|
|
|
Вот и подходит к завершению очередной финансовый год и перед составлением годового отчета наступает время подведения итогов деятельности организации. Документирование хозяйственных операций, их записи на счетах бухгалтерского учета не могут учесть реального движения активов и обязательств, так как по ряду причин не все явления хозяйственной деятельности могут быть зарегистрированы в момент их совершения (хищения, убыль). Это так называемые естественные потери по некоторым видам ресурсов, а также последствия ошибок, допущенных во время их приемки и отпуска, записей в учетных регистрах, а также из-за злоупотребления. Такие операции выявляют путем инвентаризации, с помощью результатов которой документально оформляют неучтенные операции для обеспечения соответствия учетных фактических данных.
Основными целями инвентаризации являются: - выявление фактического наличия имущества; - обеспечение достоверности показателей бухгалтерского учета; - проверка правильности данных текущего учета и выявления допущенных ошибок; - сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; - проверка полноты отражения в учете обязательств; - контроль над полнотой и своевременностью расчетов по хозяйственным договорам и обязательствам, уплате налогов и сборов и т. д.
Основными задачами инвентаризации являются: - выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства; - выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям; - выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации; - проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств; - проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства; - учет расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, дебиторской и кредиторской задолженности; - сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.
Законодательством предусмотрены различные формы и методы проведения инвентаризации, которые могут использоваться организацией с учетом специфики своей деятельности и задач, которые необходимо решить в ходе инвентаризации. Инвентаризацию можно классифицировать по различным признакам: - по объему (полные, частичные); - по принадлежности (имущество в организации и вне ее); - по цели (вступительные, последующие, при передаче ценностей, ликвидационные); - по последовательности (от объекта к регистру, от регистра к объекту); - по субъекту (ординарные - инициатива собственника; экстраординарные - инициатива внешних органов: судебных, финансовых и т. п.); - по использованию данных (информативные и доказательные); - по степени агрегирования (дифференцированные, интегрированные); - по форме описи (устные, письменные, на электронных носителях); - по способу проведения.
Проводить ежегодную инвентаризацию в организациях обязывают Правила ведения бухгалтерского учета, утвержденные приказом Министра финансов РК от 31 марта 2015 года № 241.
Правилами установлено, что инвентаризации подлежит все имущество независимо от его местонахождения, а также не принадлежащее субъекту, но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответственном хранении, арендованное согласно договору, полученное для переработки, принятое на комиссию), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам, и все виды обязательств.
Независимо от принадлежности к различным субъектам предпринимательства инвентаризация проводится: 1) при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); 2) при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества; 3) в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; 4) при реорганизации субъекта перед составлением разделительного бухгалтерского баланса.
Для проведения инвентаризации активов и обязательств создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается приказом руководства субъекта.
Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносятся в инвентаризационные описи, формы которых утверждены приказом Министра финансов РК от 20 декабря 2012 года № 562.
Инвентаризационные описи - документы, составляемые в момент проведения инвентаризации и подтверждающие фактическое наличие имущества на определенную дату не менее чем в двух экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом субъекта. В конце описи материально ответственное лицо субъекта дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственного лица в инвентаризационных описях лицо, принявшее это имущество, расписывается в их получении, а сдавшее - в их сдаче. Если период проведения инвентаризации имущества составляет более чем один день, то помещение, где хранится инвентаризируемое имущество, ежедневно опечатывается в присутствии членов комиссии и материально ответственного лица. В случае если в период проведения инвентаризации комиссия не имеет возможности произвести подсчет имущества в данном помещении и записать их в опись сразу, на группу проинвентаризированного (просчитанного) имущества прикрепляются инвентаризационные ярлыки для фактического наличия имущества. На имущество, не принадлежащее субъекту на правах собственности, но находящееся у них, а также на имущество, пришедшее в негодность, составляются отдельные инвентаризационные описи.
По окончании инвентаризации, оформленные инвентаризационные акты и описи, сличительные ведомости, сдаются в бухгалтерскую службу.
Выявленные при инвентаризации (расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета) излишки признаются доходом и подлежат оприходованию, недостачи признаются расходом или, в случае установления виновного лица, его задолженностью. Нормы естественной убыли применяются лишь в случаях выявления фактических недостач. Недостача и порча запасов сверх норм естественной убыли при наличии виновных лиц возмещается виновными лицами.
Комиссия выявляет причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляются протоколом, утвержденным руководством субъекта. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой финансовой отчетности. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности оформляется Актом инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, с приложением акта сверки взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами, в произвольной форме.
Проведение инвентаризации каждого вида имущества (основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных запасов и др.) и обязательств имеет свои особенности и свою технику проведения. В статье «Методология проведения инвентаризации в 2019 году» подробно описано: о порядке проведения и учете результатов инвентаризации денежных средств; о порядке проведения и учете результатов инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами; о порядке проведения и учете результатов инвентаризации запасов; о порядке проведения и учете результатов инвентаризации основных средств и нематериальных активов; о порядке проведения инвентаризации драгоценных камней и металлов и изделий из них. А также, какими документами и бухгалтерскими проводками отражаются результаты инвентаризации.
Обратите внимание, что Типовой план счетов действует в редакции, утвержденной приказом Министра финансов РК от 2 октября 2018 года № 877. С изменениями и дополнениями, внесенными в Типовой план счетов, можно ознакомиться в сравнительной таблице.
Если у вас возникли вопросы, связанные с проведением инвентаризации, то разобраться со всеми нюансами вам помогут:
Кодекс РК от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)
Закон РК от 7 марта 2014 года № 176-V «О реабилитации и банкротстве»
Постановление Правления Национального Банка РК от 24 августа 2012 года № 270 «Об утверждении Правил организации ведения бухгалтерского учета»
Приказ Министра финансов РК от 31 марта 2015 года № 241 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета» Приказ Министра финансов РК от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов» Приказ Министра финансов РК от 22 августа 2011 года № 423 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации в государственных учреждениях» Приказ и. о. Министра национальной экономики РК от 25 ноября 2015 года № 717 «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в розничной торговле» Приказ Министра сельского хозяйства РК от 27 ноября 2014 года № 3-4/617 «Об утверждении норм естественной убыли, усушки, утряски, порчи сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки»
Корреспонденция счетов типовых операций (по состоянию на 2019 год)
Какую сумму удержать с материально-ответственного лица при недостаче по инвентаризации? Как отразить в учете излишки и недостачу товара при инвентаризации? Как отражаются в форме 300.00 результаты инвентаризации товара? Как списать недостачу дизельного топлива у материально-ответственного лица? Как поставить на учет ОС, выявленные по результатам инвентаризации? Когда можно списать похищенные ТМЗ?
Обращаем внимание, что подборка обновляется по мере поступления нового материала, и надеемся, что предложенные ИС Параграф «Бухгалтер» материалы помогут избежать ошибок, оградить от штрафов, пени и судебных исков.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |