|
|
|
06.11.2023 Медиация в гражданском судопроизводстве Республики Казахстан
Стремительное развитие в Казахстане рыночных отношений сопровождается большим количеством корпоративных и иных экономических споров. В условиях недостаточно эффективной судебной системы разрешение возникающих в бизнес-среде конфликтов сопряжено со значительными временными и финансовыми расходами. С учетом этого в последние годы все большую роль в разрешении экономических споров начинает играть институт альтернативного разрешения споров - медиация. В странах, где медиация используется достаточно широко, утвердилось мнение, что она является одним из способов, обеспечивающих доступ к правосудию. Внедрение медиации может активно и позитивным образом повлиять на существующую практику по разрешению споров в различных областях права. С введением в действие Закона «О медиации» с 28 ноября 2011 года созданы правовые условия для развития в Республики Казахстан альтернативных способов урегулирования споров при участии независимых лиц - медиаторов. Цель закона - предложить удобный и быстрый способ разрешения споров, который должен отличаться гибкостью и гарантировать исполняемость решений, принятых в ходе процедуры медиации, сэкономить судебные издержки. Закон направлен на регулирование процедуры медиации. Процедура медиации основана на том, что стороны при участии медиатора пришли к консенсусу и достигли взаимоприемлемого соглашения. Использование процедуры медиации в современных условиях при загруженности судов - процесс своевременный и необходимый, более того, медиация способна взять на себя часть важной функции судебной деятельности - восстановление мира между спорящими сторонами и это никоим образом не повлечет за собой уменьшения роли суда. По словам экспертов, новая норма поможет разгрузить суды и позволит им сосредоточиться на исключительно сложных процессах. Юристы приводят в пример зарубежную практику: половина судебных дел в Европе заканчиваются примирением еще на досудебной стадии. Считаю необходимым, проводить ежегодное обучение судей основам медиации с привлечением зарубежных медиаторов. Обучение судей предполагает, что сторонам, прежде всего, будет предлагаться внесудебное решение споров, с тем, чтобы участники конфликта получили возможность познакомиться с преимуществами медиации в деле примирения. На мой взгляд, следует проводить такие семинары судей повсеместно, что будет способствовать распространению процедуры медиации и решению споров мирным путем, без судебной тяжбы. Многих также интересует вопрос о возврате государственной пошлины при заключении соглашения о медиации, данный порядок которого определен Налоговом кодексом РК: уплаченная сумма государственной пошлины подлежит возврату в случаях заключения соглашения об урегулировании спора в порядке медиации. Это является еще одним плюсом медиации. Несмотря на все положительные стороны, в процессе внедрения медиации существуют свои минусы. С появлением нечистых на руку медиаторов, растет угроза злоупотребления правами недобросовестными лицами. Вариантов злоупотреблений много, это может быть и затягивание судебного процесса, и приостановление срока исковой давности путем заключения незаконного медиативного соглашения, а также манипуляция юридически неграмотными субъектами правоотношений. В связи с этим встает вопрос об ответственности медиатора. В соответствии с Законом о медиации медиативная деятельность не является предпринимательской, а это значит, что для начала деятельности медиатору не придется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. В соответствии с этим, на отношения медиатора с гражданами Закон РК «О защите прав потребителей» не распространяется. Доказать в суде то что медиатор нарушил ваши права будет сложно, так как в соответствии с Законом о медиации стороны спора сами принимают решение, а медиатор не имеет права оказывать консультацию и предлагать способы решения конфликта. Соответственно медиатор не отвечает за содержание соглашения. Думаем, что на этом фоне законодателю необходимо проработать вопрос ответственности медиатора, а именно ввести реальную ответственность посредника и ужесточить требования к практикующим медиаторам. Для Казахстана медиация пока остается чем-то экзотическим, поскольку не сложилась необходимая инфраструктура. Не хватает достаточного числа опытных и квалифицированных специалистов-медиаторов, отсутствуют законодательные механизмы защиты участников процедуры медиации. Трудно предположить, что бизнесмен обратится за помощью к миротворцу, если будет уверен в том, что в суде сможет отстоять нужное решение. Таким образом, лишь стабильная и совершенно прозрачная судебная власть является залогом нормального функционирования института медиации. Существует еще одно немаловажное обстоятельство, которое может затруднить развитие медиации в Республики Казахстан — низкая правовая культура. Применение процедуры медиации потребует от казахстанского общества определенной зрелости сторон, готовности к компромиссам. Безусловным достоинством медиации являются конфиденциальность, возможность сохранить деловые связи, взаимная выгода. Станет ли медиация в нашей стране так же востребована, как и во всем мире, покажет время.
Судья специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области С. Укибасова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |