|
|
|
«Коронавирусные» тенденции в развитии юридической профессии
Баранов Александр Александрович, член Палаты юридических консультантов «Alliance Legal», ревизор Ассоциации Палат юридических консультантов «Қазақстан заң-кеңес» (г. Алматы)
Алиев Фарид Бахтияр оглы, Председатель Совета Ассоциации Палат юридических консультантов «Қазақстан заң-кеңес», член Палаты юридических консультантов «Iustus» (г. Нур-Султан)
Прошедший год для юридического сообщества Казахстана оказался богат на различные события. Повсеместное закрытие объектов жизнедеятельности на волне борьбы с короновирусом, чрезвычайное положение, «WhatsApp правосудие», «онлайн» вместо привычного «офлайн» и, конечно же, поправки в профильный закон.
Возврат и досудебное урегулирование
Юридическое сообщество заставили пересмотреть свои профессиональные привычки. Этот тренд был задан судами. Повальное возвращение исковых заявлений по причине несоблюдения досудебного порядка. В результате, многие юристы оказались в недоумении. Суды были неумолимы, а подаваемые юристами иски по всему Казахстану стремительно превращались в определения о возвратах. Нам рассказывали о том, что возвраты не носят массового характера, приводилась статистика, однако, было очевидно, что возвратов в докарантинный период было все же меньше.
Развитие института юридических консультантов
Юридическая профессия два года назад пережила появление нового института, был принят новый закон, объединивший более привычный институт адвокатуры с новым институтом юридических консультантов под «одной крышей» в один профильный закон. Юристы стали объединяться в палаты юридических консультантов. Отличительной особенностью нового института стала множественность палат. Каждый юрист получил право выбора и мог выбрать палату по зову сердца и на любой вкус. В крайнем случае, мог набрать 50 единомышленников и создать свою палату. Никакой монополии и никакого вмешательства в деятельность саморегулируемых организаций. За два года по всему Казахстану было создано немалое количество палат. На сегодня их - 87.
Новеллы
Между тем, в профильном министерстве, курирующем, как адвокатов, так и юридических консультантов, пришли к выводу, что «в датском королевстве неладно что-то» и требуются перемены.
Первой новеллой от Министерства юстиции явилось предложение объединить юридических консультантов, уже являющихся членами палат юридических консультантов, в некую республиканскую структуру (Палата, Ассоциация или Коллегия), которая могла бы проверять деятельность, как палат юридических консультантов, так и самих юридических консультантов, на деятельность которых, как оказалось регулятор получает денно и нощно множество жалоб.
Еще одной новеллой стало «ноу-хау» в области цифровых технологий - ИС «Е-заң көмегі», которая стала результатом коллективного труда АО «НИТ», Министерства юстиции и на тот момент неизвестной широкой общественности ОЮЛ «АПЮК РК» (структура аффилированная с РОО «Казахстанский Союз Юристов»). В юридическом сообществе о функционале и пользе этой системы для юристов до сих пор идет молва.
Интересные и заманчивые новеллы. Чем регулятору не понравились палаты? Остается лишь догадываться. Рассказы о «повальных жалобах» на юридических консультантов при отсутствии вменяемой статистики и без серьезной аналитической работы - не аргумент. В результате и появилось письмо от НПП «Атамекен» в котором, собственно говоря, было предложено оставить юристов в покое.
«Республиканцы» не успокаивались. В порыве страсти и желания «включить» в себя все палаты и «координировать» их деятельность по оказанию юридических услуг и юридической помощи, аргументы придумывались «по дороге». Приводились доводы, начиная от вселенской глобализации и заканчивая робкими попытками дать «интеллектуальный» ответ серьезным ученым и практикам. Оценивать наших оппонентов мы не будем. И без того, слишком много внимания. Статьи, дебаты и интервью в СМИ показали всё с полной очевидностью. Пусть независимый и беспристрастный зритель теперь оценивает.
Между тем, юридическому сообществу действия апологетов поправок, пытались преподнести, как заботу о качестве и доступности юридических услуг для всех слоев населения. Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад.
Внимание, вопрос: «Что в черном ящике?"
Неужели уполномоченный орган напрямую не может контролировать (раз уж так надо) деятельность палат юридических консультантов?
По какой причине Министерство юстиции передает функции по регулированию деятельности юридических консультантов новой структуре, которая является дублирующей?
Неужели количество нарушений и жалоб на юристов достигло критической точки и требует немедленного вмешательства? Были ли суды против юристов от недовольных клиентов? Сколько их было, чем они завершились?
Е-заң көмегі: как много в этом слове
При детальном ознакомлении с предлагаемой системой стало очевидно, что подключиться к ней может не каждый, а лишь те счастливчики, которые входят в ОЮЛ «АПЮК РК». Почему нельзя другим? Внятного ответа мы до сих пор не получили.
Что нам предлагают? Тот же egov только в профиль и за наши деньги. Государство вложило огромные средства в развитие egov, esalyk и т.д. Почему же возникла необходимость в создании отдельного продукта для юридических консультантов и адвокатов? Непонятно.
А что если спросить юристов, нужна ли им эта система?
Вместо заключения
«Надо каждое утро говорить себе: сегодня меня ждёт встреча с глупцом, наглецом, грубияном, мошенником» (Марк Аврелий)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |