|
|
|
Судьи как особый класс государственных служащих
Г.Ж. Сулейменова, кандидат юридических наук, профессор, заведующая кафедрой уголовного процесса Алматинской юридической академии
//Формирование правовых систем России Казахстана. Международный сборник научных трудов. Караганда: Болашак-Баспа, 2003. С. 170-177.//
В соответствии со ст. 75 Конституции Республики Казахстан (далее - РК) и ст. 3 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК»[1] судебная система республики состоит из Верховного суда и местных судов, которые представляют собой систему органов государства со специфическими функциями и задачами, реализация которых зависит, прежде всего, от соответствующего правового регулирования статуса судей и их профессиональной компетенции. Часть ч.3 п. 1 ст. 23 названного Конституционного закона РК устанавливает: «Правовое положение судей определяется Конституцией РК, настоящим Конституционным законом и иными законами». Это положение вызывает ряд вопросов, одним из которых является вопрос о правомерности рассмотрения судей как государственных служащих. В частности, эта проблема обусловлена в немалой степени и тем, что ранее действовавший Указ Президента РК, имеющий силу закона, от 26 декабря 1995 г. № 2730 «О государственной службе» относил судей к числу государственных служащих (п. 2 ч. 3 ст. 3), тогда как действующий ныне Закон РК от 23 июля 1999 г. № 453-1 «О государственной службе»[2] не относит судей к их числу, что, на наш взгляд, является ошибочным. Актуальность изучения различных аспектов правового положения судей, в том числе и возможность рассмотрения его как государственных служащих, обусловлена, в первую очередь, и тем, что в настоящее время в республике происходит интенсивный пересмотр многих из существовавших ранее представлений о сущности государственной службы, ее субъектах, организационно-правовом оформлении и практическом осуществлении. Анализ же правового статуса судей с учетом его особенностей позволяет сделать вывод о том, что он соответствует тем требованиям, которые законодатель предъявляет к статусу государственного служащего. Этот вывод основан нами на следующем. Институт государственной службы включает в себя правовые нормы, регламентирующие формирование государственно-служебного правоотношения; государственные должности, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства (а также от имени органов местного самоуправления) его функции; принципы службы; правовой статус служащего; прохождение службы; прекращение государственно-служебных полномочий[3]. Аналогична регламентация и правового статуса судей. Законодательством определен порядок формирования судебного корпуса; установлены требования, предъявляемые как к кандидатам на должность судьи, так и к самим судьям, а также принципы осуществления судебной деятельности и их гарантии; предусмотрены основания и порядок прекращения их полномочия; при осуществлении правосудия судьи выносят решения от имени государства Судьей является лицо, назначенное или избранное в установленном законом порядке на должность судьи, работающее в соответствующем суде и исполняющее свои полномочия на профессиональной основе Судьями являются председатели и постоянные судьи Верховного суда РК, областных и приравненных к ним судов, районных и приравненных к ним судов; председатели коллегий Верховного суда, областных и приравненных к ним судов. Судья, как это указано в п. 1 ст. 23 Конституционного закон РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», - носитель судебной власти, являющейся одной из ветвей государственной власти. Из этих положений закона можно заключить, что судья, осуществляя одну из важнейших, составляющих государственных функций, является служащим государства, т.е. на него возлагается осуществление государственной функции. Однако, законодательство о государственной службе, как нами было указано, не включает его в перечень лиц, являющихся государственными служащими. Означает ли это, что судей нельзя отнести к их числу? Анализ ряда законодательных актов свидетельствует об обратном. Прежде всего, следует отметить, что особенность статуса государственной службы и деятельности по осуществлению судебной власти обусловлена их публично-правовой природой. Специфический характер отношений, складывающихся между государством и судьей заключается в том, что государство наделяет судью правом действовать не только от его имени, но и применять меры государственного принуждения. Осуществляя свои полномочия, судьи претворяют в жизнь, прежде всего, волю государства. Специфика этих государственно-служебных отношений обуславливает и особый порядок подбора и назначения на должность судей - помимо, общих для всех работников требований, законодателем установлены особые, специальные квалификационные требования для судей. К выводу о том, что деятельность судей является специфической разновидностью государственной службы, а их правовое положение соответствует статусу государственного служащего, приводит также и анализ составляющих элементов понятий «государственный служащий», «государственная служба», «государственная должность» и других, сопряженных с ними понятий. Так, согласно ст. 1 Закона РК «О государственной службе» названный вид службы направлен на реализацию задач и функций государственной власти. В соответствии же с п. 4 ст. 3 Конституции РК одной из составляющей государственной власти в республике является ее судебная ветвь. Из смысла этой конституционной нормы следует, что судебная власть является не только самостоятельной и независимой ветвью государственной власти, но и осуществляемые ею функции представляют собой проявление одной из разновидностей государственной службы. В этой связи необходимо выяснить, охватывается ли деятельность суда понятием «служба»? Обращение к лингвистическим дефинициям понятий «служба» и «служить», позволяют дать положительный ответ на этот вопрос. Одним из значений понятия «служба» является «какая-нибудь специальная область работы с относящимися к ней учреждениями», а «служить» - значит «делать что-нибудь, для кого-чего-нибудь, выполняя чью-нибудь волю, приказания, работать в пользу чего-нибудь»[4]. Ст. 1 Закона РК «О государственной службе» определяет этот вид службы как деятельность «государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти». Тем самым, законодатель рассматривает этот вид службы в его узком смысле, т.е. не любой службы, а лишь той, которую осуществляет определенный ограниченный круг официальных (должностных) лиц. Исходя из содержания этих дефиниций, можно определить, что судебная служба представляет собой осуществляемую от имени государства деятельность суда по реализации судебной власти в сфере рассмотрения и разрешения всех дел и споров о праве и факте. При этом суд, выступая от имени государства, реализует волю и интересы государства, отраженные в нормах законодательства и других нормативных правовых актов. Осуществляя свои полномочия по отправлению судебной власти, в целях реализации поставленных перед ними задач, предусмотренных ч. 2 ст. 1 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», суд применяет предусмотренные законом меры государственного принуждения к нарушителям закона, а также восстанавливает нарушенные права. Ст. 4 Закона РК «О государственной службе» предусматривает, что в исключительных случаях Конституцией, конституционными законами или иными законодательными актами Республики Казахстан для государственных служащих может быть определен иной правовой статус. Это положение позволяет, на наш взгляд, отнести к таким исключительным случаям особенности судебной деятельности и правового статуса судей, обусловленные нормами п. 4 ст. 75, ст. 77-82 Конституции РК, а также Конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей РК». Пункт 1 ст. 23 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК» предусматривает, что «правовое положение судей определяется Конституцией РК, данным конституционным законом и иными законами». Как нам представляется к «иным законам» может быть отнесен и закон, регламентирующий вопросы государственной службы. В связи с выше изложенным деятельность суда, по нашему мнению, может рассматриваться как разновидность государственной службы, а судьи - как государственные служащие, имеющие особый статус. Важно при этом заметить, что вопрос о том, что судейская деятельность является разновидностью государственной службы и представляет собой службу судебную, рассматривался как факт само собой разумеющийся и не вызывающий сомнения в работах известных дореволюционных ученых[5]. Анализ Закона РК «О государственной службе» и Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК» позволяет сделать вывод о том, что правовой статус судей и их деятельность во всех случаях охватывается понятием «государственный служащий» и «государственная служба» в ее широком значении. Представляется, что судьи по своему статусу (с его основными составляющими элементами «идеологии») не могут отличаться от государственных служащих, так как с точки зрения их правового положения (прав, обязанностей, ответственности, объема полномочий, порядка поступления на службу, прекращения служебных отношений и т.д.) являются по сути своего содержания равными, за некоторыми исключениями, обусловленными тем, что для судей существуют специальные законы и нормативные правовые акты, которые определяют специфику их правового статуса, компетенции. Рассмотрим их. I. Требования, предъявляемые к кандидатам, претендующим на должность судьи. Из смысла дефиниций, содержащихся в ст. 1 Закона РК «О государственной службе» следует, что государственный служащий: 1) это только гражданин Республики Казахстан; 2) выполняет задачи и функции государственной власти; 3) осуществляет должностные полномочия на постоянной профессиональной основе в государственном органе; 4) занимает государственную должность и в соответствии с ней на него возлагается установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий; 5) реализует свои полномочия, функции на возмездных началах - за вознаграждение из государственного бюджета. Кроме того, в соответствии со ст. 13 Закона РК «О государственной службе» лица, поступающие на государственную службу, должны отвечать, помимо наличия гражданства Республики Казахстан, следующим требованиям: 1) быть не моложе восемнадцати лет, если иное в отношении соответствующих должностей не установлено законодательством республики; 2) обладать необходимым образованием, уровнем профессиональной подготовки и соответствовать установленным квалификационным требованиям. Помимо этого: а) при поступлении на государственную службу гражданин обязан представить в органы налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения; б) занятие административной государственной должности осуществляется после прохождения гражданами обязательной специальной проверки. Президентом РК могут быть определены дополнительные требования, предъявляемые для поступления на политическую государственную службу. Анализ же законодательства, регулирующего правовой статус судей позволяет сделать вывод о том, что вышеуказанные признаки присущи и должности судьи. Причем, эти признаки обладают определенной спецификой и более детальной регламентацией, обусловленные тем, что судьи являются носителями судебной власти и в этой связи законом установлены особые, повышенные требования к лицам, претендующим занять эту должность. Действующая система формирования судебного корпуса республике предусмотрена ст. 82 Конституции РК, которая воспроизведена и конкретизирована в соответствующих нормах Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК», и предусматривает определенные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. В соответствии с этими требованиями судьей районного и приравненного к нему суда может быть любой гражданин республики, который должен отвечать предусмотренному законом: 1) возрастному цензу - достижение 25 лет; 2) образовательному цензу - наличие высшего юридического образования; 3) моральному цензу - наличие безупречной репутации; 4) профессиональному цензу - стаж работы по юридической специальности не менее двух лет. Кроме того, кандидатом в судьи должен быть сдан квалификационный экзамен и успешно пройдена стажировка в суде, что должно быть отражено в положительном отзыве пленарного заседания. Законодательством также предусмотрена обязательность прохождения кандидатом на должность судьи специальной проверки, а также установлен запрет, заключающийся в том, что к сдаче квалификационных экзаменов не могут быть допущены лица, которые в течение года перед этим были уволены с должности судьи, из правоохранительных органов или государственной службы за порочащие проступки и нарушения законности при исполнении служебных обязанностей (ст. 13 Закона РК «О Квалификационной коллегии юстиции РК»). Важно при этом заметить, что включение последних двух требований в Закон РК «О Квалификационной коллегии юстиции», на наш взгляд, противоречит п. 3 ст. 4 Закона РК «О нормативных правовых актах», устанавливающей, что нормативные правовые акты нижестоящего уровня не должны противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней[1]. Как известно, в иерархии нормативных правовых актов конституционные законы обладают высшей юридической силой по сравнению с законами. При наличии же противоречий в нормах нормативных актов разного уровня должны действовать нормы акта более высокого уровня (ст. 6 Закона РК «О нормативных правовых актах»). Противоречие в данном случае выражено в том, что ст. 13 Закона РК «О Квалификационной коллегии юстиции РК» по сравнению со ст. 29 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК» существенно ограничивает круг претендентов на должность судьи, устанавливая обязательность прохождения специальной проверки и конкретные запреты. Однако, учитывая необходимость и важность их установления, представляется необходимым внести соответствующие дополнения в п. 1 ст. 29 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК» и, одновременно, исключить ст. 13 Закона РК «О Квалификационной коллегии юстиции РК». К кандидату в судьи вышестоящего суда закон устанавливает, помимо указанных требований, дополнительные - стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, - из них, как правило, два года работы судьей (п. 2 ст.29 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК»). Таким образом, законом предусмотрены более жесткие требования к кандидатам в судьи, нежели к лицам, поступающим на государственную службу, что обусловлено спецификой судебной деятельности. Однако, несмотря на столь строгую регламентацию порядка назначения на должность судьи, все же в судейском корпусе немало судей, профессиональные и личные качества которых не соответствуют занимаемой ими должности, требованиям судейской этики. К сожалению, квалификация судей, отмечает Председатель Верховного Суда Республики Казахстан К. Мами, «далеко не отвечает предъявляемым, а также международным стандартам. …Отдельные судьи, прикрываясь принципом независимости при отправлении правосудия, стали проявлять небрежность к выполнению служебных обязанностей, допускать волокиту при рассмотрении дел, нарушать судейскую этику»[6]. Об этом свидетельствует и практика привлечения судей к ответственности[7]. Общественность республики волнует вопрос - как и почему на такой ответственной важнейшей государственной должности оказываются люди недостойные, с низким профессиональным уровнем, нечестные и т.п. По поводу этого известный ученый в области правосудия В.М. Савицкий писал: «Малограмотный судья - более страшный нонсенс трудно придумать. Поэтому необходимо установить максимально жесткие требования, чтобы не допустить к судейскому креслу случайных лиц, тех, кто по каким-то причинам не в состоянии быть служителем правосудия»[8]. Солидаризируясь с данным мнением, полагаем, что тех требований, которые предусмотрены ст. 79 Конституции РК и ст. 29 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК» недостаточно, они крайне формализованы. Действующая система формирования судейского корпуса республики, на наш взгляд, не в полной мере отвечает задаче качественного отбора кандидатов на должность судьи, имеет ряд недоработок и пробелов. «В этой области больше проблем, нежели решений, - отмечает академик Национальной академии наук республики, доктор юридических наук С. Зиманов, говоря о профессиональной подготовке судей, - …в самой образовательной базе судебной власти и юридической службы в целом больше стихийности, чем разумности, больше анархии, чем упорядоченности»[9]. Все эти недостатки обусловлены, на наш взгляд, факторами как объективного, так и субъективного порядка. К первым, на наш взгляд, относятся: 1) несовершенство законодательства, устанавливающего требования к кандидатам в судьи, а также процедуру отбора кандидатов на должность судьи; 2) отсутствие в законе критериев, в соответствии с которыми должен оцениваться кандидат на должность судьи. К субъективным факторам, относятся данные, связанные с личностью самого судьи (низкий уровень правосознания, правовой культуры, профессиональных знаний и т.п.). Требование об обязательном наличии у кандидата на должность как судьи, так и государственного служащего гражданства республики обусловлено тем, что эти лица осуществляют, прежде всего, задачи и функции государства, вследствие чего полномочия по их осуществлению не могут быть доверены иностранному гражданину или лицу без гражданства. Следует отметить, что требование о наличии гражданства страны для лица, занимающего государственную должность, имеется во всех законодательных актах не только стран СНГ, но и дальнего зарубежья. Данное положение соответствует и международным стандартам. Так, в Основных принципах, касающихся независимости судебных органов четко закреплено, что «требование о том, чтобы кандидат на юридическую должность был гражданином соответствующей страны, не должно рассматриваться в качестве дискриминационного»[10]. Установление, помимо гражданства, возрастного, образовательного, профессионального и морального ценза также логично, поскольку статус любой должности, в том числе, и судебной, представляет собой совокупность организационно-правовых положений и предполагает наличие двух элементов - служебной и личной. Законодатель, исходя из содержания специфики судебной деятельности, требует от судьи не только достаточных теоретических знаний и нравственной безупречности, но и наличия практического опыта, который обычно приходит с годами. Все это, без сомнения, позволяет судье не только правильно применять в своей деятельности нормы материального и процессуального законодательства, но и уметь разбираться в сложных ситуациях, встречающихся при рассмотрении дел, осмотрительно и ответственно принимать решения, которые должны быть не только обоснованными и законными, но и справедливыми. Лица, отвечающие указанным в законе требованиям, зачисляются в резерв, а отбор кандидатов на должность судьи, как и государственных служащих, осуществляется на конкурсной основе (ст. 30 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК», ст. 14 Закона РК «О государственной службе»). Однако в отличие от государственных служащих, судебный корпус судов республики формируется иным путем - посредством избрания и назначения судей из числа кандидатов, зачисленных в резерв. Рассматривая вопросы, связанные с отбором кандидатов на должности судей и государственных служащих, следует обратить внимание на то, что для первых установлен более высокий возрастной ценз, по сравнению с установленным трудовым законодательством шестнадцатилетним минимальным возрастом, по достижению которого допускается прием на работу. Согласно ст. 13 Закона РК «О государственной службе», лица, поступающие на государственную службу должны быть не моложе восемнадцати лет, если иное в отношении соответствующих должностей не установлено законодательством республики (и, естественно, не в сторону уменьшения возраста). Если кандидат в судьи, должен иметь предусмотренный законом стаж работы, то к поступающим на государственную службу, такого требования не предусматривается. Наряду с установлением возраста, по достижению которого лицо, может претендовать на должность судьи, законодательством не предусмотрен предельный возраст пребывания в должности судьи, что в равной степени относится и к государственным служащим (п. 4 ст. 33 Конституции РК). Представляется, что законодатель в свое время поступил правильно, внеся в п. 4 ст. 33 Конституции РК изменения, исключающие положение о предельном возрасте[11]. В этой связи уместно вспомнить слова И.Я. Фойницкого, справедливо заметившего: «Дряхлость не всегда обусловлена возрастом; нередко старики преклонных лет обнаруживают замечательную свежесть ума и полную энергии деятельность»[12]. Законодатель не устанавливает каких-либо требований к моральному облику поступающего на государственную службу, предусматривая только обязательное прохождение гражданами, претендующими на занятие административной государственной должности, специальной проверки (ч. 3 ст.13 Закона РК «О государственной службе»). Этические требования предъявляются только к государственному служащему, но не к кандидатам, поступающим на государственную службу. К кандидату же в судьи предъявляется такое требование как наличие безупречной репутации. В отличие от поступающих на государственную службу, к кандидатам на должность судьи предъявляется такое требование, как успешное прохождение ими стажировки и получение положительного отзыва пленарного заседания суда (п. 1 ст. 29 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей РК»). Стажировка считается основным видом практической подготовки кандидата к замещению государственной должности, целью которой является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных кандидатом в результате теоретической подготовки. Первым актом, с которого начинается осуществление судебной деятельности, является принесение судьей присяги, суть которой состоит в торжественной клятве честно и добросовестно исполнять возложенные на него обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только Конституции и законам Республики Казахстан, быть беспристрастным и справедливым, как велит долг судьи (ст.32 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей РК»). Государственные служащие также приносят присягу. Представляется, что судьи, не принесшие присяги, не могут быть допущены к отправлению правосудия. К лицам, назначенным или избранным на должность судьи, законом предъявляются определенные требования, установленные ст. 8 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК»: Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РК и законы, обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Аналогичная обязанность возлагается и на государственного служащего, который обязан соблюдать Конституцию и законодательство республики, а также обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством, обращения граждан, принимать по ним необходимые меры. Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. В случае несоответствия закона или подзаконного акта Конституции РК или отсутствия в них норм, содержащихся в Конституции, суд должен применять Конституцию в качестве акта прямого действия. «Руководящее начало законодательной власти - государственное благо в будущем, руководящее начало правительственной власти - целесообразность. Судебная власть призывается к осуществлению в государственной жизни начала законности», - писал известный ученый И.Я. Фойницкий[13]. С учетом специфики правового статуса судьи, его активной роли в выполнении задач правосудия закон возлагает на него дополнительные обязанности, не присущие другим видам профессии, в том числе, и государственным служащим. Так, при выполнении своих обязанностей, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы опорочить авторитет правосудия, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности. Широкий комплекс властных полномочий, предоставленных ему государством, сопряжен не только с его правовой, но и с большой моральной ответственностью. Нормы, регулирующие деятельность судьи, можно охарактеризовать не только как правовые положения, но и как частное, конкретное выражение общих нравственных установлений, которые представляют собой этическую основу его деятельности. Любое неисполнение или ненадлежащее исполнение судьей своих обязанностей в конечном итоге приводит к нарушениям нравственных требований. При рассмотрении судебных дел и материалов зачастую возникают ситуации, правильное разрешение которых зависит не только от уровня знаний, но и уровня правовой культуры, правосознания и добросовестности судьи. Это, в свою очередь, порождает его повышенную, двойную ответственность за каждое решение, действие и диктует необходимость нравственного обоснования принимаемых решений - исходить не только из соображений дозволенности их законом, но и соответствия их морально-этическим предписаниям. Поэтому с учетом специфики правового статуса судьи, его активной роли в выполнении задач правосудия закон возлагает на него дополнительные обязанности, не присущие другим видам профессии. Так, судья обязан как при выполнении своих обязанностей, так и во внеслужебных отношениях: не позволять своей семье, общественным и иным связям влиять на его деятельность в качестве судьи; не раскрывать или использовать в своих целях конфиденциальную информацию, которою он получил в результате своей должности; проявлять уважение, терпимость и воспитанность в профессиональных и иных отношениях и т.п. (ст. 1, 2, 4 Кодекса судейской этики). Судья должен избегать такого поведения, которое может быть расценено как стремление угодить руководителям представительных или исполнительных органов, добиться расположения со стороны председателя данного суда или вышестоящих судей. Недопустимо появление судьи в общественном месте в нетрезвом состоянии, неряшливо или вызывающе одетым, посещение им заведений, пользующихся сомнительной репутацией (казино, игорные дома и т.п.), афиширование своих личных связей с руководящими работниками представительных, исполнительных и других органов и т.п.[14]. В отличие от требований, предъявляемых к судьям, к государственным служащим предъявляются менее жесткие требования - обязанность соблюдать нормы служебной этики, а также принимать на себя ограничения, установленные законом. Особенностями, определяющими правовой статус судей, как государственных служащих, является законодательное установление определенных запретов и правоограничений. Так, законом предусмотрена полная деполитизация судей. В этой связи важным требованием к судье является предусмотренная законом недопустимость быть депутатом, занимать иную оплачиваемую должность, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Кроме того, судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии (ч. 2 ст. 23 Конституции РК, ч. 2 ст. 28 КЗ «О судебной системе и статусе судей РК»). Аналогичное требование предъявляется и к государственным служащим, которые при исполнении своих должностных обязанностей должны руководствоваться требованиями законодательства и не быть связанными с решениями политических партий, общественных объединений и их органов. Тем самым законодатель устанавливает требование политической нейтральности как судей, так и государственных служащих в целях обеспечения их независимости и беспристрастности. Данное конституционное ограничение обусловлено особенностью их правового статуса в системе органов государства, специфичностью их функций и содержанием самой деятельности. Политический нейтралитет государственной службы и судебной деятельности означает, с одной стороны, запрет отбора кадров по политическим взглядам, а с другой - обязанность государственных служащих и судей в рамках своих полномочий быть вне политических пристрастий и убеждений Поэтому, кандидат в судьи в случае его назначения или избрания на должность судьи, должен прекратить свои полномочия депутата, если являлся таковым, а также членство в партии, профессиональном союзе, если состоял в них, расторгнуть трудовые правоотношения, если он занимал оплачиваемую должность, не осуществлять предпринимательскую деятельность. Помимо этого, судья не вправе состоять в коммерческой организации, в составе руководящего органа или наблюдательного совета. Кроме того, законодатель предусматривает одинаковые основания, устанавливающие запрет для гражданина находиться на должности судьи, а также быть принятым на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу (п. 4 ст. 10 Закона РК «О государственной службе», п/п. 3 п. 1 ст. 34 Конституционного Закона РК «О судебной системе и статусе судей РК»); наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных полномочий, в случаях, когда специальные требования к состоянию здоровья для занятия соответствующей должности установлены в квалификационных требованиях (п. 4. ст. 10 Закона РК « О государственной службе», п/п.2 п.1 ст.34 Конституционного Закона РК «О судебной системе и статусе судей РК»); отсутствия гражданства Республики Казахстан (ст.10, п/п.6 п.1 ст.27 Закона РК « О государственной службе», ст.29, п/п.5 п.1 ст.34 Конституционного Закона РК « О судебной системе и статусе судей); отказа принять на себя ограничения, установленные законом, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их статуса и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах (п.4 ст.10 Закона РК «О государственной службе», ст. ст. 9,10, 11 Закона РК «О борьбе с коррупцией», ст.28 Конституционного Закона РК « О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»). Таким образом, указанные ограничения предусматривают, что единственной функцией судьи может быть только судебная и связанная с ней деятельность. Занятие же преподавательской, научной и иной творческой деятельностью должно осуществляться вне рабочего времени как совместительство в соответствии с трудовым законодательством. Вместе с тем эти запреты отнюдь не означают ограничения права судей на создание объединений либо (и) членство в других общественных объединениях. Как справедливо указывается в разъяснении Конституционного Совета РК «судьи, как и любые граждане государства, в соответствии с п. 1 ст. 23 Конституции РК имеют право на свободу объединений в целях реализации и защиты своих корпоративных интересов, при условии не использования этих объединений для влияния на отправление правосудия, а также не преследования политических целей. Такие объединения действуют в виде судейских ассоциаций, гильдий, советов во многих странах»[15]. Поэтому судьи вправе создавать в установленном законодательством порядке общественные объединения в целях в целях представительства и защиты своих профессиональных интересов. Таким судейским сообществом является Союз судей РК, образованный на первом съезде судей 19 декабря 1996 г. В соответствии с п. 1.1 его Устава, указанный Союз «является некоммерческой организацией в форме общественного объединения с республиканским статусом, объединяющий судей, действующий в целях защиты и выражения ими своих профессиональных интересов»[16]. Целями и задачами Союза судей являются: определение позиции судейского сообщества в решении важных государственно-правовых проблем; рассмотрение актуальных проблем работы судов и статуса судей; рассмотрение обращений судей и принятие мер по защите их прав, чести, достоинства и интересов (социальных, материальных и др.); обсуждение вопросов судебной практики и совершенствования законодательства; принятие мер к повышению профессионального мастерства судей; обсуждение предложений судей о даче разъяснений по вопросам применения законодательства; проведение общественной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности судов и правоприменительной практики и т.п. Таким образом, несмотря на то, что судьи Законом РК «О государственной службе», не отнесены к числу государственных служащих, тем не менее, они по существу своего правового статуса они могут быть отнесены к особому классу государственной службы.
[1] О нормативных правовых актах: Закон РК от 24 марта 1998 г. № 298-II // Ведомости Парламента РК. 1998. № 2-3. Ст. 25; 2001. № 20. Ст. 258; Казахстанская правда. 2002. 8 марта. [1] О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан: Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 г. № 132-II ЗРК // Казахстанская правда. 2000. 29 декабря. [2] См.: Ведомости Парламента РК. 1999. № 21. Ст. 773; 2001; № 13-14. Ст. 170. [3] Старилов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура // Государство и право. 1996. № 5 С 15. [4] Ожегов С.С. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989. С. 730. [5] См., например: Викторский С.И. Русский уголовный процесс. М.: ГОРОДЕЦ, 1997. С. 93; Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Том 1. СПб.: «Альфа», 1996. С. 196 и др. [6] Мами К. Судебная власть в Республике Казахстан: проблемы и перспективы // Суды и их роль в укреплении государственной независимости (материалы междунар. научн.-практич. конф., посвященной 10-летию независимости РК. Астана: Изд. центр Верховного суда РК, 2001. С.12. [7] Например, в 2001 г. за нарушения законности, а также норм профессиональной этики было привлечено к дисциплинарной ответственности 212 судей, лишены полномочий по негативным основаниям 19 судей (см.: Фоменко Ю. А каких судей на мыло // Казахстанская правда. 2002. 20 января). [8] Савицкий В.М. Организация судебной власти в РФ. М.: ТОО Интерстамо, 1997. С. 23. [9] См.: Зиманов С. Независимость судьи - фундаментальный принцип правосудия // Судьи и их роль в укреплении государственной независимости. Материалы международной научно-практической конференции. Астана, 2001. С. 19 [10] Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов: приняты YII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 26 августа - 6 сентября 1985 г.); одобрены резолюциями генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г., 13 декабря 1985 г. // Международно-правовая защита прав и свобод человека // Сборник документов. М., 1990. С. 328. [11] См.: Закон РК от 7 октября 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК» //
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |