Найти
<< Назад
Далее >>
Два документа рядом (откл)
Сохранить(документ)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Записка о возможности существования двух правовых систем в рамках одной юрисдикции (в связи с предполагаемым созданием международного финансового центра в Астане) (Фархад Карагусов, д.ю.н., профессор, г.н.с. Института частного права (Каспийский университет, Алматы)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Записка о возможности существования двух правовых систем в рамках одной юрисдикции
(в связи с предполагаемым созданием международного финансового центра в Астане)

 

Фархад Карагусов,

д.ю.н., профессор,

г.н.с. Института частного права

(Каспийский университет, Алматы)

 

1. Известны две модели построения правовой системы в каждом государстве: территориальная (основанная на принципе гражданства и уважающая государственный суверенитет) и персональная (основанная на религиозной принадлежности, нередко, с пренебрежением суверенитета отдельного государства). В то же время, «право в современном государстве, построенном на принципах гражданства, («nation-state») объективно является территориальным: в границах страны существует одна правовая система, которая по определению - исключительная. Все граждане государства связаны этой системой, и они становятся связанными [правовой] системой прилегающей страны, как только они пересекают государственную границу».1Таким образом, существование двух правовых систем в рамках одной юрисдикции не признается нормальным явлением согласно общепризнанным принципам современного международного и национального публичного права.

2. В связи с предполагаемым созданием МФЦА /AIFC с приданием ему специального статуса предполагается «закрепление особого юридического статуса в Конституции... Создание независимой судебной системы с собственной юрисдикцией, которая будет функционировать на принципах английского права».2 В качестве примера успешного создания финансового центра на аналогичных условиях указывается Дубайский международный финансовый центр (DIFC).

Действительно, «DIFC функционирует на основе уникальной законодательной и регуляторной базе, ... созданной посредством синтеза федерального и дубайского законодательства, что позволило DIFC иметь свое собственное гражданское и коммерческое законодательство, смоделированное тесно на международных стандартах и принципах общего [англосаксонского - Ф.К.] права».3

________________________

1 См. The Oxford Handbook of Comparative Law. Edited by Mathias Reimann and Reinhard Zimmermann / Oxford University Press, 2008. - 1430 p. Pp. 613, 624-625.

2 См.100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ главы государства Нурсултана Назарбаева. / http://ortcom.kz/ru/program/program-100steps/text/show

3 См.DIFC website: http://difc.ae/laws-regulations

 

3. Авторитетные источники по сравнительному правоведению содержат указание на то, что, хотя базовые правовые принципы основаны на Шариате, правовая система ОАЭ сформирована за счет переплетения исламской и европейской концепций гражданского права, но не на основе системы общего права. Правовая система ОАЭ является системой писаного права, включающей в себя законодательные акты о представительстве, компаниях, трудовых отношениях, интеллектуальной собственности, а также гражданский и коммерческий кодексы. Судебная система является дуальной, включая параллельно функционирующие шариатские и гражданские суды, хотя большинство коммерческих споров разрешаются либо в гражданских судах, либо постоянными арбитражными трибуналами.

4. Согласно Конституции 1971 года (с действующими на данный момент изменениями) ОАЭ является независимым федеративным государством, в рамках которого каждый Эмират сохраняет свой суверенитет в отношении своей территории и территориальных вод (в том числе основанный на собственной экономической и правовой системе) по всем вопросам, не отнесенным Конституцией к юрисдикции союза/федерации. Это также, помимо прочего, позволяет каждому Эмирату иметь собственную структуру государственной управления с необходимой полнотой власти на своей территории (за исключением полномочий, переданных союзу/федерации), судебную систему и юрисдикцию.4

5. В 2004 году ст. 121 Конституции ОАЭ была дополнена предоставлением федеральному государству исключительной компетенции регулировать свободные финансовые зоны, порядок их создания, а также их исключения из-под действия федеральных законодательных положений.5 На основании этих дополнений созданный DIFC получил статус местной федеральной организации. За счет обеспечения такого правового регулирования DIFC был выведен из-под юрисдикции Эмирата Дубай и фактически из-под юрисдикции ОАЭ. Это позволило установить самостоятельную юрисдикцию DIFC в рамках федеративного государства.

6. В свою очередь, в соответствии со ст. 2 казахстанской Конституции Республика Казахстан является унитарным государством, а ее суверенитет распространяется на всю его территорию. Суверенитет Республики Казахстан означает, что высшие органы государственной власти принимают нормативные правовые акты, имеющие юридическую силу на всей территории Казахстана, и эти высшие органы государства в пределах своей компетенции осуществляют организационные и иные мероприятия на всей территории страны, осуществляя свои функции независимо от влияний других государств. В свою очередь, целостность территории означает, что государство не допускает раздела территории Казахстана. В случае, когда территориальная целостность, неприкосновенность Республики находятся под серьезной и непосредственной угрозой, Президент принимает меры, диктуемые названным обстоятельством, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных Сил.6

На основании изложенного, представляется, что: (1) не может существовать одновременно двух правовых систем в рамках одной юрисдикции; (2) действующая Конституция Казахстана также не позволяет одновременное существование на территории Республики двух юрисдикции, и (2) любые изменения Конституции в целях создания правовой основы для существования на территории Казахстана параллельных юрисдикции может быть расценено как угроза целостности и неприкосновенности Республики.

Также в этой связи целесообразным было бы принятие во внимание российский опыт по созданию в Москве Международного финансового центра. Как отмечает, Е.М. Примаков, решение о создании этого центра было непродуманной идеей, ибо не были учтены реалии российской действительности и оценены объективные факты и цифры, в том числе относящиеся к уровню развития финансового рынка, доле России в мировом экспорте товаров и на рынке высокотехнологической продукции.7

 

30 ноября 2015 г.

_____________________

4 См. United Arab Emirates's Constitution of 1971 / https://www.constituteproiect.org/constitution/United Arab Emirates 2004.pdf

5 См.Ahmet Aly Khedr, Bassam Alnuaimi. A Guide to United Arab Emirates Legal System. / http://www.nyulawglobal.org/globalex/United Arab Emirates.html

6 См. Конституция Республики Казахстан. Научно-практический комментарий. / Отв. ред. М.Т. Баймаханов, С.З. Зиманов, Г.С. Сапаргалиев, С.С. Сартаев, И.И. Рогов. - Алматы: Раритет, 2010. - 400 с. С. 14-15.

7 См. Примаков Е.М. Россия. Надежды и тревоги. - М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2015. - 224 с. С.26.