Путеводитель по санкциям и ограничениям против Российской Федерации, введённые после 22 февраля 2022 года
(по состоянию на 12.03.2025 г.)
Источники информации: официальные заявления, опубликованные документы и материалы СМИ
1. Государственный долг и инвестиции
2. Визы и дипломатические отношения
Албания
Антигуа и Барбуда, Доминика, Сент-Китс и Невис, Гренада, Сент-Люсия
Болгария
Великобритания
Венгрия
Германия
Дания
Евросоюз
Кипр
Исландия
Италия
Латвия
Литва
Лихтенштейн
Мальта
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Польша
Румыния
Северная Македония
Словения
Словакия
США, Канада
Украина
Федеративные штаты Микронезии
Финляндия
Чехия
Швейцария
Эстония
Япония
2.а. Сотрудничество с государствами, союзами и международными организациями
3. Экспорт и импорт
4. Банки и банковская деятельность
5. Авиационное сообщение и навигация
6. Медиа и интернет
7. Сфера культуры и спорта
8. Персональные санкции
9. Санкционные списки: перечень основных ресурсов
Поступления 12 марта 2025 г.
ЕСПЧ присудил Галкину, Макаревичу, Лазаревой, Эйдельман компенсации из-за статуса «иностранный агент»
Поступления 10 марта 2025 г.
ЕСПЧ рассмотрел дело Милашиной, Муратова, Кожеурова и «Новой газеты»
Молдавия приняла решения в целях соблюдения ограничительных мер ЕС против России
Поступления 6 марта 2025 г.
США ввели дополнительные пошлины на алюминий
Суд ЕС отказался снять санкции с бизнесмена А. Пономаренко
Поступления 5 марта 2025 г.
Швейцария расширила санкционные списки
Канада выпустила новые рекомендации по отчетности о подсанкционном имуществе
Норвегия поддержала 16-й санкционный пакет ЕС
Канада расширила запрет на экспорт товаров, используемых для производства оружия
Канада ввела санкции против 109 судов, связанных с перевозками российской нефти
Канада ввела санкции против 10 физических лиц и 21 организации
Суд Ирландии вынес решение по делу ГТЛК
ЕС продлил санкции против лиц, признанных «ответственными за хищение украинских государственных средств»
Литва с 12 марта требует обязательное декларирование топлива в баках грузовиков
Поступления 3 марта 2025 г.
США продлили санкции против России ещё на 1 год
Польша продлила на 3 месяц режим повышенной готовности против «гибридных атак России и Белоруссии»
Великобритания обновила руководство по лицензированию торговых услуг
Поступления 27 февраля 2025 г.
Суд ЕС рассмотрел 2 дела о сохранении санкций в отношении А. Мельниченко и М. Токаревой
Поступления 26 февраля 2025 г.
Молдавия присоединилась к санкциям ЕС в отношении России
Австралия расширила список запрещенных к экспорту в Россию товаров
Южная Корея отменяет ограничения на поставку в Россию медицинского оборудования
Великобритания обновила руководство по противодействию уклонению от российских санкций и их обходу
Канада ввела санкции против 76 лиц, связанных с Россией
Поступления 25 февраля 2025 г.
ЕС принял 16-й пакет экономических и индивидуальных мер против России
ФАТФ снова подтвердила приостановку членства России
Великобритания разрешила Газпромбанку переводить членские взносы России в международные организации
Австралия ввела санкции против 70 физических лиц и 79 организаций, связанных с Россией
Великобритания объявила о крупнейшем с 2022 года пакете санкций против России
Поступления 22 февраля 2025 г.
В норвежское законодательство введены новые санкции против России
МИД Молдовы сообщил о прекращении для страны действия нескольких договоров с участием России
Поступления 21 февраля 2025 г.
Европарламент опубликовал брифинг о санкциях против России
Новая Зеландия ввела санкции против 27 физических лиц и 25 компаний
Новая Зеландия продлила санкции против России на 3 года
Поступления 20 февраля 2025 г.
ЕС продлил санкции против России до 24 февраля 2026 г.
Обновлено руководство Великобритании по контрактам государственного сектора с поставщиками из России и Беларуси
Молдавия утвердила список запрещенных авиаперевозчиков
Поступления 19 февраля 2025 г.
ЕС подтвердил нахождение России в списке несотрудничающих налоговых юрисдикций
Литва усиливает контроль за транзитными грузовиками из России и Беларуси
Молдавия опубликовала списки товаров двойного и военного назначения
Канада ввела санкции против двух структур «Волга-Днепр»
Швейцария внесла правки в отношении 8 физических лиц и 8 компаний
Поступления 17 февраля 2025 г.
Российский центр науки и культуры в Молдове прекратит свою деятельность
Азербайджан сообщил о прекращении деятельности «Русского дома»
Польша ужесточила национальную систему санкций в отношении России и Беларуси
Великобритания опубликовала отчет об оценке угроз финансовым услугам
Великобритания ввела санкции против А. Чайки, П. Фрадкова и В. Селина
Поступления 14 февраля 2025 г.
В Великобритании выпущено руководство для юристов по торговым санкциям
Армения присоединилась к группе стран, поддерживающих отдельные санкционные решения ЕС
Поступления 13 февраля 2025 г.
Швейцария присоединилась к части 15-го санкционного пакета ЕС
Апелляционный суд Великобритании отменил запрет UniCredit на подачу иска в деле о российских санкциях
США и Австралия ввели киберсанкции против «российской сети киберпреступности»
Группа стран продлила санкции против России на полгода
Группа стран присоединились к киберсанкциям ЕС против России
Поступления 12 февраля 2025 г.
ЕСПЧ вынес решение по делу «Новая газета и другие против России»
США включили в санкционный список одну компанию
Великобритания исключила из санкционного списка 1 физическое лицо
Великобритания ввела киберсанкции в отношении 8 лиц
Поступления 11 февраля 2025 г.
Группа стран призвала G7 сократить доходы России от продажи энергоносителей
Поступления 10 февраля 2025 г.
Чехия ужесточила правила получения гражданства для россиян
США распускают группу, нацеленную на санкции против России
Страны Балтии отсоединились от БРЭЛЛ
1. Государственный долг и инвестиции
№ | Государство или международная организация/компания | Краткое описание |
1.49. | Великобритания | 17 февраля 2025 г. обновлено Руководство Великобритании по контрактам государственного сектора с поставщиками из России и Беларуси. Документ содержит информацию о политике государственных закупок Великобритании и часто задаваемые вопросы о государственных контрактах с поставщиками из России и Беларуси. Руководство информирует, как государственные заказчики могут еще больше сократить связи с компаниями, поддерживаемыми государствами Россия и Беларусь, а также следует последним тенденциям пересмотра закупающими органами своих портфелей контрактов, в которых они работают с российскими и белорусскими организациями. |
1.48. | Великобритания | 16 января 2025 г. в Великобритании вступил в силу Закон о финансовой помощи Украине 2025 года, который разрешает использовать доходы от санкционированных активов для помощи Украине. |
1.47. | Великобритания | 14 октября 2024 г. Управление по осуществлению финансовых санкций (OFSI) выдало Генеральную лицензию INT/2024/5294388 «Выплаты по государственному долгу», позволяющую физическим лицам производить выплаты по государственному долгу Великобритании, если законным владельцем или прямым или косвенным получателем или выгодоприобретателем этого платежа является резидент Великобритании или лицо, находящееся под запретом в Великобритании, при условии, что платежи хранятся на замороженных счетах или счетах запрещенных лиц в Великобритании. См. Уведомление о публикации. |
1.46. | Евросоюз | 24 июня 2024 г. ЕС принял 14-й пакет экономических и индивидуальных ограничительных мер, запрещающий новые инвестиции, а также предоставление товаров, технологий и услуг для завершения строящихся проектов СПГ , таких как «Арктик СПГ 2» и «Мурманск СПГ». Также введен запрет на финансирование ЕС и государствами-членами всех российских предприятий - а не только государственных, как это было раньше. См. пресс-релиз Совета ЕС от 24 июня 2024 г. |
1.45. | Австралия | 27 мая 2024 г. премьер-министр Австралии сообщил, что Конституция Австралии не позволяет конфисковать российские активы в пользу Украины. Кроме того, австралийское законодательство не предусматривает механизма ареста и конфискации замороженных активов. |
1.44. | США | 24 апреля 2024 г. Президент США подписал пакет законов о национальной безопасности (HR 815), содержащий следующие ключевые моменты: 1) Удвоение срока исковой давности за нарушение санкций США (см. п. 8.371 Путеводителя). 2) На Россию будут наложены дополнительные санкции. Закон требует от Президента США в течение 90 дней с момента вступления в силу представить Конгрессу отчет с указанием лиц, в настоящее время подвергающихся санкциям ЕС и Великобритании, направленным против России. В отчете должно быть указано, соответствуют ли такие лица критериям санкций США в соответствии с определенными законами и указами за действия, связанные с нарушениями прав человека, определенной вредоносной иностранной деятельностью, а также торговлей и другими инвестициями с Россией. Президент должен ввести санкции против тех лиц, которые подпадают под санкции ЕС или Великобритании и не подпадают под санкции США. 3) Замороженные российские государственные активы могут быть конфискованы и использованы для поддержки Украины. Президенту США представляется полномочие конфисковать суверенные активы России, которые были заморожены финансовыми институтами США, и передавать их Украине для использования в целях ее восстановления. Закон не предусматривает немедленной конфискации каких-либо активов и не требует от Президента США конфисковать такие активы. Суверенные активы России определяются как средства и иное имущество Центрального банка РФ, Фонда национального благосостояния РФ или Минфина РФ, а также любые другие средства или имущество, принадлежащие Правительству РФ. Закон запрещает выпуск замороженных российских суверенных активов в финансовых учреждениях США до тех пор, пока Украине не будет предоставлена полная компенсация за причиненный ущерб. Президент также может ввести суверенные активы Беларуси в сферу полномочий по конфискации. В целях идентификации российских суверенных активов закон требует от Президента США дать указание американским финансовым учреждениям, в которых расположены российские суверенные активы, уведомлять о таких активах Минфин США. Президент должен издать инструкции в течение 90 дней с момента вступления закона в силу. Затем финансовые учреждения будут обязаны представить уведомление Минфину США в течение 10 дней после обнаружения таких активов. Закон уполномочивает Президента США конфисковать любые суверенные активы России, выявленные в ходе описанной выше процедуры. Если Президент США решит конфисковать активы, он должен сначала представить уведомление соответствующему комитету Конгресса. Президент США может конфисковать активы через 30 дней после предоставления уведомления. Хотя эти активы в настоящее время заморожены на счетах в финансовых учреждениях США, они не были «арестованы» в том смысле, что право собственности на них остается за российским правительством. Если Президент США осуществит полномочия по конфискации, то право собственности в отношении активов будет передано Соединенным Штатам. Закон также запрещает судебный пересмотр ареста или передачи замороженных российских активов. 23 июля 2024 года Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США объявило в соответствии с требованиями закона о публикации уведомления, требующего от финансовых учреждений, владеющих российскими суверенными активами, сообщать об этих активах в OFAC не позднее 2 августа 2024 г. или в течение 10 дней с момента обнаружения таких активов. Финансовые учреждения не должны повторно сообщать информацию о российских суверенных активах, которая ранее была сообщена OFAC в отчетах. См. пресс-релиз Минфина США от 23 июля 2024 г. 4) Установлен процесс распределения средств в Украину через Фонд поддержки. Закон наделяет Госдепартамент США полномочиями распределять арестованные активы через «Фонд поддержки Украины», который должен быть создан в соответствии с законодательством. Средства будут использоваться в Украине для реконструкции и восстановления, а также для экономической и гуманитарной помощи. Государственный департамент должен уведомить Конгресс по крайней мере за 15 дней до распределения каких-либо средств, чтобы дать Конгрессу возможность рассмотреть предложение и отклонить его (посредством совместной резолюции о неодобрении). 5) Установлено требование о создании международного механизма компенсации Украине. Закон требует от Президента США создать международный механизм компенсации Украине причиненного ущерба. Он должен включать создание международного фонда (который будет называться «Компенсационный фонд Украины»), который мог бы получать арестованные активы от иностранных партнеров (в том числе США и «Фонда поддержки Украины»). 6) Установлены требования о безопасности данных. Закон о защите данных американцев от иностранных противников 2024 г. запрещает «посредникам данных» передавать, предоставлять доступ или «иным образом делать доступными личные конфиденциальные данные Соединенных Штатов» по отношению к любой «иностранной стране-противнику» (Китаю, Ирану, Северной Корее и России) или любому субъекту, «контролируемому иностранным противником». Идентифицируемые персональные данные, на которые распространяется запрет, включают такие типы данных как выданные Правительством США идентификаторы, медицинская информация, финансовая информация, точные данные геолокации, генетическая информация и биометрические идентификаторы. Законодательство также распространяется на частные сообщения, информацию календаря и адресной книги, телефонные или текстовые журналы, фотографии, аудиозаписи, видео, информацию о лице в возрасте до 17 лет и информацию, идентифицирующую личность и онлайн-активность человека с течением времени. К получателям с ограниченным доступом относятся организации, которые организованы в соответствии с законодательством или имеют основное место деятельности в Китае, Иране, Северной Корее или России, а также организации, 20% или более которых принадлежат организациям, организованным в соответствии с законодательством или штаб-квартиры которых находятся в перечисленных странах. Физические лица, проживающие в этих странах, также включены в список получателей с ограниченным доступом. 8 января 2024 г. Министерство юстиции опубликовало окончательное постановление по реализации Указа Президента США от 28 февраля 2024 г. № 14117 («О предотвращении доступа стран, вызывающих обеспокоенность, к массивам конфиденциальных персональных данных американцев и данным, связанным с правительством США»), запрещая и ограничивая определенные транзакции данных с определенными странами или лицами. Постановление вступает в силу 8 апреля 2025 г. 23 октября 2024 г. Президент США сообщил о принятом решении использовать российские суверенные активы для поддержки Украины. США предоставят Украине кредиты, которые будут выплачены за счет процентов, полученных от иммобилизованных российских суверенных активов. См. пресс-релиз Минфина США от 23 октября 2024 г. 10 декабря 2024 г. Минфин США объявил о выделении кредита в размере 20 миллиардов долларов в пользу Украины, который будет погашен за счет средств, полученных от замороженных иммобилизованных российских суверенных активов. |
1.43. | США | В рамках пакета иностранной помощи Палата представителей США приняла закон, который требует от финансовых учреждений США уведомлять Казначейство США о любых российских суверенных активах, которыми они владеют, и уполномочивает президента США конфисковывать такие активы и передавать их в создаваемый законопроектом Фонд поддержки Украины. Законопроект также предписывает Президенту США стремиться к созданию совместно с иностранными партнерами международного механизма для предоставления компенсации Украине с использованием Фонда поддержки Украины и российских суверенных активов, конфискованных иностранными партнерами. 24 апреля 2024 г. закон подписан президентом США. |
1.42. | Швейцария | 7 марта 2024 г. Совет кантонов Швейцарии (верхняя палата Парламента) проголосовал за то, чтобы правительство Швейцарии использовало замороженные средства российского Центрального банка в качестве репараций для восстановления Украины. Национальный совет Швейцарии (нижняя палата Парламента) принял аналогичное решение в 2023 г. Федеральный совет должен принять меры по разработке необходимой правовой базы на международном уровне. |
1.41. | США | 23 февраля 2024 г. правительство США выпустило бизнес-рекомендацию о рисках и соображениях для ведения бизнеса в Российской Федерации и на неподконтрольных правительству Украины территориях. В документе представлена краткая информация о состоянии рынка и связанных с ним проблемах, а также по таким темам, как санкции США и экспортный контроль, запреты на импорт, борьба с отмыванием денег и проблемы коррупции. Компаниям, которые работают в России или имеют цепочки создания стоимости, связанные с Россией, следует пересмотреть риски работы в России, поскольку они «могут столкнуться со значительными операционными, юридическими, экономическими и репутационными рисками, связанными с их бизнес-операциями и отношениями в России». |
1.40. | Евросоюз | 1 февраля 2024 г. Европейский Совет утвердил предложение Еврокомиссии об использовании доходов от замороженных российских активов для финансирования помощи Украине. Потенциальные доходы от использования этих активов могут быть получены в соответствии с соответствующими правовыми актами ЕС. 12 февраля 2024 г. сообщено, что Совет ЕС принял решение, разъясняющие обязательства центральных депозитариев ценных бумаг, владеющих активами Банка России, которые были заморожены вследствие ограничительных мер ЕС. Разъясняется правовой статус получаемых доходов и устанавливаются четкие правила для лиц, владеющих ими. В частности, депозитарии, владеющие активами Банка России на сумму более 1 млн евро, должны учитывать такие активы и доходы от них отдельно. Им запрещается распоряжаться полученной чистой прибылью. С учетом рисков и издержек, связанных с хранением активов и резервов Банка России, каждый центральный депозитарий ценных бумаг может обратиться к своему надзорному органу с просьбой санкционировать выпуск части этой чистой прибыли с учетом соблюдения уставного капитала и требований рисков к управлению. Эти средства могут быть направлены через бюджет ЕС в Фонд Украины. Регламент Совета ЕС от 12 февраля 2024 г. опубликован в «Официальном журнале» ЕС 14 февраля 2024 г. В документе приводится обоснование использования прибыли от замороженных российских активов. Так, «неожиданные и чрезвычайные доходы, подпадающие под действие Регламента, не должны предоставляться Центральному банку России даже после отмены запрета на операции». Такие доходы «не являются суверенными активами. Следовательно, правила защиты суверенных активов не применимы к этим доходам». Указано, что полученная прибыль является результатом реализации ограничительных мер ЕС против России, а введенные Регламентом дополнительные меры в их отношении соответствуют цели ограничительных мер. 5 марта 2024 г. сообщено, что Северная Македония, Черногория, Албания, Украина, Босния и Герцеговина, а также Исландия, Лихтенштейн и Норвегия присоединились к решению ЕС от 12 февраля 2024 г. 21 мая 2024 г. Совет ЕС принял решение, гарантирующее, что чистая прибыль, полученная от неожиданных и чрезвычайных доходов, получаемых центральными депозитариями ценных бумаг в ЕС от замороженных российских активов в результате реализации ограничительных мер ЕС, будут использованы для «дальнейшей военной поддержки Украины, а также ее оборонно-промышленного потенциала и восстановления». Центральные депозитарии, владеющие российскими суверенными активами и резервами на сумму более 1 миллиона евро, внесут финансовый вклад из своей соответствующей чистой прибыли, накапливаемой с 15 февраля 2024 г. Суммы будут выплачиваться центральными депозитариями ЕС раз в два года в соответствии со следующим распределением: - Европейский фонд мира 90% - Программы ЕС , финансируемые из бюджета ЕС 10%. Это распределение будет пересматриваться ежегодно, и впервые до 1 января 2025 г. Центральным депозитариям также разрешено временно сохранить долю в размере около 10% финансового вклада для соблюдения уставного капитала и требований по управлению рисками. См. пресс-релиз Совета ЕС от 21 мая 2024 г. См. пресс-релиз Европейской комиссии от 21 мая 2024 г. В соответствии с Регламентом Совета ЕС 2024/1469 от 21 мая 2024 г.: «непредвиденные и чрезвычайные доходы не должны предоставляться Центральному банку России в соответствии с действующими правилами даже после отмены запрета на операции. Таким образом, они не являются суверенными активами. Следовательно, правила защиты суверенных активов не применимы к этим доходам». |
1.39. | Евросоюз | 26 октября 2023 г. обновлен раздел «Часто задаваемых вопросов о санкциях», касающийся деятельности Центрального банка России. Разъясняется, что платеж во исполнение «обязательства по добровольной оплате сделки» (так называемый «налог на выход») не подпадает под действие запрета на осуществление «операций, связанных с управлением резервами, а также активами» Банка России. Уплату так называемого «налога на выход» устанавливает Правительственная комиссия РФ, реализующая Указ Президента РФ от 8 сентября 2022 г. № 618. Это не часть официального налогового законодательства России. Указ устанавливает оплату в качестве предварительного условия для разрешения компаниям ЕС выходить из России и не означает предоставления возможности Центральному банку России управлять своими резервами или активами. |
1.38. | Новый банк развития (НБР) | Новый банк развития (НБР), созданный странами БРИКС в 2014 году, не рассматривает новые проекты в России, поскольку «действует в соответствии с международными ограничениями». |
1.37. | Эстония | 28 июня 2023 г. сообщено, что Эстония разрабатывает законопроект о возможности использования замороженных активов российских граждан и предприятий для компенсации ущерба, причиненного Украине в ходе специальной военной операции. Замороженные активы России будут применяться для восстановления Украины в авансовом порядке: если Россия возьмет на себя ответственность за нанесенный ущерб и выплатит компенсации, это позволит ей получить компенсацию за конфискованные активы. |
1.36. | Евросоюз | 23 июня 2023 г. принят одиннадцатый санкционный пакет Евросоюза против России. Добавлена оговорка, разрешающая продажу прав собственности в российском совместном предприятии, находящемся в совместном владении с включенным в санкционный перечень лицом. Это дает возможность для вывода из России дочерних компаний европейских компаний, созданных в России, до конца 2023 г.. Также добавлена оговорка, позволяющая распоряжаться определенными видами ценных бумаг, принадлежащих указанным организациям, зарегистрированным на бирже. |
1.35. | Биржи Nasdaq, NYSE | 15 марта 2023 г. американская биржа Nasdaq сообщила о решении провести делистинг ценных бумаг российских компаний, включая «Яндекс», Ozon, Qiwi и HeadHunter. Бумаги исключаются из листинга с 24 марта 2023 г., если компании не обжалуют решение. 15 марта 2023 г. нью-йоркская фондовая биржа (NYSE) сообщила о намерении провести делистинг депозитарных расписок Cian Plc (ЦИАН). 8 июня 2023 г. американская биржа Nasdaq удовлетворила апелляцию «Яндекса» и не будет проводить делистинг акций компании класса А. Согласно решению Nasdaq, ценные бумаги «Яндекса» продолжат находиться в биржевом списке, но решение о приостановке торгов остается в силе. |
1.34. | США | 25 января 2023 г. Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) выпустила предупреждение для финансовых учреждений о потенциальных инвестициях в сектор коммерческой недвижимости США со стороны находящихся под санкциями российских элит, олигархов, членов их семей и организаций, через которые они действуют. В предупреждении перечислены потенциальные красные флажки и типологии, связанные с попытками уклонения от санкций в секторе коммерческой недвижимости. |
1.33. | Евросоюз | 9 ноября 2022 г. обновлен раздел «Часто задаваемых вопросов о санкциях», касающийся замораживания активов и запрета на предоставление средств или экономических ресурсов. Разъясняется, что акции квалифицируются как «фонды» и, следовательно, должны быть заморожены, если они принадлежат или контролируются внесенным в санкционный список лицом. Такому лицу запрещается осуществлять любые права голоса, которые могут привести к каким-либо изменениям в отношении этих акций. Право голоса как таковое может считаться нематериальным экономическим ресурсом, и необходимо предотвратить его использование в целях любого получения средств, товаров или услуг. Поэтому ни при каких обстоятельствах и ни для какой цели такие акционеры не могут осуществлять свое право голоса в компании или фонде. |
1.32. | Украина | Указом Президента Украины от 19 октября 2022 г. № 726/2022 сроком на 10 лет введены персональные специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) против Российского фонда прямых инвестиций. |
1.31. | Евросоюз | 6 октября 2022 г. выпущена рекомендация относительно активов российских инвесторов: компетентные органы государств-членов могут принимать решение о выведении определенных активов или экономических ресурсов из-под блокировки, которые принадлежат подсанкционному лицу 101 (Национальный расчетный депозитарий) на тех основаниях, которые данный орган посчитает необходимыми, а также убедившись, что данные средства необходимы для прекращения к 7 января 2023 г. операционной деятельности, контрактов и других соглашений, заключенных до 3 июня 2022 г. (дата включения НРД в санкционный список) и как-либо связанных с данным лицом. О разъяснениях, содержащих условиях совершения сделок с находящимся под санкциями Национальным расчетным депозитарием, см. п. 4.66 Путеводителя. Из-под санкций также разрешено выводить активы, связанные с подсанкционным лицом 91 (ПАО «КАМАЗ»), в связи с необходимостью сворачивания к 31 декабря 2022 г. совместных предприятий или сходных форм организации деловой активности, которые были учреждены до 16 марта 2022 г. 16 декабря 2022 г. Минфин Люксембурга разрешил разблокировку активов, ценных бумаг и купонного дохода, принадлежащих Национальному расчетному депозитарию (НРД) до 3 июня 2022 г. Разрешение действует до 7 января 2023 г. включительно. 22 декабря 2022 г. Минфин Бельгии выдал разрешение Национальному расчетному депозитарию (НРД) на разблокировку активов (денег или ценных бумаг), необходимых для прекращения не позднее 7 января 2023 г. операций, контрактов или других соглашений, заключенных с НРД до 3 июня 2022 г. и при условии, что не задействовано никакое другое лицо, находящееся под санкциями ЕС. 11 сентября 2024 г. Суд Евросоюза отклонил иск НКО АО «Национальный расчетный депозитарий (НРД) о снятии с него санкций, введенных в 2022 г., и продленных в 2023 г., поскольку «НРД не смог доказать, что Совет ЕС допустил ошибку, придя к выводу, что предприятие являлось системообразующим финансовым институтом, игравшим существенную роль в функционировании финансовой системы России». Суд также отклонил довод НРД о том, что введенные санкции и последовавшая за ними заморозка активов привели к нарушению прав собственности частных инвесторов - клиентов депозитария, так как «фактически замороженные активы не принадлежат организации». См. пресс-релиз Европейского суда от 11 сентября 2024 г. |
1.30. | Евросоюз | С 21 июля 2022 г. компетентные органы государства-члена ЕС могут разрешать на таких условиях, которые они сочтут подходящими, высвобождение определенных замороженных экономических ресурсов, при этом высвобождение таких ресурсов необходимо для срочного предотвращения или смягчения последствий события, которое может оказать серьезное и существенное влияние на здоровье и безопасность человека или окружающую среду. Доходы, полученные в результате высвобождения таких экономических ресурсов, замораживаются. См. пресс-релиз Совета ЕС от 21 июля 2022 г. С 3 августа 2022 г. Швейцария присоединилась к расширению пакета санкций Евросоюза против России. 26 августа 2022 г. Норвегия присоединилась к расширению пакета санкций Евросоюза против России. |
1.29. | Великобритания | 18 июля 2022 г. Управление по осуществлению финансовых санкций (OFSI) обновило Руководство по финансовым и инвестиционным ограничениям для России в связи со вступлением в силу Поправок 12 к Правилам 2022 года о России (санкциях). Руководство дополнено новым разделом о запрете дополнительных видов новых инвестиций в отношении России (стр. 5-6). Указанные Поправки 12 вводят ограничения приобретения прав собственности на землю в России; запрет на создание коммерческих структур; запрет на инвестиционные услуги, непосредственно связанные с этой деятельностью. Обновлен раздел часто задаваемых вопросов (стр. 8-11). 19 июля 2022 г. OFSI также выдало Генеральную лицензию, предусматривающую 7-дневный период прекращения действия запрета на внешние инвестиции. Разрешается при соблюдении ряда условий приобретать права собственности на землю, расположенную в России; создавать любое совместное предприятие с лицом, связанным с Россией; открывать представительство или создавать филиал или дочернюю компанию, расположенную в России, предоставлять инвестиционные услуги, непосредственно связанные с такой деятельностью. Лицензия вступает в силу с 19 июля 2022 г. и истекает 26 июля 2022 г. Также с 18 июля 2022 г. вступили в силу Поправки 13 в Закон о России (Санкции) 2019 г. Изменены критерии видов деятельности, при осуществлении которых лицо может стать «специально обозначенным», расширен круг лиц, получающих выгоду или поддержку Правительства России, и расширено определение определения «связанного с» путем включения определенных членов семьи. Также установлено исключение из торговых санкций для поддержки гуманитарных проектов по оказанию помощи в неподконтрольных правительству Украины районах Донецка и Луганска. Расширено определение собственности в отношении морских и воздушных судов |
1.28. | Норвегия | Постановлением от 24 марта 2022 г. введен запрет на новые инвестиции в российскую энергетику. Запрещены любые сделки с юридическими лицами, в которых российскому государству принадлежит более 50% и где Россия, Правительство России или Центральный банк России имеют право на получение дивидендов. Запрет не распространяется на исполнение договоров, заключенных до 25 марта 2022 г., в том числе на получение платежей в соответствии с договорами, заключенными до 24 мая 2022 г. Постановлением от 29 апреля 2022 г. запрещено оказывать поддержку российским государственным или контролируемым организациям. Также введен запрет на заключение или продолжение исполнения госконтрактов с лицами и органами, учрежденным в России. |
1.27. | Канада | Верхняя палата парламента Канады одобрила законопроект, который позволяет конфисковывать активы подсанкционных лиц. Арестованные активы могут быть использованы для «восстановления иностранного государства, пострадавшего в результате грубого нарушения международного мира и безопасности»; для «восстановления международного мира и безопасности» и выплаты компенсаций пострадавшим. 23 июня 2022 г. Минфин Канады сообщил, что закон получил королевское одобрение |
1.26. | Польша | 29 марта 2022 г. Совет Министров отозвал Согласие на Соглашение между Правительство Республики Польша и Правительство Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций. Соглашение было подписано 2 октября 1992 г., но не вступило в силу |
1.25. | США | 6 июня 2022 г. Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов (OFAC) опубликовало новые часто задаваемые вопросы (о новых инвестиционных запретах) и внесло поправки в часто задаваемые вопросы (корректировка термина «происхождение из Российской Федерации» и разъяснение возможности торговли суверенными долговыми обязательствами России на вторичных рынках) 9 июня 2022 г. OFAC опубликовало новые часто задаваемые вопросы о применении Определения от 8 мая 2022 г. «Запреты, связанные с определенными бухгалтерскими услугами, созданием трастов и корпораций, а также консультационными услугами по вопросам управления» |
1.24. | Канада | 31 мая 2022 г. сообщено о введении ограничений в отношении управляющих компаний Российского фонда прямых инвестиций и Российской венчурной компании |
1.23. | Монако | 12 марта 2022 г. объявлено о принятии и внедрении процедур замораживания средств и экономических санкций, идентичные тем, которые приняты в большинстве европейских государств |
1.22. | Новая Зеландия | С 19 апреля 2022 г. в санкционный список включены Фонд национального благосостояния и Российский фонд прямых инвестиций |
1.21. | Япония | С 12 мая 2022 г. введены меры по запрету новых инвестиций в Россию, их можно осуществлять только по особым разрешениям Японским физическим и юридическим лицам запрещено делать новые инвестиции в России, которые дадут им долю в 10 и более процентов. Запрету также подлежат кредиты со сроком погашения более одного года |
1.20. | Евросоюз | После 16 апреля 2022 г. запрещено участие российских компаний в госзакупках в государствах-членах ЕС. Исключена любая финансовая поддержка российских государственных органов. Пресс-релиз О других ограничениях, принятых в рамках «пятого санкционного пакета» Евросоюза см. п. 3.26, 4.34, 5.23 и 8.30 С 13 апреля 2022 г. Швейцария присоединилась к пятому пакету санкций Европейского Союза против России. Ограничения вступили в силу 27 апреля 2022 г. Запрещена поддержка государственных и общественных организаций в России. В Швейцарии также запрещено регистрировать трасты для граждан России или юридических лиц. Оказание услуг таким трастам запрещается. С 2 мая 2022 г. Лихтенштейн присоединился к пятому пакету санкций Европейского Союза против России. В Лихтенштейне также запрещено регистрировать трасты для граждан России или юридических лиц. Оказание услуг таким трастам запрещается. Установлен переходный период до 29 мая 2022 г., необходимый для прекращения существующих деловых отношений. 16 мая 2022 г. частично признанная республика Косово присоединилась к расширению санкций Европейского союза и США 29 апреля 2022 г. Норвегия присоединилась к пятому пакету санкций Евросоюза. |
1.19. | Великобритания | 6 апреля 2022 г. анонсирован полный запрет на все новые внешние инвестиции в Россию (в 2020 году инвестиции Великобритании в Россию составили более 11 миллиардов фунтов стерлингов) |
1.18. | США | Минфин США запретил осуществлять долларовые платежи по задолженности со счетов российского правительства в финансовых институтах США. Генеральными лицензиями от 7 апреля 2022 г. 9С и 10С подтверждено, что запреты, связанные с транзакциями с участием Центрального банка РФ, Фонда национального благосостояния РФ и Министерства финансов РФ, необходимые для получения процентов, дивидендов или платежей по погашению в связи с долгом или их собственные средства, действуют до 25 мая 2022 года. 24 мая 2022 г. Минфин США сообщил, что не будет продлевать положения Генеральной лицензии 9C, срок действия которой истекает 25 мая 2022 г. |
1.17. | Великобритания | С 1 апреля по 30 июня 2022 г. действует генеральная лицензия, позволяющая предоставлять финансовые услуги с целью получения и дальнейшего перечисления нерублевых платежей по процентам или купонам, или платежей по векселю или по выплате основного долга от Центрального банка, Национального фонда благосостояния и Министерства финансов Российской Федерации. Разрешение касается российских долговых обязательств, выпущенных до 1 марта 2022 г. |