|
|
|
Коллизия права, наиболее часто встречающаяся в гражданских спорах, которая чаще всего приводит к нарушению прав потребителя электроэнергии
Ирина Фурсова, юрист
Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы разработана в целях реализации Указов Президента Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года № 1158 «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 28 января 2011 года «Построим будущее вместе!» и от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года». Программа обеспечила разработку и принятие мер для проведения модернизации коммунальной инфраструктуры, создание оптимальной модели жилищных отношений, повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг населению, а также позволила посредством создания специальных механизмов финансирования обеспечить проведение не только ремонта общего имущества объектов кондоминиумов, включая термодернизацию, но и модернизацию устаревших коммунальных систем.
Именно, в период с 2011 по 2020 годы были реализованы инвестиционные программы энергопередающих и энергопроизводящих организаций, являющихся монополистами в сфере коммунальных услуг. Сам ход реализации инвестиционных программ сопровождался многочисленными коммунальными спорами в гражданских судах, привлечением к административной ответственности монополистов, возбуждением уголовных дел. Для разрешения споров в сфере энергетики уже недостаточно базовых знаний из области гражданского права и гражданского процесса — здесь требуются специальные познания, основанные на специфике данной сферы. За время практики в области разрешения энергетических споров юристы приобрели устойчивую квалификацию во многих непростых вопросах, возникающих в энергетическом секторе. Однако, анализируя правовые акты, регулирующие отношения в области тепло- и электроэнергетики, установлен ряд противоречий ведущих к неправильному разрешению гражданских дел. Одну из коллизий права, наиболее часто встречающуюся в гражданских спорах, которая чаще всего приводит к нарушению права потребителя электрической энергии и создает условия для вымогательства и мошеннических действий со стороны монополиста - с более сильной стороны, рассмотрим в настоящей статье. Нормами пятого параграфа Гражданского Кодекса Республики Казахстан предусмотрены правоотношения поставщика услуг- энергоснабжающей организации и потребителя, как участников договорных публичных правоотношений. П. 2 статьи 487 ГК РК возлагает обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии на энергоснабжающую организацию. Обязанность допуска работников энергоснабжающих организаций к приборам для контроля технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования возложена на потребителя\абонента, если иное не установлено законодательными актами. Закон РК «Об электроэнергетике» «устанавливает иное» -- обязанность потребителей допускать работников энергоснабжающих и энергопередающих организаций к приборам коммерческого учета, -- а также работников органа по государственному энергетическому надзору и контролю, уполномоченных представителей местных исполнительных органов для осуществления контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электро- и энергоустановок. Получается, что потребитель обязан допустить к прибору учета услугодателя и работников энергопередающих организаций. Реестр энергопередающих организаций размещен на сайте уполномоченного органа - Министерства энергетики РК. И их более двадцати. В случае с допуском работников услугодателя\энергоснабжающей организации, у потребителя вопросов и не возникнет, ведь потребитель знает с кем он рассчитывается за энергию. А вот касательно энергопередающей организации, вопросы возникают, и их множество. --Как потребителю узнать какая из энергопередающих организаций из множества, зарегистрированных в РК передает энергию именно ему? -- на каких основаниях к потребителю пришли сотрудники именно этой передающей организации? -- и вообще, имеет ли эта организация лицензию на передачу электрической энергии? -- являются ли пришедшие проверяющие работниками? И чем это подтверждено? Потребитель точно знает, что договор у него с энергоснабжающей организацией, с энергопередающей организацией он договор не заключал, и ни Кодекс, ни Закон не обязывает потребителя заключать договор с передающей организацией. Тогда что нужно работникам передающей организации в пределах частной собственности потребителя? В чем заинтересованы эти организации и каким нормами законодательства возложена обязанность на энергопередающую организацию проверять схемы учета и приборы учета потребителя? Нет такой нормы. Однозначно заинтересована сторона на которую возложены обязательства, а это услугодатель. Правила пользования электрической энергией п. 72 поясняют цели посещения, форму акта и условия его действительности: 72. Посещение потребителя представителем энергопередающей (или) (энергопроизводящей) организаций с целью проверки схемы коммерческого учета электроэнергии оформляется соответствующим актом. Акт действителен при наличии подписи представителя энергопередающей (энергопроизводящей) организаций и проверяемого потребителя, либо его представителя. Акт считается действительным и при отказе потребителя от подписи, но при условии оформления его комиссией энергопередающей (энергопроизводящей) организаций и органа управления объектом кондоминиума (при наличии последнего) в составе не менее трех человек.
А п.п.4) п. 52 Правил пользования электрической энергией конкретизируют допуск потребителем к приборам учета работников, и разрешает предпринимать «карательные меры» в отношении потребителей не допустивших представителей энергопередающей (энергопроизводящей) организаций и органа энергетического надзора и контроля к приборам коммерческого учета электрической энергии и электроустановкам потребителя в рабочее время (на правах командированного) (п.52 ППЭЭ) Обращаем внимание на установление временного режима допуска к системам учета и электроустановкам потребителей, и на особый статус командированного персонала. П. 461 Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 19 марта 2015 года № 222 Определяет состав бригады энергосбытовой организации, который вправе проводить работы в электроустановках потребителей в качестве командированного.
Анализируя, все вышеперечисленные нормы приходим к выводу о недоумении как потребителя, так и суда при рассмотрении гражданского дела - каким же образом возможно осуществить обязанность допускать специалистов, не нарушив при этом прав потребителя и обязанность по соблюдению техники безопасности. При условии, что командированным персоналом может быть только сотрудники энергосбытовой организации, а такой формы организации участника правоотношений в области электроэнергетики просто не существует. Что подтверждается основными понятиями, используемыми в Законе РК « Об электроэнергетике»: 48) энергопередающая организация - организация, оказывающая на основе договоров услугу по передаче электрической или тепловой энергии; 49) энергоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям купленной электрической и (или) тепловой энергии; 50) энергопроизводящая организация - организация, осуществляющая производство электрической и (или) тепловой энергии для собственных нужд и (или) реализации. Википедия дает нам понятие коллизии: Юридическая коллизия (лат. collisio — «столкновение») — разногласия или противоречие между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения, а также между компетенцией органов власти. Которой недобросовестно пользуются монополисты направляя к потребителям своих сотрудников без разрешительных и командировочных документов, без надлежащих предварительных уведомлений. Такая коллизия создает условия для совершения уголовных и коррупционных правонарушений. Следует обратить особое внимание, что ГК РК и Закон РК « Об электроэнергетике» являются основными НПА а Правила пользования электрической энергией, Правила предоставления коммунальных услуг, Правила техники безопасности - производными, и противоречия между ними должны быть устранены на стадии разработки. А согласно статьи 12 Закона РК « О правовых актах» Нормы законов в случаях их расхождения с нормами кодексов Республики Казахстан могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений и (или) дополнений. Соответственно, до тех пор, пока в Гражданский Кодекс РК не будут внесены изменения о необходимости потребителю\абоненту заключать договор с энергопередающей организацией, а энергопередающей организации не будет вменено в обязанность проверять потребителя и следить за состоянием схем и приборов учета, не должны применяться нормы Правил пользования электрической энергией об отключении потребителя за недопуск работников энергопередающей (энергопроизводящей) организаций и органа энергетического надзора и контроля к приборам коммерческого учета электрической энергии и электроустановкам потребителя в рабочее время (на правах командированного). Стоит отметить необходимость устранения юридической коллизии, обобщение судебной практики по коммунальным спорам, и пересмотра НП ВС РК.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |