Доклад Председателя АРРФР Абылкасымовой М.Е. к VIII CFO IDEA EXCHANGE & NETWORKING SUMMIT 2021
Уважаемые участники саммита! Я рада приветствовать Вас на восьмом Саммите «CFO IDEA EXCHANGE & NETWORKING». Спустя чуть больше, чем год с начала пандемии, мы впервые имеем возможность собраться в традиционном формате и обменяться мнениями об актуальных проблемах мировой и казахстанской экономик, а также финансового сектора. В 2020 году мировая и казахстанская экономика столкнулась с испытанием, масштабы которого не сравнимы с прошлыми кризисами. Повсеместное введение режима локдауна в рамках борьбы с COVID-19 обусловило значительное сокращение экономической активности в развитых и развивающихся странах. Мировая экономика сократилась на 3,3%1, в Казахстане зафиксировано максимальное сокращение реального ВВП за последние 25 лет - на 2,6% (в 1995 году - на 8,2%). Основной отрицательный вклад в снижение внесла сфера услуг, наиболее пострадавшая от ограничительных мер, которая сократилась на 5,4%, в том числе торговля снизилась на 7,3%, транспортные услуги - на 17,2%, услуги по проживанию и питанию - на 19,7%. При этом обеспечен рост на 11,2% в строительстве, на 5,6% в сельском хозяйстве и на 3,9% в обрабатывающей промышленности. Шок, связанный со снижением спроса и падением цен на нефть сказался на платежном балансе страны. По итогам 2020 года дефицит счета текущих операций сложился на уровне - 3,7% к ВВП (-6,3 млрд. долл. США), снизившись с -4,0% к ВВП (-7,3 млрд. долл. США) в 2019 году в связи снижением спроса на импортные товары. Дефицит государственного бюджета увеличился с 1,3 трлн. тенге (1,8% к ВВП) в 2019 году до 2,8 трлн. тенге (4,0% к ВВП) по итогам 2020 года из-за снижения налоговых доходов, с одной стороны, и роста расходов в результате финансирования антикризисных мероприятий, с другой стороны. Годовая инфляция в 2020 году ускорилась до 7,5% с 5,4% в 2019 году. На этом фоне произошло замедление роста реальных денежных доходов населения с 6,4% в 2019 году до 3,3% по итогам 2020 года. В этих условиях ключевой задачей для Агентства было недопущение перетока рисков из реального сектора экономики на финансовый рынок страны. Риски заражения финансовой системы материализуются через снижение предложения кредитных ресурсов на фоне экономической неопределенности и снижение способности обслуживания кредитов на фоне падения доходов населения и бизнеса. Опыт предыдущих кризисов в мире и в Казахстане показал, что банки в период кризиса существенно сокращают кредитование экономики, что в свою очередь вызывает еще больше сжимает экономическую активность. В этой связи действия Агентства, Правительства и Национального Банка были сосредоточены на реализации комплекса антикризисных мер в целях смягчения влияния шоков на экономику и финансовую систему. Общий пакет антикризисных мер составил 9% от ВВП страны, из которых 4,3 трлн. тенге выделено за счет средств республиканского бюджета и ГФСС и 2,1 трлн. тенге за счет средств Национального Банка. Для недопущения снижения кредитного спроса, Национальным Банком совместно с Агентством с марта 2020 года запущена Программа льготного кредитования объемом 800 млрд. тенге с льготной ставкой для заемщика 8%. Правительством были максимально расширены условия Программы «Дорожная карта бизнеса - 2025» с увеличением размеров кредитов для субсидирования с 2,5 до 7 млрд. тенге, исключением отраслевых ограничений, увеличением гарантий Даму в размере до 85% от суммы кредита. Для снижения давления на капитал и ликвидность банков Агентством введены нормы временного пруденциального регулирования. Для высвобождения капитала снижены требования к консервационному буферу собственного капитала банков на 1 п.п. с 2% до 1%, смягчены требования к собственному капиталу банков за счет снижения риск-взвешивания по кредитам МСБ и синдицированным кредитам. Для снижения давления на ликвидность банков были временно смягчены требования по коэффициенту покрытия ликвидности (LCR) и коэффициенту доступного стабильного фондирования (NSFR). Для сохранения доступа предпринимателей к кредитам, Агентством были расширены виды обеспечения, признаваемого в качестве твердого залога. В перечень твердых залогов включены договоры синдицированного кредитования, проекты ГЧП и «off take» контракты, заключенные с крупными и надежными предприятиями. Кроме того, ликвидным обеспечением признаны гарантии квазигосударственных холдингов (Самрук-Казына, Байтерек) и их дочерних организаций. Дополнительно банкам даны послабления по формированию провизий по МСФО. В частности, предоставлена возможность исключать из признаков обесценения займы, реструктурированные в связи с отсрочкой платежей, что соответствует рекомендациям международных финансовых регуляторов и Комитета по МСФО. По итогам 2020 года Агентством проведен анализ эффективности временных мер пруденциального регулирования. Так, избыточная ликвидность и запас капитала по банковской системе достаточны для покрытия убытков и банки готовы к выходу из регуляторных послаблений. В этой связи из 23 мер пруденциального регулирования было принято решение сохранить до конца 2021 года только 6 мер по капиталу, которые стимулируют кредитование экономики. Действенной мерой оказалось признание ликвидным обеспечением гарантий квазигосударственных холдингов, поэтому было принято решение сохранить эту норму на постоянной основе. Для сохранения способности обслуживания кредитов и снижения долговой нагрузки в период пандемии по поручению Главы государства всем субъектам МСБ и населению была предоставлена отсрочка платежей по кредитам.
Справочно: С 16 марта по 1 октября 2020 года отсрочку по кредитам получили 1,9 млн. граждан и 12,5 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. Общая сумма отсроченных платежей превысила 477 млрд. тенге.
В период ЧП был введен запрет на начисление вознаграждения при просрочке свыше 90 календарных дней, запрет на начисление штрафов и пени, начиная с первого дня просрочки платежей по кредитам. Банки и микрофинансовые организации приостановили претензионно-исковую работу по заемщикам, имеющим просрочку платежей. Для поддержки субъектом МСБ по поручению Главы государства, с октября 2020 года реализован механизм субсидирования процентных ставок до 6% годовых по всем кредитам МСБ в пострадавших секторах экономики. Такие субсидии получили 4 055 субъектов МСБ по 14 тыс. проектов на сумму 22 млрд. тенге. Сейчас, с учетом очередной волны пандемии и карантина, Главой государства поручено продлить отдельные антикризисные меры. С 1 апреля по 1 июля 2021 года возобновлено предоставление отсрочек платежей по кредитам для субъектов МСБ в пострадавших секторах экономики. Теперь отсрочки для субъектов микро- и малого бизнеса предоставляются автоматически, для субъектов среднего бизнеса - после оценки их финансового состояния. До 1 июля также продлено субсидирование процентных ставок до 6% годовых по всем кредитам МСБ в пострадавших секторах экономики и расширен список пострадавших отраслей. Для этого из бюджета дополнительно выделено 18,4 млрд. тенге. В целом благодаря принятым мерам последствия кризиса для финансового сектора не оказали негативное влияние на финансовый сектор. Кредитный портфель, вопреки негативным прогнозам, показал положительную динамику. Кредиты экономике выросли за 2020 год на 5,5% до 14,6 трлн. тенге в том числе, займы МСБ выросли на 7,2% до 4,2 трлн. тенге. Значительный вклад в рост кредитования внесла ипотека - в 2020 году ипотечные займы увеличились на 34,3% до 2,4 трлн. тенге. Объем выдачи новых займов составил 968 млрд. тенге, из которых порядка 54% было выдано в рамках государственных программ. Антикризисные меры позволили снизить долговое бремя для бизнеса и населения. В результате, несмотря на кризисный 2020 год, мы видим, что качество кредитного портфеля не ухудшилось. Уровень неработающих кредитов (NPL) по физическим лицам уменьшился на 1 п.п., и на начало 2021 года составил - 5,4%, в том числе по потребительским кредитам - 6,5%. По кредитам юридических лиц NPL также снизился на 1,2 п.п. до 8,6%, в основном за счет списания неработающих кредитов крупными банками. С учетом снижения влияния кризиса на экономику, важно обеспечить постепенный выход государства из программ кредитования, уступая место рыночным принципам. В этой связи, в рамках подписанного в начале текущего года Соглашения между Правительством, Национальным Банком и Агентством о координации мер по макроэкономической политики на 2021-2023 годы, предусмотрен постепенный выход Национального Банка с 2023 года из финансирования государственных программ. Однако, наряду с оперативными мерами, ведется большая системная работа по развитию финансового рынка, направленная на решение актуальных вызовов, которые сейчас стоят перед финансовым сектором. Происходит трансформация традиционной бизнес- модели финансового сектора с переходом на активное использование новых технологий (Fintech) и способов предоставления финансовых услуг. Все больше потребителей отдают предпочтение онлайн-сервисам. Наблюдается активный выход на рынок финансовых услуг технологических компаний с появлением новых гибридных моделей банкинга. Одновременно, требуют пристального внимания формирующиеся риски, которые влияют на стабильность финансовой системы. Это рост потребительского кредитования, быстрый рост микрофинансового сектора, применение цифровых валют в расчетах и платежах. В регулировании и надзоре активно развиваются механизмы контроля и надзора с акцентом на риск-ориентированный подход. Происходит глобализация финансовых рынков и услуг.
С учетом указанных вызовов и трендов, перед финансовым рынком стоят задачи по: Обеспечению финансовой стабильности; Восстановлению роли финансового сектора в кредитовании экономики с сокращением роли государственного финансирования; Повышению роли страхового сектора в защите имущественных интересов и стимулировании сбережений; Повышению роли фондового рынка в привлечении иностранного капитала и альтернативного финансирования экономики; Повышению доступности финансовых услуг для населения (финансовая инклюзия); Развитию конкуренции; Развитию новых финансовых технологий. Позвольте вкратце остановиться на основных направлениях развития финансового рынка.
ПЕРВОЕ. Обеспечение устойчивости и развитие банковского сектора. Банковский сектор играет ключевую роль в обеспечении качественного и сбалансированного развития экономики. За период с 2015 года по конец 1 квартала 2021 года активы банковского сектора выросли почти в 2 раза. Позитивные изменения произошли в структуре депозитной базы банков, доля розничных депозитов населения выросла с 28% до 41%. Рост доходов населения также обусловил увеличение доли розничного кредитования с 26% до 46%, в том числе доли ипотечного кредитования с 6,6% до 15% от ссудного портфеля банков. Однако за последние годы роль банковского сектора в кредитовании экономики снижалась относительно ВВП в связи с расчисткой банковского сектора и списанием накопленных в предыдущие годы неработающих кредитов. Так, уровень скрытых неработающих кредитов, с учетом кредитов, реструктурированных в связи с ухудшением финансового состояния заемщиков, превышал собственный капитал банков. Фактически достаточность собственного капитала банков до 2018 года находилась в отрицательной зоне. Принятые меры по оздоровлению банковского сектора, в том числе, с использованием средств акционеров банков, поддержка крупных и системообразующих банков привели к снижению неработающих кредитов и улучшению реального финансового состояния банков. В рамках мер по оздоровлению банков с 2016 по 2020 годы были списаны неработающие кредиты на сумму более 6 трлн. тенге и отозваны лицензии у 7 неплатежеспособных банков. Основные проблемы банковского сектора на сегодня решены. Для недопущения повторного накопления проблемных кредитов в банковском секторе была проведена системная работа, связанная с концептуальным изменением подходов регулятора по надзору за банками и проведением независимой оценки качества активов банковского сектора. С 2019 года внедрен риск-ориентированный надзор (система SREP), предусматривающий отход от формальных требований и акцент на качестве внутренних политик и процессов банков, а также предусмотрено использование мотивированного суждения регулятора при оценке провизий, связанности заемщиков, систем управления рисками и деловой репутации акционеров и менеджмента. Для регулятора важно было обеспечить открытость и прозрачность банковского сектора для инвесторов, международных финансовых институтов и рейтинговых агентств. В этих целях в 2019-2020 годах Национальным Банком совместно с Агентством была проведена независимая оценка качества активов банковского сектора (AQR). Результаты AQR показали достаточный уровень капитала банков для покрытия выявленных рисков как на системном уровне, так и на уровне индивидуальных банков. При этом убытки, которые были выявлены по результатам AQR, были покрыты за счет средств акционеров банков и на рыночных условиях, в том числе за счет использования инструмента гарантий. Кроме покрытия выявленных убытков, основной целью AQR являлось выявление недостатков в бизнес-моделях, системе корпоративного управления и бизнес-процессах банков для последующего их приведения в соответствие с лучшей международной практикой. Поэтому качественным результатом проведенного AQR стала трансформация всех ключевых бизнес процессов банков в соответствии с международными стандартами. Для этих целей Агентством с банками разработаны надзорные планы корректирующих мероприятий со сроком реализации 3 года. В рамках указанных надзорных планов работа по улучшению банковских бизнес-процессов уже начата. В 2020 году банками обновлены внутренние методики андеррайтинга заемщиков, оценки залогового обеспечения и расчета адекватности провизий. В текущем году основной акцент будет сделан на практическое внедрение обновленных процессов выдачи кредитов, корректную оценку стоимостей залогов и анализ платежеспособности заемщиков. В следующем году ожидается пересмотр процессов банков по бизнес-планированию, бюджетированию, стратегий развития и ценообразования, с учетом принятых корректирующих мер. В дополнение к результатам AQR Агентством в 2020 году проведено надзорное стресс-тестирование и оценка устойчивости бизнес-моделей банков, которые оценивают достаточность капитала и устойчивость бизнес-моделей банков к стрессовым сценариям развития экономики. По итогам надзорного стресс-тестирования с банками с высокими рисками согласованы Стратегии обеспечения финансовой устойчивости, которые предусматривают перестройку бизнес-модели банков. Кроме того, в случае наступления стрессовых сценариев предусмотрена докапитализация банков со стороны акционеров, оптимизация расходов и продажа части кредитного портфеля. В результате принятых мер по итогам AQR в период с 2019 по 2020 год улучшено качество ссудного портфеля банковского сектора. Так, за последние два года уровень неработающих кредитов (NPL 90+) снизился с 7,4% до 6,9%. Займы стадии 3, т.е. имеющие признаки обесценения, по результатам AQR составляли 21%, а по итогам 2020 года уровень таких займов снизился до 14%. Другим важным показателем является объем реструктуризаций в банковском секторе. В 2020 году на фоне предоставления отсрочек населению и бизнесу, объем реструктурированных займов составил 20% от корпоративного портфеля кредитов банков. Основной пик реструктуризаций был проведен в 2020 году, и в этом году мы не ожидаем существенного увеличения объемов реструктуризации кредитов. При этом, если часть указанных кредитов перейдет в 3 стадию и потребует доформирования провизий, текущий запас капитала банков в 2,5 раза превышает потенциальный объем дополнительных провизий. Несмотря на позитивную динамику развития банковского сектора, Агентство продолжает работу по интеграции в SREP элементов оценки качества активов (AQR) и надзорного стресс-тестирования (НСТ). Внедрение новых элементов качественно улучшит надзорную оценку SREP за счет оценки крупных займов и залогов на индивидуальной основе. Регулярная оценка качества активов будет проводиться Агентством один раз в год в дистанционном формате. Полномасштабный AQR будет проводится один раз в 5 лет по мере завершения циклов развития экономики. Реализация регуляторного AQR предполагает снижение нагрузки на банки за счет автоматизации информационных систем банков, Агентства и других государственных баз данных. Надзорное стресс-тестирование в дополнение к регулярному AQR позволит оценивать достаточность капитала банков в стрессовых условиях развития экономики. По опыту ЕЦБ, Банка Англии будут созданы полноценные модели надзорного стресс-тестирования, будут выстраиваться необходимые бизнес-процессы и взаимодействие с банками для проведения стресс-тестирования методом Bottom-up. К этой работе привлечены МВФ и консультанты Oliver Wyman, налажено сотрудничество с регуляторами других стран (ЕЦБ, Банк Англии). По результатам разработки методологии надзорного стресс- тестирования будут улучшены компетенции путем проведения обучения банковских команд. Еще одним ключевым процессом снижения системных рисков является решение проблемы стрессовых активов. Значительная доля проблемных кредитов создает нагрузку на капитал банков и ограничивает кредитование экономики. Банки не стремятся признавать свои активы проблемными и продавать их с дисконтом. В результате проблемные активы остаются на балансах банков и их дочерних организаций (ОУСА) в течении последних 10 лет. В прошлом году Агентством приняты регуляторные меры для дальнейшего сокращения банками уровня стрессовых активов. Так, с банками согласованы индивидуальные планы по сокращению неработающих кредитов с 2,7 трлн. тенге до 0,9 трлн. тенге до 2025 года. Срок нахождения стрессовых активов на балансах банков и ОУСА ограничен до 5 лет. Это позволит значительно ускорить списание стрессовых активов и продавать заложенное имущество по справедливой стоимости. Дополнительно в целях повышения привлекательности рынка стрессовых активов приняты поправки в налоговое законодательство, предусматривающие среди прочего освобождение юридических лиц от уплаты налогов при списании банком его задолженности. Для вовлечения стрессовых активов в экономический оборот, необходимы системные меры по развитию ликвидного рынка стрессовых активов. Для этих целей необходимо, помимо ФПК который приобретает проблемные активы у банков за счет государственных средств, привлекать частных инвесторов. Анализ международной практики показал, что для полноценного функционирования рынка стрессовых активов необходимо устранить ряд препятствий, связанных с регуляторной базой, налоговыми и юридическими условиями и качеством информации, из-за которого формируется значительный разрыв между ценой спроса и предложения. В дополнение к уже принятым Агентством регуляторным мерам необходимо создать условия для беспрепятственного доступа к рынку неработающих активов широкого круга продавцов и покупателей. В настоящее время казахстанским банкам запрещено уступать NPL любым юридическим лицам, не включенным в список разрешенных покупателей. Поэтому данный список будет расширен с распространением на новых участников действующих налоговых льгот. Будут приняты меры по повышению надежности и прозрачности информации о совершенных сделках со стрессовыми активами, в том числе по сделкам c недвижимостью, поскольку асимметрия информации не позволяет инвесторам оценить стоимость активов. До конца текущего года Агентством будет разработан блок законодательных поправок по рынку стрессовых активов, который будет охватывать широкий круг инициатив в области налогового, регуляторного и законодательного режимов. Качественная активизация банковского кредитования не возможна без снижения кредитных рисков бизнеса и населения. В этой связи необходимо рассмотреть вопросы внедрения синдицированного кредитования, развития проектов государственно-частного партнерства, совершенствования процедур реабилитации и банкротства, в том числе в части сокращения сроков банкротства и введения института банкротства физических лиц. Со стороны финансовых организаций необходима полноценная оценка кредитоспособности потенциальных заемщиков. Для этих целей необходимо обеспечить интеграцию базы данных кредитных историй с различными источниками информации, в том числе с государственными реестрами данных.
ВТОРОЕ. Повышение роли фондового рынка для финансирования экономики В 2020 году показатели фондового рынка демонстрировали положительную динамику. Капитализация рынка акций за 2020 год составила 19,1 трлн. тенге или 28% от ВВП, увеличившись за 2020 год на 11%. Объем корпоративных облигаций составил 14,7 трлн. тенге или 21% от ВВП, увеличившись за 2020 год на 21,5%. Основной объем размещения в 2020 году обеспечен квазигосударственным сектором в размере 2 трлн. тенге. Объем частных размещений составил 200 млрд. тенге. Главным приоритетом Агентства в прошлом году являлось усиление сегмента розничных и институциональных инвесторов. Были реализованы возможность дистанционного заключения брокерских договоров через биометрическую идентификацию с использованием мобильных приложений брокеров, а также возможность оказания банкам второго уровня полного спектра брокерских услуг. В результате, принятых мер за прошлый год количество розничных инвесторов увеличилось на 15 тыс., а за 4 месяца 2021 года - на 30 тыс. инвесторов (Halyk Finance открыто 18,5 тыс. счетов, Freedom Finance - 5,7 тыс. счетов, Jysan Invest - 4,9 тыс. счетов). Общее количество инвесторов составило 166 тысяч 300 человек. В рамках Закона по вопросам восстановления экономического роста реализована возможность передачи части пенсионных накоплений граждан под управление частных управляющих компаний. Управление пенсионными активами на текущий момент осуществляется 4 управляющими инвестиционным портфелем: Halyk Global Markets, Jysan Invest, BCC Invest, Сентрас Секьюритиз. С начала года в частное управление переведено 3,2 млрд. тенге пенсионных накоплений. Вместе с тем, опция частного управления пенсионными активами на сегодня недостаточно востребована в связи с изъятиями накоплений для улучшения жилищных условий и лечение. На эти цели с начала года изъято 1,3 трлн. тенге. В целях повышения привлекательности частного управления пенсионными активами Агентством совместно с Правительством, ЕНПФ и АФК прорабатываются вопросы предоставления возможности вкладчикам до выхода на пенсию регулярно получать инвестиционный доход по пенсионным накоплениям в частном управлении, а также изъятия остатка пенсионных накоплений при достижении пенсионного возраста и заключении договора пенсионного аннуитета. В 2021 году мы ожидаем продолжение роста в сегменте коллективных инвестиций. За прошлый год активы паевых инвестиционных фондов выросли в 2 раза до 234 млрд. тенге, а за 4 месяца текущего года еще на 37%. Рост обусловлен расширением объектов для инвестирования и возможностью получения инвесторами регулярных дивидендов. В 2020 году был сделан значительный шаг в развитии инфраструктуры фондового рынка и привлечения иностранных инвесторов. В частности, в августе 2020 года на KASE завершено внедрение центрального контрагента на фондовом, валютном, денежном и срочном рынках. Это обеспечило гарантию завершенности расчетов по сделкам с финансовыми инструментами. Кроме того, в 2020 году обеспечен прямой доступ иностранных инвесторов к казахстанским ГЦБ через подключение международного депозитария Clearstream к Центральному депозитарию. В результате, рост инвестиций международных инвесторов в ГЦБ достиг 169 млрд. тенге в сравнении с 1 млрд. тенге годом ранее. Для активизации притока инвестиций глобальных инвестиционных фондов Агентством проводится работа по продвижению позиций Казахстана в международных фондовых индексах MSCI и FTSE&Russel до категории «Emerging Markets». Сегодня, казахстанский рынок капитала в международных фондовых индексах все еще находится в категории «Пограничные рынки или Frontier markets». Наша задача перейти в категорию «Развивающиеся рынки или Emerging Markets». По итогам проведенных в 2020 году переговоров с рейтинговыми службами MSCI и FTSE дана положительная оценка качественных параметров фондового рынка Казахстана. В марте т.г. FTSE повторно подтверждено соответствие Казахстана всем качественным критериям категории Emerging Markets, а также повышена оценка по критерию «Справедливое и непредвзятое отношение к миноритарным акционерам». Рост инвесторской базы стимулирует спрос на ценные бумаги качественных эмитентов. Привлечению розничных инвесторов на фондовый рынок будет способствовать реализация поручения Главы государства по возобновлению программы «Народного IPO» и реализации акций национальных компаний, в первую очередь, физическим лицам - гражданам Казахстана. Выход на фондовой рынок требует от компаний повышения уровня корпоративного управления и раскрываемой отчетности. Для этих целей Агентством совместно с НПП «Атамекен» будет принят и внедрен Национальный Кодекс корпоративного управления, соответствующий Принципам корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития, OECD. Данный кодекс будет обязательным для всех листинговых компаний. Повышение уровня корпоративного управления в компаниях средней капитализации будет способствовать запуску целевой программы «100 МСБ» по выходу на фондовый рынок субъектов малого и среднего бизнеса. С 2018 года на KASE запущена специализированная площадка для субъектов МСБ - KASE Private Market. Для ее активизации, Агентством совместно с KASE и заинтересованными госорганами будет разработан пакет стимулирующих мер, для привлечения на фондовый рынок компаний малой и средней капитализации. Наряду с этим, ожидаем, что инвесторами будут востребованы такие виды ценных бумаг как клиринговые сертификаты участия, инвестиционные или структурные облигации, а также зеленые облигации. Агентством принимаются меры по созданию соответствующей нормативной правовой базы. Значительные темпы прироста инвесторской базы делают необходимым усиление защиты прав и интересов инвесторов. В целях защиты неквалифицированных инвесторов от потенциальных рисков в периметр регулирования включаются посредники, оказывающие услуги на рынке FOREX, вводится ответственность за предоставление инвестиционных рекомендаций. В частности, оказывать услуги по предоставлению индивидуальным инвесторам инвестиционных рекомендаций по сделкам с финансовыми инструментами будут вправе только лицензиаты Агентства - брокеры и управляющие инвестиционным портфелем. В случае возникновения у клиента убытков по вине инвестиционного советника, последний должен будет компенсировать ущерб в гражданском порядке. В целях пресечения недобросовестного поведения и рыночных злоупотреблений будет проводиться мониторинг не только подозрительных сделок, но и анализ действий субъектов рынка ценных бумаг, а также иных лиц, направленных на создание ложных сигналов относительно цены, спроса или предложения на финансовый инструмент. Реализованные инициативы Агентства направлены на дальнейшее развитие фондового рынка и повышение его потенциала в качестве альтернативного источника финансирования экономики.
ТРЕТЬЕ. Реализация потенциала страхового сектора В 2020 году страховой сектор столкнулся со множеством вызовов, связанных со снижением деловой активности населения и бизнеса, и как следствие, падением спроса на страховые услуги. Несмотря на это, прирост объема страховых премий в 2020 году составил 10% по сравнению с предшествующим годом. Активы страхового сектора за 2020 год увеличились на 23%, достигнув 1,5 трлн. тенге. Доля активов страховых организаций к ВВП страны выросла c 1,7% до 2,1%. Приоритетными задачами Агентства на этот период стали сохранение финансовой устойчивости участников страхового рынка и повышение доступности страховых услуг для населения и бизнеса. В период чрезвычайного положения и карантинных ограничений онлайн страхование показало свою актуальность и своевременность. Интеграция единой страховой базы данных с государственными базами данных позволила упростить процесс заключения договоров страхования и перевести его на дистанционный формат. Сейчас 90% договоров автострахования заключаются онлайн без посещения офиса страховщиков. По отрасли общего страхования стабильно высокие темпы роста, более 20% в год, показывает добровольное имущественное страхование, традиционно занимающее значительную долю на рынке. Отрасль страхования жизни также показывает положительную динамику за счет срочного страхования жизни, а также введения новых добровольных накопительных продуктов. Так, в 2020 году созданы условия для внедрения индивидуальных стратегий инвестирования по инвестиционному продукту страхования жизни Unit-linked. Это позволило создать для граждан новый продукт, являющийся альтернативой банковскому депозиту. В перспективе ожидается, что развитие таких продуктов как Unit-linked, позволит повысить роль компаний по страхованию жизни в качестве институциональных инвесторов на фондовом рынке Казахстана. В конце прошлого года реализованы реформы, направленные на развитие социально-ориентированных страховых продуктов. С начала текущего года стоимость пенсионного аннуитета снижена на 40% и введен отложенный пенсионный аннуитет с возможностью заключения договора в 45 лет (стоимость аннуитета для мужчин снижена с 11 до 7 млн. тенге, для женщин с 16 до 9 млн. тенге). Отложенный пенсионный аннуитет позволит будущим пенсионерам участвовать в долгосрочном пенсионном планировании, повысит их финансовую грамотность и интерес к конечному результату пенсионного накопления. Для стимулирования накопительного страхования введены налоговые льготы по ИПН. В прошлом году Агентством совместно с рынком была проведена работа по разработке Законопроекта, предусматривающего значительные новеллы по развитию страхового рынка. Законопроект в апреле внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан. Ключевые новеллы законопроекта предусматривают внедрение таких новых страховых продуктов как совместный (супружеский) пенсионный аннуитет и накопительные образовательные продукты. Компании по страхованию жизни будут вовлечены в государственную образовательную накопительную систему (ГОНС), позволяющую субсидировать накопительные страховые продукты, предназначенные для образования детей в высших учебных заведениях. Среди мер по развитию отрасли общего страхования можно выделить создание условий для развития вмененного страхования профессиональной ответственности субъектов предпринимательства перед третьими лицами. Если сейчас законодательством предусмотрено 8 видов страхования профессиональной ответственности, то законопроект позволит создать условия для расширения спектра профессиональных рисков, возникающих при оказании предпринимателями услуг населению. Для защиты прав и интересов страхователей планируется расширение перечня классов страхования, подлежащих гарантии Фондом гарантирования страховых выплат, а также введение обязательного досудебного урегулирования Страховым омбудсманом разногласий клиентов со страховой организацией. Кроме того, будет проводиться дальнейшая цифровизация страховых услуг. С принятием Законопроекта будет обеспечен полный переход урегулирования страховых случаев на онлайн режим. Все эти меры в среднесрочной перспективе позволят повысить привлекательность накопительного страхования в Казахстане путем создания стимулов для населения к сбережению, а также придадут новый импульс развитию страховых услуг в Казахстане и реализации потенциала страхового сектора.
ЧЕТВЕРТОЕ. Создание прозрачного рынка микрофинансирования Значительные реформы за последний год реализованы в секторе микрофинансирования. С 1 января текущего года введено лицензирование микрофинансовой деятельности, повышены квалификационные требования, а также пруденциальные нормативы. Если ранее сектор небанковского кредитования был разобщенным и непрозрачным, наблюдались нарушения прав заемщиков, необоснованно высокие ставки вознаграждения по займам, то сейчас все организации осуществляют деятельность по единым принципам. Для недопущения деятельности недобросовестных организаций, обеспечения устойчивости рынка и защиты потребителей введены повышенные требования к крупным участникам и руководящим работникам организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, включая наличие безупречной деловой репутации, отсутствие непогашенной судимости, коррупционных преступлений. Все субъекты обязаны соблюдать ограничения по ставкам вознаграждения, коэффициенты долговой нагрузки заемщиков, требования к содержанию договоров займа. Наряду с этим, установлена обязанность соблюдения процедур ПОД/ФТ, формирования финансовой и регуляторной отчетности, предоставления информации о выданных займах в кредитные бюро. На сегодня рынок представлен 998 организациями, а совокупный портфель микрокредитов превышает 1 трлн. тенге. за 2020 год с рынка ушло более 3,5 тыс. субъектов, включая ломбарды, кредитные товарищества и другие субъекты кредитования. Уже сейчас сектор играет важную роль в экономике и удовлетворении потребностей в микрозаймах широких слоев населения, а также субъектов микро, малого и среднего предпринимательства. В международной практике основным направлением микрофинансирования является борьба с бедностью за счет облегчения и расширения доступа предпринимателей и граждан к финансовым ресурсам с целью развития микробизнеса и обеспечения занятности. Для дальнейшего развития рынка предусмотрено портфельное субсидирование микрокредитов МСБ в рамках государственной программы «ДКБ-2025». Кроме того, разработана Концепция развития микрофинансовых организаций в регионах Республики Казахстан, предусматривающая создание региональных МФО для кредитования начинающих предпринимателей по проекту «Бастау Бизнес» в рамках госпрограммы «Еңбек». В среднесрочной перспективе для развития рынка микрофинансирования будут приняты меры по расширению источников фондирования МФО, повышению доступа населения к микрофинансовым услугам за счет применения новых технологических решений, а также проработана возможность трансформации крупных МФО в банки.
ПЯТОЕ. Защита прав заемщиков и минимизация рисков в потребительском кредитовании В течение 2017-2019 годов сектор потребительского кредитования являлся наиболее динамично растущим сегментом рынка. На фоне растущего спроса потребительское кредитование становилось все более привлекательным для банков и микрофинансовых организаций по причине более высокой маржинальности. Очевидно, что быстрый рост в данном сегменте мог привести к чрезмерной закредитованности населения и в перспективе вызвать системные риски банковского сектора. В этой связи, Агентством был принят комплекс мер для сдерживания динамики выдачи новых кредитов, повышения ответственности кредитных организаций и ограничения долговой нагрузки заемщиков. В частности, был введен запрет начисления неустойки и комиссий по потребительским кредитам после 90 дней просрочки, введен запрет на предоставление займов гражданам с доходом ниже прожиточного минимума, а также усовершенствован расчет коэффициента долговой нагрузки заемщика. Теперь все платежи по кредиту не могут превышать 50% от доходов заемщика. Для дестимулирования банков от агрессивной выдачи потребительских кредитов на уровне пруденциальных требований в два раза были увеличены коэффициенты взвешивания по степени кредитного риска по беззалоговым потребительским займам.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |