|
|
|
28.04.2022 Совершенствование законодательства в сферах регистрации юридических лиц и прав на недвижимое имущество
Одним из факторов устойчивого развития государства является стабильно развивающаяся предпринимательская деятельность. Совершенствование законодательства в области государственной регистрации юридических лиц последних лет способствовало упрощению порядка и условий регистрации. Необходимо отметить востребованность государственных услуг в сфере регистрации юридических лиц. С 2010 года активно развиваются электронные услуги, теперь бизнес можно открыть онлайн посредством портала «электронного правительства». На законодательном уровне исключена необходимость представления учредительных документов при регистрации бизнеса и ряда бумажных документов, таких как подтверждение местонахождения, об отсутствии налоговой задолженности и т.д. Отменена оплата регистрационного сбора для юридических лиц, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства при их государственной регистрации и регистрации прекращения деятельности, а также отменено требование формирования уставного капитала для субъектов малого предпринимательства, сокращен срок регистрации до 1-го часа для юридических лиц, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, (при регистрации на веб-портале «электронного правительства» ранее срок составлял один рабочий день), отменено требование о наличии печати для юридических лиц, относящихся к субъектам частного предпринимательства. Для бизнеса реализована возможность открытия банковского счета и заключения договора страхования на веб-портале «электронного правительства» на этапе регистрации юридического лица, одновременно встать на учет в налоговых органах в качестве плательщика НДС, открыть счет в банке и заключить договор страхования работников. В целях обеспечения доступности оказания государственной услуги по регистрации юридических лиц, данная функция с 1 июля 2019 года из органов юстиции передана в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан». Автоматизирована регистрация субъектов крупного предпринимательства, внедрен уведомительный порядок через портал «электронного правительства» при смене местонахождения, руководителя, вида деятельности, увеличения уставного капитала и т.д. Таким образом, реализованные мероприятия позволили достичь существенных положительных изменений в сфере оказания государственных услуг, максимально исключив административные барьеры. В сфере регистрации прав на недвижимость также произошли существенные изменения, связанные с оптимизацией и автоматизацией государственных услуг. В рамках 100 шага программы Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 года создана Государственная корпорация «Правительство для граждан» в которой сосредоточены центры обслуживания населения в единую систему с целью оказания всех государственных услуг в одном месте. В 2018 году функция по регистрации прав на недвижимое имущество от органов юстиции передана в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан». Реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами, и совершенствование законодательства позволили перевести государственные услуги в сфере регистрации недвижимости на новый уровень. В электронный формат переведены все информационные услуги, связанные с получением сведений из правового кадастра. НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» обеспечивает функцию единого провайдера, осуществляющего деятельность в сфере оказания государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам по принципу «одного окна». Срок регистрации прав на недвижимость сокращен с 15 дней до 3 рабочих дней, при этом электронная регистрация прав, в том числе залога недвижимости, осуществляется в течение 1 рабочего дня. Для удобства граждан законодательством предусмотрена ускоренная регистрация прав на недвижимость в течение 2 часов на основании нотариально удостоверенных сделок. В рамках внесенных изменений в законодательство о нотариате, предусмотрено право обращения сторон сделки к нотариусу независимо от места нахождения объекта недвижимости. Изменение адреса и данных правообладателя в правовом кадастре осуществляется автоматически путем обмена данными между информационными системами правового кадастра, адресного регистра и баз данных «Юридические лица» и «Физические лица», что позволило исключить обращение собственника в регистрирующий орган. Принимаемые меры положительно отразились на своевременном обращении приобретателей недвижимости в регистрирующий орган, тем самым административная ответственность за нарушение срока государственной регистрации утратила свою актуальность, в связи с чем в 2021 году в законодательство внесены соответствующие поправки. Следующим этапом развития государственной регистрации прав на недвижимое имущество является внедрение информационной системы Единого государственного кадастра недвижимости (ЕГКН) путем консолидации информационных систем правового и земельного кадастров. Информационная система ЕГКН предусматривает объединение сведений двух систем: Государственной базы данных «Регистр недвижимости» и Автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра. Работа в ЕГКН предусматривает оформление и регистрацию прав на земельный участок в рамках одного заявления. В настоящее время НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» завершает работу по созданию и внедрению информационной системы ЕГКН при участии МЦРИАП, МЮ и МСХ. Отмечаем, что Министерством юстиции в целях создания максимально комфортных условий ведения бизнеса работа по совершенствованию регистрационной системы в сфере юридических лиц и прав на недвижимое имущество находится на постоянном контроле.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |