|
|
|
О порядке обжалования налоговых уведомлений в рамках статьи 96 Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»
Карпишева Мадина Ораловна, магистр гражданского права
Уполномоченный орган государственных доходов, более привычный нам Налоговый комитет проводит периодические камеральные проверки в целях выявления нарушений налогового законодательства физическими или юридическими лицами, при выявлении которых выносит «Уведомление об устранении нарушений» или «Извещение о нарушениях». Согласно пункта 2 статьи 94 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК (далее — Налоговый кодекс), целью камерального контроля является предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем постановки на регистрационный учет в налоговых органах и/или представления налоговой отчетности в соответствии со статьей 96 Налогового кодекса и/или уплаты налогов и платежей в бюджет. В соответствии с пунктом 1 статьи 96 Налогового кодекса в случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска — уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений; по нарушениям со средней степенью риска — извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений. В срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности налогоплательщику направляется извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, для сведения. Как следует из статьи 114 НК РК, уведомлением, признается направленное налоговым органом налогоплательщику на бумажном носителе или электронным способом сообщение о необходимости исполнения налогового обязательства, а также полноты исчисления и своевременной уплаты социальных платежей, контроль за которыми возложен на налоговые органы. Формы уведомлений утверждаются уполномоченным органом. Уведомления ограничиваются нижеперечисленными видами и направляются налогоплательщику (налоговому агенту) в следующие сроки: 10) об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, – не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности. Исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, в силу требований пункта 2 статьи 96 Налогового кодекса осуществляется налогоплательщиком в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения). Исполнением налогоплательщиком уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, признается: 1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями - устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 Налогового кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями - представление налогоплательщиком пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 96 Налогового кодекса. При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 96 Налогового кодекса, налогоплательщик не вправе представлять пояснение, по следующим нарушениям: 1) при отнесении на вычеты расходов при исчислении корпоративного подоходного налога и в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам: на основании счета-фактуры и/или иного документа, действие по выписке которых признаны вступившим в законную силу судебным актом совершенным субъектом частного предпринимательства без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров; по сделкам, признанным недействительными на основании вступившего в законную силу решения суда; 2) при отнесении на вычеты расходов при исчислении корпоративного подоходного налога по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель и/или учредитель/участник которого не причастен к регистрации/перерегистрации и/или осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу; 3) при отнесении в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам: по сделкам (операциям) с юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями, чья регистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда; по сделкам/операциям с юридическими лицами, чья перерегистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда. За исключением указанных случаев, налогоплательщик направляет пояснение в котором должны быть: дата подписания пояснения налогоплательщиком; фамилия, имя и отчество либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения); идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля; номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение. В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению. Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется. Вместе с тем, Налоговый орган не может давать оценку доводов пояснения по существу самого нарушения, поскольку в силу требовании статьи 96 Налогового кодекса, орган государственных доходов проверяет на соответствие его требованиям пункта 2 статьи 96 Налогового кодекса. Таким образом, в случае, если у лица, в отношении которого проводилась проверка отсутствуют нарушения, указанные в пункте 3 статьи 96 Налогового кодекса, то исполнением уведомления об устранении нарушений является своевременно поданное пояснение в адрес налогового органа, проводившего проверку с указанием обстоятельств, являющихся основанием и доказательством. В таком случае, уведомление признается Налоговым органом, исполненным.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |