Методика разработана в рамках реализации пункта 52 Комплексного плана противодействия теневой экономике на 2014-2015 годы, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан № 531 от 22 мая 2014 года. Методика применяется Комитетом по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее - Комитет) с целью оценки объемов незаконной деятельности согласно международным стандартам и применяется исключительно для целей Системы национальных счетов. Целью Методики является обеспечение понимания методологической основы и влияния незаконных видов деятельности на отрасли экономики. Методика направлена на обеспечение того, чтобы виды производственной деятельности были в максимальной степени наблюдаемыми, и измеримыми в национальных счетах. Ненаблюдаемая экономика включает виды производственной деятельности, которые не охватываются при сборе информации из основных источников, используемых для составления национальных счетов. Виды деятельности, относящиеся к ненаблюдаемым, подразделяются на следующие группы: скрытые (теневые), незаконные, в неформальном секторе, предпринимаемые домашними хозяйствами для их собственного конечного использования, и не учтенные вследствие недостатков в программе сбора основных статистических данных. Эти пять групп называются проблемными областями ненаблюдаемой экономики, что в совокупности составляют ненаблюдаемую экономику. К незаконному производству относится производство, определяемое как виды производственной деятельности, в процессе которых производятся товары и услуги, запрещенные законом, или которые являются незаконными, если они осуществляются производителями без получения соответствующего разрешения. Критериями незаконной деятельности выступают общие критерии отнесения того или иного вида деятельности в расчеты ВВП. Основными критериями отнесения видов деятельности к незаконным являются: 1) охват вида деятельности границами экономического производства: экономическое производство составляют все виды деятельности, “осуществляемые под контролем и ответственностью институциональной единицы, которая использует затраты труда, капитала и услуги для производства выпуска таких товаров и услуг, которые передаются или предоставляются другим институциональным единицам”. Это понятие подразумевает удовлетворение следующих правил: реализуемость товаров и услуг; критерий третьей стороны, согласно которому деятельность считается экономически производственной, только если она осуществляется лицом, отличным от того, которое получает от нее выгоду. В соответствии с данным критерием не включаются такие основные виды человеческой деятельности, как еда, питье, сон, занятия спортом и так далее, в то время как такие услуги, как стирка, приготовление пищи, уход за детьми, больными и престарелыми попадают в общие границы, поскольку ими обмениваются различные единицы; 2) взаимная договоренность: согласно данному критерию операции, совершаемые по взаимному согласию между покупателем и продавцом (например, продажа наркотиков, торговля украденными товарами или проституция), включаются в границы экономического производства, и, напротив, те виды деятельности, которые не совершаются по взаимной договоренности (например, вымогательство или воровство), исключаются. СНС-93 предлагает интерпретировать незаконные действия, которые не осуществляются по взаимному договору, как предельные формы экстерналий, которым в национальных счетах в общем случае не приписывается каких-либо стоимостных величин. 3) охват вида деятельности границами СНС: производство любых индивидуальных или коллективных товаров и услуг, которые предоставляются единицам, не являющихся их производителями, или предназначенных для предоставления, включая производство товаров и услуг, используемых в процессе производства таких товаров и услуг; производство для собственного конечного использования любых товаров, которые удерживаются их производителями для собственного конечного потребления или валового накопления капитала; производство для собственного конечного потребления жилищных услуг лицами, проживающими в собственном жилье, а также домашние и личные услуги, производимые наемной домашней прислугой; 4) критерий нарушения Уголовного кодекса Республики Казахстан. Незаконное производство классифицируется по следующим двум категориям: 1) запрещенное производство товаров и услуг, продажа или просто владение которыми также запрещено законом; 2) виды производственной деятельности, которые являются разрешенными, но которые становятся незаконными, если они осуществляются производителями, не имеющими соответствующего разрешения. Оба вида производства находятся в границах сферы производства, если они являются истинными процессами, выпуски которых состоят из товаров и услуг, на которые существует эффективный рыночный спрос. |