|
|
|
Страницы истории: разработка закона о нефти
Сулейменов М.К. Директор НИИ частного права Каспийского университета, академик НАН РК, доктор юридических наук, профессор
Общие положения Система законодательства о недропользовании начала формироваться с момента приобретения Республикой Казахстан в 1991 году государственной независимости, когда наряду с развитием общегражданского законодательства достаточно активно развивалось законодательство о недропользовании вообще, а также специальное законодательство о нефти и золоте.В чем была необходимость в приоритетном создании специального Закона «О нефти»? Одним из первых казахстанских законов в сфере недропользования был Кодекс о недрах и переработке минерального сырья от 30 мая 1992 г. Кодекс был построен на административных принципах предоставления недр в пользование, и хотя в нем предусматривалось заключение договора о недропользовании, но он играл второстепенноезначение и не был надлежащим образом урегулирован. Поэтому Казахстан был захвачен врасплох нашествием в республику нефтяных транснациональных корпораций («Шеврон», «Эльф-Акитен», «Бритиш газ», «Бритиш петролеум» и другие). Контракты с ними заключались без должной законодательной основы, с большими финансовыми, организационными и правовыми проблемами для Казахстана. В определенной степени отражением этой ситуации было принятие Указа Президента РК, имеющего силу Закона, от 18 апреля 1994 г. «О нефтяных операциях», которым давались большие полномочия сторонам нефтяного контракта, в частности, право на определение налогового режима. Это был первый опыт внедрения контрактной системы недропользования. В Казахстане действовал Закон об иностранных инвестициях 1990 г. Однако он явно не справлялся с новыми обстоятельствами бурного развития разработки месторождений и, главным образом, - нефтяных. Наличия общего законодательства об иностранных инвестициях было явно недостаточно. Нефть является стратегическим товаром, ее разведка и добыча - это весьма сложное и дорогостоящее дело, каждое месторождение не похоже ни на одно другое. Требовались специальные нормы, учитывающие специфику нефтяного производства. Кроме того, иностранные подрядчики, которые рискуют крупными капиталами, хотели стабильного и ясного законодательства. Они никак не могли разобраться в многочисленных и противоречивых законах республики. Поэтому нужно было специальное нефтяное законодательство. Во всех нефтедобывающих странах такое законодательство, причем весьма обширное и разветвленное, существует. Закон о нефти готовился более трех лет группой казахстанских юристов под моим руководством с участием практических работников Министерства геологии и Министерства энергетики и топливных ресурсов (затем Министерства нефтяной и газовой промышленности) Республики Казахстан. В процессе работы было создано более 30 вариантов проекта, дважды он принимался Парламентом Республики в первом чтении, пока не был, наконец, принят в форме Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона. Поэтому на вопрос о том, кто конкретно написал проект Закона о нефти, я могу однозначно ответить: группа казахстанских юристов с помощью специалистов Министерства энергетики и Министерства геологии. Я сейчас не помню деталей (я часто жалею, что не вел дневника, но мы же тогда не думали, что творим историю), но какую-то болванку проекта Закона о нефти предоставила нам одна из нефтяных компаний, по-моему, «Бритиш петролеум». Но этот проект нас совершенно не устроил, и мы стали создавать проект с нуля. Во всяком случае, я помню тот момент, когда я взял чистый лист бумаги и написал на нем: «Закон о нефти. Статья 1.». Основной проблемой при подготовке проекта был выбор системы предоставления недр в пользование. В мире существуют в основном две системы предоставления недр в пользование: 1) лицензионная, когда все условия (главным образом, налоговые) предоставления недр оговариваются в лицензии, так что никакого контракта не требуется; и 2) контрактная, когда все условия оговариваются в контракте, заключаемом недропользователем с правительством или уполномоченным государственным органом. Вначале в основу проекта Закона о нефти была положена чисто контрактная система. Однако, когда проект был почти завершен, меня пригласили на обед представители компании «Бритиш газ» и сказали, что они очень довольны нашим проектом, так как он максимально учитывает интересы и Республики, и иностранных инвесторов. Так что замечаний по проекту у них больше нет. Я пришел на заседание группы и говорю: мы что-то не то написали. Если у иностранных компаний нет замечаний, это значит, что интересы Казахстана недостаточно защищены проектом закона. После длительных обсуждений решено было отказаться от контрактной системы, хотя бы на первое время. В итоге в Казахстане была избрана смешанная система: лицензионно-контрактная. Это был шаг вынужденный, так как нельзя было отдавать все на усмотрение контракта в условиях, когда не было опыта в заключении таких контрактов и существовали огромные возможности для злоупотреблений со стороны государственных чиновников. В то же время нельзя было ввести и лицензионную систему в чистом виде, так как для ее введения необходимо было наличие мощной, хорошо разработанной налоговой системы, которой в то время у нас не было. В определенной степени принятие такой системы было результатом своего рода компромисса между господствовавшими в то время ведомствами: Министерством геологии и охраны недр и Министерством нефтяной и газовой промышленности. Сущность лицензионно-контрактной системы заключалась в том, что сначала правительство (рабочим органом которого являлось Министерство геологии и охраны недр) выдавало лицензию, затем на ее основе компетентный орган (Министерство энергетики и минеральных ресурсов) заключал контракт на проведение нефтяных операций (операций по недропользованию). Данная система являлась компромиссной и имела целью усилить контроль правительства за предоставлением недр в пользование. В этой системе были существенные недостатки: она была достаточно громоздкой, кроме того, правительство имело право в одностороннем порядке отозвать лицензию, что приводило к автоматическому прекращению контракта. Такая система могла существовать как временная, поэтому вскоре встал вопрос о переходе либо к чисто лицензионной, либо к чисто контрактной системе. Особенно остро этот вопрос встал после ликвидации Министерства геологии и охраны недр и включения его в качестве Комитета геологии и охраны недр в Министерство энергетики и минеральных ресурсов. Получилось, что и лицензию выдает, и контракт заключает один и тот же государственный орган. После некоторых колебаний правительство склонилось к контрактной системе. С 1999 г. в Казахстане лицензии были отменены. Контракт на недропользование заключался Министерством энергетики и минеральных ресурсов с инвестором, как правило, на основе проведения конкурса инвестиционных программ на получение права недропользования. Контрактная система означает расширение прав инвестора в его отношениях с государством, но, тем не менее, сохранилось право компетентного органа на одностороннее приостановление и прекращение контракта. В нашем распоряжении были законы многих нефтедобывающих стран, но наиболее близким был соответствующий закон Норвегии. Изучалось также законодательство Англии, где была развита лицензионная система предоставления недр в пользование, но эту систему мы не могли использовать ввиду ее сложности и неразвитости налоговой системы Казахстана. В многочисленных замечаниях на проекты закона (а этих проектов, я повторю, было около тридцати) иностранные фирмы и организации предлагали нам решения, которые существовали в самых различных странах. Но я не скажу, что мы следовали законодательству какой-то конкретной страны. Тем более, что в итоге у нас была принята лицензионно-контрактная система предоставления нефтяных месторождений в пользование, которой нет нигде в мире. Так что получился свой, казахстанский закон.
Принятие Закона о нефти: попытка № 1
1) Подготовленный нами проект Закона «О нефти» Постановлением Кабинета Министров РК от 16 октября 1992 г. № 4-898 был внесен в Верховный Совет РК. В Справочном листе к Закону сообщалось, что Президиумом Верховного Совета РК постановлением от 20 мая 1992 г. № 1347- XII была утверждена рабочая группа в составе:
Как видим, в составе рабочей группы кто угодно, кроме разработчиков проекта Закона. Включили только меня как руководителя группы разработчиков. Далее в Справочном листе содержались следующие сведения:
2) 28 декабря 1992 г. в здании Верховного Совета состоялось заседание комиссии по проекту Закона «О нефти», на котором с докладом выступил министр энергетики и топливных ресурсов К.К. Байкенов. 3) 27 января 1993 г. Председатель Верховного Совета РК С. Абдильдин подписал Постановление Президиума Верховного Совета РК о внесении проекта Закона «О нефти» на рассмотрение очередной девятой сессии Верховного Совета РК. К сожалению, у меня не сохранились материалы заседания этой сессии, но сохранились мои записи выступлений депутатов в процессе обсуждения проекта. В частности, М.Т. Такежанов говорил о необходимости четкого соотношения исключительной собственности государства и интересов территорий, об единой налоговой политике и единой налоговой службе. А.А. Абдулин - о разведке месторождений, о местных месторождениях, о том, какая часть роялти должна поступать местным органам, о необходимости более подробно расписать условия контрактов. Ю.М. Ильяшенко и Ю.А. Клочков указали на недостаточную проработанность регулирования земельных отношений в ст. 5 проекта Закона. Были и другие выступления. Завершая обсуждение, Председатель Верховного Совета С. Абдильдин констатировал, что с учетом доработки проект Закона «О нефти» можно принять в первом чтении, что и было сделано. К сожалению, это было все, что успел сделать Верховный Совет до своего самороспуска 13 декабря 1993 г. Проект Закона «О нефти» повис в воздухе.
Принятие Закона о нефти: попытка № 2
1. 22 января 1994 г. распоряжением Вице-президента Республики Казахстан Е.М. Асанбаева была создана рабочая группа под моим руководством, которая окончательно доработала проект Закона. Рабочей группе была поручена разработка трех документов: проектов законов о нефти и об иностранных инвестициях и проекта Договора к Энергетической Хартии. Это позволило использовать одни и те же идеи в трех взаимосвязанных проектах. Состав рабочей группы по разработке проектов законов «Об иностранных инвестициях» и «О нефти» и Основного договора к Европейской Энергетической Хартии:
Рабочей группе было поручено подготовить проекты законодательных актов и основного договора и обеспечить их предоставление до 1 марта 1994 года Президенту Республики Казахстан. Сначала проект готовился под эгидой Министерства энергетики и топливных ресурсов (министром в то время был К.К. Байкенов), но в 1994 г. Вице-президент РК Э.М. Асанбаев своим распоряжением создал рабочую группу под моим руководством, которая и дорабатывала проект. Костяк рабочей группы составили юристы: проф. Ю.Г. Басин, проф. А.И. Худяков, к.ю.н. Б.В. Покровский, к.ю.н. О.И. Ченцова. Честно говоря, в основном именно этой группой мы и написали проект. Кроме того, в группу были включены вице-министры всех министерств экономического блока. Заседания проходили в кабинете помощника Э.М. Асанбаева Ержана Досмухамедова, поэтому все чиновники старались приходить на заседания рабочей группы. Кроме того, по своей инициативе часто приходил Министр геологии С.Ж. Даукеев, который, в отличие от других министров, прекрасно понимал значение этого закона и, надо сказать, продавил немало преимуществ для своего министерства.
2. Интересный документ я обнаружил в своем архиве. Без всяких комментариев приведу его полностью.
«ДОГОВОР ПОДРЯДА на выполнение законопроектных работ
г. Алматы 10 ноября 1994 г.
Нефтяная компания «Казахстанмунайгаз» в лице президента Хасанова, именуемая в дальнейшем Заказчик, с одной стороны, и творческая группа в составе: Сулейменова М.К. (руководитель), Басина Ю.Г. (зам. руководителя), Худякова А.И., Воцалевского Э.С., Жусупова Е., Утегеновой Г., Бодоева Т., Билялова Ш., именуемая в дальнейшем Подрядчик, заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. Предмет договора 1.1.Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется: 1.1.1. Представить проект Закона Республики Казахстан «О нефти» и Постановление Верховного Совета Республики Казахстан «О введении в действие Закона Республики Казахстан «О нефти». 1.1.2. Перерабатывать проект с учетом вышеуказанных замечаний. 1.2. Заказчик обязуется: 1.2.1. Обеспечить Подрядчика материалами, необходимыми для исполнения договора, создавать условия для проведения заседаний творческой группы, организовывать распечатку и размножение подготовленных материалов. 1.2.2. Принять работу и оплатить ее в сумме 500 тысяч (пятьсот тысяч) тенге (20 тыс. долларов США по тогдашнему курсу - примечание мое). 1.2.3. Выплату обусловленной договором суммы производить каждому участнику творческой группы поровну. 2. Действие договора и порядок разрешения споров 2.1. Договор действует со дня его подписания сторонами до окончательного выполнения ими своих обязательств по договору. 2.2. Споры по настоящему договору разрешаются в установленном порядке судом». Я уже не помню деталей, но проект то мы подготовили, однако по каким-то причинам обещанную сумму нам так и не заплатили.
3. Производственное объединение «Мангистаумунайгаз» 19 марта 1993 года направило в Верховный Совет РК подготовленный специалистами объединения доработанный проект Закона РК о нефти (31 статья). 18 августа 1994 г. я подготовил детальный и развернутый анализ этого проекта. Проект был признан не готовым для представления на сессию Верховного Совета.
4. 17 ноября 1994 г. состоялось заседание Комитета по промышленности, транспорту, энергетике и связи. Надо сказать, что это было бурное заседание, как впрочем, и все другие, в которых я в то время участвовал. На заседании я сделал краткое сообщение о работе над проектом. Потом было много вопросов и много выступлений. Я приведу краткие выдержки из этих выступлений. Поскольку многие их этих депутатов стали впоследствии известными государственными и общественными деятелями (например, Г.К. Алдамжаров, У.Б. Мухамеджанов, З.Л. Федотова и др.), я приведу для интереса их прежнее место работы, откуда они пришли в депутаты. В.В. Киянский - заведующий кафедрой химии и экологии Западно-Казахстанского сельхозинститута - четкое разграничение права собственности на нефть и на недра, четко определить ценовую политику, решить вопросы с совмещенной лицензией, определить соотношение с налоговым законодательством. Г.К. Алдамжаров - депутат Верховного Совета РК 13 созыва. Что будет иметь от прибыли за реализацию нефти население нефтедобывающих регионов? Не до конца решены проблемы охраны окружающей природной среды. Закон очень ждут нефтяники. В.И. Макалкин - специалист Совета Федерации профсоюзов Казахстана. Поменялась концепция Закона. Необходимо совершенствовать глоссарий. По статье 52. Налоги и платежи необходимо принимать после принятия Налогового кодекса, чтобы можно было их скорректировать. З.А. Кобенов - главный врач больницы ст. Шубаркудук Западно-Казахстанской железной дороги - нравится ст. 4 о гласности, главу о лицензировании прописать более четко, глава о контрактах написана хорошо, небольшие уточнения. Э.Г. Габбасов, писатель, г. Уральск - необходимо использовать опыт Канады по использованию нефтяных и природных ресурсов, нефтяные богатства необходимо использовать в шельфе Каспийского моря и в приграничных районах, а внутри страны сохранить как резерв. Т.Л. Пилат, президент фирмы «Эйкос», Алма-Ата - необходимо обеспечить защищенность подрядчиков, вкладывающих большие деньги в разработку нефтяных месторождений. При реализации закрепленного п. 2 ст. 24 проекта права на расторжение контракта кто будет возмещать убытки? Ш.С. Смагулов, глава Жамбылской обладминистрации - Лицензию кто дает? Необходимо конкретизировать гарантии инвесторам, прежде всего из России. А.А. Беркенова, учитель Улендинской средней школы Наурузумского района Костанайской области - текст на казахском языке никуда не годится. Необходимо переработать. В.А. Гуляев, депутат Верховного Совета 12 созыва - уточнить ст. 3 проекта о праве собственности на нефть, ст. 49 о нефтяных операциях на море. Очень опасна транспортировка трубопроводами, недостаточно проработаны вопросы экологии. Ст. 52 о налогах и платежах в бюджет перенести в Налоговый кодекс. М.С. Итегулов, директор Актюбинского отделения Фонда поддержки предпринимательства - в ст. 3 проекта уточнить положение о праве собственности недропользователя в рамках, оговоренных контрактом. Ст. 7 проекта: относится ли к государственным органам прокуратура? В.В. Киянский, заведующий кафедрой химии и экологии Западно-Казахстанского сельхозинститута - в проекте впервые разделили нефть в недрах и на поверхности. В проекте учтено 30 замечаний от Комитета по экологии. Н.И. Баев, глава Атырауской областной администрации - ст. 12 проекта о способах выдачи лицензии. Переговоры не нужны, только на основе конкурса. Ограничение сроков действия контрактов спорно. Должен быть люфт. Заявка на продление: какие критерии? Б.Н. Нургазиев, заместитель главы Алматинской горадминистрации - уточнить критерии гарантий инвесторам. Ж.М. Абылканов, директор по капитальному строительству производственного объединения «Балхашмедь» - в настоящее время недра безхозны. Упразднили Государственный комитет по запасам (ГКЗ) - необходимо восстановить ГКЗ при Кабинете Министров РК. Ж.М. Абдильдин, вице-президент Академии наук РК - усилить раздел об охране природы, привлечь других экспертов-специалистов. М. Исаев, начальник Атырауского управления буровых работ научно-производственного объединения «Эмбанефть» - увеличить сроки разведки. Атырау в настоящее время - дыра. Необходимо увеличить процент отчислений в местный бюджет. Создать Комитет по лицензированию и Государственный комитет по запасам. Необходимо разработать и принять Кодекс о недрах. З.А. Набенов, главный врач Самарской больницы Восточно-Казахстанской области. Нефть - канцерогенное вещество, вопросы экологии должны быть на первом месте, усилить меры в статьях 46 и 47 проекта, связанные с рекультивацией, в ст. 7 в компетенцию Кабинета Министров записать вопросы экологии. У.Б. Мухамеджанов, глава Амангельдинской районной администрации - связать с выполнением Национальной программы освоения недр. В проекте не раскрыты вопросы о переработке и транспортировке нефти. Разработать ряд конкретных законов о переработке, лицензировании, газе и др. К. Ермеков, заведующий кафедрой Атырауского педагогического института - название Закона не соответствует содержанию, не охватывается переработка. Назвать «О нефтяных операциях». Были и другие выступающие (А. Кежибаев, М.А. Жуланова, А.А. Жунусов, К.А. Аубакиров, Т. Абылханов и другие).
5. 22 ноября 1994 г. Верховный Совет уже тринадцатого созыва вновь вернулся к обсуждению проекта Закона о нефти. Доклад делал недавно назначенный Министром нефти и газа РК Нурлан Балгимбаев. Поскольку он понятия не имел о проекте Закона, пришлось мне вводить его в курс дела. Несколько дней подряд я провел в кабинете министра, последовательно, статью за статьей объясняя ему смысл и содержание проекта. И надо сказать, министр сделал неплохой доклад и вполне прилично ответил на вопросы депутатов. Заседание шло два дня. Выступили в основном те же депутаты, что выступали на заседании Комитета (Э.Г. Габбасов, З.А. Кобенов, А.И. Скориков, В.А. Гуляев, Ш.С. Смагулов, К. Ермеков, А. Кагинбаев, У.Б. Мухамеджанов, А.Е. Гранкин, Ш.Я. Часников, Ж.М. Абдильдин. А.Г. Перегрин, М. Исаев, А.А. Жунисов, К.К. Ахметов, З.Л. Федотова, А.И. Скориков и другие) и с теми же замечаниями, что они высказывали там. Закон «О нефти» 24 ноября 1994 г. в очередной раз был принят Верховным Советом РК в первом чтении подавляющим большинством голосов при одном голосе «против» и одном «воздержавшийся». Верховный Совет РК двенадцатого созыва досрочно прекратил свои полномочия 13 декабря 1993 г. Верховный Совет РК тринадцатого созыва был избран 7 марта 1994 г. и начал работу в апреле 1994 г., и 11 марта 1995 г. прекратил свое существование в связи с признанием его нелегитимным Конституционным Судом РК.
Принятие Закона о нефти: попытка № 3
В период с 10 декабря 1993 г. по апрель 1994 г. и с марта 1995 г. по 30 января 1996 г., когда начал свою работу Парламент РК первого созыва, законы принимались Президентом РК в форме Указов Президента РК, имеющих силу Закона.
1. Для начала приведу несколько документов: 1) Письмо Министра нефтяной и газовой промышленности Республики Казахстан Чердобаев Р.Т. от 01 октября 1994 г. Президенту Национальной академии наук Республики Казахстан академику НАН РК Сагадиеву К.А.
«Уважаемый Кенжегали Абенович! Одним из наиболее важных направлений нового Министерства нефтяной и газовой промышленности Республики Казахстан является разработка законодательных актов о деятельности нефтяной и газовой промышленности. В настоящее время основное, чем занимается Министерство в этом направлении - это участие в разработке проекта Закона РК «О нефти». Большую помощь в разработке этого проекта оказала и оказывает группа сотрудников Института государства и права НАН РК под руководством директора Института члена-корреспондента НАН РК Сулейменова М.К. Эта группа в течение двух лет занималась разработкой проекта Закона (в частности, Басин Ю.Г., Худяков А.И., Жусупов Е.Б., Утегенова К.Б. и другие.) За активное участие в разработке проекта Министерство подготовило приказ о выдаче денежной премии Сулейменову М.К., Басину Ю.Г., Худякову А.И., а также главному научному сотруднику Института геологических наук НАН РК Воцалевскому Э.С. Сотрудники Института государства и права оказывают помощь Министерству в правовой экспертизе нефтяных контрактов (с Шевроном, Эльф-Акитеном, о создании консорциума «Казахстанкаспийшельф» и др.), выступают с докладами и лекциями по нефтяному законодательству на проводимых Министерством конференциях и семинарах. Министерство намерено заключить с Институтом государства и права НАН РК или его отдельными сотрудниками договор о юридическом консультировании деятельности Министерства и его подразделений. Разрешите высказать Национальной академии наук РК и, в частности, Институту государства и права, благодарность за оказываемую помощь в осуществлении деятельности Министерства и выразить уверенность в дальнейшем расширении нашего сотрудничества.»
2) Министру нефтяной и газовой промышленности Республики Казахстан ЧЕРДОБАЕВУ Р.Т.
«Уважаемый Равиль Тажигереевич! В соответствии с Вашим указанием от 18 сентября 1994 г. предлагаю примерный расчет вознаграждения группы разработчиков проекта Закона «О нефти»: 1. Сулейменов М.К. (руководитель группы) 30 тыс. тенге 2. Басин Ю.Г. 20 тыс. тенге 3. Худяков А.И. 20 тыс. тенге 4. Воцалевский Э.С. 20 тыс. тенге Руководитель рабочей группы по разработке проекта Закона «О нефти», член-корреспондент Национальной академии Наук РК М. Сулейменов. 19.09.94.»
2. О том, как шла борьба по эффективной реализации Закона «О нефти» после его принятия, могут свидетельствовать приведенные ниже документы. Я их привожу целиком, без сокращений и корректировок.
1) Вице-президенту республики Казахстан Асанбаеву Э.М. 30 мая 1995 г. «Проект Указа о нефти, который готовился созданной по Вашему распоряжению рабочей группой в течение полутора лет, в настоящее время находится на доработке в аппарате Президента Республики Казахстан. Однако в ходе подготовки проекта к подписи Президентом РК возникли проблемы, которые невозможно решить без Вашего вмешательства. При окончательной подготовке к подписи проекта Указа о лицензировании аппаратом Кабинета Министров и Президента РК из него по неизвестным нам причинам было исключено положение, которое предусматривало регулирование лицензирования природных ресурсов специальным законодательством. Причем изменения в проект Указа о лицензировании (а их было сделано много, большинство из них, к сожалению, непродуманные и ухудшающие проект) были сделаны без согласия и даже без уведомления разработчиков проекта Закона под моим руководством. В силу того, что лицензирование природных ресурсов резко и принципиально отличается от других видов лицензирования, исключение данного положения привело к необходимости коренной переделки проекта Указа о нефти. В этот раз работники аппарата Президента РК привлекли к переработке разработчиков проекта (в том числе меня и профессора Басина Ю.Г.), и мы совместно попытались привести проект в соответствие с Указом о лицензировании. Появилась новая глава «Конкурс инвестиционных программ», был переработан порядок выдачи лицензий. Однако выработанная в течение 3 лет и согласованная со множеством заинтересованных лиц стройная структура Закона о нефти нарушилась, что может привести к непредсказуемым последствиям. Прошу Вашего согласия на внесение небольшого изменения в Указ о лицензировании с целью восстановить положение о возможности отдельного регулирования особенностей лицензирования природных ресурсов и в связи с этим возврат к прежнему варианту проекта Указа о нефти. Текст проекта Указа о внесении изменений в Указ о лицензировании прилагаю. Руководитель рабочей группы по подготовке проекта Закона о нефти, член-корреспондент НАН РК Сулейменов М.К.
УКАЗ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «Об изменениях и дополнениях Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 17 апреля 1995 г. «О лицензировании» В соответствии со статьей 1 Закона от 10 декабря 1993 г. «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий» ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Дополнить статью Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, « О лицензировании» пунктом вторым следующего содержания: «2. Особенности выдачи лицензий на разведку, добычу, производство, переработку полезных ископаемых могут устанавливаться специальным законодательством Республики Казахстан». 2. Текст статьи 9 считать пунктом первым. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Н. Назарбаев»
2) Вице-президенту РК Асанбаеву Э.М. 22 июня 1995 г.
«Глубокоуважаемый Эрик Магзумович! После внесенного Вами проекта Указа Президента Республики Казахстан о внесении изменений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О лицензировании», в аппарате Президента Республики Казахстан состоялся ряд совещаний, на которых было решено, как нам сообщили, внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан два варианта: 1) представить новый проект Указа, имеющего силу Закона «О нефти», переработанного в соответствии с Указом «О лицензировании» и 2) представить проект Указа о внесении изменений в Указ «О лицензировании», и вместе с ним прежний вариант проекта Указа «О нефти».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |