|
|
|
Предмет, методы и принципы
Мороз Светлана Павловна, заведующая кафедрой частно-правовых дисциплин Каспийского общественного университета, доктор юридических наук, профессор
Под предметом правового регулирования понимается однородная группа общественных отношений, допускающая применение к ним единой правовой формы. Предмет правового регулирования является решающим и квалифицирующим критерием системы права, поскольку позволяет определить самостоятельность той или иной отрасли права. Наличие специфического предмета регулирования характерно не только для основных (самостоятельных) отраслей права, но и для комплексных отраслей права, к числу которых относится и предпринимательское право. Традиционно в составе предмета предпринимательского (хозяйственного) права выделяют три группы отношений: 1) предпринимательские имущественные (горизонтальные отношения); 2) предпринимательские управленческие (вертикальные отношения); 3) предпринимательские внутрифирменные (корпоративные отношения)[1]. В первую группу отношений входят отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской (хозяйственно) деятельности, в т.ч. не только коммерческие отношения, возникающие при осуществлении предпринимателем своей деятельности, но и некоммерческие отношения, в том числе отношения организационно-имущественного характера по созданию и прекращению юридических лиц; отношения по организации и деятельности некоммерческих организаций, вступающих в предпринимательские отношения (например, бирж, потребительских кооперативов, общественных фондов и т.п.). Вторую группу отношений составляют отношения по организации (регулированию) предпринимательской (хозяйственной) деятельности, которые складываются между субъектами этой деятельности и государственными или иными уполномоченными на то органами. Такие отношения являются публично-правовыми. В третью группу отношений входят так называемые, внутрихозяйственные или внутрифирменные или корпоративные отношения, которые могут складываться как по горизонтали, так и по вертикали. Такие отношения возникают в пределах одного предприятия между его подразделениями, а также между ними и предприятием в целом. В юридической литературе встречаются и иные подходы к определению круга общественных отношений, составляющих предмет регулирования предпринимательского права. В частности, выделяют четыре группы предпринимательских отношений, при этом в первую группу включают отношения, связанные с организацией предпринимательской деятельности, при этом понимают их как разноотраслевые отношения, поскольку они основываются на конституционном праве граждан на занятие предпринимательской деятельностью и охватывают отношения, связанные с созданием юридических лиц, совершением сделок и участием в обязательствах, регистрацией в качестве субъекта предпринимательства и др.[2] Во вторую группу отношений входят отношения, связанные с самой предпринимательской деятельность, т.е. предпринимательские отношения, направленные на получение прибыли (в том числе пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг и пр.). Эти отношения могут быть не только частно-правовыми, но и публично-правовыми (например, государственное регулирование цен на продукцию и услуги естественных монополий и пр.). Третья группа - это публично-правовые предпринимательские отношения (отношения государственного регулирования предпринимательской деятельности), а четвертая - это внутрихозяйственные, внутрикорпоративные отношения. В целом, представленный подход, на наш взгляд, страдает отсутствием четких критериев разграничения - особенно когда речь идет об отношениях первой, второй и третьей групп, поскольку отношения государственного регулирования предпринимательской деятельности включаются во все три группы, что, в конечном счете, приводит к смешению частно-правовых и публично-правовых отношений, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Следовательно, в состав предмета предпринимательского (хозяйственного) права могут быть включены отношения по горизонтали (частно-правовые) и отношения по вертикали. Эти отношения носят публично-правовой характер (например, государство, реализуя публичные интересы общества, воздействует на экономические отношения, одновременно регулируя и контролируя их). Таким образом, признаками, отличающими предпринимательские отношения от других видов общественных отношений, являются следующие: 1) предпринимательские отношения связаны с предпринимательской деятельностью, поскольку возникают в процессе ее осуществления; 2) непременным участником этих отношений выступает предприниматель или иной хозяйствующий субъект. Общественные отношения будут признаны предпринимательскими, только если они отвечают обоим этим признакам в совокупности. Если характеристика предмета правового регулирования отвечает на вопрос, что (какие общественные отношения) его составляет, то характеристика метода отвечает на другой вопрос - как (какими правовыми способами и приемами) осуществляется указанное регулирование. Согласно этому метод правового регулирования - это способ или совокупность способов правового воздействия на участников правоотношений. Предпринимательское право характеризуется применением двух методов регулирования отношений в равной степени: диспозитивного метода правового регулирования (основанного на равенстве сторон) и императивного метода правового регулирования (основанного на власти и подчинении). Так, при реализации норм, устанавливающих обязательные требования по лицензированию того или иного вида деятельности, будут применяться директивные предписания лицензирующего органа. При этом, если предписание лицензирующего органа является некомпетентным, то оно может быть оспорено в установленном порядке и признано незаконным. Здесь также следует учитывать, что государственное воздействие может быть не только ограничивающим, запрещающим и т.п., оно может носить и поощрительный, преференциальный характер. Потому публично-правовое регулирование, основанное на власти и подчинении, направленное на установление правил поведения субъектов предпринимательской деятельности, может быть выражено в формах запрета, ограничения, рекомендации, поощрения, освобождения от платы налога или льготного налогообложения и т.п. Частно-правовое регулирование основано на равенстве участников предпринимательских отношений и, как правило, находит свое выражение в форме договора. В частно-правовых предпринимательских отношениях все субъекты, в том числе государство и административно-территориальная единица, выступают на равных началах с другими участниками этих отношений. Поэтому диспозитивный метод правового регулирования предпринимательских отношений имеет большое значение и оказывает позитивное воздействие на развитие предпринимательской деятельности. В юридической литературе есть и другие подходы к определению методов предпринимательского права. В частности, выделяют метод обязательных предписаний (императивный метод); метод автономных решений (метод автономии воли сторон правоотношения или метод согласования); метод рекомендаций (когда одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных хозяйственных ситуациях, установленных для сторон на основе рекомендаций их обязательных взаимных прав и обязанностей)[3]. На наш взгляд, в последнем случае один диспозитивный метод подразделен на два подвида, поскольку равенство участников частно-правовых отношений предполагает и автономию воли сторон, и свободу волеизъявления, и согласование различных интересов сторон и возможных вариантов поведения. Принципы предпринимательского права как основополагающие начала обеспечивают целенаправленное регулирование предпринимательских отношений. Прежде всего, предпринимательские отношения регулируются на основе принципов, закрепленных в ст. 2 Гражданского кодекса Республики Казахстан[4], а именно: 1) принцип равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений (означает, что все субъекты гражданского права, в том числе субъекты предпринимательской деятельности обладают равными правами, и никто из них не может находиться в более привилегированном положении, чем другие - в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о частном предпринимательстве запрещается принятие государственными органами нормативных правовых актов, устанавливающих привилегированное положение отдельно взятых субъектов частного предпринимательства[5]); 2) принцип неприкосновенности собственности (означает, что государство гарантирует собственникам - субъектам предпринимательской деятельности возможность реализации полномочий по владению, пользованию и распоряжению, принадлежащим им имуществом в полной мере - согласно п. 3 ст. 26 Конституции РК - никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда[6]); 3) принцип свободы договора (означает, что стороны вправе определить содержание соглашения в значительной степени по собственному усмотрению, но свобода договора, не является абсолютной, поэтому в определении содержания договора должно быть достигнуто оптимальное соотношение требований нормативных актов и усмотрений сторон договора); 4) принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (означает, что государственные органы, их должностные лица и любые другие лица не вправе вмешиваться в частные дела субъектов предпринимательской деятельности, если они не нарушают требований, установленных законодательством); 5) принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав (означает, что субъекты предпринимательской деятельности реализуют свои права в полном объеме и без каких-либо ограничений, главное, чтобы это не затрагивало интересы и не ущемляло права других лиц); 6) принцип обеспечения восстановления нарушенных гражданских прав (его сущность заключается в том, что в случае нарушения установленных гражданских прав субъектам предпринимательской деятельности гарантируется их восстановление); 7) принцип судебной защиты гражданских прав (заключается в том, что субъекты предпринимательской деятельности имеют право на судебную защиту своих прав и законных интересов). Также к числу принципов предпринимательского права следует отнести гражданско-правовые принципы, которые не нашли своего прямого выражения в правовых нормах, но принизывают всю систему гражданского законодательства: 1) принцип свободного перемещения товаров, работ и услуг (основан на правилах единого рынка, единого экономического пространства, которое не знает внутренних границ и не ограничивает свободу перемещения товаров, работ, услуг, финансовых средств, результатов творческой деятельности и т.д. как на территории одного государства, так и между различными государствами); 2) принцип защиты прав потребителей как субъектов предпринимательских отношений (включает в себя защиту прав и законных интересов потребителей); 3) принцип защиты прав и правомерных интересов кредитора (защита кредитора проявляется в возложении на должника всех неблагоприятных последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств, а также в освобождении кредитора от риска случайного неисполнения обязательства и от бремени доказывания вины должника); 4) принцип защищенности гражданских прав (проявляется в абсолютном характере защиты гражданских прав, в свободе выбора для потерпевшей стороны органа защиты и способа защиты гражданских прав, а также в том, что потерпевший самостоятельно принимает решение об обращении или необращении за защитой нарушенного права). Наконец, большое значение для регулирования предпринимательских отношений имеет принцип законности. Принцип законности относится к общеотраслевым принципам, присущим различным отраслям права, но в условиях рыночных отношений он приобретает особое и специфическое выражение. С одной стороны, юридические лица и граждане вправе осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом, а с другой - обязаны строго и неукоснительно соблюдать предписания закона. Наряду с этим, в предпринимательском праве есть принципы, свойственные только ему (отраслевые принципы). Как известно принципами права признаются только те основные идеи и наиболее существенные моменты, которые нашли свое воплощение в праве. Однако принципы предпринимательского права как относительно молодой отрасли права еще не получили надлежащей законодательной регламентации, и их можно вычленить только путем анализа норм предпринимательского законодательства. Согласно п. 2 ст. 4 Закона РК «О частном предпринимательстве» принципами государственного регулирования частного предпринимательства являются: 1) гарантия свободы частного предпринимательства и обеспечение его защиты и поддержки; 2) равенство всех субъектов частного предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности; 3) гарантия неприкосновенности и защиты частной собственности (собственности субъектов частного предпринимательства); 4) приоритет развития малого предпринимательства в Республике Казахстан; 5) участие субъектов частного предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства[7]. Из данного перечня в качестве принципов предпринимательского права можно назвать только принцип свободы частного предпринимательства и обеспечения его защиты и поддержки и принцип государственной поддержки малого предпринимательства (поскольку принципы равенства субъектов и неприкосновенности собственности - это принципы гражданского права, о которых уже говорилось выше). Также следует выделить еще два принципа предпринимательского права - это принцип государственного регулирования предпринимательства, и принцип свободы конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Принцип свободы частного предпринимательства и обеспечения его защиты и поддержки закрепляется в Конституции Республики Казахстан, Гражданском кодексе РК и в других нормативных актах, регулирующих предпринимательские отношения. Так, в соответствии со ст. 10 ГК РК, государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку. Вместе с тем, свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законодательством в общественных интересах[8]. В частности, законодательными актами могут устанавливаться перечни работ, видов товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства, запрещены или ограничены для экспорта или импорта. Однако как следует из п. 1 ст. 3 Закона о частном предпринимательстве, частное предпринимательство может быть ограничено исключительно по основаниям, устанавливаемым в соответствии с законами РК[9]. Государственная поддержка частного предпринимательства понимается как комплекс государственных мер по стимулированию развития частного предпринимательства, созданию благоприятных правовых, экономических и социальных условий для реализации предпринимательской инициативы в РК (п. 3 ст. 1 Закона о частном предпринимательстве). Принцип государственного регулирования предпринимательства выражается в применении государством экономических и административных (директивных) мер воздействия на поведение субъектов предпринимательской деятельности. В настоящее время государственное регулирование, как правило, осуществляется с использованием экономических методов стимулирующего характера, направленных на повышение заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности в увеличении объемов производства, внедрении новых технологий, приобретении нового современного оборудования, расширении ассортимента производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, а также повышении их качества. Прямое (директивное) воздействие государства осуществляется для защиты публичных (общественных) интересов. Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности является главным и неотъемлемым условием развития рыночной экономики. Данный принцип направлен на стимулирование конкурентоспособных участников предпринимательской деятельности, поскольку устраняет таких субъектов рынка, которые не способны выдержать конкурентную борьбу, и подлежат ликвидации как банкроты. При этом законодателем в качестве основных принципов конкуренции названы: 1) состязательность; 2) добросовестность; 3) законность; 4) соблюдение прав потребителей (ст. 4 Закона РК «О конкуренции»[10]). Действующим законодательством обеспечивается. При этом защищается только добросовестная конкуренция и не допускаются злоупотребления, направленные на подрыв предпринимательской деятельности конкурентов. В частности, к таким видам монополистической деятельности отнесены: 1) антиконкурентные соглашения субъектов рынка; 2) антиконкурентные согласованные действия субъектов рынка; 3) злоупотребление доминирующим или монопольным положением. Наряду с этим, гражданским законодательством РК устанавливается возможность применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но и требований добросовестности, разумности и справедливости. Принцип государственной поддержки малого предпринимательства выражается в том, что законодатель в качестве приоритетного направления развития государственной политики в области защиты и поддержки частного предпринимательства специально выделил - оказание поддержки малому бизнесу. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: создание условий для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; разработку государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ развития малого предпринимательства; установление упрощенного порядка государственной регистрации и ликвидации субъектов малого предпринимательства; установление оптимального режима налогообложения; принятие программ кредитования малого предпринимательства; создание системы привлечения и использования инвестиций, в том числе иностранных, для поддержки и развития малого предпринимательства; обеспечение гарантированного объема закупа товаров (работ, услуг) для государственных нужд; организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров путем развития существующих и создания новых учебных и исследовательских центров, консалтинговых организаций и информационных систем поддержки и развития малого предпринимательства; создание национальных институтов развития (п. 3 ст. 18 Закона о частном предпринимательстве[11]). Таким образом, предпринимательское право - комплексная отрасль права, объединяющая нормы различных отраслей права. Комплексная отрасль права - это отрасль права, отличающаяся от основной (профилирующей) отрасли права тем, что она располагается не в одном ряду с основными отраслями права, а занимает промежуточное положение в системе права. В отличие от правового института и подотрасли права комплексная отрасль права обладает единым предметом правового регулирования, тогда как у нее отсутствует специфический отраслевой метод, но имеет место специальный, хотя и не видовой юридический режим.
[1] См., например, Предпринимательское право России: учеб. / В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С.И. Винниченко и др. / Отв. ред.В.С. Белых. - М.: Проспект, 2008. С. 25; Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник / Вознесенская Н.Н. и др. / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. - М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 25; и др. [2] Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред.: Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2006. - С. 43-45. [3] Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред.: Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2006. - С. 51-53. [4] Гражданский кодекс РК (Общая часть) от 27 декабря 1994 г. // Ведомости Верховного Совета РК. 1994. №№ 23-24 /приложение/. Ст. 282. [5] Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г. № 124-III. // Казахстанская правда. 2006, 7 февраля. № 27 (24998). [6] Конституция РК (принята на республиканском референдуме 30.08.1995 г.). // Ведомости Парламента РК. 1996. № 4. Ст. 217. [7] Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г. № 124-III. // Казахстанская правда. 2006, 7 февраля. № 27 (24998). [8] Гражданский кодекс РК (Общая часть) от 27 декабря 1994 г. // Ведомости Верховного Совета РК. 1994. №№ 23-24 /приложение/. Ст. 282. [9] Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г. № 124-III. // Казахстанская правда. 2006, 7 февраля. № 27 (24998). [10] Закон РК «О конкуренции» от 25 декабря 2008 г. № 112-IV ЗРК. [11] Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г. № 124-III. // Казахстанская правда. 2006, 7 февраля. № 27 (24998).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |