Как уничтожается Национальная академия Республики Казахстан
Сулейменов М.К.
Директор Научно-исследовательского института
частного права Каспийского университета,
член Международного Совета
при Верховном Суде РК,
член Научно-консультативного совета
при Конституционном Суде РК,
академик Национальной академии наук РК,
доктор юридических наук, профессор
Немного истории. Национальная академия Республики Казахстан (НАН РК) прошла долгий и славный путь развития. Основанная легендарным Канышем Сатпаевым, она недавно отметила свое 75-летие.
За это время она претерпела и ряд преобразований организационно-правовой формы. Создавалась она как самостоятельная независимая организация с правом собственности на находящееся в ее ведении имущество, с большим количеством входящих в ее состав институтов. Потом было создано Министерство науки, потом была такая нелепая конструкция как Министерство науки-Академия наук. Однако противостояние Миннауки и Академии закончилось полным поражением Академии, институты у нее отобрали, он стала обычным государственным учреждением, а потом и вовсе лишена государственного финансирования, превратившись в общественное объединение.
Придание НАН РК государственного статуса. Поэтому когда на заседании юбилейной сессии НАН РК 1 июня 2022 г. Президент К. К. Токаев обьявил о намерении придать НАН РК государственный статус и перевести ее на финансирование из бюджета, все встретили это заявление бурными аплодисментами.
Однако радость была недолгой.
Воспроизведем хронологию событий.
1. В своем выступлении на юбилейной сессии Национальной Академии наук Глава государства Касым-Жомарт Токаев сказал:
«Осының бәрін ескере отырып, Академияның мәртебесін көтеру керек деп санаймын. Бұл құрылым ғылыми ой-тұжырым орталығына айналуға тиіс. Сондай-ақ, сараптама жасайтын беделді мекеме болуы керек. Қара шаңырақтың рөлін арттыру аса маңызды. Сондықтан, оған мемлекеттік мәртебе береміз және бюджет есебінен қаржыландырамыз». (Учитывая все это, считаю необходимым повысить статус Академии. Эта структура должна стать центром научной мысли. Также она должна быть авторитетным учреждением, которое проводит экспертизу. Важно повысить роль Қара шанырака. Поэтому мы придадим ей государственный статус и будем финансировать за счет бюджета).
Из этого ясно вытекает, что Президент намеревался преобразовать действующую Национальную академию наук РК, придав ей государственный статус.
2. В Протоколе заседания у Президента РК от 1 июня 2022 г. под председательствованием Токаева К. К. по вопросу об изменении статуса Национальной академии наук РК отмечено:
«1.1 Правительству Республики Казахстан до 30 декабря 2022 года:
1) принять меры по повышению статуса Национальной академии наук Республики Казахстан (далее - НАН РК) путем присвоения государственного статуса, предусмотрев финансирование из государственного бюджета;
3) проработать вопрос внедрения пожизненной выплаты ежемесячной стипендии за счет средств государственного бюджета академикам, непосредственно занимающимся научной деятельностью».
Из этого ясно вытекает, что Президент поручил повысить статус действующей академии и решить вопрос о выплате ежемесячной стипендии всем академикам, непосредственно занимающимся научной деятельностью.
3. В протоколе Совещания по реализации поручений Главы государства по вопросам науки от 14 июня 2022 г. закреплено:
«О реализации поручений Главы государства, данных на торжественной сессии Общего собрания Национальной академии наук:
1. Принять к сведению информацию вице-министра образования и науки Ергалиева К.А. о реализации поручений Главы государства, данных на торжественной сессии Общего собрания Национальной академии наук.
3. Министерству науки и высшего образования в установленном законодательстве порядке в срок до 27 июня 2022 года:
- обеспечить проработку в сенате Парламента законодательных поправок по институциональной трансформации Национальной академии наук в некоммерческое акционерное общество».
В Перечне поручений Премьер-Министра Министерству образования и науки РК также указано:
«Третье: принять меры по институциональной трансформации Национальной академии наук РК с приданием ей государственного статуса».
Из этого ясно вытекает, что Правительство во исполнение поручений Главы государства намеревалось обеспечить институциональную трансформацию Национальной академии наук в некоммерческое акционерное общество. Речь шла не о создании новой академии, а о трансформации действующей в некоммерческое акционерное общество.
Курс на уничтожение НАН РК. Однако Министерство образования и науки РК, затем преобразованное в Министерство науки и высшего образования РК (далее - Миннауки) взяло курс не на трансформацию, а на уничтожение НАН РК.
Обратите внимание на даты. Президент произнес свою речь 1 июня 2022 г. В Протоколе совещания у Президента РК, которое состоялось 14 июня 2022 г., Правительству дан срок завершить трансформацию НАН РК с приданием ей государственного статуса до 30 декабря 2022 г.
Казалось бы, времени много (более 8 месяцев) для того, чтобы не спеша выполнить поручение Президента РК по приданию НАН РК государственного статуса. Однако что делает Миннауки?
14 июня 2022 г. (то есть в один день с совещанием у Президента!!!) Премьер-Министр пишет письмо Председателю Сената Парламента РК с просьбой включить нормы об Академии наук в закон. Даже одного дня ждать не стали.
30 июня 2022 г. эти нормы включаются в Закон о науке. То есть положения, имеющие важнейшее значение для дальнейшего развития науки в Казахстане, включены в закон через 16 дней после представления их Правительством без всякого обсуждения и с нарушением процедуры прохождения проекта закона в Парламенте (минуя Мажилис). И к чему такая спешка? Что срочного в этих нормах о НАН РК? Даже Назарбаев, который имел право объявить закон срочным, не мог добиться принятия закона за 16 дней.
И в какой закон были включены нормы о НАН РК? Оказывается, в Закон РК от 30 июня 2022 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности, недропользования, местного государственного управления, государственной границы, жилищно-коммунального хозяйства и науки». И какое отношение имеет наука к тем вопросам, которые серьезно разрабатывались и детально обсуждались при принятии этого закона? По простому это называется: и сбоку бантик. По научному: профанация законотворческой деятельности.
Я не могу понять, для чего нужно было такое грубое нарушение процедуры прохождения законопроекта в Парламенте, причем по такому закону, который явно не требовал такой срочности (в распоряжении Правительства было 8 месяцев). Президент РК дает массу поручений, которые требуют законодательного оформления, но это совсем не значит, что выполнение этих поручений должно производиться в авральном порядке, с нарушением законодательно установленных процедур.
По хорошему надо было, конечно, организовать широкое обсуждение различных вариантов реорганизации НАН РК в государственную организацию с обязательным привлечением юристов.
Единственной причиной такого нарушения всех необходимых процедур и беспрецедентной срочности я могу назвать попытку избежать обсуждения той организационно-правовой формы, которую Миннауки придумало для НАН РК. Эта форма - некоммерческое акционерное общество (НАО). Более нелепую организационно-правовую форму для НАН РК трудно было придумать. Я как юрист в области гражданского права с 60- летним стажем работы много чего видел в своей жизни, но и я был ошарашен.
НАО вызывало и вызывает много критики со стороны цивилистов. Эта форма совершенно неприемлема для некоммерческих организаций. Акционерное общество - это организационно-правовая форма, предназначенная для извлечения прибыли и распределения ее между акционерами. Для этого создаются и Совет директоров, и Правление, и корпоративный секретарь, и много чего другого. Для некоммерческой организации все это совершенно не нужно. Довольно смешно выглядит Совет директоров в некоммерческой организации.
Уже давно и упорно ставится вопрос об отмене такой организационно - правовой формы как НАО. Я видел постановку этого вопроса даже в одном из проектов, рассмотренных в Администрации Президента РК.
Для НАН РК самой приемлемой формой было бы признание ее особой формой государственного учреждения с сохранением атрибутов, присущих академиям наук во всем мире: общее собрание, президент, избираемый общим собранием, самоуправление и пр. Как было раньше.
Естественно, для Миннауки это было неприемлемо. И оно предприняло все, чтобы уничтожить самоуправление НАН РК. В НАО всем управляет уполномоченный орган, общее собрание академиков вообще не предусмотрено. Правила приема принимает уполномоченный орган. Он, кстати, уже их принял или собирается принять. Там есть все: и индекс Хирша, и Скопус, и программа на пять лет, которую будет проверять комиссия, составленная неизвестно из кого, и прочие прелести современной проверки ученых, которые уже почти уничтожили науку, во всяком случае, общественные науки. Я прикинул и понял, что в новую академию я не поступлю.
Законодательное закрепление. В Закон о науке Законом РК от 30 июня 1922 г. № 130-VII (введено в действие с 31 августа 2022 г.) было внесено следующее положение:
«Национальная академия наук Республики Казахстан, созданная в форме некоммерческого акционерного общества со стопроцентным участием государства в уставном капитале (п. 3 ст. 8 Закона о науке)».
Правительство РК от 14 декабря 2022 г. приняло постановление № 1003 «О вопросах создания некоммерческого акционерного общества «Национальная академия наук Республики Казахстан», в котором было закреплено:
«1. Создать некоммерческое акционерное общество «Национальная академия наук Республики Казахстан» (далее - общество) со стопроцентным участием государства в уставном капитале.
4. Комитету государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан совместно с Министерством науки и высшего образования Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) утверждение устава общества;
2) избрание лица, уполномоченного на подписание от имени общества документов для государственной регистрации, осуществление финансово-хозяйственной деятельности и представление его интересов перед третьими лицами до образования органов общества;
3) государственную регистрацию общества в органах юстиции;
4) передачу Министерству науки и высшего образования прав владения и пользования государственным пакетом акций общества;
5) принятие иных мер, вытекающих из настоящего пункта».
Две академии. На этом создание новой НАН РК как некоммерческого акционерного общества «Национальная академия наук Республики Казахстан» было завершено.
Однако НАН РК как общественное объединение никуда не делось, оно существует и пытается что-то сделать, чтобы приобрести государственный статус как обещал академикам Президент РК.
В итоге мы имеем две самостоятельно существующие НАН РК.
Таким образом, хотя во всех поручениях Президента под созданием НАН РК как некоммерческого акционерного общества имелось в виду ее создание на основе трансформации (если говорить юридическим языком - реорганизации) НАН РК, действующего как общественное объединение, в некоммерческое акционерное общество, Правительство создало новую НАН РК как некоммерческое акционерное общество. При этом осталось действующим и НАН РК как общественное объединение.
Сложилась парадоксальная ситуация. Одновременно существуют две НАН РК, причем то, что в соответствии с законом должно распространяться только на НАН РК как некоммерческое акционерное общество, очень спокойно применяется к НАН РК как общественное объединение (далее для упрощения изложения я буду называть НАН РК как общественное объединение старой академией, а НАН РК как некоммерческое акционерное общество - новой академией).
И сами академики, и Правительство, и даже Президент РК воспринимают эти две академии как единое целое. Это можно подтвердить хотя бы на примере назначения стипендий академикам, достигшим пенсионного возраста.
Приведу рядом два положения из п. 3 ст. 8 Закона о науке в новой редакции:
«Национальная академия наук Республики Казахстан, созданная в форме некоммерческого акционерного общества со стопроцентным участием государства в уставном капитале:». И дальше перечисляются все те же функции, которые были у НАН РК как общественной организации.
«Академику Национальной академии наук Республики Казахстан, достигшему пенсионного возраста, установленного Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», устанавливается ежемесячная пожизненная стипендия в размере и порядке, определяемых Правительством Республики Казахстан».
Имейте в виду, что эта стипендия в соответствии с этим же пунктом 3 ст. 8 Закона о науке в новой редакции установлена для академиков-членов новой НАН РК.
Однако Правительство постановлением от 30 декабря 2022 г. № 1122 установило размер ежемесячной пожизненной стипендии академику Национальной академии наук РК, достигшему пенсионного возраста, в размере 60 (шестьдесят) месячных расчетных показателей, имея в виду академиков старой НАН РК. Во всяком случае, я стал получать эту стипендию как академик старой НАН РК. Это возможно только в том случае, если Правительство не делало большой разницы между старой НАН РК и новой НАН РК, имея в виду, что первое скоро превратится во второе.
В Указе Президента РК от 2 декабря 2023 г. № 416 содержится следующее положение:
«установить ежемесячные пожизненные стипендии Президента Республики Казахстан действительным членам Национальной академии наук Республики Казахстан, избранным до 1 декабря 2023 года, при достижении ими пенсионного возраста, установленного Социальным кодексом Республики Казахстан, за исключением лиц, получающих ежемесячную пожизненную стипендию в соответствии с Законом Республики Казахстан «О науке».
Из этого ясно вытекает, что Президент, учреждая стипендии членам старой НАН РК, явно имел в виду, что эта общественная НАН РК преобразуется в государственную и будет финансироваться из госбюджета. Это вытекает и из названия Указа, в который вносятся изменения: «О мерах по совершенствованию системы государственного управления наукой в Республике Казахстан». В систему государственного управления наукой общественные объединения не входят. Ими государство может управлять только через законы.
Распоряжением Президента РК от 12 апреля 2023 г. К. С. Закарья назначена Президентом НАН РК при Президенте РК. Вроде бы ясно, что речь идет о новой НАН РК. Однако для представления К. С. Закарья как Президента НАН РК созвали общее собрание старой НАН РК, на котором Закарью представляли заместитель Руководителя Администрации Президента РК и Министр Миннауки. Почему? Ведь НАН РК как общественное объединение не имеет никакого отношения к новой НАН РК при Президенте РК.
Да и сам Указ Президента РК о повышении статуса НАН РК был принят только 27 марта 2023 г. Текст Указа гласил:
«переименовать некоммерческое акционерное общество «Национальная академия наук Республики Казахстан» в некоммерческое акционерное общество «Национальная академия наук Республики Казахстан» при Президенте Республики Казахстан (далее - Национальная академия наук)».
И в принятии этого Указа значительную роль сыграли академики НАН РК как общественного объединения и лично ее Президент М.Ж. Журинов, которые писали письма, добивались аудиенции и т.п. При этом все академики были уверены, что они действуют в интересах старой НАН РК. Во всяком случае, они расценивали это как большую победу, хотя по большому счету это поражение, ибо тем самым они укрепили новую академию, которая их признавать не хочет.
Должны ли академиков старой академии принимать в новую. И, наконец, самый болезненный момент.
В подпункте 21-1) ст. 1 Закона о науке в редакции Закона от 30 июня 2022 г. закреплено: «академик Национальной академии наук Республики Казахстан - ученый, имеющий выдающиеся достижения в области науки, избираемый академией в порядке и на условиях, определяемых уполномоченным органом в области науки».
Руководители новой академии и чиновники уполномоченного органа, которым является Миннауки, толкуют эту норму таким образом, что она распространяется на всех академиков старой академии и они должны заново проходить процедуру приема, представлять программу и пр.
Данное утверждение противоречит установкам Президента РК о трансформации НАН РК. Положения подпункта 21-1) ст. 1 Закона о науке должны касаться только новых членов Академии, избираемых в порядке и на условиях, определяемых уполномоченным органом в области науки. К действующим академикам эта норма не должна применяться.
Создалась парадоксальная ситуация. Президент РК в своем Указе от 2 декабря 2023 г. № 416 постановил установить ежемесячные пожизненные стипендии Президента Республики Казахстан действительным членам Национальной академии наук Республики Казахстан, избранным до 1 декабря 2023 года, при достижении ими пенсионного возраста. Причем следует уточнить, что эта норма касается не только пенсионеров, но и всех академиков, избранных до 1 декабря 2023 года. Как только они достигнут пенсионного возраста, им назначается стипендия. Речь идет именно об академиках старой академии. Это подтверждается еще одной фразой из Указа Президента Республики Казахстан: «за исключением лиц, получающих ежемесячную пожизненную стипендию в соответствии с Законом Республики Казахстан «О науке». Это исторический прецедент из истории НАН РК, когда отдельным академикам было назначена стипендия. Но все это относится именно к старой НАН РК.
Причем это положение, закрепленное в Указе Президента РК, вытекает из п. 3 ст. 8 Закона о науке в новой редакции. В первом абзаце п. 3 ст. 8 Закона о науке говорится о НАН РК как некоммерческом акционерном обществе, а в последнем абзаце пункт 3 - о стипендиях академикам НАН РК как некоммерческого акционерного общества. В то же время и Президент РК, и Правительство РК учреждают стипендии академикам НАН РК как общественного объединения. Это еще раз подтверждает тот факт, что НАН РК рассматривается как единое целое в любой организационно-правовой форме, будь то некоммерческое акционерное общество или общественное объединение.
Поэтому правило, предусмотренное в подпункте 21-1) ст. 1 Закона о науке, к действующим академикам старой академии неприменимо. Это основано на общепризнанном правовом принципе: закон обратной силы не имеет.
В соответствии со статьей 43 Закона РК «О правовых актах» от 6 августа 2016 г. № 480-V:
«1. Действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие».
2. Исключения из правила пункта 1 настоящей статьи представляют случаи, когда обратная сила нормативного правового акта или его части предусмотрена им самим или актом о введении в действие нормативного правового акта, а также когда последний исключает обязанности, возложенные на граждан, или улучшает их положение».
Отдельно следует сказать именно об улучшении или ухудшении положения академиков.
В соответствии с подпунктом 5) п. 2 ст. 77 Конституции РК «Законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют».
Это конституционное положение уточняется в ст. 43 Закона о правовых актах:
«3. Законы, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют».
Новый прием в одну и ту же академию, несомненно, возлагает на академиков новые обязанности и ухудшает их положение.
Таким образом, применение закона в интерпретации руководителей новой академии вступит в противоречие с нормами Конституции РК, имеет место нарушение конституционных прав граждан.
Есть ли выход из сложившейся ситуации? Что мы имеем в настоящее время? Имеем новую НАН РК, в которой за два года появился уже второй Президент (поскольку первый (вернее, первая) ничем, кроме угроз в адрес старой НАН РК, не отличился), в которой есть один академик и «переходный» президиум. Есть еще Совет директоров. Это все ее успехи за два года. Старая НАН РК тоже бездействует, поскольку она находится в подвешенном состоянии и дальнейшая ее судьба неизвестна. Единственное достижение за эти годы - дали стипендии, которые полагались новой НАН РК, академикам-пенсионерам старой НАН РК.
Таким образом, ситуация сложилась патовая. Академиков, которые получили звание за заслуги в сфере науки в свое время, которые все без исключения являются докторами наук и профессорами, хотят заставить проходить процедуру приема в новую НАН РК на общих основаниях с молодыми учеными, у которых есть максимум PhD (а каков уровень докторов PhD, всем ученым хорошо известно). Причем сдавать надо будет «переходному» Президиуму, куда входят: один академик, два кандидата наук, два доктора PhD). Не находите, что это выглядит как издевательство? Кроме того, это зачисление в новую академию, оказывается, будет на пять лет, потом экзамены надо сдавать повторно. Это уже не та академия, какой она существует во всем мире. Это нечто иное, непонятно что.
Многие академики откажутся от такой процедуры, а многие, кто согласится, ее не пройдут, потому что у них нет индекса Хирша, Скопуса и прочих формальных компонентов, которые уже погубили общественные науки.
Лично я ни за что не пойду сдавать такой экзамен. Я считаю, что получил звание академика заслуженно и не собираюсь подтверждать это кандидатам наук и докторам PhD.
И самое главное, мне это ничем не грозит. Старая НАН РК существует и будет существовать. Что будет, если какой-нибудь академик старой академии по недопониманию или под давлением пойдет сдавать экзамен и провалится? А ничего не будет. Он как был академиком НАН РК, так им и останется. Только академиком не новой, а старой НАН РК, которая существует и будет существовать.
Дальнейшее развитие событий. Согласно резолюции Администрации Президента РК от 21 августа 2023 г. НАН РК при Президенте необходимо определить в виде «иной формы некоммерческой организации».
В Мажилисе Парламента РК в настоящее время обсуждается проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам науки и технологической политики». Согласно одному из вариантов этого проекта предлагается в перечень иных организационно-правовых форм некоммерческой организации, закрепленный в п. 2 ст. 17 Закона РК от 16 января 2001 г. «О некоммерческих организациях», внести новую организационно-правовую форму: высшая научная организация. В статью 86 Закона РК от 13 мая 2003 г. «Об акционерных обществах планируется внести следующее положение: «Общество вправе преобразоваться в некоммерческую организацию в форме высшей научной организации в соответствии с Законом «О науке и технологической политике».
Если эти положения будут приняты (а в этом нет никаких сомнений), то некоммерческое акционерное общество «Национальная академия наук Республики Казахстан» будет преобразовано в иную форму некоммерческих организаций под названием: «высшая научная организация».
В соответствии со ст. 33 Конституционного закона «О Президенте Республики Казахстан» и Указом Президента РК о повышении статуса НАН РК от 27 марта 2023 г. НАН РК является организацией при Президенте РК. В настоящее время ее полное название звучит так: «некоммерческое акционерное общество «Национальная академия наук Республики Казахстан» при Президенте Республики Казахстан (далее - Национальная академия наук)». В случае принятия изменений в Закон о некоммерческих организациях ее название будет звучать так: «высшая научная организация «Национальная академия наук Республики Казахстан» при Президенте Республики Казахстан».
В принципе это логично. «Некоммерческое акционерное общество при Президенте Республики Казахстан» звучит нелепо и юридически безграмотно. Администрации Президента РК приходится как то выходить из ситуации, исправлять ошибки, которые в стремлении уничтожить старую НАН РК наворотило Миннауки. Поскольку это иная форма некоммерческой организации, а не некоммерческое акционерное общество, Президент вправе определять структуру этой организации, органы управления, порядок финансирования и пр. Во всяком случае, нелепого Совета директоров уже не будет.
Однако это изменение никак не повлияет на судьбу академиков старой НАН РК. Это по-прежнему будет новая организация, и академиков старой НАН РК будут принимать в нее поштучно, путем сдачи экзаменов кандидатам наук и докторам PhD.
Пути выхода из сложившейся ситуации. Из сложившейся ситуации есть два варианта выхода.
Первый вариант обозначен в проекте Закона «О Национальной академии наук Республики Казахстан», разработанном Президиумом старой академии. В нем есть такие нормы:
«Статья 22. Преемственность и правомочность.
1. Со дня вступления в силу Закона «О Национальной академии наук Республики Казахстан» все без исключения лица, имеющие звание члена Национальной академии наук Республики Казахстан, а также почетные и иностранные члены НАН РК автоматически сохраняют за собой данные звания при изменении формы статуса НАН РК».
«Статья 23. О внесении изменений в «Закон о науке»
Статью 8 изложить в следующей редакции:
Национальная академия наук Республики Казахстан действует согласно Закону «О Национальной академии наук Республики Казахстан».
Изложено с нарушением правил юридической техники, но мысль вполне здравая: существование НАН РК в новой организационно-правовой форме, но с сохранением традиций и обеспечением преемственности.
Кстати, что-то подобное можно было бы сделать при преобразовании НАН РК из некоммерческого акционерного общества в высшую научную организацию.
Однако на этот вариант не пойдет Миннауки, которое задалось целью уничтожить НАН РК как самоуправляемую и в каком-то смысле независимую от властей организацию.
Второй и единственно возможный вариант. За прошедшие два года было наворочено столько ошибок и непонимания сложившейся ситуации, что единственным способом остается все это развернуть назад и начать процесс трансформации НАН РК в государственную организацию заново.
Необходимо признать, что при создании новой НАН РК были нарушены фундаментальные права академиков старой НАН РК, вытекающие из положений Конституции РК, в подпункте 5) п. 2 ст. 77 которой закреплено: «Законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют». В силу этого есть все основания для обращения в Конституционный Суд РК на предмет признания неконституционными тех положений Закона РК от 30 июня 2022 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности, недропользования, местного государственного управления, государственной границы, жилищно-коммунального хозяйства и науки», которыми были внесены изменения в статьи 1 и 8 Закона о науке, а также всех последующих нормативных правовых актов, вытекающих из этих изменений.
Как избавиться от балласта в НАН РК? Не секрет, что за время 30-летнего правления Назарбаева НАН РК не избежала тех пороков, с которыми было связано это правление. Это касается главным образом принятия членами академии людей, которые явно не заслуживали этого высокого звания. В первую очередь, это сам Назарбаев, который даже не приехал в Академию в день избрания его академиком. Это дочь Назарбаева, родственник Тимура Кулибаева (кстати, юрист, я его фамилию впервые услышал, когда его избирали) и прочие известные и неизвестные личности. Это не красит, конечно, Академию, но в тот период (как мы все понимаем) любые возражения были чреваты.
Если одной из целей проводимой реформы было избавление от этого балласта, то эта цель не будет достигнута. Старая НАН РК осталась и будет существовать еще долго, если не всегда. Академикам старой НАН РК нет смысла ее распускать, ибо тогда они автоматически потеряют звание академика. Следовательно, останутся и все эти фиктивные академики.
Достичь этих целей можно было другим путем. Ведь старая академия - это общественное объединение. Можно предусмотреть решением общего собрания внесение в устав пункта о возможности исключения из членов академии в случае грубого нарушения требований, предъявляемых к претендентам, во время их принятия в члены академии. Поскольку в случаях приема блатных академиков эти требования во всех случаях были грубо нарушены, таким образом можно избавиться от этого балласта. Кстати, это и сейчас не поздно сделать. Академики с радостью поддержат эту инициативу.