|
|
|
О достижениях судебной системы за 30 лет
Судья Алматинского районного суда города Нур-Султана Асембаева Молдир Жанатовна
16 декабря наша страна торжественно отмечает знаменательную дату в истории нашей страны – 30-летие Независимости Республики Казахстан. Это событие высшей исторической справедливости символизирует многовековое стремление нашего народа к свободе и самоопределению. 16 декабря 1991 года был опубликован Конституционный закон «О государственном суверенитете Республики Казахстан», который возвестил всему миру о независимости нашей страны. Прошедшие 30 лет стали для Казахстана временем эффективного развития и убедительно показали, что вся система государства основана на ценностях казахского народа. С первых дней обретения суверенитета вместе со всеми институтами развивался стержневой орган государственного механизма – судебная власть. Облик современной казахстанской судебно-правовой системы формировался в плоскости новой истории. В течение первых лет независимости был сформирован фундамент новой судебной системы и регламентированы принципиальные вопросы ее деятельности. Именно в этот период Главой государства были предложены упреждающие меры переустройства судебной системы как основы построения новой правовой политики. 28 января 1993 года увидел свет основной Закон суверенного Казахстана - Конституция, отвечающая новому общественному и государственному строю. Постановление Президента «О государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан» от 12 февраля 1994 года стало историческим документом, утвердившим приоритетные направления реформы судебно-правовой системы. Этим постановлением были четко регламентированы структура судебных органов республики, полномочия судей, вопросы судейских кадров. Верховный суд был признан высшей инстанцией судебной власти. Следующим шагом в реформировании судебной системы стал Указ 1995 года, имеющий силу Конституционного закона, «О судах и статусе судей в Республике Казахстан». Именно этим документом впервые был введен новый термин – «судебная власть». Закон утвердил определяющий статус независимой судебной власти - одной из равноправных ветвей единой государственной власти. В целом, Закон изменил не только функциональный характер судов, но и их социальную сущность. Масштабные судебные реформы обеспечили достижение высокого уровня независимой и неподкупной судебной власти, главными критериями которой являются честность и профессионализм судей, справедливость и доступность правосудия. Судебная практика в республике развивалась по единым законодательным нормам, было исключено противоречие и расхождение в правоприменительной деятельности. Это позволило создать единую крепкую судебную ветвь власти, имеющую четкую вертикаль. Для эффективной работы по реформированию судебной системы с участием самого судейского корпуса была заложена практика проведения съездов судей Казахстана, в ходе которых закладывались четкие месседжи работы судебной системы, формировались тренды и принципиальные ориентиры отправления правосудия. Всего, начиная с 1996 года, было проведено 8 съездов. На первом съезде судей, который состоялся 19 декабря 1996 года в г. Алматы, были заложены эффективные правовые рычаги судебной деятельности, определены основные позиции судейского сообщества в решении государственно-правовых вопросов, учрежден Союз судей Республики Казахстан и принят Кодекс судейской этики. Это были ключевые корпоративные профессиональные инструменты по улучшению судейского корпуса. В рамках II Съезда судей, прошедшем в январе 1999 года, определен ряд задач по укреплению гарантий судейской независимости и обеспечению прозрачности при назначении судей. Принципиальным достижением судебной реформы того периода стало принятие в декабре 2000 года Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в котором были заложены нормы, определяющие основные элементы судоустройства и порядок работы судов республики. III Съезд судей дал старт курсу на либерализацию и гуманизацию уголовных наказаний. Наряду с этим судебной системой сделан первый шаг на пути к упрощению судопроизводства. Важным этапом гуманизации правосудия стало введение в 2003 году моратория на исполнение смертной казни до решения вопроса о ее полной отмене. Одним из ключевых направлений совершенствования судебной системы стало введение специализации судов Указом Президента от 9 февраля 2002 года - во всех областях были созданы специализированные межрайонные экономические суды, а в сентябре 2004 года образованы специализированные административные суды. На IV Съезде судей проходившем в июне 2005 года, перед судейским корпусом были обозначены приоритетные задачи, нацеленные на формирование независимого, объективного, беспристрастного суда, достижение международных стандартов отправления правосудия, повышение уровня ответственности судей перед обществом. В реализацию задач IV Съезда Судей сокращено число надзорных инстанций и создана эффективная система профессионального образования судейских кадров. С 1 января 2007 года в правовое поле Казахстана введен институт суда с участием присяжных заседателей. В целях укрепления уровня защиты прав и интересов несовершеннолетних, в августе 2007 года в городах Астана и Алматы впервые были образованы суды по делам несовершеннолетних, а с 4 февраля 2012 года ювенальные суды начали функционировать во всех областных центрах. Новые приоритетные направления дальнейшего развития судебной системы Казахстана были обозначены Первым Президентом РК Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым на V Съезде судей 18 ноября 2009 года. В соответствии с задачами Съезда, судейский корпус устремил свою работу на дальнейшее совершенствование и упрощение судопроизводства, повышение уровня доверия граждан к судебной системе, а также интеграцию казахстанского правосудия в международное пространство. С января 2010 года судебная система стала работать в новом формате. В областных судах с введением кассационной инстанции, упразднена надзорная инстанция, в Верховном Суде упразднена апелляционная инстанция. Верховный Суд стал высшим судебным органом, осуществляющим надзор за деятельностью местных судов. Важным шагом стало принятие Закона «О медиации», принятый 5 августа 2011 года. Так впервые за всю историю Казахстана в его правовом пространстве заработал новый универсальный правовой инструмент - медиация. Закон «О медиации» сегодня полноценно работает, количество дел с участием медиаторов из года в год увеличивается, и активное его применение позволило снизить нагрузки на судей. В ходе VI Съезда судей, который состоялся 20 ноября 2013 года, перед судейским сообществом было поставлено пять задач: последовательное совершенствование законодательных норм, совершенствование судоустройства, внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, обеспечение доступности правосудия широким слоям граждан, повышение профессионализма судейского корпуса Казахстана. С 1 января 2015 года введены в действие новый Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РК, нацеленные на снижение репрессивности национального уголовного законодательства. Действенным механизмом защиты прав граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства стала деятельность следственных судей. Новый виток реформирования правосудия связан с принятием с 1 января 2016 года Гражданского процессуального кодекса в новой редакции, который значительно упростил судопроизводство для населения. В свете обеспечения доступности правосудия широким слоям населения начата работа по внедрению электронной фиксации судебных процессов как механизма, обеспечивающего полноту и качество протокола судебного разбирательства, а также отправления правосудия в дистанционном режиме. Внедрение информационных технологий в деятельность судов в тот период открыло широкие возможности по упрощению судопроизводства для граждан. В свете реализации 17 шага Плана Нации, Конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Законом РК «О Высшем Судебном Совете» ужесточены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейские должности. Залогом построения эффективной работы судебной системы страны по отправлению правосудия безусловно является профессиональная подготовка судей, а также оптимизация механизмов отбора кандидатов на должность судьи. Новый импульс судебной реформе придали поручения Президента Республики, данные на VII-м съезде судей, состоявшемся в конце 2016 года. Важным событием стало принятие на съезде нового Кодекса судейской этики, предъявляющего высокие требования не только к профессиональной деятельности судьи, но и к его морально – нравственному облику. Новый этап развития правосудия ознаменовала также конституционная реформа, проведенная по инициативе Елбасы в 2017 году. В новой редакции статьи 81 Основного Закона уточнена функция Верховного Суда от 4 декабря 2015 года вместо положения об осуществлении надзора за деятельностью местных и других судов определено, что Верховный Суд в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела. Большой пакет предложений обсужден на VIII Съезде судей в октябре 2020 года. Съезд состоялся в очень ответственное и сложное для страны время и позволил определить стратегические направления работы судов в новом формате. Делегатами Съезда обсуждены механизмы введения «экстерриториальной подсудности», дальнейших изменений процессуального законодательства, а также дальнейшего развития электронных технологий, «дебюрократизации» судебного процесса и другие, не менее важные задачи. Было отмечено, что в условиях пандемии суды доказали полную готовность обеспечить работу в новом цифровом формате. Дальнейшее укрепление законности, развитие демократических институтов в стране неразрывно связано с созданием с 1 июля 2021 года в Казахстане административной юстиции и вступлением в действие Административного процедурно-процессуального кодекса. По всей республике заработал 21 новый специализированный административный суд. Сегодня административные суды помогают гражданину добиться своих прав по возможности быстро и эффективно на основе установленного четкого и прозрачного механизма их осуществления. Необходимо отметить, что каждый съезд судей представляет собой рубежный момент, точку отсчета для внедрения новых реформ, адекватно отвечающих вызовам времени и запросам общества и дает импульс очередному этапу судебных реформ. Проблемы, о которых говорилось на минувших съездах нашли практическое решение - судебной системой реализован комплекс мер, позитивно повлиявших на отправление правосудия, организацию судопроизводства, практику рассмотрения дел. Все поручения руководства страны постепенно, шаг за шагом решали три задачи - укрепляли независимость судейской власти, повышали ее эффективность и создавали условия для формирования высокопрофессионального корпуса судей. Судебные реформы, проведенные в Казахстане, приблизили нашу систему правосудия к международным стандартам. Важное значение в судебной деятельности придается международному сотрудничеству. Верховный Суд, развивая партнерские отношения с высшими судами иностранных государств, принимает участие в долгосрочных международных проектах, направленных на укрепление верховенства права. История правосудия Независимого Казахстана – это путь, насыщенный кардинальными переменами, нацеленный на утверждение самых высоких стандартов демократии и прав человека. Много важных инициатив ещё находится в процессе выработки и окажет значимое влияние на будущее развитие отечественной судебной системы. В свете реализации инициатив Главы государства по дальнейшему совершенствованию судебной системы в декабре т.г. Сенатом Парламента приняты Конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Конституционный Закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского процессуального законодательства и развития институтов внесудебного и досудебного урегулирования споров». В Конституционном законе «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» отражены новеллы по повышению профессионализма, а также ответственности и независимости судей. Предусмотрен также ряд поправок по совершенствованию системы отбора кандидатов на должность судьи, привлечению в судебную систему профессионалов, специализирующихся в узких отраслях права, расширению компетенции пленарного заседания Верховного суда и заседания Высшего судебного совета, а также широкому использованию современных технологий в судебной системе. Нормами закона предлагается внедрить квалифицированный экзамен для кандидатов в судьи, специализирующихся на основных отраслях права, а также вводится приоритетность при отборе кандидатов в другие суды для судей, проработавших в малосоставных и отдаленных судах не менее пяти лет. Еще одно нововведение – увеличение срока давности привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Отдельный акцент сделан на установлении новой модели финансирования судов за счет процентного выделения денежных средств из республиканского бюджета. Меры по упрощению гражданского процесса предусмотрены Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского процессуального законодательства и развития институтов внесудебного и досудебного урегулирования споров». Данный нормативный правовой акт предлагает адаптировать из мировой практики институт «образцового судебного решения» и предоставляет право сторонам выбора экстерриториальной подсудности с согласия сторон. Суть этого принципа состоит в том, что специальная IT-программа распределит дело не внутри одного суда, а среди судов всей страны с учетом их специализации и степени загруженности. Данная мера призвана обеспечить равномерное распределение дел по республике и исключить коррупционные риски. Важным шагом в модернизации системы правосудия призван стать законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом», одобренный Мажилисом Парламента. Внедрение трехзвенной модели уголовного процесса с четким разделением полномочий позволит обеспечить верховенство закона, справедливость и безопасность населения. Важные нововведения отечественного законодательства продиктованы значительным продвижением Казахстана к стандартам современного правового государства. В условиях реформирования системы правосудия на судейский корпус сегодня возложена ответственная миссия по успешной реализации принятых норм, достижению нового уровня правосудия и его соответствия ожиданиям общества.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |