|
|
|
О формировании законодательства о нефти в конце ХIХ - начале ХХ вв.
Омарханов ЕрболАспирант Академии юриспруденции -Высшей школы права «Эдiлет»
Второй Атырауский правовой семинар «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 9 апреля 2004 г.)
Республика Казахстан является одной из старейших нефтедобывающих стран мира. Первые заявки на разработку нефтяных месторождений были сделаны группой петербургских предпринимателей: Н.Н. Леманом, В.Е. Грум-Гржимайло и наследниками Деппельмайера. Получив в 1894 г. в концессию от царского правительства все известные к тому времени месторождения нефти на Эмбе, они образовали нефтепромышленную компанию под названием «Эмба-Каспийское Товарищество» /1,10/. В ноябре 1899 г., в урочище Карачунгул (ныне Жылыойский район Атырауской области) из скважины № 7, пробуренной товариществом, ударил первый фонтан легкой нефти с суточным дебитом 22 - 25 тонн. Скважина дала около 5 тыс. т. нефти, подтвердив наличие ее промышленных запасов в недрах Урало-Эмбенского района /2,3/. Это событие стало точкой отсчета истории нефтедобывающей промышленности Казахстана. Так как собственной законодательной системы в Казахстане не было, «Эмба-Каспийское Товарищество», а также созданные позднее компании в своей нефтепромысловой деятельности подчинялись всем законоположениям, инструкциям и разъяснениям, по этому предмету действовавшим в пределах Российской империи /3/. Следует отметить, что в дореволюционной юридической доктрине и практике законом назывались указы, положения и даже временные правила, приобретавшие юридическую силу после утверждения императором /4,6/. Статья 53 Свода основных государственных законов гласила: «Законы издаются в виде уложений и уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государственного Совета и докладов, удостоенных высочайшего утверждения» /5/. Земельный вопрос являлся одним из ключевых направлений экономической политики царской России и определял содержание законодательства о нефти. До революции 1917 г. существовало четыре вида нефтяных земель по субъекту владения ими: 1) казенные земли; 2) земли казачьих войск; 3) земли крестьян; 4) земли частных лиц и обществ /6,17/. Для регулирования отношений в сфере поиска и добычи полезных ископаемых на казенных землях второго июня 1887 г. были приняты «Правила о частной горной промышленности на свободных казенных землях» /7/. Они устанавливали в отношении земель принадлежащих государству принцип горной свободы, означавший свободный доступ к разработке недр расположенных на данной территории. Аналогичный принцип был закреплен в горном законе Соединенных Штатов 1872 г., где предусматривалось, что запасы полезных ископаемых, «находящиеся на землях принадлежащих федерации, как разведанных, так и неразведанных, должны быть свободны и открыты для изыскания и приобретения» /8,8/. Принятая 19 июня 1892 г. для разъяснения положений вышеназванных правил «Инструкция по применению высочайше утвержденных правил о частной горной промышленности на свободных казенных землях» к числу казенных земель свободных для горного промысла, относила земли, находившиеся в бессрочном общественном пользовании «бродячих и кочевых инородцев (сибирских и иных)». К сибирским инородцам и киргизам в то время, как известно, был причислен и казахский народ /9, ст.2/. Однако не все земли казахского степного края объявленные казенными были свободны для горного промысла. Согласно правилам на землях занятых казахами под зимние пастбища или под другие хозяйственные надобности производство горных работ не допускалось /9, ст.2/. В 1901 г. Н.Н. Леман ходатайствовал перед Уральским областным правлением о выдаче ему дозволительных свидетельств на разведку нефти в Карачагыровской волости Гурьевского уезда. В прошении ему было отказано, по причине расположения на данной территории зимних стойбищ казахов. Уральское областное правление мотивировало свой отказ следующим образом: «производство Горного промысла на условиях установленных для сего промысла на свободных казенных землях, производится только на местах летнего кочевания киргизов, что таким образом зимовые стойбища киргизов несомненно относятся к числу земель не свободных для горного промысла вообще и безотносительно к роду и виду ископаемых, а следовательно и нефти» /10/. В отношении земель частных лиц и обществ действовал принцип акцессии, согласно которому «право полной частной собственности в имуществах недвижимых объемлет не одну поверхность земли, но и самое ея недро» /11,180/. Право поиска и добычи нефти на этих землях предоставлялось посторонним лицам по соглашению с землевладельцем. Арендная плата за отводы для добычи нефти взималась с десятины в размере, установленном министром земледелия и государственных имуществ на каждые двенадцать лет вперед /11,181/. С целью получить наибольшую выгоду от нефтепромыслового дела и пополнить государственный бюджет царским правительством 21 декабря 1887 г. были утверждены «Правила об акцизе с осветительных нефтяных масел» /12,34/. Осветительными нефтяными маслами признавались все продукты из нефти служащие для освещения. Управление делами по взиманию акциза сосредотачивалось в департаменте неокладных сборов министерства финансов. С пятнадцатого декабря 1892 г. был установлен акциз с легких осветительных масел в размере 60 коп., и с тяжелых - 50 коп. с пуда /12,35/. Царское самодержавие заинтересованное в больших объемах добычи нефти для ее продажи за границу и пополнении валютного резерва предоставляла крупным нефтепромышленным фирмам льготы по уплате акцизных сборов. Например, фирмы «Эмба-Каспий» и «УКНО» занимавшиеся разработкой нефтяных месторождений Урало-Эмбенского района при вывозе первых двух миллионов пудов Доссорской нефти совершенно не облагались акцизным сбором, следующие шесть миллионов пудов облагались только в половинном размере. Этими привилегиями они пользовались в течение 1914 - 1916 гг. /1,32/. После обсуждения в Государственном Совете 3 июня 1892 г. были приняты «Правила о нефтяном промысле», которые состояли из шести глав: общие постановления (ст. 1 - 15); о поисках нефтяных источников на казенных землях (ст. 16-25); об отводах для добычи нефти на казенных землях (ст. 26 - 44); о заведомо нефтеносных казенных землях (45 - 52); об условиях разработки нефтяных источников на землях казенных и частных (53 - 68); о нефтепроводах (69 - 74). В 1893 г. эти правила были включены в последнее официальное издание Устава Горного, в виде IV главы «О частном нефтяном промысле», второго раздела «О частной горнопромышленности», книги I «Общий горный устав» /13/. Устав Горный регулировавший горно-земельные отношения до 1917 г. состоял из 1 285 статей. Сравнивая горное законодательство царской России с зарубежными аналогами, следует упомянуть о французском горном законе, принятом в 1810 г., он включал в себя всего 96 статей и был отменен лишь в 1994 г. с принятием горного кодекса Франции /8,12/, австрийский горный закон от 23 мая 1854 г. состоял из 286 статей /11,2/. Такое громоздкое содержание горного законодательства Российской империи объяснялось стремлением наиболее полно и детально урегулировать отношения по использованию полезных ископаемых. Например, правила о нефтяном промысле, а затем Устав Горный подробно регламентировали нефтепромысловую деятельность - начиная с поисково-разведочных работ, заканчивая транспортировкой добытой нефти. По дореволюционному законодательству о нефти для занятия поисково-разведочными работами на казенных землях необходимо было получить «дозволительное свидетельство» выдаваемое местными органами царской администрации за плату на срок от одного до пяти лет. Приказом Министра торговли и промышленности от 21 декабря 1913 г. для Уральской областибыла установлена подесятинная плата за разведку нефти в размере двух рублей /14/. В 1914 г. Самаро-Уральским управлением земледелия и государственных имуществ Н.Н. Леману было выдано дозволительное свидетельство предоставлявшее право «…производить разведки нефти в течении 2-х лет со дня выдачи ему свидетельства в Гурьевском уезде Уральской области в местности урочища «Дос-Сор» …, с уплатой за это в казну, согласно распоряжению Главноуправляющего Землеустройством и Земледелием 75 руб., т.е. по два рубля за каждую из 37,5 дес. разведочной площади» /15/. Для разработки обнаруженных нефтяных месторождений нужно было получить горный отвод, в пределах которого промышленник имел право производить добычу нефти. Не вошедшие в состав отвода разведочные площади передавались обратно местным органам царской администрации. Добытая нефть транспортировалась через нефтепроводы, сооружение которых возлагалось на горнопромышленников /13, ст. ст. 756, 831/. Первый нефтепровод на территории Урало-Эмбенского района протяженностью 65 км был построен в 1912 г. До этого добытая нефть вывозилась на гужевом транспорте до пос. Ракуша, где были размещены резервуары для ее сбора и хранения. Далее эта нефть морским транспортом вывозилась для реализации в Астрахань /16/. Деятельность, связанная с транспортировкой, хранением и продажей нефти и продуктов ее переработки регламентировалась правилами «об испытании, перевозке, хранении и продаже минеральных масел, нефти и продуктов ее перегонки» принятыми 27 мая 1891 г. Правила также определяли систему мер направленных на безопасное использование нефтепродуктов, так как небрежное отношение к технике безопасности могло привести к взрывам и пожарам. За нарушение этих правил предусматривались весьма суровые санкции в виде ареста до трех месяцев или денежного взыскания в размере до трехсот рублей. Правила о нефтяном промысле от 3 июня 1892 г. устанавливали, что земли расположенные вблизи с уже открытыми месторождениями нефти, объявлялись «заведомо нефтеносными» и предоставлялись в аренду частным лицам с торгов /13, ст. 45/. Арендная плата за пользование казенными нефтеносными землями взималась попудно по учету отпущенной с участка нефти, при условии обязательной наименьшей годовой добычи. Законом от 12 июня 1912 г., «О сдаче казенных нефтеносных земель в разработку по договорам» был установлен новый порядок уплаты арендных платежей за пользование казенными нефтеносными участками и введен принцип - условная цена нефти /17, ст. 1113/. Он означал, что арендатор обязывался пробурить в течение определенного времени (2-3 года) известное количество саженей и получить с участка минимальную добычу нефти. За пользование казенным участком арендатор должен был заплатить в казну разницу между рыночной ценой нефти и объявленной им себестоимостью обязательного для добычи количества нефти. По результатам торгов участок передавался тому предпринимателю, который определял меньшую себестоимость пуда нефти, а все то количество нефти, которое предприниматель добывал на участке уже сверх обязательной нормы, он продавал в свою пользу /12, 159/. Таким образом, в конце ХIХ - начале ХХ вв. в России была сформирована определенная законодательная база, детально регламентировавшая нефтепромысловое дело. Общеимперское законодательство о нефти распространяло свое действие на территорию Казахстана, где в 1899 г. была получена первая нефть. Царское правительство проводило политику извлечения наибольшей выгоды от деятельности нефтепромышленных фирм облагая их налогами, а также взимая плату за использование казенных земель. Кроме того, для стимулирования добычи нефти и экспорта на внешние рынки некоторым крупным компаниям были предоставлены льготы по уплате акцизных сборов. Земельный вопрос являлся одним из главных направлений экономической политики Российской империи и определял содержание принятых в рассмотренный период законодательных актов о нефти.
Список использованных источников:
1.Шаукенбаев Т.Ш. Урало-Эмбенский нефтеносный район. Алма-Ата, 1960. 2.Надиров Н. Так начиналась история //Нефть и газ. - 1999. - №2 с. 3-13. 3.Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое в правительствующем Сенате. 13 января 1911 г., № 4, отдел второй. 4.Антонова С.И. Материалы законодательства периода капитализма как исторический источник. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 5.Свод законов Российской империи. Том 1, часть первая. Свод государственных законов. Спб.: 1832. 6.Нурсултанова Л.Н. Акциз и земельный вопрос в нефтяном производстве Казахстана в начале ХХ века //Вестн. ун-та «Кайнар» - 2001.- №3. - с. 13-20. 7.Арефа Н.И. Сборник действующих узаконений, инструкций, положений и правил о частной горной промышленности в европейских и неевропейских губерниях и областях Росссии, губерниях царства польского и Великом княжестве Финляндском. С дополнительными узаконениями и разъяснениями, М.: « Д.В. Чичинадзе», 1890. 8.Клюкин Б.Д. Горные отношения в странах западной Европы и Америки. М.: Городец - издат, 2000. 9.Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое в правительствующем Сенате. 19 июня 1892 г. 10.ЦГА РК. Ф.695. Местное управление урало-Каспийского нефтяного общества г. Гурьев Уральской области. Оп. 1. Д.21. Л.21. 11.Штоф А. Горное право. Сравнительное изложение горных законов в России и в главнейших горнопромышленных государств Западной Европы. Спб.:Типография М.М. Стасюлевича. 1896 г. 12.Ибрагимов М.Д. Нефтяная промышленность Азербайджана в период империализма. Баку: «Элм», 1984. 13.Свод законов Российской империи. Т. 7. Свод учреждений и уставов горных. С примечаниями и ссылками на позднейшие узаконения. Спб.: Русское кн. Т-во «Деятель» 1893. 14.ЦГА РК. Ф.678. Смотритель Гурьевских и Эмбенских соляных озер Министерства Земледелия и Государственных имуществ. Оп. 1. Д. 87. Л.13. 15.ЦГА РК. Ф. 678. Оп. 1. Д.2. Л.43. 16./Чердабаев М.Т. Основные этапы становления и развития нефтегазовой промышленности Казахстана //Нефть и газ. - 2002. - №3. - с. 5-10. 17.Собрание узаконений правительства. - Пг., 1912 г.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |