами или активами. | | 1.38. | Новый банк развития (НБР) | Новый банк развития (НБР), созданный странами БРИКС в 2014 году, не рассматривает новые проекты в России, поскольку «действует в соответствии с международными ограничениями». | | 1.37. | Эстония | 28 июня 2023 г. сообщено, что Эстония разрабатывает законопроект о возможности использования замороженных активов российских граждан и предприятий для компенсации ущерба, причиненного Украине в ходе специальной военной операции. Замороженные активы России будут применяться для восстановления Украины в авансовом порядке: если Россия возьмет на себя ответственность за нанесенный ущерб и выплатит компенсации, это позволит ей получить компенсацию за конфискованные активы. | | 1.36. | Евросоюз | 23 июня 2023 г. принят одиннадцатый санкционный пакет Евросоюза против России. Добавлена оговорка, разрешающая продажу прав собственности в российском совместном предприятии, находящемся в совместном владении с включенным в санкционный перечень лицом. Это дает возможность для вывода из России дочерних компаний европейских компаний, созданных в России, до конца 2023 г.. Также добавлена оговорка, позволяющая распоряжаться определенными видами ценных бумаг, принадлежащих указанным организациям, зарегистрированным на бирже. | | 1.35. | Биржи Nasdaq, NYSE | 15 марта 2023 г. американская биржа Nasdaq сообщила о решении провести делистинг ценных бумаг российских компаний, включая «Яндекс», Ozon, Qiwi и HeadHunter. Бумаги исключаются из листинга с 24 марта 2023 г., если компании не обжалуют решение. 15 марта 2023 г. нью-йоркская фондовая биржа (NYSE) сообщила о намерении провести делистинг депозитарных расписок Cian Plc (ЦИАН). 8 июня 2023 г. американская биржа Nasdaq удовлетворила апелляцию «Яндекса» и не будет проводить делистинг акций компании класса А. Согласно решению Nasdaq, ценные бумаги «Яндекса» продолжат находиться в биржевом списке, но решение о приостановке торгов остается в силе. | | 1.34. | США | 25 января 2023 г. Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) выпустила предупреждение для финансовых учреждений о потенциальных инвестициях в сектор коммерческой недвижимости США со стороны находящихся под санкциями российских элит, олигархов, членов их семей и организаций, через которые они действуют. В предупреждении перечислены потенциальные красные флажки и типологии, связанные с попытками уклонения от санкций в секторе коммерческой недвижимости. | | 1.33. | Евросоюз | 9 ноября 2022 г. обновлен раздел «Часто задаваемых вопросов о санкциях», касающийся замораживания активов и запрета на предоставление средств или экономических ресурсов. Разъясняется, что акции квалифицируются как «фонды» и, следовательно, должны быть заморожены, если они принадлежат или контролируются внесенным в санкционный список лицом. Такому лицу запрещается осуществлять любые права голоса, которые могут привести к каким-либо изменениям в отношении этих акций. Право голоса как таковое может считаться нематериальным экономическим ресурсом, и необходимо предотвратить его использование в целях любого получения средств, товаров или услуг. Поэтому ни при каких обстоятельствах и ни для какой цели такие акционеры не могут осуществлять свое право голоса в компании или фонде. | | 1.32. | Украина | Указом Президента Украины от 19 октября 2022 г. № 726/2022 сроком на 10 лет введены персональные специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) против Российского фонда прямых инвестиций. | | 1.31. | Евросоюз | 6 октября 2022 г. выпущена рекомендация относительно активов российских инвесторов: компетентные органы государств-членов могут принимать решение о выведении определенных активов или экономических ресурсов из-под блокировки, которые принадлежат подсанкционному лицу 101 (Национальный расчетный депозитарий) на тех основаниях, которые данный орган посчитает необходимыми, а также убедившись, что данные средства необходимы для прекращения к 7 января 2023 г. операционной деятельности, контрактов и других соглашений, заключенных до 3 июня 2022 г. (дата включения НРД в санкционный список) и как-либо связанных с данным лицом. О разъяснениях, содержащих условиях совершения сделок с находящимся под санкциями Национальным расчетным депозитарием, см. п. 4.66 Путеводителя. Из-под санкций также разрешено выводить активы, связанные с подсанкционным лицом 91 (ПАО «КАМАЗ»), в связи с необходимостью сворачивания к 31 декабря 2022 г. совместных предприятий или сходных форм организации деловой активности, которые были учреждены до 16 марта 2022 г. 16 декабря 2022 г. Минфин Люксембурга разрешил разблокировку активов, ценных бумаг и купонного дохода, принадлежащих Национальному расчетному депозитарию (НРД) до 3 июня 2022 г. Разрешение действует до 7 января 2023 г. включительно. 22 декабря 2022 г. Минфин Бельгии выдал разрешение Национальному расчетному депозитарию (НРД) на разблокировку активов (денег или ценных бумаг), необходимых для прекращения не позднее 7 января 2023 г. операций, контрактов или других соглашений, заключенных с НРД до 3 июня 2022 г. и при условии, что не задействовано никакое другое лицо, находящееся под санкциями ЕС. 11 сентября 2024 г. Суд Евросоюза отклонил иск НКО АО «Национальный расчетный депозитарий (НРД) о снятии с него санкций, введенных в 2022 г., и продленных в 2023 г., поскольку «НРД не смог доказать, что Совет ЕС допустил ошибку, придя к выводу, что предприятие являлось системообразующим финансовым институтом, игравшим существенную роль в функционировании финансовой системы России». Суд также отклонил довод НРД о том, что введенные санкции и последовавшая за ними заморозка активов привели к нарушению прав собственности частных инвесторов - клиентов депозитария, так как «фактически замороженные активы не принадлежат организации». См. пресс-релиз Европейского суда от 11 сентября 2024 г. |
Доступ к документам и консультации от ведущих специалистов
|
|