|
|
|
Торговля людьми как современная форма рабства
Начальник Службы по защите общественных интересов Генеральной прокуратуры РК государственный советник юстиции 3 класса
Аннотация
Человек, его интересы, права и свободы являются высшим приоритетом государственной политики Казахстана. За весь период независимости был принят целый ряд законодательных актов, начиная с Конституции страны, направленных на достижение этой цели. На сегодня одной из сложных проблем человечества, является торговля людьми, которая давно вышла за пределы отдельных государств и приобрела мировые масштабы. Торговля людьми означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения. Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан (от 29.12.2012 г. за № 7) «О практике применения законодательства, устанавливающего ответственность за торговлю людьми» регламентирует 8 составов уголовных правонарушений связанных с торговлей людьми (ст. 116 УК - изъятие органов и тканей человека; ст. 125 ч.3 п.2 – похищение; ст. 126 ч.3 п.2 - лишение свободы; ст. 128 - торговля людьми; ст. 134 - вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией; ст. 135 - торговля несовершеннолетними; ст. 308 - вовлечение в занятие проституцией; ст.309 - содержание притонов для занятия проституцией). Глава государства в своем Послании[1] народу страны от 2 сентября 2019 году, потребовал ужесточить наказания за торговлю людьми. В результате, 30 декабря 2019 года Мажилис Парламента принял важные поправки по данным направлениям и теперь торговля людьми отнесена к особо тяжким преступлениям и будет караться лишением свободы от 7 до 12 лет. В очередном Послании[2] в 2020 году Президент вновь поручил усилить борьбу с торговлей людьми и улучшить процедуру расследования таких преступлений в соответствии с международными стандартами, а также принять соответствующие законы. 9 июня 2021 года Главой государства подписан Указ «О дальнейших мерах РК в области прав человека», в котором Правительству поручено обеспечить права жертв торговли людьми. Правительством утвержден План мероприятий по профилактике, предупреждению и борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, на 2021-2023 годы (постановление от 24.02.2021г.), в котором поставлены краткосрочные и долгосрочные цели и задачи, План первоочередных мер в области прав человека (постановление от 11.07.2021г.), где предусмотрены вопросы обеспечения прав жертв торговли людьми. Проблема существования в Казахстане современных форм рабства имеет объяснимые и объективные причины, в основном это прозрачность границ со странами СНГ, организованная преступность, которая рассматривает Казахстан в меньшей роли как поставщика, но в большей – как потребителя, а также в качестве транзитного коридора. Придерживаясь общих усилий мирового сообщества, Казахстан принимает все необходимые меры, в том числе в законодательной, социально-экономической, международных сферах для эффективного противодействия новым формам работорговли в современном мире. За последние пять лет в стране статистика таких преступлений снижена на 43% (2015г.-357, 2016г.-355, 2017г.-309, 2018г.-286, 2019г.-182, 2020г.-120, 2021г.-154). При этом международные, неправительственные правозащитные организации воспринимают данное обстоятельство, как возможное ухудшение практики выявления. Официальные сведения действительно не отражают реальной картины, поскольку торговля людьми имеет весьма латентный характер[3]. Жертвы, в особенности, находившиеся в сексуальной эксплуатации, под психологическим и физическим давлением, зачастую не желают быть вовлечены в длительные разбирательства и опасаются огласки. Общая координация по вопросам противодействия торговле людьми возложена на Правительство через комиссию, которую поочередно возглавляют Министерство внутренних дел и Министерство труда и социальной защиты населения (с 2017 года), а на местах региональные комиссии при акиматах. В число уполномоченных органов также входят и другие ведомства (КНБ, МЗ, АФМ, МИОР, МЦРИАП, МИД). Несмотря на количество задействованных органов, проблема связанное с торговлей людьми в нашей стране сохраняется. В разрешении данной ситуации роль прокуратуры как координирующего и надзорного органа, весьма важная. Сегодня Генеральной Прокуратурой совместно с уполномоченными органами (МТСЗН, МВД, МЮ, НЦПЧ) прорабатываются поправки и дополнения в законодательство с учетом Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющим Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года. Вносятся изменения в нормативное постановление Верховного Суда РК от 29 декабря 2012 года № 7 «О практике применения законодательства, устанавливающего ответственность за торговлю людьми». Создана предметно сквозная группа из числа опытных сотрудников структурных подразделении Генеральной Прокуратуры, работа которой сосредоточена на реализации ключевых направлений деятельности органов прокуратуры в указанной сфере. Рабочей группой разрабатывается инструкция по идентификации жертв торговли людьми, а также вопросы усовершенствования единых действий в борьбе с торговлей людьми в авиационной отрасли, изучение досудебной и судебной практики, сотрудничество с неправительственными организациями. Разработаны Методические рекомендации по вопросам противодействия торговле людьми, включающие вопросы: - методов профилактики торговли людьми и реабилитации жертв; - особенности выявления фактов и жертв торговли людьми; - уголовное преследование; - применение международных правовых актов в сфере борьбы с торговлей людьми. В январе текущего года Академией правоохранительных органов при Генеральной прокуратуры проведен международный круглый стол на тему «Принудительное попрошайничество как одна из форм торговли людьми в странах Центральной Азии», по результатам которого госорганам даны рекомендации по вопросам искоренения принудительного попрошайничества. В целях блокировки не законных контентов в сети Интернет, по инициативе Генеральной прокуратуры используется информационная система «Кибернадзор» (далее - ИС). С 1 июля 2020 года в ИС предусмотрены возможности блокирования сайтов, содержащих признаки торговли людьми (раньше могли блокировать только экстремистские контенты). Если раньше процесс блокирования не законных сайтов занимало 2,5 месяца, сегодня эта работа сокращено до одного дня, что в свою очередь позволила сотрудникам госорганов, в том числе прокуратуры своевременно выявлять сомнительные сайты связанные с торговлей людьми и ускоренно принимать решение по его блокированию. За прошлый год заблокировано 6 сайтов. В целом выявление фактов торговли людьми в основном осуществляется органами внутренних дел в рамках проводимых ОПМ, а также по жалобам и публикациям в СМИ. С 2015 года по настоящее время выявлено 601 потерпевших от торговли людьми (2015г. -134, 2016 г. - 110, 2017 г. - 86, 2018 г. - 88, 2019 г. – 44, 2020 г. – 92, 2021 г. - 47), из них жертвы внутреннего трафика – 450 незаконного вывоза – 101, незаконного ввоза – 53. Основные усилия оперативных подразделений направлены на выявление сводничества (128 УК). С 2015 года ликвидировано восемь каналов вывоза наших граждан с целью эксплуатации в Катар, Индонезию, Бахрейн, ОАЭ, Турцию и Южную Корею, а также два ввоза из Узбекистана и Кыргызстана (2015г. – Катар, Бахрейн, ОАЭ, 2017г. – Турция, Южная Корея, Бахрейн, 2018г. – Южная Корея, 2020г. - Бахрейн). В 2018 году задержаны и осуждены к длительным срокам лишения свободы 3 участника преступной группы (1 – гражданин Южной Кореи, 2 – Казахстана), организовавшие вывоз 7 гражданок Казахстана в Южную Корею для сексуальной эксплуатации. В прошлом году совместно с правоохранительными органами Бахрейна пресечен транснациональный канал незаконного вывоза граждан Казахстана для занятия проституцией (организован гражданами России, Бахрейна и Казахстана). В результате, задержаны 25 участников транснациональной преступной группы (18 граждан Казахстана, 4 – Бахрейна, 2 – РФ, 1 – Индии). Из сексуального рабства в Бахрейне освобождено 38 женщин. Вопрос «экспорта» жертв торговли людьми из Казахстана всегда было насущной проблемой. Всего в прошедшем году разрешение на постоянное место жительства зарубеж получили 26 193 лиц, 2 617 738 наших граждан выехали по разным основаниям (лечение, работа, учеба, паломничество и т.д.). При этом, далеко не все осведомлены об опасности торговли людьми зарубежом. Не знают, к каким приемам и методам прибегают преступники для реализации своих замыслов. В этом принимают участие туристические, модельные, брачные агентства, агентства для трудоустройства, танцовщиц и работников сектора развлечений. Они тесно связаны с подобными себе зарубежными агентствами и фирмами зачастую заведомо злоупотребляют доверием неискушенных клиентов. В ход идут обман, мошенничество, обещание несуществующих вакансий, предоставление непроверенной информации и т.д. Профилактические усилия в этом направлении являются не менее важным компонентом. Благодаря распространению точной и целевой информации, сообщества будут лучше подготовлены к реагированию на угрозу из вне. Эти вопросы обсуждены на Координационном совете Генеральной Прокуратуры 24 декабря 2021 года. По решению координационного совета сегодня министерствами внутренних и иностранных дел разрабатывается алгоритм проверки благополучия казахстанских граждан, прежде всего женщин и детей, находящихся в странах, потенциально рисковых для торговли людьми, а также прорабатываются вопросы усиления профработы среди агентств по трудоустройству и обучению за рубежом, модельных и брачных агентств. Нынешняя борьба с торговлей людьми имеет достаточно широкий характер и выходят за рамки полномочий только лишь органов внутренних дел, касаясь компетенции большинства уполномоченных государственных органов, в том числе деятельности инспекторов труда. При этом, на практике инспекторы труда не были источником выявления и перенаправления жертв торговли людьми для получения помощи. В настоящее время в рамках пилотного проекта в трех регионах страны (Карагандинской, Мангистауской и Туркестанской) прокуроры задействованы в рабочих группах, в работе этих групп принимаются меры по повышению роли инспекторов труда в сфере противодействия торговле людьми. Сегодня особое внимание уделяется коммерческой репродуктивной эксплуатации, которая сопряжена с суррогатным материнством. В 2021 году органами прокуратуры изучены вопросы усыновления детей в контексте возможной торговли ими. Установлено несколько противоправных схем, повлекших массовые случаи незаконного усыновления, в т.ч. гражданами иностранных государств. Наиболее распространена схема, когда в отношении детей устанавливается отцовство мужчины, состоящего в браке с другой женщиной, а биологическая мать отказывается от ребенка и передает его «отцу». Это позволяет потенциальным усыновителям договориться с беременными женщинами, планирующими отказаться от ребенка, обходя тем самым требование о постановке на учет и прохождении сопутствующих усыновлению процедур. При этом, как показывает практика, во многих случаях указанные отцами лица фактически ими не являются. К примеру, в 2020 году в г. Шымкент гражданка Р. за 400 тыс. тенге вписала И. в свидетельство о рождении отцом новорожденного ребенка, после чего отказалась от него нотариально (23 июня 2021 года осуждена к 6 годам лишения свободы условно). Незаконному усыновлению также способствует возможность внесения изменений в актовую запись о рождении ребенка, предусмотренная статьями 192 и 192-1 Кодекса (по совместному заявлению родителей об установлении отцовства). Так, в 2015 году в Восточно-Казахстанской области К. родила двоих детей, отчество которых было записано по имени ее отца. В 2018 году, после внесения изменений в актовые записи, отцом детей указан гражданин Турции К.О., состоявший на тот момент в браке с гражданкой Турции (совместных детей не имели). Сразу после этого К.О. выехал в Турцию, а в 2019 году туда же выехала К. с детьми (их местонахождение на сегодня неизвестно). Всего с 2015 года судами Республики рассмотрено 784 гражданских дел этой категории, и лишь по некоторым из них подтверждено отцовство (имелись заключения или проводились молекулярно-генетические экспертизы). По результатам органами прокуратуры внесено 59 актов надзора, в том числе в Правительство страны, к различным видам ответственности привлечено 75 должностных лиц, начато 18 досудебных расследований по статье 135 УК («Торговля несовершеннолетними»). По оценкам Госдепартамента США за 2020 год Казахстан перешел из «контрольного списка» во вторую категорию рейтинга стран, что в целом свидетельствует об улучшении положения в сфере обеспечения прав человека. Вместе с тем, в целях сохранения позиции, Казахстану рекомендовано продолжить работу по приведению законодательства в соответствие с международными стандартами. По инициативе Генеральной прокуратуры, разработка и принятия отдельного закона «О противодействии торговле людьми» возобновлена (ранее МВД данная работа приостановлена). Принятие такого закона позволит четко определить компетенций и полномочий заинтересованных государственных органов по вопросам борьбы с торговлей людьми, повышения эффективности взаимодействия с НПО и кризисными центрами в сфере противодействия торговле людьми, определения правовых основ для национального механизма идентификации и перенаправления жертв торговли людьми на реабилитацию. Торговля людьми, достаточно специфичный вид преступления, который требует особой методики выявления и расследования. Применяемая в общеуголовной практике методика раскрытия и проведения расследования к данной категории преступлений не подходит. Необходимо учитывать психологические особенности жертв преступлений, у которых, как правило, несколько иной склад характера личности и психического восприятия. Они нуждаются в особом подходе. Жертвам торговли людьми согласившимся дать показания, должны быть обеспечены специальные меры защиты. При этом, в обеспечении защиты прав жертв торговли людьми в рамках уголовного процесса, прокуроры занимают ключевую роль. Вместе с тем, на прокуроров возложена задача координировать деятельность уполномоченных органов во всех сферах противодействия торговле людьми, будь это выявление, расследование, защита, реабилитация жертв. Проводить в случае необходимости точечные проверочные мероприятия, оценивать эффективность деятельности уполномоченных органов по профилактике торговли людьми, в том числе изучение исполнения программных документов, в этом и заключается роль прокуроров. В то же время органы прокуратуры не должны подменять другие госорганы (участие в ОПМ, проведение многочисленных проверок субъектов бизнеса с высоким риском нахождением жертв торговли людьми). Сегодня как никогда требуется усилить взаимодействие и системную работу уполномоченных органов, а также консолидацию государства и гражданского общества. От эффективности принятых мер по вопросам противодействия торговле людьми зависит судьба тысячи людей и международной репутации Казахстана. Действенные подходы в этом направлении обеспечат эффективность принимаемых прокурорами мер по недопущению нарушения прав жертв торговли людьми, а также своевременному их восстановлению. Надеюсь, что прилагаемые прокурорами усилия придадут дополнительный импульс в совершенствовании дальнейшей работы компетентных государственных органов. Подводя итоги, можно отметить, что гипотеза исследования подтвердилась, и проблема рабства не исчезла после его формальной отмены. Это явление лишь ушло в тень и приобрело более изощрённые формы, адаптируясь под изменение законодательства и общественного мнения. Оно укоренилось в теневой экономике современного мира, имеет децентрализованную систему с множеством точек похищения, приобретения и использования людей. И если с местными преступными группировками, промышляющими незаконной эксплуатацией отчаявшихся людей, отдельные государства и способны справиться, то для борьбы с транснациональными синдикатами, поставившими эту омерзительную деятельность на конвейер, необходимы совместные усилия стран всего мира. Недостаточно проводить операции по уничтожению лидеров группировок и перехватывать партии «живого товара», хотя и это тоже необходимо. В современных реалиях важнейшим оружием по борьбе с эксплуататорами становится донесение до людей мысли о том, что они имеют право на труд в достойных условиях, что возможно вырваться из порочного круга кабальной или крепостной зависимости. Женщины по всему миру должны осознать, что они - не предмет сделки между двумя кланами, что они не обязаны быть «бонусом» к приданому или символом примирения. Международные организации уже ведут просветительскую деятельность в областях, где эти порочные практики ещё существуют. Перед человечеством лежит серьёзная проблема, которая, если вовремя ей не заняться, может перерасти в глобальный кризис.
Список литературы
1. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана». 2. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий». 3. Закон Республики Казахстан «О Ратификации Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности». 4. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК. 5. Буряк, Мария Юрьевна. Торговля людьми и борьба с ней. ДВГУ, 2006. 6. Жинкин А. А. Торговля людьми и использование рабского труда: проблемы квалификации и соотношение со смежными составами преступлений //Дисс.... канд. юрид. наук. Краснодар. – 2006. 7. Кобец П. Н. О необходимости имплементации в российское законодательство норм западноевропейских стран, связанных с торговлей людьми //Международное уголовное право и международная юстиция. – 2012. – №. 3. – С. 12-15. 8. Алихаджиева И. Недостатки законодательной регламентации уголовно-правовой борьбы с торговлей людьми //Уголовное право. – 2006. – №. 5. – С. 4-7. 9. Кислова Е. А. Уголовно-правовые средства противодействия рабству и торговле людьми //Москва. – 2005. 10. Пиров М. Т. Организация борьбы с торговлей людьми в Республике Таджикистан //Мир политики и социологии. – 2012. – №. 7. – С. 101-104. 11. Авдеев В. А., Авдеева Е. В. Спорные вопросы квалификации торговли людьми и использования рабского труда //Российская юстиция. – 2013. – №. 7. – С. 20-22.
[1] Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана». [2] Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий». [3] Закон Республики Казахстан «О Ратификации Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |