|
|
|
В поддержку женского лидерства
Ш. Курманбаева, член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК, ректор КазГЮИУ
Сегодня в нашей стране не существует законодательных ограничений, препятствующих участию женщин в политической деятельности, но, тем не менее, представительство женщин в выборных органах власти остается низким. Следует отметить, что женщина все еще находится в неравном положении с мужчиной в плане политического продвижения, возможностей лидерства. Политика и практика государства в разрешении женского вопроса в Казахстане кардинально изменились в последние десятилетия. Особенно 90-е годы ХХ века актуализировали проблемы создания системы социальной защиты женщин, политического и экономического продвижения. Уже на этом этапе в республике наблюдался рост гражданской активности женщин, становления и развития женских организаций. Основными предпосылками и факторами политической активности женщин выступают улучшение условий жизни, защита прав, женских интересов, создание сильной системы социальной защиты. В результате актуализации вопросов улучшения положения и повышения роли женщин в обществе Казахстан стал последовательно участвовать в международных соглашениях по правам женщин. Принимая Пекинскую Платформу, Казахстан взял на себя обязательство по эффективному включению гендерного аспекта во все государственные институты, стратегии, планирование и принятие решений. Решению проблем в области улучшения положения женщин способствовали меры по формированию национального механизма институционализации процессов реализации гендерной политики. Переход к рыночной экономике, политическая модернизация способствовали активности женского движения, политическое участие и деятельность обретали значимость для реализации заявленных законами прав женщин. Казахстан присоединился к Конвенции ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Решению проблем в области улучшения положения женщин способствовали меры по формированию национального механизма. С 1995 г. приняты меры по институционализации процессов реализации гендерной политики, создан Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте РК. Следует отметить, что Совет стал одним из первых элементов институционального измерения национального механизма по гендерному равенству. С 1997 г. началась реализация концепции государственной политики улучшения положения женщин. В 1998 г. в целях реализации Пекинской платформы действий Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике был реформирован в ключевой институциональный механизм по женским вопросам в республике в Национальную комиссию по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК. Высокий статус Национальной комиссии позволяет ей играть ключевую роль в формировании и реализации комплексной государственной политики по достижению гендерного равенства. Женщины составляют половину населения республики, их проблемы, положение, роль и статус в обществе имеют особую значимость, и вопросы гендерного равенства отнесены к числу важных социальных проблем современности. Практика целенаправленного политического продвижения женщин позволит обеспечить пути использования их профессиональной компетентности, создать условия для самореализации женщины. Назревшая крупная социально-политическая проблема требует адекватной системы действий органов исполнительной власти, науки, образования, средств массовой информации, разных субъектов политики и общественного мнения. В современных условиях значимым для политического продвижения женщин становится процесс их мотивации к политической деятельности. Важнейшим индикатором повышения политической культуры и социализации женщин выступает их деятельность в неправительственных организациях, женском движении, политических партиях, участие в избирательных кампаниях. Следует отметить, что именно предвыборная кампания явилась одной из причин общественно-политической активности женских неправительственных организаций. Основными направлениями в деятельности женского движения, НПО становилось содействие развитию гражданского общества, формирование гражданской позиции женщин-избирателей, правовой культуры. Женские НПО явились для казахстанских женщин основными каналами социализации и формирования политической культуры. В конце 90-х гг. женщины республики организовывали кампании по женскому политическому продвижению. Это был первый опыт освоения политической активности и деятельности женских политических организаций республики. В составе зарегистрированных кандидатов в депутаты Мажилиса было 74 женщины (13,1 процента). По итогам выборов депутатами Мажилиса было избрано только восемь женщин. В 1999 году кандидатами в депутаты маслихатов выдвинулось 1393 женщины (18,7 процента), в 2003 году - 1619 (19,8). Среди избранных в местные представительные органы власти в 1999 году было 636 (19,2 процента) женщин, в 2003 году - 568 (17,1). Кандидатами в депутаты Мажилиса Парламента (2004 г.) было зарегистрировано по партийным спискам 24 женщины, по одномандатным избирательным округам - 105 женщин, что составляет 25,4 и 16,9 процента от общего числа кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента РК. Однако численность женщин, избранных депутатами, осталась на том же уровне, что и на предыдущих выборах. Постановлением Правительства (2003 г.) одобрена Концепция гендерной политики в РК. Основными направлениями гендерной политики являлось достижение сбалансированного участия мужчин и женщин во властных структурах, обеспечение равных возможностей для экономической независимости женщин, создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье, свобода от насилия по признаку пола. В 2005 г. была принята «Стратегия гендерного равенства в РК на 2006-2016 годы», основополагающий документ, направленный на реализацию гендерной политики государства. В ней определены гендерные индикаторы для страны, исходя из Целей развития тысячелетия и положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Стратегия включает меры по достижению гендерного равенства в области законодательства, политики, экономики, репродуктивного здоровья, борьбы с насилием в отношении женщин и детей, семейных отношений, информационной политики и гендерного образования. Этот документ стал итогом сотрудничества Национальной комиссии, женского движения и международных организаций и на сегодняшний день содержит целый комплекс гендерных приоритетов. В 2009 г. принято два закона по продвижению гендерного равенства: «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» и «О профилактике бытового насилия». С юридической точки зрения в республике созданы условия для соблюдения гендерного баланса. В Национальном центре по правам человека создано специальное подразделение по правам женщин. Для обучения и подготовки женщин-политиков создана Республиканская сеть школ женского лидерства, в которую вошли 69 неправительственных организаций из всех областей республики. Разработано и утверждено руководство по проведению гендерной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в соответствии с которым проводится гендерная экспертиза законопроектов. Однако законодательного оформления принципа равных возможностей для обоих полов недостаточно, чтобы преодолеть исторически сложившиеся стереотипы о женском участии во власти, которые укрепились в гражданских и политических институтах общества, в общественных настроениях. И положение современной женщины противоречиво, что проявляется в ее социально-экономической, политической активности и дальнейшим развитием института семьи. Возможно, что сфера умственного труда, с высоким интеллектуально-профессиональным потенциалом есть фактор, способствующий формированию и политической активности. В предыдущем Парламенте РК было представлено 26 женщин, что составляло 24 процента от общего числа депутатов. На местном уровне, в маслихатах - 17 процентов женщин. В одной из областей Казахстана - Костанайской - был достигнут порог в 30 процентов, в областном маслихате исполняли депутатские обязанности 89 женщин. В действующем Парламенте РК представлены 26 женщин депутатов Мажилиса и три женщины в Сенате, что составляет незначительный процент от общего числа депутатов. В казахстанской избирательной системе не предусмотрены меры, побуждающие политические партии к привлечению женщин на выборные и назначаемые государственные должности. Можно выделить только Народно-демократическую партию «Нур Отан», выдвигавшую женщин по партийному списку. Оценивая современную ситуацию в целом, можно сказать, что процесс активного политического продвижения женщин во многом будет зависеть от спланированной государственной политики, соответствующих программ, от путей развития женского движения в стране, гендерных позиций партий, а также от их взаимопонимания и взаимодействия. В данном случае сфера политики выступает условием и фактором становления и развития политической активности, но эффективное использование этого выбора зависит от наиболее активной женской группы электората. Достижение партнерства мужчин и женщин в политике, закрепление политического авторитета женских общественных организаций во многом должно быть обусловлено инициативностью гражданского сектора и открытостью каналов политического продвижения, стратегии которого предполагают прохождение определенных этапов политической социализации. Ассоциация деловых женщин Казахстана совместно с Национальной комиссией и при поддержке представительства ООН в Казахстане работала над проектом «Поддержка и продвижение женского политического лидерства». Результатом этого проекта стало создание клуба женщин-политиков, проведение тренингов в структурах госорганов, проведение мастер-классов от ведущих женщин-политиков. В Восточном Казахстане Федерация женщин «Статус» работала над проектом «Лидерские роли на политическом поле» при финансовой поддержке ПРООН в Казахстане. Тогда участники проекта пришли к выводу о необходимости разработки и внедрения многоступенчатой системы гендерного просвещения, разработки гендерных блоков и платформ в партийных программных документах. Все это говорит о важности выработки механизмов политического продвижения женщин, актуализации просветительской политики. Поэтому для Казахстана особо важны вопросы теоретического обоснования и развития национального механизма, исследование, институциональное развитие, политическая практика и анализ достижения гендерного равноправия. Можно признать, что на сегодня недостаточно согласована работа различных звеньев национального механизма осуществления международных норм в сфере прав человека. Явно мала активность в области защиты прав человека самих женщин и женских общественных объединений. Требуется и адекватная система действий органов законодательной и исполнительной власти, науки, средств массовой информации, других субъектов политики и общественного мнения. Немаловажную роль играет и организационно-политическая работа во всех ветвях государственной власти и управления. В целом следует отметить, что одним из важных направлений современной государственной политики по обеспечению гендерного равенства является демократизация политической системы. Социально-экономическая трансформация казахстанского социума требует от государства формирования политики, в большей степени учитывающей вектор изменений в международной политике гендерного равенства.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |