В соответствии с пунктом 3-2 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» утверждены Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для нотариусов. Внутренний контроль осуществляется в целях: 1) обеспечения выполнения Субъектами требований законодательства Республики Казахстан о ПОД/ФТ; 2) поддержания эффективности системы внутреннего контроля на уровне, достаточном для управления рисками легализации ОД/ФТ; 3) минимизации рисков легализации ОД/ФТ. В рамках организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ Субъектами обеспечивается: 1) разработка правил внутреннего контроля самостоятельно в соответствии с настоящими Требованиями, включающими проведение службой внутреннего аудита организации либо иным органом, уполномоченным на проведение внутреннего аудита, оценки эффективности внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ; 2) наличие выделенного канала связи. Субъекты являются ответственными лицами по организации и соблюдению правил внутреннего контроля (далее – ПВК). ПВК являются документом, который регламентирует организационные основы работы, направленные на ПОД/ФТ и устанавливает порядок действий Субъектов в целях ПОД/ФТ. ПВК включают в себя программы, предусмотренные пунктом 3 статьи 11 Закона о ПОД/ФТ, которые разрабатываются Субъектами самостоятельно в соответствии с настоящими Требованиями и являются внутренним документом Субъектов либо совокупностью таких документов. При внесении изменений и (или) дополнений в законодательство о ПОД/ФТ, Субъекты в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента их принятия, вносят в ПВК соответствующие изменения и (или) дополнения. Программа организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ включает процедуры: 1) применения автоматизированных информационных систем и программных обеспечений, используемых Субъектом для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ; 2) отказа клиентам в установлении деловых отношений и прекращении деловых отношений, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, и принятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом; 3) признания операции клиента, имеющей характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации ОД/ФТ, в качестве подозрительной; 4) предоставления сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, о фактах отказа клиенту в установлении деловых отношений, прекращения деловых отношений с клиентом, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, о мерах по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом уполномоченному органу, включая указания и регламенты работы в автоматизированных информационных системах и программном обеспечении, используемых для передачи сведений, информации и документов в уполномоченный орган. Документальное фиксирование операций, подлежащих финансовому мониторингу и направляемых в уполномоченный орган, осуществляется в порядке, установленном Субъектами. 5) подготовки и представления уполномоченным органам и должностным лицам организации управленческой отчетности по результатам оценки эффективности внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ службой внутреннего аудита организации либо иным органом, уполномоченным на проведение внутреннего аудита; 6) идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, в том числе особенности процедур применения упрощенных и усиленных мер надлежащей проверки клиента, юридического лица-нерезидента, иной иностранной структуры без образования юридического лица; 7) признания Субъектами сложной, необычно крупной операции, подлежащей изучению, в качестве подозрительной операции; 8) оценки, определения, документального фиксирования и обновления результатов оценки рисков легализации ОД/ФТ; 9) разработки мер контроля, процедуры по управлению рисками легализации ОД/ФТ и снижению рисков оценки рисков легализации ОД/ФТ; 10) классификации своих клиентов с учетом степени риска, оценки рисков легализации ОД/ФТ; 11) хранения всех документов и сведений, в том числе по разовым операциям, а так же, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, не менее пяти лет со дня прекращения деловых отношений с клиентом или после даты разовой сделки, с учетом возможности их использования в качестве доказательства в суде, чтобы они могли быть своевременно доступны уполномоченному органу, а также иным государственным органам в соответствии с их компетенцией. Допускается включение Субъектами в программу дополнительных мер по организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Функций Субъектов в соответствии с программой организации внутреннего контроля включают: 1) разработку, внесение изменений и (или) дополнений в ПВК; 2) организацию и контроль за представлением сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в уполномоченный орган в соответствии с Законом о ПОД/ФТ; 3) принятие решений о признании операций клиентов подозрительными; 4) принятие решений об отнесении операций клиентов к сложным, необычно крупным операциям, к операциям, имеющим характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации ОД/ФТ; 5) принятие решений о приостановлении либо об отказе от проведения операций клиентов и необходимости направления в уполномоченный орган; 6) исполнение решений уполномоченного органа о приостановлении проведения подозрительной операции; 7) принятие решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами; 8) документальное фиксирование принятых решений в отношении операции клиента (его представителя) и бенефициарного собственника; 9) формирование досье клиента на основании данных, полученных в результате реализации ПВК; 10) принятие мер по улучшению системы управления рисками и внутреннего контроля; 11) обеспечение мер по хранению всех документов и сведений; 12) обеспечение конфиденциальности сведении, полученной при осуществлении своих функций. Субъекты в соответствии с возложенными функциями: 1) предоставляют информацию соответствующим государственным органам для осуществления контроля за исполнением законодательства о ПОД/ФТ; 2) предоставляют в уполномоченный орган по его запросу необходимые информацию, сведения и документы в соответствии с пунктом 3-1 статьи 10 Закона о ПОД/ФТ. Допускается включение Субъектами дополнительных функций и полномочий. Субъекты и их работники не извещают клиентов и иных лиц о предоставлении в уполномоченный орган сведений и документов о таких клиентах и о совершаемых ими операциях. Функции Субъектов, предусмотренные пунктом 12 настоящих Требований, не совмещаются с функциями службы внутреннего аудита либо иного органа, уполномоченного на проведение внутреннего аудита. Совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. |