ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
© Центр Исследования правовой политики, 2013
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Республика Казахстан (далее - «РК») стремится получить статус постоянного наблюдателя в четырех комитетах (Комитет по инвестициям, Комитет по политике в области образования, Комитет по сельскому хозяйству и Комитет по промышленности, инновациями предпринимательству) Организации экономического сотрудничества и развития (далее - «ОЭСР»), что предоставит возможность разработать и осуществить более эффективную экономическую политику страны. Одним из приоритетных направлений ОЭСР является повышение ответственного поведения предприятий (особенно добывающего сектора). При этом ОЭСР рекомендует придерживаться принципа пропорциональности, прозрачности и отсутствия дискриминации. Казахстану, по мнению ОЭСР, следует придать судебной системе больше независимости, сделать систему государственных закупок более прозрачной, уделять большее внимание защите прав человека в сфере предпринимательской деятельности. Любая экономическая политика, включая политику преодоления кризиса, влечет за собой огромные последствия по распределению финансов внутри государства и, следовательно, чревата нарушением социально-экономических прав граждан. Как известно, предыдущие экономические кризисы особенно тяжело сказывались на наименее защищенных слоях общества и приводили к нарушениям их естественных прав. Продолжающиеся финансовый кризис и экономический спад остаются одной из главных проблем, вызывающих беспокойство как государственных органов, так и предпринимателей, которые пытаются усовершенствовать управление экономикой, восполнить пробелы нормативных правовых актов и определить меры для выхода из сложившейся ситуации. Восстановление здоровой глобальной экономики требует возвращения государству соответствующей роли регулятора финансовых рынков. В дополнение к этому негативное влияние внешних факторов связанных с глобальным экономическим кризисом может быть устранено посредством возвращения правительству присущей ему роли организатора коллективных действий как на национальном, так и на глобальном уровнях.[2] Социальная несправедливость возникает прежде всего тогда, когда правительства, определяя пределы социальных и экономических прав, не принимают во внимание связь, существующую между этого рода правами и косвенно защищаемыми основными правами; когда в процессе этого определения пределов вмешиваются другие факторы, помимо требования охранять соответствующие основные права, - прежде всего невежество, а также интересы - личные, групповые, классовые и т.п. Или когда законы, определяющие установление и функционирование социальных и экономических отношений, например налоговые законы, гражданский кодекс и другие акты или законы более узкого охвата, применяются без учета внутренней связи, существующей между этого рода правами и косвенно охраняемыми основными правами, т.е. определяются без учета их предвидимых последствий для этих прав при существующих в данной стране условиях.[3] Предпринимательская деятельность представляет собой множество возможностей благодаря преобразованию производственных факторов в товары или услуги, что способствует экономическому развитию. Однако стимулирующие предпринимательство структуры слишком часто приводят к решениям, которые наносят ущерб осуществлению прав человека. В связи с этим в своей резолюции 17/4 Совет по правам человека единогласно одобрил Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека. Сегодня Руководящие принципы стали общепризнанной нормой, направленной на предупреждение и ликвидацию негативного воздействия предпринимательской деятельности на права человека. В 2005 г. по просьбе Комиссии по правам человека Генеральный секретарь назначил проф. Джона Ругги (John Ruggie) своим Специальным представителем по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях с мандатом определять и разъяснять стандарты ответственности и отчетности предприятий применительно к правам человека и проработать вопрос о роли государства в этой связи.
2. Использованные международные и нормативные правовые акты Республики Казахстан
Для подготовки юридического заключения Специалист использовал следующие международно-правовые акты: 1) Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года) (Декларация); 2) Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., ратифицирован Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года № 91-III ЗРК «О ратификации Международного пакта о гражданских и политических правах» (Пакт о гражданских правах); 3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., ратифицирован Законом Республики Казахстан 21 ноября 2005 года № 87-III ЗРК «О ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» (Пакт об экономических правах); 4) Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 г. (Декларация МОТ об основополагающих принципах); 5) Конвенция МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде от 28 июня 1930 г., ратифицирована Законом Республики Казахстан от 14 декабря 2000 г. №120-II «О ратификации Конвенции о принудительном или обязательном труде» (Конвенция МОТ № 29); 6) Конвенция МОТ № 87 о свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы от 09 июля 1948 г., ратифицирована Закон Республики Казахстан от 30 декабря 1999 года № 29-II «О ратификации Республикой Казахстан Конвенции 1948 года о свободе ассоциаций и защите права на организацию» (Конвенция МОТ №87); 7) Конвенция МОТ № 98 о применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров от 01 июля 1949 г., ратифицирована Законом Республики Казахстан от 14 декабря 2000 г. № 118-II «О ратификации Конвенции о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (Конвенция МОТ № 98); 8) Конвенция МОТ № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности от 06 июня 1951 г., ратифицирована Законом Республики Казахстан от 14 декабря 2000 г. № 115-II «О ратификации Конвенции о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (Конвенция МОТ №100); 9) Конвенция МОТ № 105 об упразднении принудительного труда от 25 июня 1957 г., ратифицирована Законом Республики Казахстан от 14 декабря 2000 года №117-II «О ратификации Конвенции об упразднении принудительного труда» (Конвенция МОТ №105); 10) Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий от 25 июня 1958 г., ратифицирована Законом Республики Казахстан от 20 июля 1999 года №444-I «О ратификации Республикой Казахстан Конвенции 1958 года о дискриминации в области труда и занятий» (Конвенция МОТ №111); 11) Конвенция МОТ № 138 о минимальном возрасте для приема на работу от 26 июня 1973 г., ратифицирована Законом Республики Казахстан от 14 декабря 2000 г. №116-II «О ратификации Конвенции о минимальном возрасте для приема на работу» (Конвенция МОТ №138); 12) Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда от 17 июня 1999 г., ратифицирована Законом Республики Казахстан от 26 декабря 2002 года №367-II «О ратификации Конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция 182)» (Конвенция МОТ №182); 13) Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах. Документ ООН E/CN.4/1985/4, Приложение (1985) (Сиракузские принципы).
Для подготовки юридического заключения использованы следующие нормативные правовые акты Республики Казахстан: 1) Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, с учетом изменений и дополнений (Конституция РК); 2) Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251-III, с учетом изменений и дополнений (ТК РК); 3) Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 411-I, с учетом изменений и дополнений (ГПК); 4) Закон Республики Казахстан от 07 февраля 2005 года № 30-III ЗРК «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей», с учетом изменений и дополнений (Закон об обязательном страховании работника от несчастных случаев); 5) Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167-I (УК РК); 6) Закон Республики Казахстан от 09 апреля 1993 года №2107-XII «О профессиональных союзах» (с изменениями по состоянию на 29 апреля 2009 г.) (Закон о профсоюзах).
II. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, РАТИФИЦИРОВАННЫХ РК, НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И РУКОВОДЯЩИХ ПРИНЦИПОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АСПЕКТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Часть II настоящего юридического заключения содержит аналитическое исследование соответствия национального законодательства международно-правовым обязательствам, принятым на себя РК, а также руководящим принципам предпринимательской деятельности в аспекте прав человека.
1. Общие положения
Республика Казахстан, ратифицировав международно-правовые акты, взяла на себя обязательства по осуществлению признаваемых в этих документах прав всеми надлежащими способами, включая принятие законодательных мер. В настоящей части Заключения будет проведен сравнительный анализ положений НПА РК и международных актов, затронутых в Докладе Джона Ругги и посвященных соблюдению и защите социально-экономических прав человека. На основании исследования Специалист попытается выяснить, какие международные положения, ратифицированные РК, непосредственно связаны с принципами Ругги, а также понять насколько соответствуют нормы казахстанского законодательства принятым РК международным обязательствам.
2. Взаимосвязь положений международного права и законодательства РК в контексте реализации принципов Ругги
В настоящем разделе Заключения будут рассмотрены международно-правовые положения, затрагивающие права человека и непосредственно взаимосвязаны с принципами Ругги.
2.1. Положения Всеобщей декларации прав человека, непосредственно связанные с принципами Ругги и направленные на соблюдение государствами и предприятиями прав человека
Согласно ст.2 Декларации каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, закрепленными в Декларации, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. При этом не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации (ст.7 Декларации). В соответствие со ст.8 Декларации каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Согласно ст.20 Декларации каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемой, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст.23 Декларации). Ст.24 Декларации за каждым человеком закреплено право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
Данные положения Декларации воспроизведены в Конституции РК. Так, согласно п.2. ст.13 Конституции РК, каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Все равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам (ст.14 Конституции РК). Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы. Каждый имеет право на отдых. Работающим по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст.24 Конституции РК). К основным обязанностям работодателя относится предоставлять работнику ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск (пп.15 ст.23 ТК РК). В соответствие со ст.32 Конституции, граждане РК вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц. Таким образом, сопоставление положений Конституции РК и Декларации позволяет согласиться с мнением, что конституционные нормы основаны на Всеобщей декларации прав человека. При разработке Конституции РК были использованы основополагающие международные акты в сфере прав человека.[4]
2.2. Положения Международного пакта о гражданских и политических правах, обязывающие государства и предприятия соблюдать права человека
Согласно п.3 ст.2 Пакта о гражданских правах каждое участвующее в Пакте государство обязуется: (a) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве; (b) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты; (c) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются. Согласно п.3 ст.8 Пакта о гражданских правах никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду.[5] За каждым признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц (ст.21 Пакта о гражданских правах). В соответствии со ст.22 Пакта о гражданских правах каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Данное положение не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции. Согласно п.3 ст.22 Пакта о гражданских правах государства, участвующие в Конвенции МОТ 1948 года о свободе ассоциаций и защиты права на организацию, не имеют право принимать законодательные акты в ущерб гарантиям, предусматриваемым в данной Конвенции, или применять закон таким образом, чтобы наносился ущерб этим гарантиям. В соответствии со ст.26 Пакта о гражданских правах, все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. Всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. Многие положения Пакта о гражданских правах идентичны положениям Всеобщей декларации прав человека и специальных конвенций МОТ, регулирующим отдельные трудовые права человека. Казахстан присоединился к основополагающим международным пактам о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах. На данный момент многое сделано для полноценной реализации права каждого на судебную защиту. В стране действуют экономические, административные и ювенальные суды, уголовное судопроизводство в предусмотренных законом случаях осуществляется с участием присяжных заседателей. Право санкционирования ареста передано судам. В стране действует мораторий на смертную казнь. Утверждение должности Уполномоченного по правам человека упрочило институциональные гарантии обеспечения прав и свобод человека. Однако, как показывает правоприменительная практика, необходимо далее совершенствовать эффективность судов и повышать доверие к судебной системе.
2.3. Положения Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, обязывающие государства и предприятия соблюдать права человека
Согласно ст.2 Пакта об экономических правах, участвующие в данном Пакте государства обязуются гарантировать, что права, провозглашенные в Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. Согласно ст.6, участвующие в Пакте об экономических правах государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права. Меры, которые должны быть приняты участвующими в данном Пакте государствами в целях полного осуществления этого права, включают программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека.[6] Государства, участвующие в Пакте об экономических правах, обязуются признать право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая: a) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся: (i) справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия (женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд); (ii) удовлетворительное существование для них самих и их семей; b) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; c) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации; d) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни (ст.7 Пакта об экономических правах).[7] П.1 ст.8 установлено, что участвующие в Пакте об экономических правах государства обязуются обеспечить: a) право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации. Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других;b) право профессиональных союзов образовывать национальные федерации или конфедерации и право этих последних основывать международные профессиональные организации или присоединяться к таковым; c) право профессиональных союзов функционировать беспрепятственно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других; d) право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны.[8] Республика Казахстан приняла на себя международные обязательства и закрепила право на забастовки в своем законодательстве. Комитет МОТ отмечает, что право на забастовку, является правом, на которое работники и их организации вправе рассчитывать, что любые ограничения этого права не должны быть чрезмерными и законная реализация этого права не должна влечь за собой предвзятые санкции. Комитет МОТ также отмечает, что в Казахстане ограничения забастовок являются чрезмерными, а само участие в забастовках чаще всего влечет за собой различные санкции. Существующее в законодательстве широкое и нечеткое определение отраслей, где запрещены забастовки, составляет явное нарушение права работников на забастовку. В докладе, составленном международной наблюдательной организацией «Хьюман Райтс Вотч», отмечается, что обращение Казахстана с забастовщиками являет собой нарушение не только принятых на себя международных обязательств, но и собственного законодательства республики.[9] Согласно ст.9 Пакта об экономических правах государства обязуются признать право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Данное положение Пакта отражено в ст.28 Конституции РК: гражданину РК гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям. В РК поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.[10]2.4. Положения Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, обязывающие государства и предприятия соблюдать права человека
Согласно Декларации МОТ об основополагающих принципах все государства-члены, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в МОТ, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно принципы, касающиеся основополагающих прав, а именно: (а) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; (b) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; (с) действенное запрещение детского труда; и (d) недопущение дискриминации в области труда и занятий.[11]
3. Положения основополагающих конвенций МОТ
Основополагающие конвенции МОТ, исходя из сферы регулируемых отношений, можно разделить на четыре группы: (1) регулирующие отношения в сфере принудительного труда; (2) регулирующие отношения в сфере свободы объединений; (3) регулирующие недопущение и запрещение дискриминации; (4) регулирующие положения в сфере детского труда.
3.1. Положения Конвенций МОТ регулирующих отношения в сфере принудительного труда
3.1.1. Положения Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде
Согласно п.1 ст.2 Конвенции МОТ №29, термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило своих услуг добровольно. При этом термин «принудительный или обязательный труд» не включает в себя: a) любую работу или службу, требуемую в силу законов об обязательной воинской службе и применяемую для работ чисто военного характера; b) любую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны; c) любую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ; d) любую работу или службу, требуемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях войны или бедствия или угрозы бедствия, как-то: пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия животных, насекомых или паразитов растений, и вообще обстоятельств, ставящих под угрозу или могущих поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения; e) мелкие работы общинного характера, то есть работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.[12]
3.1.2. Положения Конвенции МОТ № 105 об упразднении принудительного труда
Согласно ст.1 Конвенции каждый член МОТ, ратифицирующий Конвенцию МОТ №105, обязуется упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме: a) в качестве средства политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; b) в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; c) в качестве средства поддержания трудовой дисциплины; d) в качестве средства наказания за участие в забастовках; e) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания. Ст.8 ТК РК запрещает в РК принудительный труд и практически воспроизводит понятие принудительного труда данное в Конвенции МОТ № 29. Принудительный труд означает любую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило добровольно своих услуг, за исключением работ: (а) требуемых от какого-либо лица вследствие приговора суда, вступившего в законную силу, при условии, что работа будет производиться под надзором и контролем государственных органов и что лицо, выполняющее ее, не будет уступлено или передано в распоряжение физических и (или) юридических лиц; (б) требуемых в условиях чрезвычайного или военного положения. Положение о запрете принудительного труда закреплено в ст.24 Конституции РК. Принудительный труд может применяться только по решению государства и не допускается по воли предприятий или каких-либо других негосударственных учреждений. Таким образом, указанные положения РК полностью соответствуют международно-правовым актам (Пакту о гражданских правах, конвенциям МОТ, Руководящим принципам предпринимательской деятельности в аспекте прав человека и др.).
3.2. Положения Конвенций МОТ, регулирующие отношения в сфере свободы объединений
3.2.1. Положения Конвенции МОТ № 87 о свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы
Согласно ст.2 Конвенции МОТ № 87, работники и работодатели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних. Следует сразу отметить, что, в данной Конвенции термин «организация» означает всякую организацию работников или работодателей, имеющую целью обеспечение и защиту интересов работников или работодателей (ст.10 Конвенции МОТ №87). В соответствии со ст.3 Конвенции МОТ №87, организации работников и работодателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий. При этом государственные власти должны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. Для выполнения своей обязанности соблюдать права человека, как указано в Докладе Ругги, предприятиям с учетом своих размеров и условий деятельности следует определить свою политику и процедуры, включая: (а) программное обязательство выполнять свои обязанности по соблюдению прав человека; (b) процедуру обеспечения должной заботы о правах человека в целях выявления, предотвращения, смягчения последствий и представления отчетности о том, каким образом они устраняют оказываемое ими воздействие на права человека; (c) процедуры, позволяющие возместить ущерб в связи с любыми видами неблагоприятного воздействия на права человека, оказанного ими самими или при их содействии. Определение политики и процедур соблюдения и защиты прав человека должно предположительно осуществляться в таких обязательных документах как учредительный договор и устав. При этом в Докладе предполагается активное содействие государства предприятиям в этом направлении. В этом случае, существует риск нарушения государством ст.3 Конвенции МОТ №87. В связи с этим, в НПА РК отсутствуют положения обязывающие предприятия регламентировать в программных документах политику соблюдения и защиты прав человека и процедуры возмещения вреда в случае их нарушения. Определение политики по соблюдению и защите прав человека для большинства предприятий является правом, а не обязанностью. Организации работников и работодателей не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке. Они имеют право создавать федерации и конфедерации, а также право присоединяться к ним, и каждая такая организация, федерация или конфедерация имеет право вступать в международные организации работников и работодателей. При этом приобретение прав юридического лица организациями работников и работодателей, их федерациями и конфедерациями не может быть подчинено условиям, способным воспрепятствовать их деятельности. Одним из ключевых положений Конвенции МОТ №87 является то, что национальное законодательство не должно затрагивать гарантии, предусмотренные настоящей Конвенцией, и применяется таким образом, чтобы не нарушать их (п.2. ст.8 Конвенции МОТ №87).
Трудовое законодательство РК в целом соответствует тем правовым стандартам, которые заложены в Конвенции МОТ №87.
Согласно пп.8) ст.22 ТК РК, работник имеет право на объединение, включая право на создание профессионального союза или других объединений, а также членство в них, для предоставления и защиты своих трудовых прав, если иное не предусмотрено законами РК. Работодатель в соответствии с условиями коллективного договора должен создать условия для деятельности профессионального союза, действующего в организации (п.2 ст.266 ТК РК). Согласно ст.4 Закона о профессиональных союзах граждане РК имеют право объединяться в профессиональные союзы. Профессиональные союзы создаются на основе равноправия их членов. Количество профессиональных союзов, создаваемых в рамках одной профессии (групп профессий), не ограничивается. Всем профессиональным союзам предоставляются равные правовые возможности. Воспрепятствование созданию профессионального союза, а равно противодействие его деятельности преследуются по закону. П.4 ст.5 Конституции РК введены ограничение по деятельности профессиональных союзов. В частности, не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями. Таким образом, трудовое законодательство РК предоставляет право на объединения граждан, обязывает работодателей создавать условия для деятельности профессионального союза, затрагивает гарантии, предусмотренные Конвенцией о свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы. Однако в отличие от Конвенции запрещается финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами. Тем самым ограничивает участие в деятельности профсоюзов иностранных лиц, международных организаций.
3.2.2. Положения Конвенции МОТ № 98 о применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров
В ст.1 Конвенции МОТ №98 закреплено, что работники пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы профсоюзного объединения при приеме на работу. Такая защита применяется особенно в отношении действий, целью которых является: (a) подчинить прием работника на работу или сохранение им работы условию, чтобы он не вступал в профсоюз или вышел из профсоюза; (b) увольнять или любым другим способом наносить ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза или принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или, с согласия работодателя, в рабочее время. Организации работников и работодателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов, участвовавших в создании и деятельности организаций и управление ими. Действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организаций работников под господством работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации работников путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей, рассматриваются как вмешательство (ст.2 Конвенции МОТ №98).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |