<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Важные изменения в процессуальное законодательство: вступление в силу судебных актов в административном судопроизводстве, учреждение кассационных судов, «сплошная» кассация, экстерриториальная подсудность (Тойгонбаев Д., Партнер ТОО «Дентонс Казахстан», Руководитель Практики разрешения споров; Темирова Ж., Младший юрист ТОО «Дентонс Казахстан»)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Важные изменения в процессуальное законодательство:
вступление в силу судебных актов в административном судопроизводстве, учреждение кассационных судов, «сплошная» кассация, экстерриториальная подсудность

 

Данияр Тойгонбаев

Партнер ТОО «Дентонс Казахстан», Руководитель Практики разрешения споров

Жанат Темирова

Младший юрист ТОО «Дентонс Казахстан»

 

В 2024-2025 годах приняты нормативные правовые акты, внесшие важные изменения в Административный процедурно-процессуальный кодексАППК»), Гражданский процессуальный кодексГПК»), Уголовно-процессуальный кодексУПК»), а также в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях («КоАП»). Наиболее значимые поправки касаются введения новых звеньев судебной системы, перераспределения компетенций между ними, изменения порядка кассационного пересмотра всех категорий дел, а также введения экстерриториальной подсудности по административным делам. Большая часть изменений вступит в силу с 1 июля 2025 года, однако экстерриториальная подсудность по административным делам применяется уже с 1 марта 2025 года.

Авторы настоящей статьи попытались дать краткий обзор основных изменений и дополнений в АППК, ГПК и КоАП.

1. Новые кассационные суды

Порядок формирования кассационных судов

5 июля 2024 года был принят Конституционный закон Республики Казахстан № 109-VIII «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан» («Конституционный закон о внесении изменений и дополнений»), предусматривающий создание новых кассационных судов, которые будут рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 27 декабря 2024 года № 748 «Об образовании кассационных судов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Казахстан», с 1 июля 2025 года в городе Астана будут образованы три кассационных суда: по гражданским, уголовным и административным делам с общей численностью 90 судей.

Согласно Конституционному закону о внесении изменений и дополнений, кассационные суды будут иметь статус межрегионального суда. Для судей кассационных судов необходим юридический стаж не менее 18 лет либо судейский стаж не менее 8 лет, в том числе три года работы судьей областного суда. Для председателя кассационного суда требуется стаж работы в должности судьи не менее 10 лет, в том числе 5 лет работы судьей областного суда.

Компетенция кассационных судов

В соответствии с Конституционным законом о внесении изменений и дополнений, кассационные суды уполномочены (i) пересматривать вступившие в законную силу судебные акты по гражданским, уголовным, административным делам и делам об административных правонарушениях в качестве суда кассационной инстанции; (ii) изучать судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия нижестоящими судебными инстанциями; (iii) осуществлять иные полномочия, предусмотренные ГПК, УПК, АППК и КоАП.

Необходимо отметить, что кассационный суд по административным делам уполномочен пересматривать судебные акты в кассационном порядке, за исключением актов, связанных с оспариванием действий и решений Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан и Центральной комиссии референдума.

Порядок рассмотрения дел кассационными судами («сплошная» кассация)

Согласно данным Верховного Суда РК, в 2022 году в Верховный Суд РК поступило 11,7 тыс. кассационных ходатайства по гражданским делам. Из них только 541 дело (4,6%) передано на кассационный пересмотр. При этом на имя Председателя Верховного Суда РК поступило 3,6 тыс. ходатайств о внесении представления, из которых 82 направлено на пересмотр в кассационном порядке.

В целях дальнейшего расширения доступа к правосудию с 1 июля 2025 года законом Республики Казахстан от 21 ноября 2024 года № 136-VIII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования судебной системы и совершенствования процессуального законодательства» («Закон по вопросам реформирования судебной системы») исключается этап предварительного рассмотрения кассационных жалоб в рамках гражданского и уголовного судопроизводства.

Таким образом, теперь дела в кассационные суды будут поступать непосредственно в коллегии и рассматриваться с вызовом сторон по делу. С целью упрощения правил обращения в кассационную инстанцию, ходатайство о пересмотре судебных актов, подаваемое гражданами по уголовным и гражданским делам изменено, на кассационную жалобу. Срок рассмотрения дел в кассации не будет превышать 6 месяцев.

Таким образом, в гражданском и уголовном судопроизводстве внедряется так называемая «сплошная» кассация, применяемая в настоящее время в административном судопроизводстве.

В то время как указанные изменения и дополнения упрощают порядок кассационного пересмотра в гражданском и уголовном судопроизводстве, в отношении дел об административных правонарушениях «сплошная» кассация вводится не будет. Более того, стандарт пересмотра дел об административных правонарушениях в кассационной инстанции будет аналогичен стандарту, применяемому в так называемой «суперкассационной» инстанции.

Так в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10 января 2025 года № 155-VIII «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» («Закон о внесении изменений и дополнений в КоАП»), с 1 июля 2025 года суд кассационной инстанции в коллегиальном составе не менее трех судей по представлению председателя кассационного суда, протесту Генерального Прокурора и его заместителей, Главного военного прокурора, Главного транспортного прокурора вправе проверить законность вступившего в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении только при наличии следующих исключительных случаев:

• исполнение принятого постановления может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и безопасности Республики Казахстан;

• принятое постановление нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

• принятое постановление нарушает единообразие в толковании и применении судами, уполномоченными органами (должностными лицами) норм права.

2. Компетенция Верховного Суда РК

С введением кассационных судов изменится роль Верховного Суда РК, который сосредоточится на обеспечении единообразия судебной практики и изучении вопросов законности при отправлении правосудия. Непосредственно отправлением правосудия будут заниматься как районные и областные суды, то есть суды первой и апелляционной инстанций, так и вновь создаваемые кассационные суды.

Законом по вопросам реформирования судебной системы были внесены изменения в ГПК, УПК и АППК, в том числе касающиеся компетенций Верховного Суда РК по каждой категории дел.

Таким образом, с 1 июля 2025 года Верховный Суд РК будет уполномочен пересматривать вступившие в законную силу судебные акты после их рассмотрения в суде кассационной инстанции по представлению председателя Верховного суда РК или протесту Генпрокурора в исключительных случаях в рамках так называемой «суперкассации».

В частности, Верховный Суд РК будет пересматривать вступившие в законную силу судебные акты по гражданским, административным делам, а также делам об административных правонарушениях по представлению судьи Верховного Суда РК или протесту Генерального Прокурора в следующих случаях:

• принятые судебные акты могут привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и национальной безопасности Республики Казахстан;

• принятые судебные акты нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

• принятые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права.

3. Изменения в АППК

Порядок вступления в силу постановлений апелляционной инстанции

С 1 июля 2025 года постановления судов апелляционной инстанции по административным делам вступают в законную силу со дня их оглашения. В настоящее время они вступают в законную силу после кассационного обжалования.

Введение экстерриториальной подсудности по административным делам

С 1 марта 2025 года истец может выбрать экстерриториальную подсудность, в том числе и по административным делам, находящимся в производстве суда, до назначения административного дела к разбирательству в судебном заседании, за исключением:

· инвестиционных споров;

· споров, подсудных военным судам;

· споров об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии;

· споров, относящихся к исключительной подсудности электронного административного акта или вынесенного за пределами Казахстана.

Истец может инициировать перевод дела в другой суд без согласия ответчика, однако окончательное распределение дела осуществляется системой автоматического распределения с учетом нагрузки судов[1].

Судебная реформа 2024-2025 годов представляет собой значительный шаг в развитии процессуального законодательства Казахстана. Введение кассационных судов, упрощение процедур обжалования и расширение прав истцов на выбор подсудности направлены на создание более эффективной, прозрачной и доступной судебной системы.

Однако внедрение новых норм потребует адаптации судебной практики и детальной проработки вопросов, вызывающих разночтения. Особенно это касается экстерриториальной подсудности административных дел и юрисдикции дел об административных правонарушениях на стадии кассационного пересмотра. В ближайшие годы следует ожидать дальнейших разъяснений и корректировок законодательства, направленных на устранение возможных коллизий и повышение эффективности судебной защиты.

С учетом внесенных изменений ключевой задачей Верховного Суда РК становится обеспечение единообразного толкования и применения норм права судами. В условиях перераспределения судебной нагрузки это требует повышения качества постановлений и разъяснений Верховного Суда РК, что, в свою очередь, будет способствовать укреплению правовой определенности и предсказуемости правоприменения, обеспечивая защиту законности, конституционных прав и свобод граждан.

 

 


[1] Включение правила об экстерриториальности в часть 1 статьи 107 АППК, регулирующей подсудность дел с участием нескольких ответчиков, порождает некоторую неопределенность в его применении. В то же время, учитывая наименование статьи 107 АППК - «Подсудность по связи дел и по выбору сторон», авторы статьи полагают, что данное правило распространяется и на дела с участием единственного ответчика, то есть носит общий характер.